[351] Проект "Казачьи посиделки"
проект

Терентьева Юлия Сергеевна

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга»

 

 

 

Проектная деятельность

 

Тема проекта:

 «Казачьи посиделки»

для старших и подготовительных групп ДОУ

         на 2023 – 2024 учебный год

 

 

музыкальный руководитель:

 Терентьева Юлия Сергеевна

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektdokument_microsoft_office_word_avtosokhranennyy.docx207.27 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Проектная деятельность

Тема проекта:

 «Казачьи посиделки»

для старших и подготовительных групп ДОУ

        на 2023 – 2024 учебный год

музыкальный руководитель:

 Терентьева Юлия Сергеевна

59338072_Andrey_Petrovich_Lyah______utro_na_hutore.jpg

Югорск, 2023

Вид проекта:

Познавательно – творческий.

Срок реализации:

Длительный (октябрь – апрель)

Формы и методы реализации проекта:

Формы: занятия, досуги, консультативная работа с родителями, свободно-самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с использованием дидактических материалов), совместная деятельность со взрослыми.

Методы:  игровой, практический, словесный, наглядный, ИКТ.

Участники проекта: дети группы, воспитатели, музыкальный руководитель, преподаватель по изодеятельности, родители

Основная цель – воспитание духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную культуру казачества на основе осознания внутрикультурных,  исторических корней и связей; привития у детей и их родителей интереса к истории и культуре родного края, уважения и бережного отношения к семейным реликвиям.

Задачи: 

  • Воспитание нравственных качеств ребёнка, гуманистической системы ценностей на основе ознакомления его с ценностями казачества, накопленных поколениями и отраженных, заключенных в предметном мире культуры, в духовном наследии (обрядах, обычаях, верованиях, образцах устного народного творчества).
  • Создание оптимальных условий для приобщения взрослых и детей к истории и культуре казаков.
  •  Содействие развитию у детей:

- начал исторического и гражданского самосознания

- ощущения причастности к  культуре казачества

- историческому прошлому

- осознанного благоговейного отношения к родному краю

4. Отследить динамику формирования знаний об истории казачества у детей и родителей;

Сопутствующие задачи по знакомству детей с основными чертами и понятиями культуры и исторического прошлого казачества:

- формирование представлений о традиционной семье казака; знакомство с семейным укладом, обычаями и обрядами, показ роли семьи в сохранении и передаче традиций;

- знакомство детей с понятием «курень» – дом, избой - как феномен культуры, как средоточие основных жизненных ценностей человека, счастья, достатка, единства семьи и рода;

- ознакомление с основными занятиями казачества: земледелием, пчеловодством, рыболовством, орудиями производства;

- знакомство с изделиями и технологиями традиционных ремёсел – ткачество, вышивка, гончарное искусство, искусство резьбы по дереву, плетение из лыка и бересты и т.д.

- знакомство детей с фольклором казачества. Особое внимание обратить на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа, с природой;

- освоение старинных детских игр, обогащение речи ребёнка пословицами, поговорками, загадками, знакомство с мифами и легендами;

- через личное участие ребёнка в праздниках народного календаря ознакомление с историей, содержанием, обрядами и обычаями некоторых из основных народных праздников;

- ознакомление детей с понятием “музей” и формирование представлений о том, какие бывают музеи.

Основные идеи проекта:

- чередование будней и праздников, объективно зависящее от смены природных циклов и духовно осмысленное в рамках того или иного мировоззрения – сезонные обряды и обычаи, приуроченные к духовным событиям православного календаря;

- цикл человеческой жизни от рождения до кончины, духовно осмысленный в обрядах и обычаях семейной традиции;

- исторический ход жизни края, села с древности и до наших дней, запечатленный в эпической традиции, в архитектуре, в системе государственных праздников и памятных дат, во  вкладе наших земляков в кубанскую культуру.

В работе по гражданско-патриотическому воспитанию предлагается развитие нескольких направлений:

1. Нравственно- патриотическое;

2. Эмоционально- эстетическое;

3. Экологическое (краеведческое).

 Основные принципы проекта:

Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно- нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное воспитание.

Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учетом традиций своего края и возможностями восприятия старшего дошкольника.

Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии в школьный музей, храм для накопления чувственного опыта.

Принцип отбора содержания: светский характер образования и законности     (соответствие действующему законодательству РФ), учет требований типовых программ, многоуровневость.

Принцип непрерывности  и преемственности воспитания в семье и детском саду на основе сотрудничества

«Подобно тому, как цветок вырастает из зерна,

наша любовь к Родине имеет своим истоком

тот «уголок земли», где мы родились и выросли »

(Н. Смирнов)

АКТУАЛЬНОСТЬ.

С малого родника берет начало большая величавая река. Так и любовь к большой великой Родине закладывается в детстве и начинается с воспитания в детях любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране и играет огромную роль в становлении личности ребенка.

Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило коллектив нашего детского сада к проведению углубленной краеведческой работы. Немаловажным этапом введения краеведения в образовательный процесс является обогащение развивающей среды материалами о родном городе, крае, республике и создание условий для работы с краеведческим материалом детей и взрослых.

Правильно подобранная и своевременно предоставленная наглядность помогает формированию у ребенка правильных, неискаженных представлений о родном крае, помогает расширить кругозор, активизировать познавательные интересы, побуждает к исследовательской деятельности, а внесение регионального компонента в тематику и содержание предметно-развивающей среды, выступает одним из условий развития ценностного отношения к родному краю.

Для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ по данной проблеме были проведены педсоветы, разработаны консультации, организованы открытые просмотры занятий с краеведческой направленностью. Опираясь на  методические рекомендации, выделенные в  парциальных программах по патриотическому воспитанию дошкольников, мы занялись организацией предметно-развивающей среды.

Этапы и сроки проведения проекта.

  • Организационно-подготовительный (октябрь)

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; определение цели и задач проекта; подбор литературы, пособий, атрибутов; обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта; составление тематического планирования мероприятий; анкетирование родителей (см. приложение); создание уголка прикладного искусства. Наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно-образовательный процесс. 

  • Аналитический (ноябрь - апрель) 

Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Работа воспитателей в режиме инновационной деятельности. Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.

  • Заключительный (май) 

Обобщение результатов работы; Анализ деятельности; Презентация; Удовлетворенность всех участников результатами

Организация деятельности в ходе выполнения проекта

(перспективный план по месяцам)

п/п

Мероприятия

Срок

Ответственный

Подготовительный

1.

Выявление проблемы

октябрь

муз. руководитель

2 .

Определение темы и цель проекта

октябрь

муз. руководитель

3.

Подборка материала по теме проекта

октябрь

муз. руководитель

4.

Составление плана совместной деятельности

октябрь

муз. руководитель

Основной

1.

Осенний праздник «Покровская ярмарка»

октябрь

Воспитатели,

муз. руководитель

2.

Пошив казачьих костюмов

октябрь

Родители, воспитатели

3.

Посещение музея

ноябрь

Воспитатели

5.

Фольклорный праздник «Колядки»

январь

Воспитатели,

муз. руководитель, родители

6.

Спортивный праздник «Карусель народных игр»

апрель

Воспитатели,

муз. руководитель родители

7.  

Фольклорный праздник «За околицей»

май

Воспитатели,

муз. руководитель, родители

8.

Развлечение «День матери»

ноябрь

Воспитатели,

муз. руководитель родители

9.

 « МЫ РЕБЯТА – КАЗАЧАТА»,

посвященный  23  февраля.

февраль

Воспитатели, родители

 муз. руководитель

10.

Цикл занятий и бесед с детьми по теме проекта:

«Знакомство детей с древними жилищами людей и предметами быта казака»

ноябрь

воспитатели

«Традиции и быт кубанского казачества»

ноябрь

воспитатели

«Знакомство с предметами быта: прялка, веретено»

ноябрь

воспитатели

«Знакомство с предметами быта: рубель, чугунный утюг»

ноябрь

воспитатели

«Русской печки нет добрее»

декабрь

воспитатели

«Вышивка»

декабрь

воспитатели

«Старый медный самовар»

декабрь

воспитатели

«Вареники для казаков»

декабрь

воспитатели

«Рождество  Христово»

январь

воспитатели

«Святки»

январь

Воспитатели

муз. руководитель

« Крещение»

январь

Воспитатели

муз. руководитель

«Национальная одежда сибирского казака и казачки»

январь

воспитатели

«Обрядовые праздники - Масленица»

февраль

воспитатели

«Казачьему роду нет перероду»

март

воспитатели,          

«Воспитание детей в казачьих семьях»

апрель

воспитатели

«Как на пасху куличи пекли»

апрель

воспитатели,          

«Красная горка»

апрель

воспитатели,          

11.

 Консультация для родителей «Без прошлого – нет будущего»

муз. руководитель

12.

Разучивание комплекса казачьих народных игр

в течение проекта

Воспитатели

муз. руководитель

13.

Оформление  папки "Традиции казачества"

февраль

Воспитатели

муз. руководитель

14.

Консультация для родителей «Воспитание детей в казачьих семьях»

апрель

Воспитатели

муз. руководитель

15.

Оформление  семейного альбома "Семейные традиции"

декабрь

Воспитатели

16.

Оформление презентации "Масленица у казаков"

март

Воспитатели

муз. руководитель

17.

Проведение фоторепортажей по проекту

ежемесячно

Воспитатели

муз. руководитель

18.

Оформление презентации "Кто такие казаки"

январь

Воспитатели

муз. руководитель

Заключительный

1.

Подготовка презентации проекта

апрель

Воспитатели

муз. руководитель

2.

Выступление на педсовете

май

муз. руководитель

Занятие «Как на Пасху куличи»

Ведущая: С Пасхой Вас, гостечки дорогие!   Со Светлым Христовым Воскресением! С праздником да весельем, а колокола на Пасху звонят, душа радуется!

Под колокольный звон (фонограмма) входят дети в воротца из расписных платков.

Ведущая: Все в горницу приглашаются: и барышни – вертушки, и матрешки – хохотушки, и казаки служивые, и дедуси ворчливые, а пуще всех зовем ребятишек, девчушек да мальчишек!

Дети: Будем петь да плясать, старину вспоминать.

Стихотворение С.Есенина «Пасхальный Благовест»:

1 ребенок: Колокол дремавший разбудил поля.

                     Улыбнулась солнцу сонная земля.

                     Понеслись удары к синим небесам.

                     Звонко раздается голос по лесам.

2 ребенок: Скрылась за рекою белая луна

                     Звонко побежала резвая волна

                     Тихая долина отгоняет сон,

                     Где-то за дорогой замирает звон.

Ведущая с веточками вербы в руках: В древние времена существовало поверье, что расцветающее дерево может дать здоровье, силу, красоту всем, деревом, считается верба. Ведь цвести она начинает раньше других деревьев.

Наш зал украшен веточками вербы, потому что недавно был праздник – Вербное воскресенье. В этот день люди идут с веточками вербы, что бы освятить их в храме. В этот день ваши прабабушки запекали пушистые почки освященной вербы в хлебцы и угощали всех. Любил народ это светлый праздник – Вербное воскресенье. Был такой обычай в старину веточками вербы выгоняли скот на первый выпас, сметать вербным пучком паутину в куренях и сараях, мести пол. Этим как бы изгоняли нечисть из дома, болезни и неудачи. Маленьких детишек стегали веточкой вербы, чтобы они росли здоровыми, да приговаривали при этом «как вербочка растет, так и ты расти» А тех кто постарше, стегали посильнее, при этом говорили:

1 ребенок: Верба хлест, бьет до слез,

                      Верба синя, бьет не сильно

                      Верба красна, бьет напрасно!

2 ребенок: Верба бела, бьет за дело,

                     Верба хлест, бьет до слез.

                     Не я бью, верба бьет,

                     Верба хлест, бьет до слез.

                           Игра «Вербочка»

Дети встают в круг, идут по кругу. Водящий ходит за кругом в противоположную сторон и приговаривает:

                         С вербой, с вербой я иду за тобой

                         Коснусь вербой, беги за мной.

Водящий слегка ударяет по спине того кто оказался рядом. Круг останавливается и водящий и тот кого коснулись бегут в разные стороны, навстречу друг другу. Кто быстрее обежит круг и встанет на свободное место, становится игроком а кто не успел водящим.)

Ведущая: Вслед за Вербным Воскресеньем, приходит - Светлое Христово Воскресенье.  Светлое Христово Воскресение  - называемое Пасхой , считается самым главным праздником.

1 ребенок: Из страны далекой ласточки летят,

                      Весело щебечут: «Люди пробудитесь к вам весна идет!

                      А с весной и Пасха радость нам несет!»

2 ребенок: Колокольный звон воскресный достигает до небес

                     Вторя тысячам признаньям, говорим: «Христос Воскрес».

3 ребенок: Прославляют праздник люди

                     На селе и в городах

                     Сколько радости на лицах,

                     Сколько нежности в глазах!

4 ребенок: Даже матушка природа

                     Дарит нам подарок свой,

                     День овеянный любовью

                     И весенней теплотой.

5 ребенок: Веселитесь люди «Наш Христос Воскрес!»

                     Есть спасенье людям и надежда есть!

Ведущая: Существует поверье, что на Пасху «солнце играет». И многие старались увидеть это мгновенье. Ранним утром выходили смотреть – как солнышко играет, если небо ясное, значит будет хороший урожай.

Игра «Солнышко – ведрышко»:

 выбирается водящий – солнце, остальные дети образуют круг, дети поют:

                                        Гори солнце ярче,

                                        Лето будет жарче

                                        А зима теплее

                                        А весна милее.

На первые две строчки, дети идут по кругу, на последние две поворачиваются лицом друг к другу, кланяются. Поворачиваются к «солнцу» и все подходят к нему близко. «Солнце» говорит – «Горячо!» и догоняет детей. До кого «солнце» дотронулось – выбывает из игры, или  становится «солнцем».

1 ребенок: На Руси обрядов много, а сегодня праздник Бога

                      Пасха – Бога воскресенье, второй день его рожденья.

2 ребенок: Повсюду благовест гудит, из всех церквей народ валит

                     И заря глядит с небес – Христос Воскрес! Христос Воскрес!

3 ребенок: С полей уж снят покров снегов,

                     И руки рвутся из оков

                     И зеленеет ближний лес.

                     Христос Воскрес! Христос Воскрес!

4 ребенок: Вот просыпается земля

                     И одеваются поля.

                   Весна идет полна чудес

                   Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Ведущая: Как и все православные праздники, Пасха богата обрядами и обычаями. В этот день старики расчесывали волосы с пожеланиями, что бы у них родилось столько внуков, сколько волос на голове. Умывались водой в которую окунали золото да серебро да красное яйцо, в надежде разбогатеть.

Колокола в этот день звонят  особенно торжественно, называется этот звон – Пасхальный Благовест.

1 ребенок: Разливается в округе перезвон колоколов

                     Он летит до поднебесья, до плывущих облаков.

                     Воздух радостью напоен, солнцем ярким теплотой,

                     И какой-то очень хрупкой, очень нежной чистотой.

                     В светлой маленькой церквушке я всем сердцем помолюсь

                     Воскресение Христово прославляет нынче Русь.

Ведущая: Принято на Пасху Христосоваться: обмениваться крашенными яичками, трижды целоваться приговаривая: «Христос Воскресе! – Воистину Воскресе!» Этому обычаю уже много лет. Христос дал нам жизнь, а яйцо символ новой жизни, светлой, чистой, символ надежды. Освященному в церкви яйцу приписывались магические свойства: спасение дома от пожаров

помощь людям и скоту от болезней.

1 ребенок: День светлой Пасхи наступил

                     Христово Воскресение!

                     И славит праздник наш народ

                    И верит он в спасение.

2 ребенок: Разрисовал вчера мой друг

                     Пасхальные яички,

                     И я подарок дорогой

                     Несу своей сестричке.

3 ребенок: А дома верба, куличи, да радостные лица

                     И перед образом Христа лампадочка светится.

Ведущая: Наши предки придумали пословицы и поговорки в которых есть упоминание о яйце: «Дорого яичко ко Христову дню»- о своевременной услуге; «Дай яичко да еще и облупленное» - о ленивом человеке; «Хоть черненькая курица, да белые яички несет» - о суровом на вид человеке, но с доброй душой; «Дай дураку яичко – что покатил, то и разбил» - говорят о неловком увальне. А назовите сказку, в которой разыгрываются страсти вокруг яйца?

Дети: Курочка Ряба!

                              Инсценировка по сказке «Курочка ряба»

Ведущая: На пригорке виден дом

                   Бабка с дедом в доме том.

                   У них курица живет,

                   Яйца каждый день несет.

                   Было так… Яйцо на днях

                    Снесла курица в сенях

                   То яичко не простое,

                   Честно слово, золотое.

Дед: Пойду-ка, я к курочке посмотрю, не снесла ли она яичко. Ну-ка, курочка, ответь, есть яичко, или нет?                  

Курочка: Ко-ко-ко, дедушка, снесла, как раз к празднику успела.

Дед: Умница, Рябушка, спасибо тебе! Баба, иди сюда скорее, посмотри, какое яичко курочка наша снесла.

Баба: Вот так яичко! Такой красоты вовек не видала. Золотое, расписное!

( кладет яйцо на стол, любуется)

Ведущая: Бабка песенки поет,

                   Дед медок от счастья пьет.

                   Но яичко золотое

                   Было прочное такое

                   Баба била, била, била

                   Но яичко не разбила,

                   Взялся дедка за яйцо

                   Да как стукнет о крыльцо!

                   И яичко покатилось,

                   Но разбиться не разбилось.

Баба: Ладно, дед, пускай лежит, у меня мука закончилась. Бери ведерко пойдем в амбар, принесем муки, я куличей напеку к празднику.

                              Дед с бабой уходят.

Ведущая: Ушли дед с бабой, а в это время мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Заходят дед с бабой, подходят к столу и видят на полу разбитое яйцо.

Бабка: Остались мы на праздник без яичка. (садятся и плачут)

Ведущая: Плачет дед и плачет баба, к ним бежит скорее Ряба.

Курочка: Вы не плачьте, баба, дед

                  Я снесу вам на обед

                  Но яичко не златое,

                  А обычное – простое.

Курочка садится опять на гнездо.

Ведущая: Давайте станцуем для стариков, что бы они не плакали.

                        Танец «Кадриль»

Баба: Спасибо вам, ребятки, порадовали стариков. Только все равно яичко жалко, очень красивое было.

Входит курочка несет лукошко пасхальных яичек.

Курочка: Не плачьте, не грустите, сюда посмотрите, сколько я вам яичек принесла. Вот их целая корзина, не волшебных, золотых, а красивых расписных. Угостим гостей на славу, ребятишкам на забаву.

Ведущая: Да, наши предки забавлялись, катали крашенные яйца по земле. Считалось, что это способствует плодородию. Давайте и мы поиграем в игру.

               Игра « Кто быстрее прокатит яйцо»

Атрибуты 2 деревянных яйца, писанки, две деревянные палочки, две арки из строительного модуля. Двое играющих по команде, должны закатить яйца, при помощи палок в арки, победит тот, кто быстрее.

Ведущая: Давайте еще в одну игру поиграем.

                                  Игра «ПЕТУШОК»

Все дети сидят. Ведущий выбирает одного игрока, который становится спиной ко всем. Из сидящих детей выбирается «петушок», который после слов ведущего кричит «Ку-ка-кре-ку!» Выбранный ребенок угадывает чей он слышал голос. Слова ведущего:  « Утром кто бесов гоняет,

                                                                  Песни звонко распевает,

                                                                   Казаку кто спать мешает?»

Ведущая: Дед с бабой развеселились, а про куличи – то забыли?

Баба: Ой, забыла, совсем забыла, они у меня готовенькие!

(заходит в избушку и выносит поднос с куличами и пасхой)

                              В расписной избушке я живу

                              Всех гостей в избушку приглашу

                              Наварила, напекла куличей и киселя.

                              Вы хозяюшку потешьте, моих куличиков поешьте.

Баба и дед всех угощают.

1 ребенок: Ликуйте люди, радуйтесь!

                     Воскрес Иисус Христос!

                      Не будет скорби, траура

                     Не нужно горьких слез.

2 ребенок: Во и имя человечества

                      Свой трудный путь избрав

                      Восстал он из небытия,

                      Собою смерть поправ.

3 ребенок: И в день великой радости.

                      Под звон колоколов,

                      Сойти на землю грешную

                      Христос опять готов.

Ведущая: Хвалите Господа с небес

                   И пойте непрестанно!

                   Исполнен мир его чудес

                   И славы несказанной!

                   Хвалите Господа с небес

                   И славьте, человеки:

                   Воскрес Христос! Христос Воскрес!

                   И смерть поправ во веки!

Всех поздравляю с Великим праздником Пасхи Христовой!

Желаю вам крепкого здоровья, счастья, благополучия!

Милости просим отведать праздничное угощение.

                   

Занятие «Красная горка».

Цель: Познакомить детей с историей возникновения русского народного календарно-обрядового праздника «Красная горка», приобщать детей к истокам русской культуры через народные игры.

Материалы: Куличи, крашеные яйца, деревянные яйца – писанки.  

Предварительная работа: Разучивание  хоровода «Земелюшка – чернозём», русских народных игр: «Прялица», «В круги», «Золотые ворота» «Горелки с платочком».

Воспитатель: самым радостным событием весны была Пасха – главный христианский праздник. Перед ней заканчивался Великий пост. В 2009 году Пасха приходится на 19 апреля. Неделя перед Пасхой называлась страстной в память о последних трагических днях жизни Иисуса Христа. Всю неделю до четверга убирали в доме, дворе, пристройках. Четверг называли «чистым» - все должно было сверкать чистотой. С этого дня начинали готовить ритуальную еду – печь куличи и красить яйца.   (Показ иллюстраций).

Воспитатель показывает детям крашеное яйцо и говорит:

Ты катись, яичко, да ко думе Господней!

Дай ты людям защиты, и добра дай, и спасу!

 Скажите, ребята, что делают с крашеным яичком на Пасху? (Ответы детей)

 Воспитатель: На Пасху яичками обмениваются. А зачем это нужно делать? А затем, чтобы только добро и свет приставали к душам нашим, чтобы все плохое, под стать скорлупе, в этот день отстало, а наружу смогло бы проклюнуться все лучшее, что есть в человеке. Обменяйтесь друг с другом яйцами, пожелайте друг другу здоровья, душевной чистоты.

Дети обмениваются яичками.

А еще с яйцами можно играть!

Проводятся русские народные игры с яйцами.

«Чье яйцо дольше покрутится?»

      Играющие раскручивают яйца. Победитель тот, у кого дольше всех крутится яйцо.

«Катание яиц с горки»

       Чье яйцо дальше укатится, тот и победитель.

«Бой яйцам.»

        Играющие произносят: «Раз, два, три! Мое яйцо окрепни!» Бьются яйцами: яйцо об яйцо. Чье яйцо разобьется или даст трещину, выбывает из игры.

«Бей яйцом по « медным лбам»!

        Водящий должен разбить яйцо о лоб играющих, а они стараются убежать от водящего.

Воспитатель: Первое воскресенье после Пасхи, последний день пасхальной недели, носит название Красная горка, или Радостное воскресенье. Такое название праздника идет из глубины веков. В древние времена горы из-за своей приближенности к небу – обители богов – являлись местом свершения обрядов. В этот день наши далекие предки зажигали на горках священные костры в честь бога солнца Дажьбога. В этот день проводится древний обряд «заклинания весны», имевший целью привязать к красной девице полюбившегося ей добра молодца на долгие годы. Красная горка – время смотрин невест. Поэтому Красная горка называется еще «девичьим праздником». В этот день все девки наряжались, ведь женихи будут себе невест выбирать. Молодежь водила хороводы, пела, веселилась. Этот день считался счастливым для вступающих в брак, поэтому шло сватовство, устраивались свадьбы. «Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведется».

Воскресенье после Пасхи -

Красной горки яркий свет,

Этот праздник молодые

Отмечают много лет.

Свадьбы многие гуляют,

И весна стучится в дверь!

Молодые люди присматривали себе невест в хороводах, давайте и мы заведём                       хоровод «Земелюшка-чернозём».

Считалось дурной приметой, если парень или девушка просидят в этот день дома: такой парень или совсем не найдет себе невесты, или возьмет  рябую, а девушка или совсем не выйдет замуж, или выйдет за последнего мужичонку-замухрышку.

Красная Горка – праздник весны,

Праздник гаданий, гуляний, веселья.

День, когда все кругом влюблены,

От спячки разбужены звоном капели.

В этот день свадеб в округе не счесть,

Будут счастливы все молодые,

В народе примета давно уже есть,

Будут удачными браки такие.

Поиграть пришла пора

Развеселая детвора

Пусть наш смех звучит вокруг

Становитесь дружно в круг!

Дети становятся в круг.

 

Проводится русская народная игра «Прялица».

 Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В середине круга стоит «жених». Играющие ходят по кругу, приговаривая:

Прялица, кокорица моя.

С горя выброшу на улицу тебя;

Стану прясть да попрядывать,

На беседушку поглядывать.

 После этих слов «жених» выбирает себе «невесту», целует ее. Игра продолжается.

Проводится русская народная игра «В круги».

По считалке выбирается водящий, остальные образуют круг. В центре с завязанными глазами стоит водящий, а играющие ходят вокруг него и поют:

Отгадай, чей голосок,

Становися во кружок

И скорей кого-нибудь

Своей палочкой коснись.

Отчечай поскорей,

Отгадай поторопись.

Затем останавливаются, а водящий ощупывает у всех головы. Тот, кого он верно назовёт по имени, идёт в круг.

Проводится русская народная игра «Золотые ворота».

Из участников игры выбираются двое. Они будут «солнцем» и «месяц». Затем «солнце» и «месяц» становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их  образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота» и поют песню.

В Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй раз – запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

По окончании слов ворота «закрываются». Попавшегося спрашивают, на чью сторону он хотел бы стать: позади «месяца» или «солнца». Игрок выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и игра продолжается до последнего. Когда все распределены, группы устраивают перетягивание каната.

Проводится русская народная игра «Горелки с платочком».

Все участники игры встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек. Играющие говорят хором:

Гори, гори, масло, 
Гори, гори ясно, 
Чтобы не погасло. 
Глянь на небо, 
Птички летят!

После слов «Птички летят!» игроки последней пары стремительно бегут вперед, и кто из них первый возьмет платочек, тот встает с водящим впереди колонны, а опоздавший «горит».

Второй вариант игры.

Играющие встают круговым хороводом, все стоят, держась за руки, только ведущий держит платок на вытянутой руке, играющие говорят слова и идут по кругу, по окончании слов дети останавливаются, на кого указал платочек, те дети по команде должны бежать в разные стороны от ведущего, снаружи хороводного кольца. Кто из них первый выхватит платочек, будет водящим.

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят.

Раз, два, три не воронь,

А беги как огонь!

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Без прошлого нет будущего.

Уважаемые родители! В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утрачиваются народные традиции: любовь к Родине, уважение к старшим, любовь к ближним. Потеря народных корней приводит к появлению бездуховности, черствости у подрастающего поколения. Радует то, что в последнее время вырос интерес к истории нашей страны, нашего края. Мы чаще стали возвращаться к лучшим традициям нашего народа. С целью изучения, сохранения и возрождения традиций необходимо уделять внимание нашим детям. Необходимо  развивать в них интерес к истории своего народа, дать побольше информации о жизни, обрядах, привить чувство глубокой любви и привязанности к своему краю, своей Родине. Справиться с этими задачами мы сможем лишь сообща, помогая друг другу. Начиная  эту работу в комплексе, необходимо обратить внимание на воспитание умения слушать, развитие памяти, познавательного интереса.

 Забирая детей из детского сада, обязательно поинтерисуйтесь, какие были занятия, о чем говорили, что нового узнали и что делали дети. Ведь мощным фактором воспитания является доброжелательное, неравнодушное общение между родителем и ребенком, беседы, рассказы, совместные чтения. Гуляя с детьми по городу, в садах, парках, обращайте внимание на красоту города, на красоту его архитектуры, новые многоэтажные дома, красивые отреставрированные старинные здания. Сравните старое и новое, отметьте достоинства каждого. Город наш украшают зеленые парки, цветущие клумбы, много деревьев, красивых газонов. Обратите на это внимание своих детей. Придя домой, попросите  ребенка запечатлеть свои чувства от увиденного, нарисовать то, что понравилось, запомнилось. Принесите эти рисунки в детский сад, покажите, как гордитесь достижениями своего ребенка.

 Закрепляйте знания детей о кубанском историческом жилище, старинной посуде, о различных видах ремесел, о разнообразии и красоте природы, животного и растительного мира. Побеседуйте на эти темы с детьми, расскажите о том, что знаете сами. Особенно интересно будет детям из ваших уст и уст бабушек узнать о народных праздниках и обрядах. Во время праздников привлекайте детей, можно вместе с ними украсить дом, испечь пироги, сделать подарки на Рождество, для членов вашей семьи, роственников; пойте вместе песни, разучивайте пословицы, повторяйте выученное в группе.

 Двадцать первый век, как быстро летит время, прошло столетие и жизнь движется вперед. На многие вещи мы начинаем смотреть по-другому, что-то открываем новое, а что-то переоцениваем заново. К сожалению то, что годами копили  и бережно сохраняли наши деды и прадеды мы стремительно успели растерять. В погоне за западной модой, мы забываем культуру своего народа, становимся безликой массой. Мы перенимаем культуру запада, а порой не знаем, как жили наши предки всего двести лет назад, как отдыхали, как работали, как отмечали праздники, о чем они думали. Меня всегда волновал этот вопрос, что передадим мы своим внукам и правнукам. Будет ли нам, что им поведать о своей неповторимой народной культуре, о своей самобытности.  Предания на Кубани к сожалению не записывались, а передавались устно от стариков к детям. Они отражали самые разные стороны жизни кубанцев. Смогут ли наши дети ответить на вопросы, связанные с культурой казачества. Мы должны вернуть утраченные человеческие ценности, восстановить связь времен. Без прошлого нет настоящего и будущего. Пагубно забывать о своем культурном прошлом, об обычаях и традициях. Ведь это прямой путь к бездуховности. Именно культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины.

Ожидаемые результаты:

Реализация проекта позволит:

  • Сформировать у детей основы этнических инстанций, укрепить оптимальные черты личности детей, оптимизировать позитивное восприятие детьми друг друга и сформировать основы бескорыстности и благотворительности, снизить уровень проявления негативных эмоций, развивая тем самым элементы саморефлексии.
  •  Систематизировать уровень работы педагогов по формированию у дошкольников патриотического воспитания (используя региональный компонент) .
  • Вовлечение родителей и социума в работу по патриотическому воспитанию детей;
  • Воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, ее прошлому и настоящему;
  • Воспитание гражданина,  духовно-нравственной личности дошкольника.
  • Выявить родителей, связанных с историей казачества.
  • Собрать фотографии, предметы быта, литературу по истории казачества в мини-музей.
  • Распространить лучший опыт родителей через оформление стенда для родителей ДОУ в мини-музее

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлекательное мероприятие "Посиделки у костра"

Занятия по пожарной безопасности эффективнее усваиваются через театрализованную деятельность. В увлекательной для дошкольников форме прошло театрализованное представление «Теремок на новый лад». А раз...

музыкальное занятие на основе руссого фольклора веселые посиделки

Цель: Создать праздничную обстановку, помочь детям научиться творчески самовырожаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Задачи: Формировать понятие о народной культуре....

Осенние посиделки (Праздник для старшей и подготовительной группы)

Осенний праздник для детей старшей и подготовительной группы. На праздник приходят гости - фольклорный ансамбль "Сайгатские трещотки". Исполняют для детей народные песни, хороводы. Играют вмсте с деть...

ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ НА КУБАНИ

Утренник для детей подготовительной группы 2010-2011 учебный год....

Методическая разработка праздника Осенние посиделки

Тема праздника: Русские осенние обряды Сценарий праздника с использованием фольклора, для детей 5-6 лет....

Сценарий мероприятия «Посиделки у самовара» Посиделки по обычаям и традициям русского народа

Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм;•Познавательная цель: - Расширить пре...