картотека дидактических игр
картотека
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 2» г.п. Нарткала Урванского муниципального района КБР
Картотека дидактических игр
для детей второй младшей группы
Составила воспитатель – Шадова З.Р.
2022 год.
Дидактические игры — это непременный атрибут каждого занятия в детском саду. А во второй младшей группе такой форме реализации образовательных целей и задач отводится совершенно особое место, ведь дети 3–4 лет ещё не могут воспринимать информацию в виде набора фактов, малышам нужен сюжет, действия, в которые вплетаются новые знания. Поэтому педагогу следует уделять пристальное внимание организации и проведения такого рода игр, а для этого без теоретической базы и осмысления практического опыта не обойтись.
«Вот так произносят звуки»
Цель: Учить детей голосом подражать звукам животных, птиц, насекомых.
Оборудование: "Говорящий куб" - где меняются карточки, на которых изображены то насекомые, то животные. то различные предметы.
Содержание: Ребёнок кидает куб говорит слова "Кубик ты катись, катись и скорей остановись" Кубик падает, какая картинка окажется сверху (например лягушка, или комар и т. д.) , ребёнок произносит звуки
«Громко – тихо»
Цель: Учить детей менять силу голоса: говорить то тихо, то громко. Воспитывать умение менять силу голоса.
Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов (большая и маленькая машина, барабаны, дудочки, самолёты, и т. д.).
Содержание: Воспитатель оказывает 2 машины и говорит: " Когда едет большая машина, она сигналит громко, вот так "БИ,БИ", Повторите. А когда маленькая, то тихо "би-би". Педагог убирает машины и говорит: "будьте внимательны, как только поедет машина, будьте внимательны, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая тихо. Аналогично игра проводится с другими предметами.
«Лошадки цокают копытцами»
Цель: Развивать фонематический слух, развивать речевое внимание детей.
Оборудование: Картинки с изображением лошадки, слона, медведя, поросят, ёжика.
Содержание: воспитатель показывает картинки, дети произносят звуки, которые издают животные, когда идут или бегут. (Лошадки - цок, цок, цок. Слоны - бам, бам, бам. Медведь - топ-топ-топ. Поросята чух-чух-чух. Ёжих пых-пых-пых и т. д.)
«Шар лопнул»
Цель: Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ. Автоматизация и дифференциация звуков с-ш.
Содержание: Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь - шар. Затем, повторяя за педагогом : "Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся", дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу воспитателя: "Пузырь лопнул, воздух вышел", дети идут к центру, произнося : с-с-с (или ш-ш-ш).
«Летят снежинки», «Вьюга»
Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.
Оборудование: Сюжетная картинка " Вьюга".
Содержание: Педагог показывает картину, на которой нарисована вьюга.
По сигналу воспитателя "Вьюга начинается" - тихо говорят: у-у-у-у; по сигналу "Сильная вьюга" громко говорят: у-у-у; по сигналу "Вьюга кончается" говорят тише.
«Назови ласково»
Цель: Расширение и активизация словарного запаса детей. Учить образовывать слова с суффиксами "чк-чн"
Содержание: Воспитатель показывает предметные картинки и предлагает произнести их ласково.
«Помоги найти маму»
Цель: Закрепить правильное произношение звуков. Упражнять в формировании грамматического строя речи.
Содержание: У всех детей предметные картинки с изображением детёнышей животных.
Воспитатель: "Кто у тебя нарисован, Коля?" (цыплёнок) "Кто у цыплёнка мама?" (курица). Позови цыплёнок свою маму (пи-пи-пи) и т. д.
«Один – много»
Цель: Учить употреблять существительное единственного и множественного числа.
Оборудование: карточки с изображением предметов в единственном и множественном числе.
Ход: У детей карточки с изображением одного предмета и много предметов.
1. Задача детей назвать, что на картинке. Образец: У меня один кубик и много кубиков.
2. Изменить слова так, чтобы они обозначали много предметов. Образец: шар – шары, кубик – кубики.
3. Изменить слова так, чтобы они обозначали один предмет. Образец: деревья - дерево, утята- утенок.
«Чудесный мешочек»
Цель: В ходе проведения игры дети учатся определять, что это за предмет, по характерным внешним признакам, то есть по форме. Также ее можно использовать для развития речи и воображения.
Оборудование: Непрозрачный мешок. Для малышей его рекомендуется сшить из ярких тканей (чтобы увеличить интерес к происходящему, а для более старших детей – из темной.
Предметы. Они должны соответствовать определенной теме (овощи, геометрические фигуры, животные, буквы или цифры) и иметь ярко выраженные различия формы.
Ход игры. Смысл игры очень прост: необходимо опустив руку в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно. Чтобы дети не путались, сначала можно класть 1 предмет, а потом, когда они научатся так играть, уже несколько.
Играющим, кроме основного задания, могут быть даны дополнительные:
описать попавшийся предмет (цвет, размер, вкус, материал) или животное (что оно делает, где живет);рассказать, из какой сказки этот предмет или герой;описать его так, чтобы другие дети отгадали его;
назвать слова на данную букву;
Для совсем маленьких деток можно предложить таким образом выбрать игрушку, с которой он потом будет играть. Для этого им сначала показывают предметы, которые кладутся в мешочек, а потом каждый по очереди достает свой.
«Части суток»
Цель: закреплять знания о частях суток; упражнять в сопоставлении картинки с частями суток : утро, день, вечер, ночь.
Игровые правила: по слову, которое произносит педагог, показывать карточку и объяснять, почему он ее поднял.
Игровое действие: поиск нужной картинки.
На столе у играющих разные картинки, отражающие жизнь детей в детском саду. К каждой части суток должно быть несколько сюжетных картинок. Дети выбирают себе картинку, внимательно рассматривают ее. На слово «утро» все дети, в руках у которых соответствующие картинки, поднимают их и каждый объясняет, почему он думает, что у него изображено утро: дети приходят в детский сад, их ждет воспитатель, они делают утреннюю гимнастику, умываются, завтракают, занимаются и др. Затем педагог говорит слово «день». Поднимают картинки те, у кого есть изображение какого-либо события или деятельности детей в это время суток: на прогулке, трудятся на участке, обедают, спят.
Педагог. Вечер.
Дети поднимают соответствующие карточки.
Почему ты показал эту карточку?
Ребенок. Потому что за детьми пришли мамы, на улице темно.
Педагог. Ночь.
Дети поднимают карточки с изображением спящих ребят.
Так закрепляются знания детей о частях суток. За каждый правильный ответ дети получают фишки: розовая фишка - утро, голубая - день, серая - вечер, черная - ночь.
Затем все карточки перемешиваются, и игра продолжается, но слова называются в другой последовательности: педагог сначала называет «вечер», а потом «утро», тем самым усиливая внимание к словесному сигналу.
«Скажи какой?»
Цель: развитие у детей тактильных ощущений, обогащение и активизация словаря.
Задачами данного пособия являются: развитие тактильной памяти, мыслительных операций, мелкой моторики, импрессивной и экспрессивной речи; фантазии и воображения (все зависит от поставленных задач в дидактической игре) .
Ход игры: Детям раздаются карточки с изображением разного настроения людей, состояния предметов.
Ребенок должен назвать определения в сравнении (здесь девочка веселая, а на другой картинке девочка грустная).
Усложнение: ребенку дается задание подобрать несколько определений к предмету (мяч – круглый, резиновый, синий, большой).
«Какое время года?»
Цель: Учить детей разбираться в изменениях погоды по сезонам, поведению растений и животных, а также жизни людей в разное время года.
Задание: необходимо подбирать картинки и предметы, соответствующие времени года.
Правила: вспоминать о том, что бывает и в какое время года; в группе помогать друг другу; в индивидуальном порядке можно играть с родителями и пользоваться их подсказками.
Материал: круглый диск, разделенный на четыре части. Каждую из частей разукрасить или обтянуть тканью, которая по цвету отвечает времени года (белый – зима; зеленый – весна, розовый или красный – лето, а желтый или оранжевый – осень). Такой диск будет символизировать «Круглый год». На каждую часть нужно подобрать несколько серий картинок с соответствующей тематикой (изменения природы, животные и птицы, люди, работающие на земле, развлекающиеся дети).
«Один – много»
Цель: Учить находить разное количество предметов: один или много.
Оборудование: карточки с изображением предметов: один предмет и много предметов.
Ход игры: У детей карточки с изображением одного предмета и много предметов.
Задача детей найти по заданию воспитателя, где находится один предмет, где их много.
«Узнай по форме»
Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.
Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, предметы разной формы.
Ход игры:
1. Картинки делятся на две части: геометрические формы, изображения разных предметов. Подобрать предметы к геометрической фигуре, объясняя свой выбор: «Ёлочка похожа на треугольник, она треугольной формы». Игра продолжается, пока все предметы не будут подобраны к образцам.
2. Детям раздаются геометрические фигуры. Каждый ребенок выбирает из всех карточек изображения предметов нужной формы. Педагог помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная).
«Чего больше - чего меньше»
Цель: учить сравнивать равные и неравные по количеству группы предметов, устанавливать равенство и неравенство групп предметов, пользуясь словами «больше», «меньше», «поровну».
Оборудование: картинки с изображением разного количества предметов
Ход игры: Детям раздаются картинки с изображением разных предметов и предлагается сравнить и сказать, каких предметов больше или меньше. Усложнение: в кружочки положить цифру по количеству изображенных предметов.
«Угадай, что это?»
Цель: Учить детей различать и называть геометрические фигуры.
Оборудование: Домики с вырезанными окошками, геометрические фигуры по форме окошек.
Ход игры: Педагог раздает домики детям, предлагает движением руки обвести контуры окошка, найти геометрическую фигуру и закрыть окошко. Педагог показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на столах лежат домики с окошками разной формы, и такие же фигуры. Разложите все фигуры на окошки так, чтобы они спрятались».
«Из каких фигур состоит предмет»
Цель: Учить выделять части изображения, определять их форму. Упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).
Оборудование. Картинки с изображением предметов, составленных из геометрических фигур.
1 Вариант:
Детям предлагается рассказать, из каких геометрических фигур составлено изображение, сколько их и какого они цвета.
2 Вариант:
Детям предлагается выложить такие же картинки из набора геометрических фигур сначала методом наложения на карточку, затем – рядом с картинкой, а затем – по памяти. Педагог спрашивает: «Что составил? Из каких геометрических фигур?».
3 Вариант:
Детям показывается карточка и предлагается запомнить, какие фигуры использованы в изображении.
«Что где находится»
Цель: Познакомить с пространственными понятиями. Закрепить понятия на, над, под, в, около.
Оборудование: картинки сюжетные, картинки предметные из сюжета картинок.
Инструкция к проведению: Педагог предлагает назвать, где находится предмет на картинке по отношению к другим предметам, расположить предмет на картинке.
«Положи куда скажу»
Цель: Развивать пространственные представления, умение ориентироваться на листе.
Оборудование. Карточки, разделенные на верхнюю и нижнюю полосы, мелкие картинки.
Ход игры. Раздаются детям карточки - «полки» и картинки.
Педагог предлагает положить на верхнюю полку мяч. Положите на нижнюю полку машину.
Дети постепенно выкладывают картинки на карточки - «полки».
Воспитатель: Что у тебя на нижней полке? На верхней полке?
Побуждают детей отвечать полным предложением.
«Что длиннее, выше, толще»
Цель: Развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.
Материал. Атласные или капроновые ленты разных цветов и размеров, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла, картинки с предметами, различными по величине.
Ход игры. В. заранее раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки). Педагог достает две игрушки - плюшевого мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для мишки. Дети с помощью В. примеряют и завязывают пояски игрушкам. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. В. обнаруживает, что на мишке поясок куклы не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Педагог предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины - длина. Сравнивают предметы по величине на картинках.
«Разложи по порядку (в пределах 3)»
Цель: учить располагать предметы в порядке возрастания или убывания по размеру.
Материал. 2 комплекта трехместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков. Цель: учить располагать предметы в порядке возрастания или убывания по размеру.
Ход игры. Все матрешки выставляются в ряд. Давайте познакомимся с ними! Педагог называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я - Матреша, я - Наташа, я – Даша». Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе воспитатель). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая высокая? Потом матрешки идут обедать. Педагог ставит на стол набор кружочков (тарелочек) трех вариантов величины, вызывает детей по очереди, которые подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей величины. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Педагог ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются. («Матрешки захотели побегать»). Предлагает построить их по росту.
«Скажи наоборот»
Цель. Учить детей называть предметы, противоположного качества по размеру и количеству.
Воспитатель показывает картинку и говорит : «Это высокий дом, а наоборот как сказать?» Ребенок находит картинку и говорит : «А этот дом низкий» и т. д.
«Назови цвет»
Цель: Продолжить знакомить детей с шестью основными цветами, учить различать и называть их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Закреплять знания о животных.
Материал: Цветные листы 10 х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.
Содержание: Воспитатель показывает игрушку- кошку: "Кошка хочет поймать мышку, а мышке надо спрятаться в норку и закрыть дверку, дверка должна быть такого же цвета как и норка и тогда кошка её не найдёт"
Дети выбирают квадрат нужного цвета и накрывают квадрат.
«Назови форму»
Цель: Учить детей различать и называть геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и выполнять действия с ними.
Материал: Карточки с изображением контуров фигур, пластиковые фигурки.
Содержание: Предложить детям все фигурки ссыпать в мешочек. Затем поочерёдно их доставать, называть и накрывать ими контуры фигур.
«Угостим мышек чаем»
Цель: Развивать умение сравнивать предметы по величине (3 предмета). Активизировать в речи детей слова "Большой, поменьше, маленький"
Материал: Изображение трёх мышек разной величины, трёх чашек и трёх блюдец.
Содержание: Воспитатель предлагает угостить мышек чаем - сначала разложить мышек от самой большой до самой маленькой, затем к мышкам подобрать чашки и блюдца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....
Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы
Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы...
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....
Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...