Эссе по статье Монтессори М. "Педагогический метод: Открытие ребенка".
учебно-методический материал
В настоящее время создано множество различных материалов для всестороннего развития личности, как здоровых детей, так и детей с ограниченными возможностями. Однако, нет сомнений, что одним из важнейших направлений в дошкольном возрасте является сенсорное развитие. «Упражнение и стремление утончить чувственное восприятие имеет очевидную ценность, поскольку, таким образом, поле восприятия расширяется и поэтому, служа основой развития интеллекта, становится все более богатым и плодотворным» (М.Монтессори).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_po_state_pedagogicheskiy_metod._otkrytie_rebenka.docx | 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе по статье М. Монтессори « Педагогический метод: Открытие ребенка».
В настоящее время создано множество различных материалов для всестороннего развития личности, как здоровых детей, так и детей с ограниченными возможностями. Однако, нет сомнений, что одним из важнейших направлений в дошкольном возрасте является сенсорное развитие. «Упражнение и стремление утончить чувственное восприятие имеет очевидную ценность, поскольку, таким образом, поле восприятия расширяется и поэтому, служа основой развития интеллекта, становится все более богатым и плодотворным» (М.Монтессори). Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание является основой для умственного развития, формирования наблюдательности, развития эстетического чувства, фантазии и внимания, способствует расширению запаса слов, а так же на совершенствование зрительной, моторной, слуховой, образной памяти. Сенсорное развитие предполагает становление процессов восприятия и различных представлений ребенка о предметах или явлениях окружающего мира. Успешное развитие ребенка напрямую зависит от раннего начала воспитательного и обучающего процесса, а также максимального использования сензетивных периодов развития. Каждый возрастной период развития ребенка отвечает за определенное воздействие окружающего мира на мозг. Такое положение говорит о том, что очень важно создавать благоприятные условия для развития ребенка, которые в свою очередь приведут к успеху умственного развития и эстетического восприятия мира, зависящие от сенсомоторного развития дошкольников. Именно такую среду создала Мария Монтессори. За основу, она взяла идею, что каждый из органов чувств воспринимает определенный вид информации, а всё вместе – складывается в целостный образ. Сенсорный материал в Монтессори-группе дошкольного образования, ориентирован на индивидуальность ребенка, личный рост, развитие способностей.
Материал в Монтессори-среде сгруппирован в соответствии с определенными свойствами тел. «Необходимо использовать предметы, совершенно сходные друг с другом во всем, кроме этого одного изменяющегося качества» (М.Монтессори). Именно такой подход упрощает задачу, делает ребенка более успешным в процессе работы и дает возможность воспринять проблему с большей готовностью.
Система Монтессори предлагает свой целостный и логичный путь воспитания, который коротко можно передать фразой: «Свободная работа в специально подготовленной среде». Монтессори-среда – это целый мир, в котором находится ребенок во время занятий, наполненный особенными предметами и материалам. Монтессори-материалы служит для ребенка своеобразным ключом к окружающему миру, благодаря которому он учится осознавать свои хаотичные и необработанные впечатления. Ребенок на собственном опыте учится понимать природу и ориентироваться в ней. Материал в среде имеет ряд особенностей, одной из которых является возможность для ребенка работать самостоятельно и повторять одно и то же упражнение несколько раз, благодаря чему происходит глубинное проникновение в суть выбранной самостоятельно деятельности. «Другое качество предметов – это их привлекательная внешность. Мы старательно заботимся о цвете, блеске, гармонических формах всего, что окружает ребенка» (М.Монтессори). Эта характеристика очень важна, ведь благодаря этому, материалы зовут к себе детей и просят обращаться с ними бережно. Материалы в Монтессори-среде направлены на активную деятельность ребенка, на работу, в ходе которой у него формируются определенные психологические качества, развивается внутренняя мотивация к обучению. Они помогают упорядочить постижение ребенком окружающего мира, связать в единое целое реальный опыт и теоретические знания. Еще одно из особенностей монтессори среды является ограничению по количеству. «Мы все ошибочно верим в то, что ребенок, имеющий «наибольшее количество игрушек» и «получающий наибольшую помощь», должен также быть наиболее развитым». (М.Монтессори). Ограниченное количество предметов, помощи, излишней опеки и контроля над действиями и желаниями ребенка позволяют ему самому создать порядок в голове, мыслях и поступках необходимых для движения по своему пути. Кроме этого, важнейшей составляющей любой работы с материалами является контроль ошибок. «В большинстве случаев, предлагаемый ребенку монтессори-материал уже содержит в себе «проверку ошибок», как, например, в случае деревянных футляров для цилиндров, которые представляют собой продолговатые деревянные болванки с углублениями, куда могут вставляться цилиндры постепенно изменяющихся размеров» (М.Монтессори). На мой взгляд, это одна из важнейших особенностей, отличающая монтессори-материал от других. В результате работы по самостоятельному обнаружению и коррекции ошибок ребенок может самостоятельно установить прав он или нет. Ребенок даже рад – не самой ошибке, а тому, что преодолел сложность, ведь в работе он часто сталкивается с решением задач на пределе своих возможностей. Благодаря этому у него формируется адекватная самооценка, развиваются навыки анализа, а так же способствует приобретению независимости от взрослых. В результате работы над своими ошибками, ребенок задумывается над причинами, принимает к сведению, кладет новый опыт в свой багаж знаний и движется дальше к поставленным целям!
Ребенка ведет его внутренний учитель, который постоянно стремится к самосовершенствованию и саморазвитию, самопознанию, поэтому не надо вставать у него на пути. Взрослым всего лишь необходимо верить в ребенка и создать оптимальную среду занятий, понимая, что интересует ребенка в данный момент и ненавязчиво научить пользоваться материалами. Эти мысли и идеи достаточно сложно понять педагогам старой закалки или сотрудникам традиционной системы образования и воспитания. Поэтому, этой системе нужен свой особенный Монтессори-педагог или наставник! «Воспитательная работа распределяется между наставницей и окружением. На место бывшей «дающей урок» учительницы пришло намного более сложное целое, то есть, кроме учительницы появился еще ряд предметов, которые вместе с ней воспитывает ребенка» (М.Монтессори). Несмотря на то, что у педагога в Монтессори среде достаточно большое количество ограничений, его роль в воспитательном процессе значительна. Он должен быть наблюдательным, чутким, терпеливым и понимающим. Бдительно следить, что бы ребенку, углубленному в работу, не мешали; знакомить детей с порядком и правилами, существующими в группе. А самое главное, верить во внутренний потенциал каждого ребенка и уметь в каждом из них увидеть скрытые возможности! Основная задача педагога не регламентировать занятия детей, а наоборот, предоставить им полную свободу действий в своих исследованиях. Настоящий специалист по методике Монтессори не только хорошо владеющий методикой преподаватель, но еще и настоящий Человек с большой буквы. Он искренне поддерживает, радуется за своих ребят и болеет за них всей душой. В то же время он всегда готов прийти на помощь, если у малышей в процессе обучения возникает в этом потребность, что бы помочь ему выполнить работу самому!
Подводя небольшой итог, можно сказать, что Монтессори педагогика представляет собой не только педагогическую систему, но и определенный философский взгляд на природу детства. Дети в этом мире становятся самостоятельной, не зависящей от чьего-либо мнения личностью и развиваются в соответствии со своими внутренними потребностями. Кроме этого, ребенок с удовольствием и большим желанием получат новые знания, развивает память, речь, все органы чувств, логическое мышление и моторику, он учится слушаться старших и помогать младшим, ведь Монтессори-группы разновозрастные. Монтессори методика – это именно та методика, которая закладывает в ребенка основы самодостаточности, позволяя ему жить в гармонии с самим собой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические методы М. Монтессори в воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Мария Монтессори была первой женщиной-врачом в Италии. Начав работать ассистентом врача в университетской клинике, она заинтересовалась методами лечения и реабилитации детей с ограниченными умст...
Статья «Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника»
Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. Взрослые вдруг заме...
Конспект занятия по развитию речи в 1-й младшей группе Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"
Стратегическая цель: воспитание заботливого отношения к домашним животнымЗадачи:Учить называть домашних животных и их детёнышейРазличать понятия один - многоФормировать н...
Педагогический метод Марии Монтессори
Посмотреть и скачать можно по ссылке https://prezi.com/ywydnukzqzt4/presentation/...
Статья "Приобщение дошкольников к национальной культуре как педагогический метод патриотического воспитания"
Статья посвящена особенностям патриотического воспитания детей дошкольного возраста....
Статья «Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника»
Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. Взрослые вдруг заме...
Статья: "Система обучения и методы Марии Монтессори"
Метод Марии Монтессори можно рассматривать как заботу о грядущих поколениях и защиту жизни на земле. Главная задача педагога - это давать занятия, которые обязательно включают движение: ребёнок должен...