Использование нетрадиционного рисования в работе по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Сегодня во многих детских садах можно наблюдать однообразие и недостаток ярких красок в художественных работах воспитанников. Их рисунки выглядят скучно и малоинтересно из-за отсутствия оригинального подхода к творчеству. Чтобы изменить эту ситуацию, необходимо внедрить в систему дошкольного образования концепцию обучения без принуждения. Она основана на поощрении успехов, радости от познания окружающего мира и искреннем интересе детей к выполнению творческих заданий с использованием нестандартных техник рисования. Такие задания позволяют детям почувствовать себя настоящими художниками, стимулируют и направляют их мысли и помогают раскрыть свой творческий потенциал 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnoe_risovanie.docx106.83 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционного рисования в работе по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста

Сегодня во многих детских садах можно наблюдать однообразие и недостаток ярких красок в художественных работах воспитанников. Их рисунки выглядят скучно и малоинтересно из-за отсутствия оригинального подхода к творчеству. Чтобы изменить эту ситуацию, необходимо внедрить в систему дошкольного образования концепцию обучения без принуждения. Она основана на поощрении успехов, радости от познания окружающего мира и искреннем интересе детей к выполнению творческих заданий с использованием нестандартных техник рисования. Такие задания позволяют детям почувствовать себя настоящими художниками, стимулируют и направляют их мысли и помогают раскрыть свой творческий потенциал [2, c. 70].

В традиционных методах рисования используются карандаши и кисти, а в нетрадиционных - необычные материалы, которые окружают ребенка повседневно. Например, рисование пальцами, ладошкой, а также использование колосков, листьев или мятой бумаги вместо кисти. Применение нетрадиционных техник на уроках художественного творчества позволяет детям познакомиться с особенностями изображаемых объектов и различных художественных материалов. Эти занятия стимулируют интерес детей к познанию и мотивируют их к новым творческим экспериментам. Для проведения занятий с детьми старшего дошкольного возраста, можно воспользоваться следующими нестандартными методиками рисования:

  • Метод тычка с твердой кисточкой. Кисть погружается в гуашь и используется для нанесения ударов по бумаге, держа её вертикально. Кисть не погружается в воду, она должна быть слегка сухой. Этот метод позволяет заполнить контур, шаблон или весь лист путем тычков. Результатом является имитация текстуры пушистой или колючей поверхности [4, c. 204-205]. С его помощью можно изображать котят, зайцев или ёжиков.
  • Рисование пальчиками, которое подходит больше для младших детей, но также популярно среди старших. Работа выполняется указательным пальцем или всеми пальцами, намазанными гуашью, которая наносится на бумагу в виде точек или пятен. После работы пальцы вытираются салфеткой, а гуашь легко смывается [3, c. 83]. Этот метод помогает детям развить точность и аккуратность.https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1676628579_gas-kvas-com-p-risunki-netraditsionnim-sposobom-v-detskom-27.jpg

  • Оттиск пробкой. Для этого способа рисования можно использовать также пластиковые крышки и мятую бумагу. Работа начинается с прижатия пробки к подушке с гуашью, чтобы затем сделать оттиск на основе. Чтобы получить другой цвет, можно поменять миску и пробку.
  • Восковые мелки плюс акварель. На белой бумаге предлагается выполнить рисунок восковыми мелками. Затем белый фон закрашивается акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками не красится.
  • Комбинация восковых мелков с акварелью. На чистом листе бумаги предлагается создать рисунок с помощью восковых мелков. Затем белый фон закрашивается акварелью одним или несколькими цветами. Сам рисунок мелками остается без изменений.
  • Предметная монотипия представляет собой специальную технику создания художественных отпечатков. Бумага складывается пополам, на одной половине изображается половина симметричного предмета. Пока краска не высохла, лист снова складывается для получения отпечатка [2, c. 82]. После этого изображение можно украсить, добавляя новые элементы после каждого складывания.
  • Обычная кляксография. Гуашь наносится на бумагу пластиковой ложкой, создавая пятна произвольной формы. Затем бумага с пятнами накрывается другим листом и прижимается. После снятия верхнего листа, полученное изображение рассматривается и дополняется недостающими деталями. Этот метод способствует развитию художественного воображения детей [1, c. 192].
  • Кляксография с использованием ниточки. Нить, погруженная в краску, укладывается на бумагу, один конец остается свободным. Затем сверху накладывается другой лист бумаги, прижимается и за свободный конец нити делается движение, чтобы создать узор. Дополнительные детали могут быть нарисованы после этого.
  • Набрызг. Гуашь или акварель набираются на кисть и разбрызгиваются на бумагу, ударяя кисть о картон над поверхностью. Этот метод требует точности и аккуратности и может использоваться для окрашивания всего листа или создания крупных контуров.
  • Пейзажная монотипия предполагает рисование пейзажа на половине листа бумаги, который затем складывается пополам для того, чтобы на другой половине получилось отражение пейзажа, к примеру, в реке или в озере. Рисунок должен выполняться быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половину листа, которая предназначена для отпечатка, нужно протереть влажной губкой. После снятия оттиска, начальный рисунок раскрашивается для создания яркости и контраста. Кроме того, в методе монотипии можно применять кафельную плитку, на которую наносится рисунок красками, после чего плитку нужно накрыть влажным листом бумаги для создания размытого пейзажа [5, c. 282].

Можно говорить о том, что использование нетрадиционных техник рисования является эффективным средством художественного и эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. Это обусловлено разнообразием материалов и методов для создания изображений, возможностью экспериментировать и находить новые выразительные средства для передачи образов, а также созданием уникальных работ старших дошкольников.


Список использованной литературы

  1. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. / В.Н. Белкина. М.: Юрайт, 2024. - 171 с.
  2. Габова М. А. Дошкольная педагогика. Развитие пространственного мышления и графических умений. / М.А. Габова. М.: Юрайт, 2020. - 152 с.
  3. Корсунова Н.М. Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду. / Н.М. Корсунова // Проблемы педагогики, 2020, № 97, С. 81-88
  4. Радынова О.П. Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Методические рекомендации / О.П. Радынова. - М.: Дрофа, 2017. - 438 c.
  5. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Подготовительная группа / Г.С. Швайко. - М.: Владос, 2020. - 500 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования «Хвостик для петушка»

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования Тема: «Хвостик для петушка», 2-ая млад...

Из опыта работы "Развитие художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста путём создания в группе мини-музея "Русская народная игрушка"

Русская народная игрушка развивает у детей воображение, фантазию, творческое мышление, разносторонне воздействуют на развитие чувств ребёнка,  ума и характера. Мини-музей "Русская народная и...

Конспект занятия по художественно – эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Рисование военного вертолета»

Конспект занятия  по художественно – эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Рисование военного вертолета»...

Рабочая программа на развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков у детей старшего дошкольного возраста в рамках театральной студии "Мыльная феерия"

В рабочей программе отражены принципы и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста на развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков....

Программа ДПОУ по развитию художественно-эстетических способностей у детей старшего дошкольного возраста "Разноцветная палитра" на 2019-2020 учебный год

Приказ № 397 от 02.09.2019 "Об открытии дополнительных платных услуг на 2019 - 2020 учебный год"Приказ № 388 от 03.09.2018 "Об открытии дополнительных платных услуг на 2018 - 2019 учебн...