Картотека пальчиковых игр.
презентация к уроку (старшая группа)

Картотека пальчиковых игр. Старшая группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr.pptx2.92 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семь вещей у нас в портфеле: ( сжимают и разжимают пальцы ) Промокашка и тетрадь, ( загибают поочередно пальцы) Ручка есть, чтобы писать И резинка, чтобы пятна Убирала аккуратно И пенал, и карандаш, И букварь – приятель наш День знаний «В школу» В школу осенью пойду. («шагают» пальчиками по столу) Там друзей себе найду, Научусь писать, читать, (загибают пальчики на обеих руках) Быстро, правильно считать. Я таким ученым буду! Но свой садик не забуду. (грозят указательным пальчиком правой руки)

Слайд 2

«Дни недели » В понедельник мы стирали, А во вторник — подметали. В среду мы пекли калач, А в четверг играли в мяч. В пятницу полы мы мыли, А в субботу торт купили. В воскресенье, в воскресенье Мы пойдём на день рожденья. ( Дети выполняют движения в соответствии со смыслом текста стихотворения, выражают соответствующие эмоции, проявляя фантазию) «Девочки и мальчики» Наши девочки и мальчики (дети держат руки на поясе) Ловко прыгают как мячики (прыгают) Головой слегка качают (качают головой) И красиво приседают (приседают) Ручками хлопают вот так, вот так (хлопки 4 раза) Ножками топают вот так, вот так (топают 4 раза) Кулачки сжимают вот так. вот так ( Показывают один кулачок, потом другой) Ладошки раскрывают вот так, вот так (Поочерёдно раскрывают ладошки) На ладошки мы подуем (Дуют поочерёдно на обе ладошки) Наши пальчики разбудим. (Шевелят пальчиками)

Слайд 3

Магазин игрушек «Дом» Я хочу построить дом, (Руки над головой "домиком".) Чтоб окошко было в нём, ( Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".) Чтоб у дома дверь была, (Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.) Рядом чтоб сосна росла (Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.) Чтоб вокруг забор стоял, (Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.) Пёс ворота охранял. ( Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев.) Солнце было, (Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.) Дождик шёл, ("Стряхивающие" движения.) И тюльпан в саду расцвёл ( Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.) На столе моем игрушки Притаились в тишине. Пять подарков в день рожденья Принесли ребята мне. ( круговыми движениями пальцев одной руки поглаживаем раскрытую ладонь другой) Раз - мохнатый, мягкий мишка, Два - зеленый крокодил. Три - зайчишка-шалунишка, А четыре - конь один, Пять - огромная машина С желтым кузовом большим. (указательным пальцем на счет погла - живаем каждый палец другой рукой в направлении от основания к кончику) Я в него свои подарки Утром рано положил (соединяем ладони и круговыми движениями растираем их с небольшим усилием)

Слайд 4

«Помощник» Есть игрушки у меня, ( Сжимать руку в кулак и разжимать.) Мяч, машина новая, Обезьянка, слон, медведь. ( Сжать руку в кулак и разгибать по одному пальцу.) Хочешь? Можешь посмотреть! (Покрутить ладонью с растопырен- ными пальцами.) Буду маме помогать, Все игрушки прибирать. ( Сжимать пальцы веером, начиная с мизинца, два раза – на каждую строчку.) Деда с бабой скажут враз - Внучек умница у нас! (Собрать пальцы в щепотку, соединяя и разъединяя с большим на обеих руках.) «Катины игрушки» На большом диване в ряд Куклы Катины сидят: (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаками) Два медведя, Буратино, И весёлый Чипполино , И котёнок и слонёнок. (загибают поочерёдно все пальцы) Раз, два, три, четыре, пять. (разгибают поочерёдно все пальцы) Помогаем нашей Кате Мы игрушки сосчитать. (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаками).

Слайд 5

«Как устроен организм человека?» Этот пальчик хочет спать (загнуть большой палец) Этот пальчик лег в кровать (загнуть указательный палец) Этот пальчик чуть вздремнул (загнуть средний палец) Этот пальчик уж уснул (загнуть безымянный палец) Этот крепко-крепко спит (загнуть мизинец) Тише, тише, не шумите… (погрозить пальцем) Солнце красное взойдет, Утро ясное придет, Будут птицы щебетать, Будут пальчики вставать! (разогнуть кулачек) «Голова» Есть у нас на голове (указывают на упоминаемую часть тела) Уха два и мочки две. Брови. Скулы и виски, И глаза, что так близки. Щеки. Нос и две ноздри, Губы, зубы – посмотри! Подбородок под губой. Вот, что знаем мы с тобой!

Слайд 6

«Человечек» Раз, два, три, четыре, пять, (сжимают и разжимают пальцы) Буду с мамой рисовать. (круговые движения пальцев, сложенных в щепотку) Вот головка, вот животик, (руками рисуют маленький и большой круг) Ножки, ручки, глазки, ротик И прическа из колечек (рисуют в воздухе колечки) Получился человечек. (развести руки в стороны) «Пальцы» (четыре пальца сложены в кулак, большой палец дотрагивается до каждого поочередно, «отвечая», каждый из пальцев распрямляется и вновь сгибается) - Братец, принеси дрова! - Заболела голова! - Средний, ты наколешь дров? - Я сегодня не здоров! - Ну, а ты натопишь печку? - Ох, болит мое сердечко! - Ты, меньшой, свари обед! - У меня силенок нет! - Что же, сделаю все сам, Но обеда вам не дам! Голодать готовы? - Мы уже здоровы!

Слайд 7

Дары осени (овощи) Овощи У девчушки Зиночки Овощи в корзиночке: ( Дети делают ладошки «корзинкой».) Вот пузатый кабачок Положила на бочок, Перец и морковку Уложила ловко, Помидор и огурец. (Сгибают пальчики, начиная с большого.) Наша Зина — молодец! ( Показывают большой палец.) «Овощи» В огород пойдем, (маршировать на месте) Урожай соберем. (идти по кругу, взявшись за руки) Мы морковки натаскаем, (имитировать, как таскают) И картошки накопаем, (копают) Срежем мы кочан капусты (срезают) Круглый, сочный, очень вкусный. (показать руками) Щавеля нарвем немножко («рвут») И вернемся по дорожке. ( идти по кругу, взявшись за руки)

Слайд 8

«Чищу овощи для щей» Сколько нужно овощей? (пожимают плечами) Три картошки, (загибаем три пальца на левой руке) Две морковки, (загибаем еще два пальца) Луку полторы головки, (загибаем пальцы на правой руке) Да петрушки корешок, (еще один палец на правой руке) Да капустный кочешок (загибаем палец) Потеснись-ка ты, капуста , ("раздвигаем" в сторону капусту) От тебя в кастрюле густо! Раз! (выставляем большие пальцы рук) Два! (указательные - другие в кулаке) Три! (выставляем средние пальцы рук) Огонь зажжен , (хлопаем) Кочерыжка, кочерыжка, (показать большой палец) Выйди вон! (спрятать руку с «кочерыжкой» за спину) «Огород» Массаж фаланг пальцев (на каждую строчку – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца) Вырос у нас чеснок , (указательный) Перец, томат, кабачок, (средний) Тыква, капуста, картошка (безымянный) Лук и немножко горошка. (мизинец) Овощи мы собирали, (мизинец) Ими друзей угощали, (безымянный) Квасили, ели, солили, (средний) С дачи домой увозили. (указательный) Прощай же на год, (большой палец левой руки) Наш друг – огород! (большой палец правой руки)

Слайд 9

«В сад пойдем (фрукты)» Компот Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. (Левую ладонь держать «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешать».) Вот: Будем яблоки крошить, Груши будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. (Загибать пальцы по одному, начиная с большого.) Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. (Опять «варить» и «мешать».) «На базар ходили» (Соединяют подушечки пальцев, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга.) На базар ходили мы, (Мизинцы.) Много груш там и хурмы, ( Безымяннные .) Есть лимоны, апельсины, (Средние.) Дыни, сливы, мандарины, (Указательные.) Но купили мы арбуз- (Большие.) Это самый вкусный груз! (Пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх.)

Слайд 10

«Сливы» Толстый палец и большой В сад за сливами пошёл, Указательный с порога Указал ему дорогу. Средний палец-самый меткий, Он сбивает сливы с ветки. Безымянный собирает, А мизинчик-господинчик В землю косточки бросает. ( Поочерёдно загибать пальцы правой, а затем левой руки) «За ягодами» Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших) В лес идём мы погулять. (Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу) За черникой, (Загибают пальчики, начиная с большого.) За малиной, За брусникой, За калиной. Землянику мы найдём И братишке отнесём.

Слайд 11

«Осень в гости к нам пришла» Поздняя осень Солнышко греет уже еле-еле; Перелетные птицы на юг улетели; Голы деревья, пустынны поля, Первым снежком принакрылась земля. (Поочередно соединяют, начиная с больших, пальцы обеих рук (на каждую примету).) Река покрывается льдом в ноябре — ( Руки сжимают в «замок».) Поздняя осень стоит на дворе. ( Разводят руками перед собой.) «Осень, осень» Осень, осень, (трем ладошки друг о друга) Приходи! (зажимаем кулаки по очереди) Осень, осень, (трем ладошки друг о друга) Погляди! (ладони на щеки) Листья желтые кружатся, (плавное движение ладонями) Тихо на землю ложатся. (ладони гладят по коленям) Солнце нас уже не греет, (сжимаем и разжимаем кулаки по очереди) Ветер дует все сильнее, (синхронно наклоняем руки в разные стороны) К югу полетели птицы, («птица» из двух скрещенных рук) Дождик к нам в окно стучится. (барабанить пальцами по ладоням) Шапки, куртки надеваем имитируем И ботинки обуваем. топаем ногами Знаем месяцы: ладони стучат по коленям Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. кулак, ребро, ладонь

Слайд 12

«Осень» Ветер по лесу летал, (делаем плавные, волнообразные движения кистями рук) Ветер листики считал: Вот дубовый, (загибаем по одному пальчику на обеих руках) Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки — золотой, Вот последний лист с осинки (спокойно укладываем ладони на коленки) Ветер бросил на тропинку. «Осень, осень к нам пришла…» Осень, осень к нам пришла, Дождь и ветер принесла. (Стучим пальцем левой руки по ладони правой) Кап-кап-кап, кап-кап-кап, Дождь и ветер принесла. Пожелтел зеленый сад, Листья кружатся, летят. (Трём ладонью о ладонь) Шу-шу-шу, шу-шу-шу, Листья кружатся, летят. Песни птичек не слышны, Подождем их до весны. (Кисти рук накрест, движения кистями рук вверх-вниз) Чик-чирик, чик-чирик, Подождем их до весны.

Слайд 13

«Лес, словно терем…» Две больших сосны Две больших сосны Стояли рядом, (Поднять руки вверх.) А меж ними елочка росла. (Опустить руки вниз и отвести немного в стороны.) Две сосны (Поднять руки вверх и покачать ими из стороны в сторону.) Подружку укрывали, Чтоб вершинку (Изобразить руками вершину елочки, соединив ладошки над головой.) Ветры не сломали, Чтоб красивой елочка была. (Поставить руки на пояс и поворачиваться из стороны в сторону.) «Осенний букет» Раз, два, три, четыре, пять (Поочерёдно загибают пальчики на руке, начиная с большого.) Будем листья собирать (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.) Листья берёзы, листья рябины, (Поочерёдно загибают пальчики на руке, начиная с большого) листики тополя, листья осины, Листики дуба мы соберём Маме осенний букет отнесём. («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.)

Слайд 14

«Листопад» Листопад, листопад! Листья по ветру летят: (Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают). С клёна – кленовый, (Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.) С дуба – дубовый, (Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.) С осины – осиновый, (Указательный и большой соединить в виде колечка.) С рябины- рябиновый. (Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.) Полны листьев лес и сад То-то радость для ребят! (Хлопки в ладоши.) «Вышли пальчики гулять» Вышли пальчики гулять, (шагаем пальчиками по столу) Стали листья собирать, (собираем листики в ручку) Красный листик, Жёлтый листик, Будем их сейчас считать (хлопаем в ладоши) Сколько листиков собрали Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики) Можно с ними поиграть (поднимаем руки вверх, делаем "фонарики")

Слайд 15

Для чего нужна одежда? Рубашка У рубашки два манжета, (Ребенок показывает манжеты на двух руках) Воротник ( Показывает воротник) И рукава, ( Проводит ладонными по рукавам). И застежка есть, чтоб легче (Показывает застежку сверху вниз). Проходила голова. Пуговицы застегнем, (Имитирует движения). А потом гулять пойдем. (Марширует ). Не плачь, куколка моя Не плачь, куколка моя, Остаешься ты одна. Не могу с тобой играть, Нужно мне перестирать: Твои платья и носки, твои юбки и чулки, Свитер, варежки, жакет, Шапочку, цветной берет. Я налью воды чуток, В таз насыплю порошок. Пену снежную взобью, постираю и пойду. Пока светит солнышко, Натяну веревочку. К ней одежду прикреплю, Ветерком все просушу. Поработали вдвоем, А теперь мы отдохнем. (Имитация укачивания куклы. Загибание пальчиков. Имитация по описанию в стихотворении. Положить руки на колени)

Слайд 16

Гномики Жили были в домике Маленькие гномики: (сжимают и разжимают кулачки) Токи, Пики, Лики, Чики , Мики. (загибают пальчики, начиная с больших) Раз, два, три, четыре, пять, (разгибают пальчики, начиная с мизинцев) Стали гномики стирать: ( трут кулачки друг о друга) Токи – рубашки, Чики – носочки, Пики – платочки, Лики – штанишки, Мики умница был, Всем водичку носил.( загибают пальчики, начиная с больших) Аленка- маленка Шустра и быстра: ( Хлопают ладонями, ударяют кулаками друг о друга – 2 раза) Воды наносила, Сарафан дошила, Носок довязала, Ягод насобирала, ( Загибают пальцы по одному, начиная с большого ) Песню допела – везде поспела. В охотку ей дело. ( Хлопают ладонями, ударяют друг о друга – 2 раза)

Слайд 17

Головные уборы. Обувь Обувь Раз, два, три, четыре, пять Будем обувь мы считать: Раз – туфли, ( загибает пальцы на руке) Два – сапожки, Три ботинки, Четыре – босоножки И, конечно, тапки – пять. Ножкам надо отдыхать. Шапочки В шапочках желтых мы стали цыплята, ( машет руками, как цыпленок крылышками) В шапочках белых мы стали зайчата, ( Показывает заячьи ушки) В шапочках красных мы стали грибочки, ( Соединяет руки над головой.) В шапочках черных – черника на кочках, ( Присаживается на корточки .) В шапочках синих дождинками стали ( Встает, ставит руки на поя) И по дорожкам легко поскакали. ( Прыгает вперед на двух ногах).

Слайд 18

Как у нашей кошки Как у нашей кошки ( Загибают по одному пальчику, начиная с больших) На ногах сапожки. ( на обеих руках на каждое название обуви.) Как у нашей свинки На ногах ботинки. Как у пса на лапках Голубые тапки. А козленок маленький Надевает валенки. А сыночек Вовка — Новые кроссовки. Вот так. Вот так. ( Ритмично выполняют хлопки ладонями и удары кулачками.) Новые кроссовки. Считаем обувь Посчитаем в первый раз, Сколько обуви у нас. (попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу) Туфли, тапочки, сапожки Для Наташки и Серёжки, Да ещё ботинки Для нашей Валентинки , А вот эти валенки Для малышки Галеньки . (на каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого)

Слайд 19

Домашние животные и их детеныши Пастух и овечки У овечек на шубках колечки Те овечки пасутся у речки. (из пальцев по очереди делать «колечки») Их пасут две собачки лохматые, Что виляют хвостами мохнатыми. (пальцами обеих рук изобразить «собак». Кистями рук помахать, как хвостиками) А пастух на пригорке у дерева ( руками изобразить «гору», затем «дерево») На свирели играет затейливо. Быстро бегают ловкие пальчики. («играть на свирели») На полянке цветут одуванчики. (руками изобразить «цветок») Колокольчик под ветром колышется. ( покачать кистями рук) Нам мелодия чудная слышится. ( кисть правой руки прижать к правому уху, прислушаться) «Кот на печку пошел» Кот на печку пошёл, (Пальчики «шагают».) Горшок каши нашёл. («Горшок из ладошек».) На печи калачи, (Ладошки «лепят калачи») Как огонь горячи. ( Подуть на ладошки.) Пряники пекутся, Коту в лапы не даются. (Погрозить пальчиком.)

Слайд 20

Котята (Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.) У кошечки нашей есть десять котят, (Покачиваем руками, не разъединяя их. ) Сейчас все котята по парам стоят: Два толстых, два ловких, Два длинных, два хитрых, Два маленьких самых И самых красивых. Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу). Маша каши наварила Маша каши наварила, Маша кашей всех кормила. Указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке. Положила Маша кашу Кошке – в чашку, Загибают по одному пальчику на левой руке. Жучке – в плошку, А коту – в большую ложку. В миску – курицам, цыплятам И в корытце поросятам. Всю посуду заняла, Разжимают кулачок. Все до крошки раздала. Сдувают «крошку» с ладошки.

Слайд 21

Дикие животные Белочки Раз, два, три, четыре, пять, (выставить пять пальцев) Пришли белки поиграть. (спрятать руку за спину) Одна куда-то подевалась, ( выставить четыре пальца ) Четыре белочки осталось. (спрятать руку за спину) А теперь скорей смотри – Их уже осталось три. (выставить три пальца) Ну и ну, какая жалость, (спрятать руку за спину) Только две у нас осталось. (выставить два пальца) Эта новость так грустна – (спрятать руку за спину) Осталась белочка одна. (выставить один палец) Пока мы с тобой считали, Белочки от нас сбежали. (спрятать руку за спину) У кого какая шуба? Шуба серая у волка, Шуба ежика в иголках, Шуба рыжая лисы – Удивительной красы. Шуба белая у зайца, У медведя – бурая. Не страшны ему дожди И погода хмурая. Дети поочередно загибают пальцы на руке, перечисляя диких животных и цвета их «шуб». Качают головой из стороны в сторону.

Слайд 22

«Звери» Зайцы спрятались от волка. Чья- то им досталась норка… (Прячут по одному пальцы одной руки в «норку» - колечко, сделанную другой рукой) Серый волк зубами щёлк- (Соединяют по очереди большой палец с другими) Ах, какой зубастый волк! (Руки к щекам, качают головой) Белочка в своём дупле Орешки щёлкает в тепле. (Щелчки пальцами) Пересчитала мама медвежат- В берлоге все послушные лежат. (Соединяют соответствующие пальцы рук друг с другом, затем соединяют пальцы в « замок») Мама мишек будит рано. (Пальцами обеих рук изобразить мишек) Не встают они с дивана. (Удивленно пожать плечами) -Эй, Большак, вставай скорей! (Встряхиваем большие пальцы рук) Ждут друзья уж у дверей! (Указать руками на дверь) -Ну, а ты, лентяй Указка! (встряхнуть указательные пальцы) У тебя засохла краска! (Изобразить руками ведро) Вы должны с Середняком (Встряхнуть средние пальцы) Побелить амбар и дом. ( плавные движения кистями рук, как кисточкой, снизу – вверх) -Безымянный, мой бедняжка! (Погладить безымянный палец пальцами другой руки) Знаю, болен был ты тяжко. (Прижать безымянный палец к ладони и погладить его) Пожалею я тебя, Полежи ещё два дня. (Встряхнуть мизинцы, показать, какого они роста.) Ты, Мизинчик – малышок, Роста у тебя – вершок! Но зато проказ и драк Сосчитать нельзя никак! (Погрозить мизинцу пальцем, сосчитать на пальцах его проказы.)

Слайд 23

Как помочь птицам зимой? Вдоль по реченьке ( Изобразить руками ровную поверхность) Лебедушка плывет, Выше бережка Головушку несет, (Поднять согнутую руку, локоть выставить вперед, кисть руки с сомкнутыми пальцами сильно наклонить к локтю.) Белым крылышком Помахивает, (Помахать руками.) На цветы водичку Стряхивает. (Потрясти кистями рук.) Дятел - Дятел в красной шапочке, ( Пальцы скрестить, ладони развести так, чтобы образовался купол.) Надень скорее тапочки. (Положить ладони на стол, несколько раз «пошагать» ими.) - Не надену тапочки, ( Пальцы собрать в щепотку – «дятел». «Дятел» отрицательно качает головой.) Останусь только в шапочке. (Пальцы скрестить, ладони развести так, чтобы образовался купол.) Работать в тапках мне нельзя, («Дятел» стучит по «дереву», т.е. по ладони левой руки.) Они по дереву скользят. (Потереть ладони друг о друга.)

Слайд 24

Воробьи Пять воробьев на заборе сидели, Один улетел, а другие запели. И пели, пока не сморила усталость. Один улетел, их трое осталось. Сидели втроем и немного скучали, Один улетел, а двое остались. Сидели вдвоем и снова скучали, Один улетел и остался один. Один посидел, да и взял улетел. ( Показать пять пальцев, а затем загибать по одному.) Десять птичек стайка. Пой-ка, подпевай-ка:- Хлопаем в ладоши Десять птичек – стайка. - Растопыриваем пальцы на обеих руках Эта птичка – соловей, - Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с большого Эта птичка – воробей. Эта птичка – совушка , Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель, Эта птичка – скворушка,- Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с большого Серенькое перышко. Эта – зяблик. Эта – стриж. Эта – развеселый чиж. Ну, а эта – злой орлан. - Поднимаем обе руки вверх, пальцы в виде когтей Птички, птички – по домам!- Машем ручками, как крылышками, соединяем руки над головой- крыша

Слайд 25

Домашние птицы и их птенцы Курочка Курочка Цыганка Встала спозаранку, (Указательным и средним пальцем «ходить» по столу.) "Ко-ко-ко" произнесла, ( Соединить большой палец и указательный (это «клюв»), остальные пальцы поднять вверх. Три раза открыть «клюв».) И на улочку пошла, (Указательным и средним пальцем «ходить» по столу.) Травку пощипала, («Пощипать» пальцы левой руки большим и указательным пальцем правой.) Мушек поклевала, (Барабанить кончиками пальцами правой руки по ладони левой.) Погуляла тут и там, - ( Указательным и средним пальцем «ходить» по столу.) И снесла яичко нам. (Положить кулак правой руки на ладонь левой.) Есть у курицы цыплёнок, У гусыни есть гусёнок, У индюшки – индюшонок, А у утки есть утёнок. (Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца) У каждой мамы малыши, Все красивы хороши! (Показать все пальчики, «играя» ими)

Слайд 26

«Петушок» Наш красивый петушок (Обе руки сжаты в кулачки) Кверху поднял гребешок. (Разжать ладони) Крылышками машет. (Кистями помахать в воздухе) На лужайке пляшет. Крошки хлебные клюёт. (Указательными пальцами постучать по столу) Пёстрых курочек зовёт. (Кистями рук сделать манящие движения) Цыплята Раз, два, три, четыре пять (соединяют пальцы обеих рук, образуя шар) Будем мы цыплят считать (ритмично сжимают и разжимают кулачки) Раз — цыпленок на крыльце, (загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счет) Два — еще сидит в яйце, Три — цыпленок самый смелый, А четыре — самый белый, Пятый — маленький цыпленок, (загнув мизинец, прижимают кулачки друг к другу) Кушать захотел спросонок. (стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони)

Слайд 27

Зимушка - зима «Круглый год» Круглый год, круглый год! (Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем.) За зимой весна идет, А за весною следом Торопится к нам лето. И у кого не спросим — Идет за летом осень. А за осенью сама Вновь идет, спешит зима. (Поочередно соединяют большой палец с остальными (на каждое время года). Повторяют другой рукой.) «Снежинки» Ла-ла-ла, ла-ла-ла, Туча по небу плыла. (Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча)) Вдруг из тучи над землёй Полетел снежинок рой. (Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят)) Ветер дунул, загудел – Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд). Рой снежинок вверх взлетел. (Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят)) Ветер с ними кружится, Может быть подружится. (Вращать кистями, попеременно скрещивая руки)

Слайд 28

Снежок Раз, два, три, четыре, (Загибаем пальчики по одному) Мы с тобой снежок лепили, («Лепим» двумя руками) Круглый, крепкий, (Чертим руками круг) Очень гладкий, (Одной рукой гладим другую) И совсем, совсем не сладкий. (Грозим пальчиком) Раз – подбросим (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок), Два – поймаем ( ловят воображаемый снежок), Три – уроним ( роняют воображаемый снежок) И… сломаем . (Топают) Зимой Снег пушистый лег на ветки. Изображаем руками деревья: сгибаем руки в локтях и высоко поднимаем их. Пальцы растопыриваем, изображая ветви дерева И гулять бегут все детки. Указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу, как ножки Лепят бабу под окном, Делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим Дружно катят снежный ком. Соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики» Лыжи, Скользить по столу ладонями вперед-назад Санки Ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать синхронные движения вперед-назад И коньки Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу в противофазе Мчатся наперегонки.

Слайд 29

Снежный городок (зимние забавы) Снеговик Давай, дружок, смелей, дружок! (Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя.) Кати по снегу свой снежок – Он превратится в толстый ком. (Рисуют в воздухе круг.) И станет ком снеговиком. (Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх.) Его улыбка так светла! (Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку.) Два глаза, шляпа, нос, метла... (Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу.) Но солнце припечёт слегка – (Дети поднимают руки вверх.) Увы! И нет снеговика! (Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками.) Фигурное катание Фигурное катание на коньках (Потирать ладони друг о друга.) Похоже на витание в облаках. (Шевелить пальцами.) Похоже на стремительный полет, ( Скрестить большие пальцы обеих рук, махать «крыльями».) Как будто всюду небо, а не лед. (Потирать ладони друг о друга.) И трудно после этого ногам К своим же приучаться сапогам. («Шагать» по столу средним и указательным пальцами.)

Слайд 30

«На дворе у нас мороз» На дворе у нас мороз. Чтобы носик не замёрз, Надо ножками потопать И ладошками похлопать. (Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.) А теперь представим лето. Речка солнышком согрета. Мы плывём, плывём, плывём, Дно ногами достаём. (Плавательные движения руками.) Мы выходим из речушки Направляемся к опушке. (Ходьба на месте.) Мы во двор пришли гулять Раз, два, три, четыре, пять Загибаем пальчики по одному Мы во двор пришли гулять. «Идём» по столу указательным и средним пальчиками Бабу снежную лепили, «Лепим» комочек двумя ладонями Птичек крошками кормили, Крошащие движения всеми пальцами С горки мы потом катались, Проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки А ещё в снегу валялись. Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой И снежками мы кидались имитируем движения по тексту Все в снегу домой пришли. Отряхиваем ладошки Съели суп и спать легли. Движения воображаемой ложкой, руки под щёки

Слайд 31

Народная культура и традиции «Дымковские барышни» Мы игрушки расписные, Хохотушки вятские, Щеголихи слободские, Кумушки посадские (Попарно поочередно загибаем большие пальцы, указательные…) Наши руки крендельком, (Большие пальцы перекрестить, указательные «встретить» ногтями – «кренделек») Щеки будто яблочки. (Сделать из рук надутый шарик – «яблочко») С нами издавна знаком (Сгибать все пальцы по очереди попарно: большой «кланяется» большому, указательный – указательному…) Весь народ на ярмарке. (Перекрест пальцев, пожатие) Ивану-большаку — дрова рубить, Ваське-указке — воду носить. Мишке-середке — печку топить. Тришке -сиротке — кашу варить. А крошке Тимошке — песенки петь, Песни петь и плясать, Родных братьев потешать. Загибая по одному пальцы, начиная с большого, пропевают потешку .

Слайд 32

У Матрешиной сестрицы (Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по левой ладони). По деревне небылиц (Ритмичные удары пальцами левой руки, на - чиная с указательного, по правой ладони). Ходит утка в юбке , (На каждое название животного загибают) В теплом полушубке, (пальцы на руках, начиная с больших). Курочка — в жилете, Петушок — в берете, Коза — в сарафане, Заинька — в кафтане, А всех их пригоже ( Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и) Корова в рогоже. (Удары кулачками). Кисточка Кисточку возьмем вот так: (выполняются движения кистей рук по тексту) Это трудно? Нет, пустяк. Вверх - вниз, вправо - влево Гордо, словно королева, Кисточка пошла тычком, Застучала «каблучком». А потом по кругу ходит, Как девицы в хороводе. Вы устали? Отдохнем И опять стучать начнем. Мы рисуем: раз, раз... (хлопаем в ладоши) Всё получится у нас! («выбрасываем» руки вверх)

Слайд 33

На ёлке Мы на елке веселились, (Ритмичные хлопки в ладоши.) И плясали, и резвились. (Ритмичные удары кулачками.) После добрый Дед Мороз Нам подарки преподнес. ( Дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу.) Дал большущие пакеты, («Рисуют» руками большой круг.) В них же — вкусные предметы: (Делают ритмичные хлопки.) Конфеты в бумажках синих, Орешки рядом с ними, Груша, Яблоко, один Золотистый мандарин. (Загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого.) Подарки Дед мороз принес подарки: «Шагают» пальчиками по столу. Буквари, альбомы, марки, На каждое название загибают Кукол мишек и машины, по одному пальчику, сначала на Попугая и пингвина, правой, потом на левой руке. Шоколадок пол мешка Делают из пальчиков правой руки И пушистого щенка! мордочку щенка, согнуты Гав! Гав! средний и указательный пальчики – «ушки». Новый год у ворот

Слайд 34

Наряжаем ёлку Раз, два, три, четыре, пять /Поочерёдно соединяют подушечки пальцев обеих рук, начиная с большого/. Будем ёлку наряжать. / Соединяют ладони «домиком» над головой и разводят руки в стороны/. Мы повесим шарики, /Соединяют подушечки пальцев обеих рук, образуя шарики/. Яркие фонарики , /Прижимают ладони друг к другу, пальцы раздвинуты, выполняют вращательные движения ладонями вперёд – назад/. Весёлого Петрушку, /Показывают длинный нос/. И разные игрушки : /Вытягивают ладони вперёд/. И мишку – шалунишку /Показывают « мишкины лапы» и покачиваются из стороны в сторону/. И заиньку – трусишку. /Прикладывают раскрытые ладони к голове/. Новый год Наступает Новый год! (Хлопаем в ладоши) Дети водят хоровод. (Кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти вращаем внутрь-наружу) Висят на елке шарики, (Поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар) Светятся фонарики . (Фонарики) Вот сверкают льдинки, (Сжимать и резко разжимать кулаки поочередно) Кружатся снежинки. (Легко и плавно двигать кистями ) В гости Дед Мороз идет, (Пальцы шагают по коленям или по полу) Всем подарки он несет. (Трем друг об друга ладони) Чтоб подарки посчитать, (Хлопаем по коленям или по полу, одна рука - ладонью, другая - кулаком, затем меняем) Будем пальцы загибать: (по очереди массажируем каждый палец) 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

Слайд 35

В гостях у сказки « Колобок» Жили-были дед да баба На поляне у реки. (Стучим кулачком о кулачок.) И любили очень-очень На сметане колобки. (Сжимаем, разжимаем кулачки.) Хоть у бабки мало силы, Бабка тесто замесила. (Встряхиваем кисти рук.) Ну, а бабушкина внучка Колобок катала в ручках. (Трем ладошки.) Вышел ровный, вышел гладкий, Не соленый и не сладкий. (Гладим поочередно руки.) 6.Очень круглый, очень вкусный, Даже есть его мне грустно. (Хлопаем в ладоши.) Любимые сказки Будем пальчики считать, Хлопают в ладоши Будем сказки называть Рукавичка, Теремок, Поочередно загибают пальчики на левой руке Колобок – румяный бок. Есть Снегурочка – краса, Три медведя, Волк – Лиса. Не забудем Сивку-Бурку, Поочередно загибают пальчики на правой руке Нашу вещую каурку. Про жар-птицу сказку знаем, Репку мы не забываем Знаем Волка и козлят. Сжимают кулачки Этим сказкам каждый рад. Хлопают в ладоши

Слайд 36

Сказки Мышка быстренько бежала (бег пальцами по столу) Мышка хвостиком виляла (имитация движения) Ой, яичко уронила ( сжатьт ручки в кулачки «яичко») Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках) Вот ее мы посадили (наклониться) И водой ее полили (имитация движения) Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны) А теперь ее потянем (имитация движения) И из репы кашу сварим ("держим ложку" имитация еды) И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу») Мы славна семья козлят Мы любим, прыгать и скакать (хлопаем в ладоши) Мы любим, бегать и играться Любим рожками бодаться ( пальчиками обоих рук показывают «рожки ») Рыбка Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. (Сложенными вместе ладонями изображать, как плывет рыбка.) Рыбка, рыбка, озорница, (Грозить пальчиком.) Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближать ладони.) Рыбка спинку изогнула. (Снова «рыбка поплыла».) Крошку хлебную взяла. (Хватательные движения руками.) Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла. ( Снова «плыть».)

Слайд 37

«Репка» Тянут, тянут бабка с дедкой, ( Дети вытягивают большие пальцы.) Из земли большую репку. (Указательные.) К ним пришла тут внучка, (Средние.) Подбежала Жучка, (Безымянные.) Кошка тоже потянула. (Мизинцы.) Хоть держалась крепко, (Берут репку.) Вытянута репка! ( Поднимают руки вместе с репкой.) «Пять сыновей» Как у мамочки моей Было пять сыновей. (Шевелят пальчиками) Мама их кормила, ( Щелчок правой руки по подушечке каждого пальца левой) Молочком поила. (Надавить указательным пальцем на подушечки пальцев левой руки, слегка отклоняя пальцы.) Очень чисто мыла. ( Помассировать правой рукой каждый палец левой, начиная с подушечки, опускаясь вниз) Сказки говорила. (Загнуть каждый палец правой рукой на левой.) И гулять водила. ( Разогнуть каждый палец на руке) (Те же самые упражнения выполнить с другой рукой).

Слайд 38

Все профессии важны! «Профессии» Много есть профессий знатных, (Соединять пальцы правой руки с большим.) И полезных, и приятных. (Соединять пальцы левой руки с большим.) Повар, врач, маляр, учитель, Продавец, шахтёр, строитель… (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.) Сразу всех не называю, ( Сжимать и разжимать кулачки.) Вам продолжить предлагаю. (Вытянуть руки вперёд ладонями вверх) «Строители» Тук, тук, молотком, (постукивают кулачками один о другой) Строим, строим новый дом. Этот дом — для Маши, Этот дом - для Саши, Этот дом — для Даши, Этот - для Наташи. Этот дом - для Ксюши, Этот — для Андрюши. (Поочередно загибаем пальцы ) Все соседи, Все друзья. Жить без дружбы им нельзя! ( Пожимают руки )

Слайд 39

«Мы пожарные» С огнем бороться мы должны, Мы смелые работники, С водою мы напарники. Мы очень людям всем нужны. Так кто же мы? Пожарные (Поочередное соединение всех пальчиков, начиная с мизинчика и заканчивая большими пальчиками, затем сжать пальчики в кулачок и выпрямить пальчики) « Поварята» Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают пальчики.) А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят».) Пирожки и плюшки, ( Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца) Сдобные ватрушки, Булочки и калачи - Всё мы испечём в печи. Очень вкусно! (Обе ладошки разворачивают вверх.)

Слайд 40

Кому что нужно для работы? «Инструменты» Молоток стучит: тук тук , (поочередно сгибать пальцы на правой руке) Мне приятен этот звук, (поочередно сгибать пальцы на левой руке) Он не просто так стучит: (поочередно сгибать пальцы на правой руке) Тук-тук-тук – (поочередно сгибать пальцы на левой руке) И гвоздь забит. Мне нужны такие вещи: (Сжимают и разжимают пальцы) Молоток, тиски и клещи, (Загибают поочередно пальцы рук) Ключ, напильник и ножовка, (Сжимают и разжимают пальцы) А всего нужней – сноровка . Инструменты

Слайд 41

Оркестр Наши пальчики – артисты: (Сжимать и разжимать пальцы обеих рук) Пианисты, баянисты, (Пальцы обеих рук выполняют движения, Скрипачи и трубачи, соответствующие игре на перечисленных Гитаристы, гармонисты, - музыкальных инструментах) Все хорошие артисты (Поочередное соединение всех пальцев с большим) Музыканты хоть куда, (То же в обратном порядке) Веселят народ всегда! (Хлопать в ладоши) Барабан Тра-та-та, тра-та-та (Стучать указательными пальчиками) Барабан гремит с утра. (Стучать кулачками) Тра-та-та, тра-та-та, (Стучать указательными пальчиками) Марширует детвора. («Маршировать» указательными и средними пальцами по столу)

Слайд 42

В небесах, на земле и на море… Самолет Я построю самолет, (Разводим большой палец и мизинец в стороны, остальные пальцы сжать.) Шлем надену, и в полет. (Сложить пальцы замком, ладони развести в стороны, чтобы образовался купол.) Сквозь волнистые туманы, Полечу в другие страны, ( Шевелим пальчиками.) Над морями и лесами, Над горами и полями, ( Делать «брызгающие» движения пальцами.) Облечу весь шар земной, ( Сложить круг из пальцев.) А потом вернуть домой. (Скрестить большие пальцы обеих рук, «махать» крыльями.) Транспорт Будем ручками играть И про транспорт вспоминать. (Соединяют пальцы с большим пальцем) Полетим на самолёте, Облака, вы как живёте? (Изображают крылья самолёта) В лодочке качаемся И волнам улыбаемся (Ладошки « в лодочку», изображают волны) Мотоцикл мы разгоняем, Наперегонки играем (Сжимают пальцы в кулак, расслабляют) С ветром, солнцем и друзьями. (Руки в трубочку-дуют « ветерком»; руки вверх-это лучи солнца. Руки показывают на друзей) Называйте транспорт с нами. (Надавливают подушечками пальцев друг на друга на соответствующих руках)

Слайд 43

Транспорт Автобус, троллейбус, машина, трамвай – («Пересчет» пальчиков) О них ты на улице не забывай. В морях – корабли, ледоколы, суда, Они очень редко заходят сюда. (Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного) Транспорт Будем пальчики сгибать – (Загибаем пальцы начиная с мизинца) Будем транспорт называть: Автомобиль и вертолёт, Трамвай, метро и самолёт. Все пальцы мы в кулак зажали, Все виды транспорта назвали. («Встряхиваем» ладонями)

Слайд 44

Как у нас семья большая Как у нас семья большая Да веселая ( Хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно.) Два у лавки стоят, Два учиться хотят. Два Степана сметаны объедаются. Две Дашки у кашки питаются. Две Ульки в люльке качаются. (Загибать пальцы на обеих руках, начиная с больших.) Семья «Моя семья» Раз, два, три, четыре, (Хлопки в ладоши на счет.) Кто живет в моей квартире? Раз, два, три, четыре, пять! (Хлопки в ладоши на счет.) Всех могу пересчитать: Папа, мама, брат, сестренка, (Поочередное поглаживание пальчиков.) Кошка Мурка, два котенка, Мой щегол, сверчок и я, Вот и вся моя семья! (Массаж всех десяти пальчиков.)

Слайд 45

Кто приехал? Кто приехал? ( Пальцы обеих рук сложены вместе.) Мы, мы, мы! ( Быстро хлопают кончики больших пальцев. Мама, мама, это ты? Кончики больших пальцев прижаты, а кончики остальных хлопают. Да, да, да! ( Хлопают кончики больших пальцев.) Папа, папа, это ты? ( Хлопают кончики указательных.) Да, да, да! ( Хлопают кончики больших пальцев.) Братец, братец, это ты? ( Хлопают кончики средних пальцев.) Да, да, да! ( Хлопают кончики больших пальцев.) Ах, сестричка, это ты? ( Хлопают кончики безымянных.) Да, да, да! ( Хлопают кончики больших пальцев.) Все мы вместе, да, да, да! ( Хлопают кончики мизинцев. Хлопать в ладоши.) Наша семья (Правая рука сжата в кулак. Разжимают пальцы поочередно.) Этот пальчик большой - Это папа дорогой (Разжимают большой палец) Рядом с папой - наша мама. (Разжимают указательный палец) Рядом с мамой – старший брат ( Разжимают средний палец) Вслед за ним сестренка - Милая девчонка. ( Разжимают безымянный палец) И самый маленький крепыш - Это славный наш малыш. (Разжимают мизинец)

Слайд 46

Аты – баты, шли солдаты… Бойцы – молодцы Пальцы наши – молодцы! (Раскрыть ладошки, растопырить пальцы.) Удалые все бойцы. (Сжать пальцы в кулачки.) (Положить обе руки ладонями вниз на стол. По мере дальнейшего чтения стихотворения, над крышкой стола приподнимаются соответствующие пальцы на обеих руках одновременно. Остальные пальцы при этом крепко прижать к поверхности столешницы.) Два больших и крепких малых, И солдат в боях бывалых. Два гвардейца-храбреца. Два сметливых молодца. Два героя безымянных. Два мальца, весьма упрямых, - Встали, словно на парад! (Поставить ладони пальцами вверх на столе.) Пальцы ровно держат ряд! ( Вытянуть ровные пальчики.) Солдаты Для солдата строго норма: ( Показать два пальца в "рогатке«) Всегда выглаженная форма. ( Сжать руки в кулак оттопырив большой палец "класс«) В руки взял Арсений пультик , ("Прошагать" пальцами по коленям) Посмотреть хотел он мультик ( Хлопнуть в ладоши) У пограничников есть пост, ( Плотно сжатые пальцы рук приложить к вискам) Под охраной у них мост. ( Ладони плотно прижаты друг к другу, "развести" в мост)

Слайд 47

Капитан Я плыву на лодке белой (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями По волнам с жемчужной пеной. друг к другу, слегка приоткрыв. Я - отважный капитан, проговаривая стишок, показывать, как лодка Мне не страшен ураган. качается на волнах, а затем плавными движениями рук Чайки белые кружатся, сами волны, потом по тексту Тоже ветра не боятся. стиха показать чайку, скрестив руки, соединив Лишь пугает птичий крик ладони тыльной стороной и помахать Стайку золотистых рыб. пальцами, сжатыми вместе И, объездив чудо-страны, выпрямленными ладонями с пальцами, Посмотрев на океаны, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Путешественник-герой, плавными движениями ладоней показать К маме я вернусь домой. как рыбы плывут в воде) Солдаты Мы солдаты, мы солдаты, бодрым шагом мы идем. (Пальцы бодро «Маршируют» по столу.) В нашу армию, ребята, просто так не попадешь. (Пальцы сжаты в кулак, указательный вверх и покачивается влево-вправо.) Нужно быть умелыми, сильными и смелыми. (Ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и разжимаются.)

Слайд 48

Мамин праздник «Мамин праздник» Первые подснежники (Ладошки сжать друг с другом и округлить – «Тюльпан») Я в руках несу. ( Сжать ладони в кулачки, держать перед собой) Нежные цветочки Маме подарю. ( Вытягиваем руки вперед, ладони вверх) Будь всегда красивой, Нежной, как цветы. ( Обводим овал лица) Хорошо, что рядом Есть со мною ты. ( Прижать ладони к груди) «Наши мамы» Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи) Всех их очень любят дети! Журналист и инженер, ( поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке) Повар, милиционер, Швея, кондуктор и учитель, Врач, парикмахер и строитель – Мамы разные нужны, (сжимают обе ладошки в «замочек») Мамы разные важны! (разводят руки, поднимают ладошками вверх)

Слайд 49

«Цветочек для мамочки» Ой, в нашем цветнике Большой цветок на стебельке. (Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.) От ветерка качается, (Движения руками вправо-влево.) И мне улыбается! Я мамочку поцелую И цветочек подарю ей! (Мимика, жесты.) «Маму я свою люблю» Маму я свою люблю, я всегда ей помогу: (сжать руки на груди) Ястираю , ( потереть кулачок о кулачок) Полоскаю , (кулачки сжимать-разжимать) Воду с ручек отряхаю , ( стряхиваем воду с пальчиков) Пол я чисто подмету (погладить одну ладошку другой) И дрова ей наколю. (постучать кулачком по ладони свободной руки) Маме надо отдыхать, Маме хочется поспать. (сложить ладошки вместе и положить под щечку) Я на цыпочках хожу, (указательный и средний пальцы ходят по ладони свободной руки) И ни разу, и ни разу я словечка не скажу. ( указательный палец к губам)

Слайд 50

Наша Родина – Россия. Главный город страны Москва – России краса Городов не перечесть: (Сжимать и разжимать кулачки.) И Париж, и Лондон есть, Рим, Венеция, Берлин, Вена, Токио, Пекин – (Загибать пальцы по одному.) Городов великих, славных, Людных, шумных, ярких самых, ( Снова загибать пальцы по одному.) Удивительных... И всё же Есть один – всего дороже, (Показать один указательный палец.) Город близкий и родной, (Прижать ладони к сердцу.) Тот, что нарекли Москвой! (Сложить «домик» из рук.) Край родной Здравствуй, солнце золотое! ( Потянуться, растопырив пальцы) Здравствуй, небо голубое! ( Помахать «небу») Здравствуй, вольный ветерок! ( Волнообразные движения кистей рук) Здравствуй, маленький дубок! ( Показать «дубок»- растет от маленького расточка вверх) Мы живём в одном краю – Всех я вас приветствую! ( « Обнимашки »)

Слайд 51

Моя страна Посмотрю на карту я: (вытягивают вперед прямые ладони) Вот российская земля. (по очереди соединяют одноименные пальцы рук) Есть леса тут и озера, Горы, реки и моря. Я люблю тебя, Россия , (крепко сжимают в «замок») Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди) «Город- это улицы…» Город – это улицы, проспекты и дома, (Ладонь правой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу). Площади, музеи, парков тишина, (Ладонь левой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу.) Блеск огромных стекол, Праздничных витрин, (Разводить пальцы в стороны и соединять.) Быстрое движенье (Круговые движения руками, согнутыми в локтях). Прохожих и машин ( Указательные и средние пальцы «бегут» по столу, остальные сжаты в кулак.)

Слайд 52

На улицах города. ПДД. Машины Все машины по порядку Подъезжают на заправку: (Обеими руками « крутят руль» перед собой). Бензовоз, мусоровоз, С молоком молоковоз, С хлебом свежим хлебовоз . И тяжелый лесовоз. (Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки). Постовой Постовой стоит упрямый (пальчики «шагают» по ладошке) Людям машет: Не ходи! («грозят» пальчиками) Здесь машины едут прямо (руки перед собой, изображают руль) Пешеход, ты погоди! («грозят» пальчиками) Посмотрите: улыбнулся (хлопают в ладоши) Приглашает нас идти (пальчики «шагают» по ладошке) Вы, машины, не спешите (хлопки руками) Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)

Слайд 53

Дорожных правил очень много Дорожных правил очень много. («грозят» пальчиками) Раз - Внимание дорога! (загибают поочередно пальцы) Два - сигналы светофора, Три – смотри дорожный знак, А четыре – «переход». Правила все надо знать ( хлопки руками) И всегда их выполнять . (показывают «класс!» большим пальцем) «Перекрёсток» Там, где шумный перекресток, ("идём" по столу указательным и средним пальчиками) Где машин не сосчитать, (поочередное загибание пальцев на руках) Перейти не так уж просто, если правила не знать. (покачать головой) Пусть запомнят твердо дети: верно поступает тот (показать указ. палец пр.р ., остальные пальцы сжаты в кулак) Кто лишь при зеленом свете (хлопки в ладоши) Через улицу идет! ("идём" по столу указательным и средним пальчиками)

Слайд 54

Мебель. Электроприборы. Много мебели в квартире Раз, два, три, четыре, ( Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках.) Много мебели в квартире. ( Сжимают и разжимают кулачки.) В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом Посидели за столом, (Загибают пальчики, начиная с большого) . Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире. ( Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками). «Мебель» Мебель я начну считать: Кресло стол, диван, кровать, (Пальцы обеих рук поочерёдно зажимать в кулачки.) Полка, тумбочка, буфет, Шкаф, комод и табурет. Много мебели назвал – Десять пальчиков зажал! (Поднять зажатые кулачки вверх.)

Слайд 55

Электроприборы Что за шум на кухне этой? ( сгибание мизинцев) Будем жарить мы котлеты. ( сгибание безымянных пальцев) Мясорубку мы возьмем ( вращение средних пальцев вокруг друг друга) Быстро мясо провернем . (вращение указательных пальцев вокруг друг друга) Миксером взбиваем дружно ( вращение больших пальцев ) Все, что нам для торта нужно, ( соединение мизинцев) Чтобы торт скорей испечь, ( соединение безымянных пальцев) Включим мы электропечь. ( соединение средних пальцев) Электроприборы – это чудо! ( движение указательными пальцами) Жить без них нам было б худо. ( пожимаем плечами) Мебель В нашей комнате – столовой – Есть отличный стол дубовый, Стулья – спинки все резные, Ножки гнутые, витые. И ореховый буфет Для варенья и конфет. В комнате для взрослых – спальне – Есть для платьев шкаф зеркальный, Две широкие кровати С одеялами на вате И березовый комод, Мама там белье берет. А в гостиной кресла есть, Телевизор смотрят здесь. Есть диван и стол журнальный, В стенке – центр музыкальный. (На каждое название предмета мебели дети загибают по одному пальчику)

Слайд 56

К нам весна шагает… Перелетные птицы Тили- тели , тили- тели — С юга птицы прилетели! (Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.) Прилетел к нам скворушка — Серенькое перышко. Жаворонок, соловей Торопились: кто скорей? Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж — (Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.) Все вернулись, прилетели, (Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.) Песни звонкие запели! (Указательным и большим пальцами делают клюв — «птицы поют».) Времена года Снова солнце в небе улыбается, (Соединять пальцы правой руки с большим.) Снег растаял, ручейки звенят. (Соединять пальцы левой руки с большим.) И подснежник первый распускается, (Ладони вверх, пальцы сложены лодочкой, запястья рук прижаты друг к другу; разъединять пальцы, постепенно отводя их друг от друга.) С юга птицы с песнями летят. (Ладони повернуты к себе, большие пальцы переплетены, остальными пальцами совершать колебательные движения – «птичка».)

Слайд 57

Сосульки Шаловливые сосульки (Собрать пальчики вместе (щепоткой).) Сели на карниз. (Положить руки на колени.) Шаловливые сосульки ( Покрутить кистями рук.) Посмотрели вниз. (Опустить голову вниз.) Посмотрели, чем заняться? (Пожать плечами.) Стали каплями кидаться. (Руками соответствующие движения. ) Две сосульки вниз смотрели И на солнышке звенели: Кап-кап, дзинь-дзинь, ( В такт наклонять голову вправо – влево.) Кап-кап, дзинь – дзинь. Птицы прилетают С наступлением весны, ( Пальцы расставлены, ладони перекрещены.) Птицы прилетают. ( Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями .) Возвращаются скворцы, Работяги и певцы. (Пальцы рук сжимаются в кулаки и разжимаются.) А грачи у лужицы ( Ладони раскрыты, соединены чашечкой.) Шумной стайкой кружатся. (Круговые движения кистями рук.) Журавли летят торопятся, ( Пальцы расставлены, ладони перекрещены.) А малиновка и дрозд, ( Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.) Занялись устройством гнезд. ( Пальцы рук в замок ладони открыты .)

Слайд 58

Дикие животные Юга и Севера. Животные наших лесов. Животные жарких стран Если в жаркую страну я случайно попаду, (Сжимать – разжимать пальцы в кулаки.) То увижу там шакала, (Соединить все пальцы обеих рук с большими, образуя «бинокль», поднести к глазам.) Кенгуру, гиппопотама, (Разогнуть большой и указательный пальцы правой руки.) Обезьяну, тигра, льва, (Разогнуть средний, безымянный пальцы и мизинец правой руки.) Крокодила и слона. (Разогнуть большой и указательный пальцы левой руки.) Хорошо живется им – (Разогнуть средний, безымянный пальцы и мизинец левой руки.) Не бывает снежных зим. (Хлопнуть в ладоши, развести руки в стороны.) Кто живет в лесу Кто в лесочке живет? (переплести пальчики, имитируя лес) Под корягой — старый крот, За горой — лисенок, В ельнике — лосенок. Под кустом — лисичка, На сосне — синичка! (загибать указательным пальцем левой руки пальцы на правой руке, начиная с мизинца) Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальцы загибать. (сжимать и разжимать кулачки)

Слайд 59

Подводный мир Посмотри скорей вокруг! (Делают ладошку у лба «козырьком».) Что ты видишь, милый друг? (Приставляют пальцы колечками у глаз.) Здесь прозрачная вода. Плывет морской конек сюда. Вот медуза, вот кальмар. А это? Это рыба-шар. А вот, расправив восемь ног, Гостей встречает осьминог. (Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.) «Пингвины» Два пингвина пошли гулять, (руки сжимают в кулаки, большие пальцы вытягивают) А вторые – догонять. (указательные пальцы начинают «скакать») Третьи пингвины – бегом. («скачут» средними пальцами) А четвертые – пешком. (не спеша передвигают безымянные пальцы) Пятые поскакали (кулаки раскрываются полностью: «скачут» мизинцы) И в конце пути упали. (расслабленные ладони падают на стол)

Слайд 60

Космос. Вселенная Планеты На Луне жил звездочет, Он планетам вел подсчет. ( Сжимать и разжимать кулачки.) Меркурий — раз, Венера — два-с, Три — Земля, четыре — Марс. Пять — Юпитер, шесть — Сатурн, Семь — Уран, восьмой — Нептун, А за ним уж, потом, Девять — дальше всех — Плутон. ( Загибать пальцы по одному.) «Мы по глобусу шагаем» Мы по глобусу шагаем, Пальцы дружно поднимаем. Перепрыгнули лесок, На гору забрались, Оказались в океане – Вместе покупались. Пошагали в Антарктиду, Холодно, замерзли. На ракету все мы сели – В космос улетели.

Слайд 61

«Планеты» Раз, два, три, четыре, пять, (хлопаем в ладоши) планеты будем мы считать. К Солнцу ближе всех Меркурий, (загибаем пальцы на каждое название планеты) На Венеру полюбуюсь, Вот Земля — наш дом родной, Шар любимый голубой. Мимо Марса пролетаю, И Юпитер наблюдаю. Вот Сатурн и Уран Показали кольца нам. Вот Нептун, А вот Плутон, Дальше всех от Солнца он. Все планеты хороши, (хлопаем в ладоши) полетали от души! (пальцы сжаты, большой палец вверх) Раз, два, три, четыре, пять Раз, два, три, четыре, пять - (По одному загибают пальчики на обеих руках.) В космос полетел отряд. (Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.) Командир в бинокль глядит, (Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».) Что он видит впереди? Солнце, планеты, спутники, кометы, (Загибают пальчики обеих рук) Большую желтую луну.

Слайд 62

Ох, и худо без посуды Помощники Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить.) Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу.) Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.) Мы посуду перемыли, ( Одна ладонь скользит по другой.) Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали. (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.) Так мы маме помогали. (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить.) Посуда Девочка Иринка порядок наводила. (Показывают большой палец.) Девочка Иринка кукле говорила: (поочерёдно загибать пальцы) «Салфетки должны быть в салфетнице , Масло должно быть в масленке, Хлебушек должен быть в хлебнице, А соль? Ну, конечно, в солонке!»

Слайд 63

«Мамины помощницы» Помогали дочки маме, (сжимают и разжимают кулачки) Вымыли посуду сами: (трут одну ладошку другой) Чайник, чашку, (загибают пальцы по одному) Ложки, вазу, Маленький зеленый тазик. Мыли, мыли, мыли, мыли – (трут ладошки друг о друга) Вазу вдребезги разбили, («рисуют» силуэт вазы, затем встряхивают кистями рук) Потеряли где-то ложку. (разводят руки в стороны) Маме помогли немножко! (хлопают в ладоши) Посуда Мы в новом магазине посуду покупали: (Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы в стороны и соединять.) Тарелки, блюдца, чашки (Поднимать поочередно пальцы правой руки) На полках выбирали. Красивую кастрюлю, молочник и солонку, Набор ножей и вилок, (Поднимать поочередно пальцы левой руки) Шумовку и масленку.

Слайд 64

Продуктовый магазин Хлеб Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают пальчики.) А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят».) Пирожки и плюшки, Сдобные ватрушки, Булочки и калачи — Всё мы испечем в печи. (Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца. Обе ладошки разворачивают вверх.) Очень вкусно! (Гладят живот. «Хлеб» Рос сперва на воле в поле, (Дети слегка покачивают руками,) Летом цвел и колосился, (поднятыми вверх.) А потом обмолотили, (Постукивают кулаками друг о друга.) Он в зерно вдруг превратился. (Выполняют упражнение «Пальчики здороваются) Из зерна – в муку и тесто, (Сжимают и разжимают кулаки.) В магазине занял место. (Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.) Вырос он под синим небом, (Поднимают руки вверх.) А пришел на стол к нам – хлебом. (Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх)

Слайд 65

«Пирожки» Я купила масло, (Загибаем поочередно пальчики, перечисляя продукты) Сахар и муку, Полкило изюма, Пачку творогу. Пирожки пеку, пеку, (Имитируем лепку пирожков.) Всех друзей я в гости жду! ( Ладони вперед, имитируем движения, подзывающие гостей.) «Машина каша» Маша каши наварила, (указательным пальцем правой руки мешают в левой ладошке) Маша кашей всех кормила. Положила Маша кашу Кошке – в чашку, (загибают по одному пальчику) Жучке – в плошку, А коту – в большую ложку. В миску курицам, цыплятам И в корытце поросятам. Всю посуду заняла, (разжимают кулачок) Все до крошки раздала. (сдувают «крошки» с ладошки)

Слайд 66

Они сражались за Родину Что такое День Победы (рисуем вопрос пальцами в воздухе), Это праздник, ордена (кулачок прикладываем к груди) , И награды боевые, и салюты золотые (руки вверх, пальцы растопырив на обеих руках), И тюльпанчики цветные (покажу руками бутон), И чистая земля. (рисуем большой круг в воздухе). «Здравствуй» Здравствуй, Солнце золотое! (Пальцами правой руки по) Здравствуй, небо голубое! (очереди «здороваться» с) Здравствуй, вольный ветерок! (пальцами левой руки,) Здравствуй, маленький дубок! (похлопывая друг друга кончиками.) Мы живем в одном краю - Всех я вас приветствую!

Слайд 67

«Наша армия» Аты — баты, аты — баты! (поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки) На парад идут солдаты! Вот идут танкисты, Потом артиллеристы, А потом пехота – Рота за ротой. «Солдатская каша» Мы крупу в ковше варили, Левую ладонь сложить в виде пригоршни (ковш),указательным пальцем правой руки (ложкой) «помешать кашу», остальные пальцы прижаты к ладони. Хорошенько посолили. Пальцы правой руки сложить щепоткой и показать, как солят кашу. Здесь уже и ложка наша, Правую руку положить на стол ладонью вверх; ладонь сложить в виде пригоршни (ложка). Так вкусна солдата каша! Облизать губы языком, показывая, как было вкусно.

Слайд 68

Цветы Кактус Кактус, маленький и колкий, Год живёт на книжной полке. (Ладони вместе, пальцы растопырить.) Как прилежный ученик, Прочитал он столько книг (Ладони сложить вместе. Открывать и закрывать ладони, как книжку.) Про пустыни и барханы, Про колючки-великаны. ( Соединять большой палец с остальными.) Там песок и жарко слишком, Если верить этим книжкам. (Сложить солнышко из рук.) Здесь - за окнами зима. Снег ложится на дома. ( Сложить ладони в виде домика.) День за днём снежинок пляски... А пустыня - это сказки! (Указательным пальцем правой руки делать круговые движения по ладони левой руки.) «Цветы» Утром алые цветки (округлить ладони, раздвинуть пальцы) Раскрывают лепестки. Ветерок подует – (двигают ладони вправо-влево) Цветики волнует. А под вечер все цветки (постепенно смыкают пальцы) Закрывают лепестки, Головой качают, (покачивают «бутонами») Тихо засыпают. (подкладывают сложенные руки под щеку)

Слайд 69

«Комнатные растения» На окно скорее глянь: (показывают обе ладошки) Здесь у нас цветёт герань. (сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца) А здесь красавец бальзамин, Амариллис рядом с ним. Фуксия, бегония – Мы все названья помним! (раскрывают ладошку) Мы взрыхлим цветы, польём, (пошевеливают опущенными вниз пальцами) Пусть подрастают день за днём! (обе ладошки соединяют «бутончиком», поднимают над головой и раскрывают «цветком») «Цветок» Вырос высокий цветок на поляне, (Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить.) Утром весенним раскрыл лепестки. (Развести пальцы рук.) Всем лепесткам красоту и питанье (Ритмично двигать пальцами вместе-врозь.) Дружно дают под землей корешки. (Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.)

Слайд 70

Насекомые «Пчела» Прилетела к нам вчера (Машут ладошками.) Полосатая пчела. А за нею шмель – шмелёк (На каждое название насекомого загибают пальчик.) И весёлый мотылёк, Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза. (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам) Пожужжали, полетали, (Машут ладошками,) От усталости упали. (Роняют ладони на стол.) «Паучок» Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки (Руки скрещены, пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.) Дождик с неба вдруг полил (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие движения (дождик) Паучков на землю смыл (Хлопок ладонями по коленям или по столу) Солнце стало пригревать (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит) Паучок ползет опять, А за ним ползут все детки (Действия аналогичны первоначальным.) Чтобы погулять на ветке. («паучки» ползают по голове)

Слайд 71

«Насекомые» Дружно пальчики считаем- Насекомых называем: (Сжимать и разжимать кулачки.) Бабочка, кузнечик, муха, Это жук с зелёным брюхом. (Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.) Это кто же тут звенит? Ой, сюда комар летит! (Вращать мизинцем.) Прячьтесь! (Спрятать руки за спину.) Насекомые Я весёлый майский жук. Знаю все сады вокруг. ( Сжать кулак, указательный палец и мизинец развести в стороны – «усы», пошевелить ими.) Над лужайками кружу, А зовут меня Жужу . Не кусай, комарик злой! Я уже бегу домой. (Сжать кулачок, указательный палец вперёд (хоботок). Мизинец и большой пальцы, расслабив опустить вниз – «лапки») Пчела села на цветок, Пьёт она душистый сок ( Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое – пальцем левой руки.)

Слайд 72

Здравствуй, лето! Лето ( Загибаются пальцы по одному на каждый счет.) Вот за что люблю я лето? Лето солнышком согрето. Два – в лесу растет трава. Три – ромашки – посмотри! А четыре - это лес, Полный сказок и чудес. Пять – купались мы опять. Шесть – пора грибов поесть. Семь – малины я поем. Восемь – сено мы покосим. Девять – бабушка идет, Землянику нам несет. Десять – все вокруг в листву одето. Вот за что люблю я лето! «Что делать после дождика» Что делать после дождика? ( Соединяем по очереди все пальцы с большими) По лужицам скакать! ( Щёпоть одной руки приставляем в центр ладони другой) Что делать после дождика? ( Соединяем все пальцы рук с большими ) Кораблики пускать! ( Рисуем обеими руками восьмёрку) Что делать после дождика? ( Соединяем все пальцы с большими ) На радуге кататься! ( Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу ) Что делать после дождика? ( Соединяем все пальцы с большими) Да просто улыбаться! ( Улыбаемся )

Слайд 73

Лето наступает Вот и лето наступает (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев.) Всех на отдых приглашает (Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших) Будем плавать, загорать (Круговые движения кистями, «солнце») И на даче отдыхать («Домик») Ягоды (держать руки на столе или коленках, пальцы в свободном положении, во время игры работают обе ладошки.) Один, два, три четыре, пять (соединяем пальчики обеих рук подушечками). По лесу мы идем гулять ( пальцы изображают ходьбу). За брусникой, за малиной, (загибаем пальцы), За черникой, за калиной. Ежевику мы найдем И сестренке отнесем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."

Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...