Проект в старшей логопедической группе "В гостях у сказки"
проект (старшая группа)
Проект в старшей логопедической группе "В гостях у сказки" разработан педагогами группы на целый учебный год. Имеется сценарий по РНС "Коза Дереза"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект в старшей группе | 42.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческо – игровой проект
в старшей логопедической группе
«В гостях у сказки»
Воспитатели: Леонова И.Н., Попова С.Н.
Учитель-логопед: Акатова Э.В.
Колпино 2023-2024 г.
Творческо-игровой проект в старшей логопедической группе
«В гостях у сказки»
Проект «В гостях у сказки» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.
Проблема создания проекта
Родители мало читают детям книги или если читают, то произведения не соответствуют их возрасту. Дети не знают русских народных сказок, авторских сказок, авторов сказок.
Актуальность проекта:
Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает оптимальные условия для формирования эмоциональной сферы детей, что является крайне важным для воспитания чувств у дошкольников, развития их внутренней жизни, творчества.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить, немного больше времени, именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Цель проекта:
Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам; развитие у детей устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства; раскрытие совместного творчества детей, создание оптимальных условий для развития речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Задачи проекта:
1. Расширить представление детей о сказках. Учить узнавать персонажи сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание; высказывать свое отношение к героям сказки, обогащать и расширять словарный запас детей.
2. Закреплять умения использовать средства выразительности (мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, театр картинок, настольный) при передаче содержания сказки. Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для вечернего прочтения. Формировать у детей запас литературных художественных впечатлений. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус.
3. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества. Создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу, воспитывать чувства дружбы и коллективизма. Раскрывать ценности традиции семейного чтении и совместного творчества детей с родителями, воспитывать культуру речи.
Краткое описание проекта:
Тип проекта:
- творческо-игровой
- долгосрочный (ноябрь-май)
- групповой (дети, родители, воспитатели старшей логопедической группы, логопед )
Краткое содержание проекта:
1 этап: Подготовительный
-анкетирование родителей «Сказка в жизни Вашего ребёнка»
- консультация для родителей;
-оформление книжного уголка в группе;
-подбор наглядно-дидактического материала.
2 этап: Основной
-реализация плана проекта;
-рассматривание иллюстраций русских народных сказок;
-чтение и рассказывания русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке;
-проведение настольно-печатных, дидактических, подвижных, словесных игр;
-отгадывание загадок по сказкам;
-создание картотеки русских народных сказок;
-драматизация сказок;
-раскрашивание иллюстраций к сказкам;
- Игра-драматизация «В гостях у сказки» по русской народной сказке «Коза-дереза»
3 этап: Заключительный
- помощь родителей в пополнении книжного уголка сказками;
- домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам, сочинение сказок и оформление книжки) ;
- чтение сказок с детьми дома;
-подведение итогов проектной деятельности.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
1. Обновление предметно-развивающей среды.
2. Изготовление дидактической игры по русским народным сказкам «Путаница из сказок»
3. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
4. Изготовление декораций к сказкам, атрибутов.
5. Внедрение новых форм работы с детьми.
6. Развитие речевого общения и этикета.
План реализации проекта:
ОО | Деятельность | Сроки проведения | Ответственный |
ОО «Речевое развитие» | Д/ игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки» «Путаница из сказок»» Чтение, обсуждение и пересказ РН сказок и авторских ( К.И.Чуковский) Образовательная деятельность по сказке «Коза-дереза» Чтение и обсуждение русских народных сказок: «Рукавичка», «Коза-дереза», «Теремок» и др.
Чтение и обсуждение «Волшебные сказки» : «По щучьему веленью», «Царевна лягушка», «Иван Царевич и серый волк» Чтение и обсуждение авторских сказок Рассматривание иллюстраций. Выставки книг: Сказки К.И.Чуковского Сказки К.И.Чуковского: чтение, рассматривание, обсуждение Тематические подборки книг: «Сказки о животных» Заучивание пословиц, поговорок о сказках и народной мудрости. Сочинение сказок (с помощью родителей) «Я сочиняю сказку о диком животном». | Ноябрь - май 01.11.-31.05. ноябрь 19.11.-23.11. Апрель Декабрь Январь Ноябрь Февраль Декабрь Март Декабрь | Воспитатели, логопед Воспитатели, родители Воспитатели, логопед Воспитатели Воспитатели Воспитатели, родители Воспитатели Воспитатели Воспитатели, логопед Воспитатели, родители |
ОО «Познавательное развитие» | Беседы с детьми о прочитанных сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок. | Ноябрь- май | Воспитатели, дефектолог |
ОО Социально –коммуникативное развитие» | Коллективный ручной труд: изготовление плоскостного театра на ковролине Ремонт книг в книжном уголке. Д/игра «Путаница из сказок» Сюжетно - ролевые игры «Доктор Айболит», «В гостях у Красной Шапочки», «Библиотека» Настольно- печатные игры: «Сказочное лото», «В гостях у сказки» Инсценировка сказки «Коза-дереза» | Март Январь Ноябрь Декабрь , февраль Ноябрь- май Апрель | Воспитатели, родители Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели, логопед Воспитатели, логопед, родители, музыкальный руководитель |
ОО «Художественно –эстетическое развитие» | Художественное творчество: рисование «Моя любимая сказка»; Аппликация-«Сказочная птица»; Лепка –герои сказки «Колобок» Рисование «Мой любимый герой в сказках Н.Носова» «Рисуем сказку вместе» (дома с родителями) Прослушивание песен и музыки из киносказок и мультипликационных фильмов. «Волк и Лиса», «Сказка о золотом ключике или приключения Буратино». | Май Ноябрь Март Декабрь- январь | Воспитатели Воспитатели, родители Воспитатели, музыкальный руководитель |
ОО «Физическое развитие» | Комплекс утренней гимнастики «В гостях у сказки» Физминутки. Подвижные игры: «Гуси гуси», «Кот и мыши», «Кот в сапогах», «У медведя во бору», «Хитрая лиса». | Ноябрь - май | Воспитатели |
Работа с родителями
Мероприятие | Сроки проведения |
Анкета для родителей «Сказка в жизни Вашего ребёнка» | Ноябрь |
Буклеты для родителей «Мама, почитай мне сказку» | Ноябрь |
Семейное творчество «Сочини сказку» (дикие животные) | Декабрь |
Информация в уголке для родителей «русская народная сказка, как средство развития речи дошкольников» | Январь |
Буклеты для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка» | Февраль |
Выставка семейных рисунков «моя любимая сказка» | Март |
Изготовление костюмов и атрибутов для инсценировки сказки «Коза-дереза» | Апрель |
Раскраски с героями сказок | Май |
Планируемый результат:
- развитие интереса детей к русским народным сказкам;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей;
- содействие творческому развитию детей;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми;
-воспитание чувства дружбы и коллективизма;
- получить эмоциональный отклик от своей работы;
- пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки».
Заключение
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей.
Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития старших дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития старших дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми, позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал, как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, развиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.
У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок. Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.
Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольника.
Игра-драматизация по русской народной сказке «Коза-дереза» в старшей логопедической группе
Цель: Формировать у детей интерес к играм – драматизациям.
Задачи:
Образовательные:
-формировать образность речи;
-совершенствование грамматического строя: согласование существительных с прилагательным, глаголами и числительными;
-продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки;
-способствовать развитию диалогической речи;
-формировать образность речи;
Развивающие:
-развивать творческие способности, умение разыгрывать сказку;
-выработка четких координированных движений во взаимодействии с речью;
-развитие целостного восприятия русской народной сказки;
-продолжать развивать у детей умение создавать выразительный образ в игре- драматизации;
-развивать умение имитировать характерные действия персонажей;
-развивать память, зрительное и слуховое внимание, образное мышление, воображение.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к художественной литературе;
-воспитание любви, добра, бережного отношения к окружающему миру через сказку.
Здоровьесберегающие:
-воспитание чувства уверенности при выполнении заданий.
Планируемые результаты :
-при инсценировки сказки речь детей понятная, выразительная, правильно выстроенные предложения;
-могут оценить нравственность поступков главных героев сказки;
-создают выразительные образы в игре-драматизации;
-имитируют характерные действия персонажей;
-проявляют интерес к художественной литературе;
Оборудование: декорация избушки, леса, домика для деда и бабки, шапочки для животных.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки "Коза-дереза", рассматривание иллюстраций к сказке, показ сказки на фланелеграфе.
Атрибуты: избушка, домик, деревья, шапочки, костюмы.
Действующие лица:
Сказочница- взрослый
Дети:
Коза- дереза
Козы
Бабка
Дед
Внучки (или внуки)
Заяц
Волк
Медведь
Пчела
Звучит музыка из передачи «В гостях у сказки»
СКАЗОЧНИЦА (выглядывает из окошка домика)
Близко ли, далеко ли,
Где точно нам неизвестно,
Жили были Дед с Бабкой.(Дети выполняют действия по тексту)
Дед на балалайке бренчал
Да ногою качал.
А бабка пряжу пряла
Да пироги пекла.
Были у них две дочки- веселушки:
Пироги бабкины лопали
Да в ладошки хлопали.
Так бы все продолжалось,
Только лето приближалось.
И вот купил дед себе коз. Все козы как козы, а одна спесивая, все не по ее было.
Наступил уж месяц май,
Тут гляди да не зевай:
На Егория весной
Всю скотину выгоняй.
И отправил дед бабкину дочку коз пасти.( Девочка выводит коз на импровизированное пастбище под музыку. Дети-козочки гуляют, «кушают» травку.)
Вот она целый день коз пасла, а к вечеру напоила их и гонит домой. А дед сидит у ворот и спрашивает у коз:
ДЕД: Было ль на лугу привольно?
Мои козочки довольны?
КОЗЫ: Мы и сыты, и довольны,
Было на лугу привольно.
Мы по травушке скакали,
Мы осинушку глодали,
Мы водицу попивали,
Под березкой отдыхали.
ДЕД: (обращаясь к спесивой козе)
Коза моя, козочка, коза моя, милая, наелась ли ты, напилась ли ты?
СПЕСИВАЯ КОЗА:
Я не сыта, не довольна,
Хоть и было там привольно.
Я по травке не скакала,
Я осинки не глодала,
Я водицу не пивала,
Под березкой не лежала.
СКАЗОЧНИЦА:
Дед рассердился на бабкину дочку.
Утро снова наступает,
Дед дочурку подзывает.
ДЕД:
Уж ты доченька-дочушка,
Хохотушка, веселушка,
Ты тепереча ступай,
Коз на травку выгоняй.
( Девочка выводит коз на импровизированное пастбище под музыку. Дети-козочки гуляют, «кушают» травку.)
СКАЗОЧНИЦА:
Вот дедова дочка целый день пасла коз, а к вечеру напоила их
и гонит домой.
ДЕД:
Было ль на лугу привольно?
Мои козочки довольны?
КОЗЫ:
Мы и сыты, и довольны,
Было на лугу привольно.
Мы по травушке скакали,
Мы осинушку глодали,
Мы водицу попивали,
Под березкой отдыхали.
Так, что дед претензий нет.
А одна коза в ответ:
СПЕСИВАЯ КОЗА:
Почему претензий нет!
Да не слушай ты их, дед!
Я не сыта, не довольна,
Хоть и было там привольно.
Я по травке не скакала,
Я осинки не глодала,
Я водицу не пивала,
Под березкой не лежала.
СКАЗОЧНИЦА:
Дед и на свою дочку рассердился. На третий день дед собрался
сам. ( Мальчик-дед выводит коз на импровизированное пастбище под музыку. Дети-козочки гуляют, «кушают» травку.)
Выгнал коз в поле. Пас целый день, а вечером напоил и
погнал домой. Дед вперед коз забежал, сел у ворот и поджидает
их.
ДЕД:
Было ль на лугу привольно?
Мои козочки довольны?
А одна как закричит:
СПЕСИВАЯ КОЗА:
У меня живот болит!
Я не ела, не пила-
Очень скверные дела.
СКАЗОЧНИЦА:
Дед чуть со стула не свалился.
На козу он разозлился,
За рога ее схватил,
Чуть совсем не отломил.
А потом за хвост тянул
И три раза ущепнул.
Тут коза запрыгала,
Ножками задрыгала,
Хвост поджала и прочь убежала.
СКАЗОЧНИЦА:
Звучит быстрая музыка
Бежит коза, не оглядывается. Видит- заячья избушка стоит.
Вбежала коза в избушку, а зайца дома нет. Заперлась коза и
забралась на печку. Немного погодя приходит заяц домой. Хвать
лапой - дверь заперта.
ЗАЯЦ:
Кто там?
СПЕСИВАЯ КОЗА: (с печи)
Я коза-дереза,
За три гроша куплена,
Пол бока луплена.
Топы-топы ногами,
Заколю тебя рогами,
Ножками затопчу,
Хвостиком замету.
СКАЗОЧНИЦА:
Испугался заяц: какой такой зверь невиданный в избушке сидит! Сел под березкой и плачет.
Идет мимо серый волк.
ВОЛК (выходит под музыку):
О чем заинька плачешь?
ЗАЯЦ:
Как мне, заиньке, не плакать: коза-дереза в мою избушку забралась и
дверь заперла. Негде мне, зайцу, теперь жить.
ВОЛК:
Не плачь, заинька, я этого зверя выгоню. (Подходит к избушке)
Кто, кто в зайкиной избушке сидит?
СПЕСИВАЯ КОЗА: (с печи)
Я коза-дереза,
За три гроша куплена,
Пол бока луплена.
Топы-топы ногами,
Заколю тебя рогами,
Ножками затопчу,
Хвостиком замету.
(Волк испугался и убежал).
СКАЗОЧНИЦА:
Вот опять сидит зайка под березкой и плачет. Идет мимо
медведь.
МЕДВЕДЬ (выходит под музыку):
О чем, заинька плачешь?
ЗАЯЦ:
Как мне, заиньке, не плакать: коза-дереза в мою избушку забралась и
дверь заперла. Негде мне, зайцу, теперь жить.
МЕДВЕДЬ:
Не плачь, заинька, я этого зверя выгоню. (Подходит к избушке и как рявкнет).
Кто, кто в зайкиной избушке сидит?
СПЕСИВАЯ КОЗА: (с печи)
Я коза-дереза,
За три гроша куплена,
Пол бока луплена.
Топы-топы ногами,
Заколю тебя рогами,
Ножками затопчу,
Хвостиком замету.
СКАЗОЧНИЦА:
Испугался медведь, - никогда о таком звере не слыхивал,
никогда такого зверя не видывал, - и убежал в лес.
Сидит опять зайка под березкой и плачет. Летит мимо пчела.
ПЧЕЛА (выбегает под музыку) :
О чем, заинька плачешь?
ЗАЯЦ:
Как мне, заиньке, не плакать: коза-дереза в мою избушку забралась и
дверь заперла. Негде мне, зайцу, теперь жить.
ПЧЕЛА:
Не горюй, заинька, я тебе помогу.
ЗАЯЦ:
Где тебе, пчелка, помочь? Волк гнал козу - не выгнал. Медведь
гнал - не выгнал. Где тебе выгнать!
СКАЗОЧНИЦА:
А пчелка прилетела к заинькиной избушке.
ПЧЕЛА:
Кто, кто в зайкиной избушке сидит?
СПЕСИВАЯ КОЗА: (с печи)
Я коза-дереза,
За три гроша куплена,
Пол бока луплена.
Топы-топы ногами,
Заколю тебя рогами,
Ножками затопчу,
Хвостиком замету.
СКАЗОЧНИЦА:
Не испугалась пчелка, начала вокруг избушки летать, во все щели заглядывать. Жужжала, жужжала, нашла дырочку, пролезла в избушку, да так ужалила козу в бок.
Коза-в дверь да в лес! Только ее и видели. Обрадовался заяц, вбежал в избушку и стал в ней жить.
Здесь и сказочки конец, а кто слушал молодец. И в завершении нашей сказки хочется вспомнить очень известную пословицу:
ДЕТИ (все дети выходят вперед и встают в шеренгу перед зрителями и говорят хором):
"Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок".
Всем большое спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Театральная гостиная» проект в старшей логопедической группе «Сказка»
Тип проекта:По деятельности - исследовательский, творческий, игровой.По содержанию – художественно-эстетический, педагогический.По числу участников: педагоги, дети и родители старшей группы «Сказка».П...
НОД по формированию математических представлений в старшей логопедической группе «Путешествие по сказке»
Конспект НОД в старшей группе по математическому развитию по мотивам сказки "Гуси-лебеди"...
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Сказка Волк и козлята».
Цель: Развитие связной речи- пересказ сказки по вопросам.Задачи: 1. Формировать умение: логично, связно, последовательно высказываться. ...
Экологический познавательно-исследовательский проект в старшей логопедической группе на тему: « Весна в гости к нам пришла ».
Помочь детям получить знания о природе, сформировать умение чувствовать ответственность за всю живую природу. Научить беречь и любить природу. Ребёнок должен вырасти хозяином, чувствовать ответс...
Образовательный проект в старшей логопедической группе: "Сказка в гости к нам пришла"
Образовательный проект по театрализованной деятельности в детском саду....
Краткосрочный проект в старшей логопедической группе по сказкам А.С.Пушкина
Художественная литература всегда воздействовала на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика её роль в развитие речи дошкольника. Детям мало знакомы имена известных детских писателей и н...
Долгосрочный проект для старшей логопедической группы «Осенний калейдоскоп» проект по окружающему миру (старшая группа)
Дети старшего дошкольного возраста не имеют навыка самостоятельного получения, переработки и упорядочивания информации....