Игры для развития творческих способностей.
учебно-методический материал (старшая группа)
Игры для развития творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_razvitiya_tvorcheskih_sposobnostey.docx | 19.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для развития творческих способностей.
«На что похожа фигурка?»
(И. Барташникова, А. Барташников)
Цель: развитие речи; творческого воображения; умения создавать несколько образов и выбирать из них самый оригинальный; умения выделять различные признаки предмета.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: изображения абстрактных фигур, напоминающие одновременно несколько предметов.
Описание игры: ребенку показывают заранее подготовленные картинки, а он должен сказать, чтобы это могло быть. Когда, по его мнению, он назовет все, можно попросить рассказать подробнее об этих предметах.
Комментарий: начать игру взрослый может с демонстрации, обязательно объясняя при этом, почему тот или иной рисунок похож на предмет.
Может возникнуть ситуация, когда у ребенка нет версий. Тогда можно предложить ему посмотреть на изображение под другим углом, повертеть картинку в руках, закрыть какую-то часть рисунка и т. д. Можно также попросить ребенка представить какую-то фигурку сверху и снизу: например, если смотреть на два кружочка (один в другом) снизу, то это будет гриб, а если сверху – то бублик.
Поощряются все версии, причем особенно нужно отметить оригинальные.
Задание можно усложнить, предложив совершенно абстрактные рисунки, на которых, даже по вашему мнению, невозможно увидеть что-то определенное. Если ребенок сможет увидеть на них предметы, это свидетельствует о высокой степени развития творческого воображения.
Другим вариантом игры может быть создание таких рисунков самим ребенком, а потом пусть он сам предложит взрослым (или другим детям) отгадать, что на них изображено.
В конце игры нужно обязательно спросить ребенка, какой предмет показался ему самым интересным и почему.
«Волшебные кляксы»
Цель: развитие творческого воображения, мышления, речи.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: изображения клякс.
Описание игры: ребенку предлагается несколько изображений клякс. Он должен внимательно рассмотреть их и сказать, на что они похожи, постаравшись назвать как можно больше версий. Затем сам ребенок должен назвать самую интересную, на его взгляд, версию и объяснить, почему он так думает.
Комментарий: хорошо, если игре предшествует подготовительная работа, проведенная вместе с детьми – по созданию клякс. Это очень увлекательное занятие, при котором вхождение в игру произойдет очень органично.
Если в игре принимает участие несколько детей, то они должны называть версии по очереди. Нужно следить, чтобы версии были правдоподобными и действительно имели сходство с называемыми предметами. Когда все выскажутся, нужно попросить детей выбрать самую оригинальную идею и объяснить, почему они так считают.
Выигрывает ребенок, назвавший больше всех версий или предложивший самую интересную версию.
При ответе замечайте, какие образы возникают у детей: целостные или основанные на какой-то одной детали, подвижные или нет, важна ли для детей форма и цвет. Если дети оценивают все эти качества, это хорошо, если нет – подскажите им, покажите на примере, что в этой кляксе можно увидеть и что-то еще.
«Сочиним историю»
Цель: развитие речи, воображения, умения работать в группе.
Возраст: старше 5-ти лет.
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: взрослый начинает историю: «Жили-были...» – далее придумывают дети. Каждый участник игры говорит по предложению. Роль ведущего состоит в том, чтобы направить рассказ по нужному сценарию, сделать его более осмысленным.
Комментарий: начало может быть любым, например: «В одном большом (маленьком) сказочном (волшебном) городе (лесу)...», «За тридевять морей...» и т. д. Перед началом игры важно настроить детей на фантазирование, включение героев из разных сказок и т. д.
В конце игры ведущий целиком пересказывает получившуюся историю.
«Подарки»
Цель: развитие воображения, коммуникативных навыков, моторики.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: группа детей.
Описание игры: дети становятся в круг, а ведущий (взрослый) предлагает каждому придумать подарок для соседа справа (это могут быть различные предметы, цветы и т. д.). Нельзя ничего говорить, ребенок должен показать свой подарок жестами, а принимающий подарок – показать этот предмет на картинке или показать, как он будет им пользоваться. Получивший подарок показывает свою пантомиму следующему.
Комментарий: остальные дети должны внимательно наблюдать за тем, что происходит. В случае ошибки они должны предложить свои варианты использования подарка. Игра продолжается с того ребенка, который дал правильный ответ.
Пользоваться словами может только взрослый.
Если подарки однотипны, можно остановить игру и поговорить с детьми о том, что здесь подарком может быть все что угодно. Главное, чтобы это был приятный подарок.
«Угадай-ка»
Цель: развитие воображения.
Возраст: 5 лет.
Количество играющих: один или больше.
Необходимые приспособления: мелкие материалы различной формы, размера и фактуры: зерна, семена, бусинки, камешки и т. д., белый лист бумаги.
Описание игры: 10-12 различных предметов складывают вместе, перемешивают и бросают с небольшой высоты на бумагу. При падении предметы образуют разнообразные изображения. Дети должны сказать, на что это похоже.
Комментарий: дети могут начать просто фантазировать. В этом случае нужно просить их детально описать предлагаемый объект, т. е. если ребенок говорит, что похоже на мордочку собаки, он должен показать, где уши, где нос и т. д.
На один бросок может быть придумано несколько предметов. И чем их больше, тем лучше.
«Что бывает?»
Цель: развитие речи и мышления.
Возраст: любой.
Количество играющих: два или больше.
Описание игры: ведущий придумывает прилагательное, а задача играющих — назвать как можно больше существительных, обладающих этим признаком.
Радостный: праздник, случай, день, человек и т. д.
Красный: арбуз, помидор, мак, роза, нос, день календаря и т. д.
Комментарий: в игре можно использовать мячик, тогда игра будет проходить веселее, так как вносится эффект неожиданности. Дети должны располагаться в кругу, ведущий называет исходное прилагательное и затем бросает мяч кому-то из детей. Поймавший называет слово и бросает мяч другому ребенку и т. д. Таким образом, участники концентрируются на игре.
«Что потом?»
Цель: развитие творческого мышления.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: один или больше.
Описание игры: ребенку предлагается придумать как можно больше вариантов событий, которые наступили после того, как...
Папа поймал большую рыбу...
После этого:
— Пруд стал мелкой лужей.
— Рыба перекусила леску и уплыла.
— Семья целый год ела рыбу.
— Рыбу разрезали, а в ней оказалась еще рыба, а в той – еще рыба, а в следующей – еще, и т. д.
Белоснежка кормила голубей...
Папа Карло стругал полено...
Аннушка пролила масло...
Воробьишка выпал из гнезда...
Бабушка испекла пирожки...
Комментарий: если ответы детей однотипны, взрослый может включиться в игру, изменить ход мыслей детей, дать им образец нестандартного предложения.
«Вопросы»
Цель: развитие творческого мышления, воображения.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: один или больше.
Описание игры: ребенку предлагается задать как можно больше вопросов, в которых бы звучали названия двух предметов. Вопросы могут быть смешными.
Например: писатель – сорока.
Почему писатель пишет о сороке?
Что делает сорока на окне у писателя?
Какие новости принесла писателю сорока?
Зачем это писатель сидит на ветке, как сорока?
1. Озеро – мысль.
2. Лампа – компьютер.
3. Шофер – тропинка.
4. Магнитофон – травинка.
5. Улица – пылесос.
Комментарий: игра позволяет ребенку выйти за рамки привычного положения вещей, помогает объединить, казалось бы, необъединимое. Приниматься должны все варианты, даже самые невообразимые.
«Найди причину»
Цель: развитие творческого мышления.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: один и более.
Описание игры: ребенку предлагается придумать, каким образом могли быть связаны названные события.
Например:
Одна рыбка гонялась за другой. – Маша спала.
Возможные причины:
– Маша не покормила рыбок, потому что спала, и голодные рыбы гонялись друг за другом.
– Пока Маша спала, в ее аквариум посадили хищную рыбу, которая стала гоняться за более миролюбивыми.
– Маша долго смотрела за тем, как гоняются рыбы друг за другом, устала и уснула.
Оля пошла в подвал за картошкой. – Мама уколола палец.
Школа была закрыта. – У Васи закончилась красная краска.
Гоша разбил чашку. – В зоопарке родились тигрята.
Комментарий: необходимо следить за тем, чтобы дети не повторялись. Когда они с легкостью станут выполнять правила игры, можно предложить им самим придумывать события.
«Дополни фигуру»
Цель: развитие творческих способностей, воображения.
Возраст: 5лет.
Количество играющих: один и более.
Необходимые приспособления: карточки с изображением 5 кругов и 5 квадратов, карандаши.
Описание игры: ребенок получает карточки, на которых должен нарисовать что-нибудь, используя как основу предложенный рисунок. Например: на карточках с изображением круга он рисует солнце, тарелку, лицо, пуговицу (или пятачок хрюшки), ромашку, лошарика, а из квадратов «строит» дом, дорисовывает куб, пишет название книги и т. д.
Комментарий: перед тем как начнется игра, взрослый должен убедиться в том, что ребенок хорошо понял инструкцию. Иначе игра может не получиться, так как ребенок будет либо просто обводить геометрические фигуры, либо рядом рисовать другие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для развития творческих способностей детей
Подбор игр, помогающихразвивать творческие способности детей дошкольного возраста...
игры на развитие творческих способностей
Игры на развитие творческих способностей Ассоциация Дети сидят в кругу. Ведущий предлагает слово, например «сосулька», следующий игрок должен придумать слово, аналогичное п...
"Организация комплексного руководства сюжетно-ролевыми играми в развитии творческих способностей дошкольников"
Участие в Фестивале педагогических идей и инноваций в области образования...
Статья "Игры на развитие творческих способностей".
Игры на развитие воображения, творческих способностейнасыщают жизнь детей положительными эмоциями, формируют активную, целеустремленную личность, умение передавать свой замысел, выразить себя нестанда...
Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений "Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников"
Мастер-класс подготовлен для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений с целью освоения и последующего применения в работе различных вариантов творческих методов и приемов для раз...
Игра в развитии творческих способностей детей среднего дошкольного возраста
В статье рассматривается вопрос о развитии творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в игре...