Доклад "Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности".
консультация

Силантьева Наталья Владимировна

Методика ТРИЗ "Системный оператор" и его применение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.

                         Методика ТРИЗ «Системный оператор» и практическое его применение.

«Каждый инструмент оказывает обратное действие на человека, использующего этот инструмент. ТРИЗ — инструмент для тонких, дерзких, высокоорганизованных мысленных операций. Решение одной задачи ещё не меняет стиля мышления, но в ходе занятий решаются десятки, сотни задач, постепенно мышление перестраивается: становится более гибким и управляемым» (Г.С.Альтшуллер)

Об авторе

ТРИЗ-Теория Решения Изобретательских Задач. Автор ТРИЗ — Генрих Саулович Альтшуллер изобретатель, писатель. Родился 15 октября 1926 года в г. Ташкенте. Изобретал с детства. Среди его первых изобретений - катер с ракетным двигателем, пистолет-огнемет, скафандр. Первое авторское свидетельство на изобретение получил в возрасте 17 лет.

Развитие и распространение ТРИЗ:

ТРИЗ получил распространение не только у нас в стране, но и за рубежом. Книги по ТРИЗ изданы в США, Великобритании, Японии, Швеции, Финляндии, Германии, Болгарии и других странах. В России, Финляндии, США, Голландии, Швеции, Англии, Чехии существуют фирмы, занимающиеся ТРИЗ-консалтингом.

О том, как стремительно ТРИЗ-технологии завоевывают мир, можно судить по сети Интернет. Все больше возникает сайтов, содержащих информацию о теории Г.С. Альтшуллера.

Известные корпорации мира ищут на территории бывшего СССР специалистов по ТРИЗ для своих изобретательских и исследовательских служб.

Как и сама теория, так и методология преподавания ТРИЗ непрерывно развиваются. Идеи и методы ТРИЗ переносятся в гуманитарные области: искусство, менеджмент, рекламу, педагогику.

Система обучения ТРИЗ охватывает все возрасты. Ребенок, владеющий элементами ТРИЗ, старается решать свои проблемы без применения силы. (Вот, например, случай из тризовской семьи. Мальчик лет восьми оказался перед проблемой: как войти в дверь, закрытую сестрой с другой стороны? Применить силу или угрозы, поднять крик? Он сформулировал идеальное решение: сестра САМА открывает дверь. Мальчик придвинул к двери стул со своей стороны и сказал сестре: "Я тебя запер". Через несколько секунд она уже САМА распахнула дверь, освобождая себя от "плена").

Создание ТРИЗ

Долгое время единственным инструментом решения творческих задач — задач, не имеющих четких механизмов решения, — был "метод проб и ошибок" ("метод научного тыка"), а в 20 веке резко возросла потребность в решении творческих задач. И с 1946г. главной целью жизни Г.С. Альтшуллера стала разработка ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Г. С. Альтшуллер поставил задачу: "Как без сплошного перебора вариантов выходить сразу на сильные решения проблемы?"

ТРИЗ- технологии превращаются в универсальную технологию анализа и решения проблем, не зависящую от предметных областей, в которых возникают эти проблемы, но опирающуюся на специальные знания этих областей.

Первоначально ТРИЗ не был рассчитан на детей, но вот уже десятилетия накапливается интересный опыт использования ТРИЗ в образовании для развития мышления у детей разного возраста. ТРИЗ в работе Я хочу поделиться с вами ТРИЗ играми и занятиями для малышей. Хотя ТРИЗ — это научная теория со своей структурой, функциями и алгоритмом она хорошо вписывается в работу с детьми даже нашего возраста, правда первые плоды мы увидим когда детям будет года три (прежде чем начать работу по технологии ТРИЗ нужно дать детям базовые знания). Но это не значит, что эту методику нужно отбросить, ведь она помогает детям увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития, формирует умение грамотно мыслить и решать свои маленькие проблемы. ТРИЗ позволяет снять психологический барьер, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить. А ведь может так быть, что у нас будут дети дошкольного возраста. Тем более что технология ТРИЗ способствует не только развитию у детей компетентности, инициативности, самостоятельности, креативности и коммуникативности, но и становлению взрослого т.е. педагога, как творческой личности. 

Суть метода ТРИЗ- обращать внимание ребенка на интересные вещи, не пытаться все на свете объяснить и дать в готовом виде, почаще смотреть на ситуацию с разных сторон, находить хорошее в «плохом» и плохое в «хорошем», размышлять вместе, проводить опыты, но не пытаться полностью объяснить результаты.

В использовании технологии ТРИЗ выделяют пять этапов работы:

Цель первого этапа – накопление знаний.

Цель второго этапа –научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? И др.

Цель третьего этапа – учить ребенка фантазировать, изобретать. Например, придумать новый стул, удобный и красивый. Или как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачкой? И др.

Содержание четвёртого этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью приемов ТРИЗ.

На пятом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой ситуации.

Но чтобы понять суть метода и начать работу нужно быть, как говорят профессионалы в этой области «тризнутыми». Давайте проведём простой тест, найдём ТРИЗ задачи в знакомых сказках:

Аленушка и братец Иванушка
Иванушка хочет пить. Но пить из лужи нельзя — станешь животным. Как утолить жажду или хотя бы перетерпеть, пока идешь. (Ответы могут быть такие: пожевать кислой травы или ягод, намочить панаму или рубашку, чтобы было не так жарко, отфильтровать воду из лужи, подоить корову на поле и попить молока).
Бременские музыканты
Друзья — осел, петух, собака и кот хотят переночевать в доме. Как им прогнать из дома разбойников? (Конечно, дети могут вспомнить решение, которое предлагает автор — испугать разбойников. Постарайтесь придумать другие решения. Например, начать кричать: “пожар, пожар”; перессорить разбойников между собой).

А детям можно предложить знакомые сказки «Кот, лиса и петух». Задача как петушку самому выбраться из лап лисы? (“Можно клюнуть больно-больно лису”)

Или такая игра «На что похоже?»

Или игра «Хорошо-плохо».

Например: на улице идёт дождь, что в этом «плохого», а что «хорошего»?

«Системный оператор».

В технологии ТРИЗ много разных приёмов, поговорим об одной из них, который можно применить с нашими детьми.

Этот приём называется – СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР. 

И так начнём. Цель сегодняшнего мастер-класса - овладеть "жестким" алгоритмом заполнения системного оператора, а подцель - подвести к осознанию его значения.

Вопрос первый: цель создания методики?

Ответ: проблема в том, что наше сознание и память не могут удерживать более 7 объектов, а работать эффективно могут лишь с двумя-тремя. Результатом обычного мышления являются упущения в формировании образа объекта, процесса, явления, организации. Схема помогает управлять мышлением при анализе любого явления или процесса. Она как бы задает вопросы, отвечая на которые начинаешь лучше понимать исследуемый объект.

Вопрос второй: почему эта методика называется системный оператор?

Ответ: так как в нём есть все четыре системных подхода: временной (собранный в разные моменты времени материал о значении исследуемого процесса), компонентный (составной элемент чего-либо), структурный (внутреннее устройство чего-либо, связанное с категориями целого и его частей, выявление связей, изучение взаимодействия и соподчиненности составных частей) и функциональный (возможный, обязательный круг деятельности). Он помогает определить тот объём знаний, который дети уже усвоили; организовать подачу нового материала в системе - от простого к сложному; использовать полученные знания для создания нового.

Вопрос третий: в чём заключается методика?

Ответ: системный оператор или девятиэкранник поможет научить детей системному анализу, системному мышлению, или многоэкранному мышлению. Системный оператор состоит из 9 «экранов» (так детям легче воспринимать), заполняемых пошагово.

И в конечном своём виде выглядит так:

     

Система – это и есть наш рассматриваемый объект. Нужно понимать, что любой предмет, живое существо, природное или общественное явление – это система: обязательно состоит из частей, обязательно само является частью чего-то, обязательно каким-то образом функционирует (имеет свою функцию). При этом у каждой системы существует прошлое и будущее. Подсистема – это часть системы, или элементы, составляющие ее (например, система: Дерево, подсистема: корень, ствол, листья). Каждая из подсистем имеет свою функцию, без которой система существовать не может (Если засохнет корень, то дерево погибнет; если лишится веток, то не сможет цвести и плодоносить и т.д.) Подсистема тоже состоит из частей или элементов (например, Лист состоит из черенка, листовой пластины, прожилок и т.п.), но даже в дошкольном возрасте на этот уровень можно не выходить. Надсистема – это более крупная система, частью которой является рассматриваемая система. Надсистема может быть родовой (дерево может относиться к родовой классификации «растение») или по месту расположения (дерево может быть отнесено к лесу, саду, парку и т.п.). Каждый экран отражает определенную часть Мира в определенное время ее существования. Центральный экран – это выбранная для рассматривания система в настоящее время. Три экрана на горизонтальном среднем уровне отражают изменения системы при переходе из Прошлого в Настоящее и Будущее. А три средних экрана на вертикальном уровне – подсистему и надсистему.

Разберем эту технологию сразу на примере.

Давайте сами заполним девятиэкранник. Сначала определяем саму систему, которую хотим рассмотреть. Возьмём обычный СТУЛ.

1-2-3. Компонентный подход: изучает состав системы и частью чего она является (вертикальная трехэкранка – система, ее подсистема и надсистема: родовая-классификация, и по месту расположения)

Родовое понятие: «МЕБЕЛЬ»

По месту расположения: в доме, в кафе, в детском садике.

Стул

Ножки, спинка, сиденье, шурупы, рейки, планки, мягкая подушечка на сиденье.

7-8-9. Функциональный подход – определяет функцию системы, а так же ее под- и над-систем.

Родовое понятие: «МЕБЕЛЬ»

По месту расположения: в доме, в кафе, в детском садике.

Изделие для обстановки жилья и общественных помещений

              Стул

Приспособления для сидения

Ножки, спинка, сиденье, шурупы, рейки, планки, мягкая подушечка на сиденье.

Высота, устойчивость

Поддержка спины

Комфорт для сидения

Скрепление деталей стула

1-4-7. Генетический подход – изучает этапы становления, развития, иногда замены одной системы другой.

               ПРОШЛОЕ

       НАСТОЯЩЕЕ

           БУДУЩЕЕ

Камень, пенёк, сундук, лавка, табурет, скамейка, трон

            Стул

Как может выглядеть стул в будущем?

На воздушной подушке,

антигравитационный

6-3-9.Структурный подход – это взаимное расположение подсистем и связи между ними в пространстве и во времени.

               ПРОШЛОЕ

       НАСТОЯЩЕЕ

           БУДУЩЕЕ

            Стул

Отсутствие ножек, спинки, шурупов, мягкой подушечки.

Ножки, спинка, сиденье, шурупы, рейки, планки, мягкая подушечка на сиденье.

Отсутствие ножек, появление дополнительных приспособлений, больший комфорт

 В итоге наш «Волшебный экран» может выглядеть так:

СО-7

Для подсказки можно использовать следующее стихотворение:

Если мы рассмотрим ЧТО-ТО, (С- система)

Это ЧТО-ТО для ЧЕГО-ТО,      (Ф- функция)

Это ЧТО-ТО из ЧЕГО-ТО,        (ПС- подсистема)

Это ЧТО-ТО часть ЧЕГО-ТО,   (НС- надсистема)

Чем-то было раньше ЧТО-ТО,  (ПРС- прошлое системы)

Что-то будет с этим ЧТО-ТО,    (БС- будущее системы)

Есть противники у ЧТО-ТО,      (АС- анти система)

Много есть друзей у ЧТО-ТО.

ЧТО-ТО ты теперь возьми,

На экранах рассмотри.                                                     (М. Гафитулин г. Жуковский)

А теперь поиграем сами. Что ещё можно делать с помощью системного оператора?

Озвучим проблему: тарелки после каждой еды надо мыть, а не хочется, что делать?

Любые подсобные предметы

             Посуда

Много функциональность

Панцири черепах

Ели из рук  

Листья растений

       

           Тарелка

Съедобная тарелка

Слоистая тарелка из плёнки

Пластик для утилизатора

Не было дна

Дно, боковая поверхность

Больший комфорт

Вопрос четвёртый: какое практическое значение, системный оператор может иметь для нас?

Ответ: воспитателю такой «девятиэкранник» даёт очень многое. Он поможет определить объем знаний, которые имеет ребёнок; поможет организовать подачу нового материала в системе.

Например, после посадки лука на подоконнике:

                               

Или рассказ о животном:

                                         

Или сочинение сказки о дереве:

Береза

«Жило-было… (рисуем в центральном окошке силуэт Дерева) Дерево. Оно было… каким? Да, высоким, зеленым, здоровым, цветущим. Какие ты знаешь деревья? (Береза, дуб, ива, и др.) А как называется наше дерево? Хорошо, наша сказка будет о Березе.

Береза очень гордилась собой, потому что знала, что она – одна из самых главных обитателей. (Определяется функция) Своими листочками береза поглощает углекислый газ и выделяет кислород, которым дышит все живое на Земле. А еще из ее древесины делают разные нужные вещи. Как называются вещи, сделанные из дерева? (Деревянные) Какие ты знаешь деревянные вещи? …

Береза не любила быть одна, поэтому жила там, где было множество других деревьев. Как ты думаешь, где росла наша Березка? (Определяем надсистему: в лесу, в парке и т.п. – схематично рисуете несколько деревьев в среднем верхнем окошке). Как все деревья можно назвать одним словом? Деревья – это… (растения).

Березка очень гордилась своим крепким, очень красивым стволом (определяем подсистему: части дерева – рисуем в среднем нижнем окошке). Какой ствол у березы? Белый с черными полосками. А чем еще гордилась Береза? (Ветвями – какими? Длинными, гибкими; листьями – сочными, зелеными, резными; корнями – крепкими, умеющими добывать воду; сережками – это ее цветы, легкими, пушистыми и т.п.)

По ночам, когда лес засыпал, Береза в самых интересных снах видела свое детство. Она тогда была маленьким… саженцем – от слова «сажать» (рисуем саженец в левом среднем окошке – прошлое системы).  

Березе не верилось, что ее ствол был таким тоненьким, что едва не сломался от сильного ветра (определяете прошлое подсистемы – рисуете в левом нижнем окошке). А какими были ее ветви, корень? Что угрожало Березе, когда она была еще саженцем? (Корень мог замерзнуть зимой, молодые листочки могли объесть гусеницы, ствол могли сломать озорные мальчишки и т.п.)

Хорошо, что саженец был не один, их было много, и большие деревья заботливо защищали маленькие саженцы от ветра и мороза — укрывали землю своими листьями, которых у взрослых деревьев много (определяете прошлое надсистемы – рисуете маленькие и большие деревья)»

Беседа об игрушке:

Транспорт

Стоит в гараже (перевозит груз, людей)

Кусок пластмассы

(купили в магазине, принесла Ирина Семёновна)

       

        Машина

Когда она сломается, её будут ремонтировать (повезёт мишку, кубики, взять инструменты и подкрутить колесо)

Её части: колеса, руль, кузов…

Можно сделать вот такие кармашки.Работа с «Волшебным экраном» только на первый взгляд кажется сложной, непонятной и трудноосуществимой. На самом деле вовсе не требуется какой-то специальной подготовки и сложных материалов. Главное, чтобы системное, экранное видение было в голове у взрослого. А использовать можно даже словесно: например, Вы с ребенком рассматриваете цыпленка. Присоединитесь! «Ой, какой желтенький комочек! Ты знаешь, кто это? Цыпленок! А что у него есть? (Лапки, клювик, глазки, и т.п.) А чем он был раньше, откуда появился? Да, представляешь, из яйца вылупился вот такой цыпленок! А когда подрастет, кем будет? (Курицей или петухом). А давай посмотрим, где он живет? Как называется его домик? (Курятник). А как же можно назвать одним словом цыпленка, курицу, петуха, кто они? (Птицы или домашние птицы). Как видите, это не только очень просто, но и полезно: только за одно наблюдение ребенок получил полное представление о цыпленке. А при необходимости можно пользоваться любым листком бумаги и схематично рисовать на нем – здесь не важны ваши таланты художника, главное – зафиксировать процесс наблюдения, размышления, системного анализа.

Литература:

1. Иванов С.В., Иванова М.И., Макмак Л. В. «Методическое пособие по развитию творческого воображения детей» г. Ейск 1997г.

2. Щербакова Е., Зайцева Л. «Дошкольное воспитание»№1,2 1997г.

3. www.koob.ru/altshuller/

4. ru.wikipedia.org/wiki/Альтшуллер,_Генрих_Саулович

5. www.treko.ru/show_article_273

6. www.triz-chance.ru/e-books.html

7. www.trizland.ru/

8. www.triz-chance.ru/triz.html

9. treko.ru/show_dict_1647

10. www.improvement.ru/zametki/triz/triz02.shtm

triz-plus.ruchto-takoe-triz/triz-dlya-detej


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности дошкольника»

Развитие творческой личности ребенка - цель современного образования.Творчество рассматривается философами, как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего при...

Презентация «Развитие творческих качеств педагога как условие развития личностных качеств и творческих способностей дошкольников»

Одаренные дети - особая психологическая реальность, где индивидуальное еще недостаточно отдельно от возрастного. Необходимое условие эффективной работы с одаренными детьми - это оптимальный учет своео...

Выступление на педагогическом совете . На тему: «Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»

Выступление на педагогическом совете .  На тему:«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»...

Сборник дидактических игр направленных на развитие нравственных качеств личности (доброжелательности, дружелюбия, взаимопомощи, бережного отношения к окружающему) у детей старшего дошкольного возраста

Сборник дидактических игр направленных на развитие нравственных качеств личности (доброжелательность, дружелюбие, взаимопомощь, бережное отношение к окружающему)  у ...

«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»

Статья посвящена проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста.  Решение детьми проблемных ситуаций развивает и творческое мышление, и расширяет кругозор детей, также дети приобретают...

«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка дошкольника»

Рассматриваются вопросы использования проблемного обучения в ДОУ....