Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности "Юные артисты".
рабочая программа (старшая группа)
Программа разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_prog_kruzhka_yunye_artisty_21-22god.starshaya.docx | 47.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Ремонтненский детский сад «Родничок»
Принято Утверждаю: заведующий на педагогическом совете МБДОУ д/с «Родничок» протокол № 11 от 22.08.2021 г. _______ И.В.Собкалова пр. № 28 от 22.08. 2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка дополнительного образования
по театрализованной деятельности «Юные артисты»
для детей 4-6 лет разновозрастной группы №3 «Солнышко»
на 2021 - 2022 уч.год.
Разработала:
воспитатель Ковалева Е.Г.
Пояснительная записка
Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.
Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственноэстетическому воспитанию каждого ребёнка.
Программа описывает подготовку по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4-6 лет. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Программа развития детей дошкольного возраста составлена на основе авторской программы «Театр-творчество-дети» Сорокиной Н.Ф., Т.С.Григорьевой. Программа « Театр Маленького актёра» для детей 5-7 лет. Москва, ТЦ «Сфера», 2012 «Я – Ты – Мы». Программа социальноэмоционального развития дошкольников /Сост. О.Л.Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.\
Разработан учебно-тематический план занятий по театрализованной деятельности по возрастам (средний, старший, подготовительный), определены диагностические методики по выявлению уровней развития театральных способностей у детей.
Цель программы: развитие творческих способностей и речевого развития детей посредством театрализованной деятельности.
Общие программные задачи:
1. Образовательные:
Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др).
Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города.
Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.
Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.
2.Развивающие:
Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.
Развивать память, внимание, воображение, фантазию.
Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски.
Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность.
Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных сценок, этюдов, небольших спектаклей, с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ), организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.
Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствам. мимики, выразительных движений и интонации. Развивать желание выступать перед родителями.
Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей.
3. Воспитательные:
Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества.
Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала; Воспитание аккуратности старательности.
Воспитание коммуникативных способностей детей.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня.
Продолжительность занятия:
25 мин — старшая группа, общее количество учебных занятий в год — 36.
Театрализованная деятельность интегрирует в себе следующие образовательные области:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ».
Воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу. Воспитывается организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим. Формируются такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Развиваются волевые качества. Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев. Они «проживают» жизнь своего персонажа, «примеряют» на себя его характер, учатся оценивать поступки героев художественного произведения.
2.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Углубляются знания детей о театре как о виде искусства, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, расширяется кругозор, что служит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.
3.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. Происходит развитие всех сторон речи.
Активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, дети учатся выстраивать диалоги. Через знакомство с художественными произведениями различных жанров происходит приобщение детей к словесному искусству, развитие литературной речи.
4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Развивается эмоциональная восприимчивость, эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. В процессе совместного с детьми изготовления атрибутов, различных видов кукольных театров, элементов костюмов к выбранной для разыгрывания сказке у детей происходит развитие продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение к изобразительному искусству.
Занятия проводятся по следующей схеме:
-введение в тему;
-создание эмоционального настроения;
-театрализованная деятельность (используются методы и приемы: чтение, рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказ детей, показ воспитателем способа действия, театрализованные игры, игры -импровизации, индивидуальные творческие задания, сочинение сказок, придумывание историй для постановки, подготовка этюдов и мини-сказок, драматизаций, с дальнейшим показом зрителям);
-изготовление разных театральных кукол, ремонт атрибутов и пособий к сценкам, драматизациям. Оформление альбома о театре.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год:
вводный в сентябре, итоговый — в мае.
Ожидаемый результат
Психологическая комфортность, раскрепощенность, стимулирующие развитие духовного потенциала и творческой активности.
Сформированность умений находить средства выразительности и эмоциональности состояния.
Расширение импровизационных способностей детей: мимика, жест, пантомимика. Развитие нравственно -коммуникативных и волевых качеств личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело до конца); произвольных познавательны.
процессов (внимание, память, восприятие, любознательность).
Развитие всех сторон речи, четкой, ясной дикции.
Привлечение внимания родителей к новым формам работы группы по всестороннему развитию личности ребенка.
К концу реализации программы предполагается овладение детьми следующими знаниями, умениями и навыками: Ребенок должен знать:
-назначение театра;
-деятельность работников театра;
-виды театров;
-виды и жанры театрального искусства: музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада. -знать 5—8 артикуляционных упражнений.
Ребенок должен уметь:
-передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;
-воплощать свои замыслы собственными силами и организовывать деятельность других детей;
-контролировать внимание;
-понимать и эмоционально выражать различные состояния персонажа с помощью интонации; -выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произносить слова с нужными интонациями.
-принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя; -изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием.
-уметь составлять предложения с заданными словами.
-уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.
-уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Ребенок должен иметь представление:
-о сценическом движении;
-о выразительном исполнении с помощью мимики, жестов, движений;
-об оформлении спектакля (декорации, костюмы).
Ребенок должен владеть навыками:
-культурного поведения в театре;
-определения состояния персонажа по схематическим рисункам;
-подбора собственных выразительных жестов;
-психологического настроя на выполнение предстоящего действия;
-произнесения небольших монологов;
-произнесения развернутых диалогов в соответствии с сюжетом инсценировки. произнесения развернутых диалогов в соответствии с сюжетом инсценировки.
Необходимое оборудование
Зеркальный уголок для работы над мимикой и артикуляционным аппаратом, костюмы маски, элементы грима; декорации; театральный уголок в группе; куклы для разных видов театров.
ФОРМЫ РАБОТЫ
-Занятия.
-Игры-занятия.
-Игры-загадки.
-Занятия-путешествия.
-Игры-драматизации.
-Занятия-путешествия.
-Игры-драматизации.
-Совместная деятельность педагога и воспитанников.
-Самостоятельная деятельность воспитанников.
-Игры, упражнения, этюды.
Работа с детьми: индивидуальная, парная,подгрупповая.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
При подведении итогов реализации программы могут быть использованы различные формы: - занятия,
- участие в концертах,
- открытое занятие для родителей,
- показ драматизаций для детей сада, родителей;
- выставка театральных кукол.
Перспективно – календарное планирование по театрализованной деятельности
|
Месяц | Тема занятия | Цели и задачи | Методические рекомендации | Материал и оборудование |
Сентябрь | 1.«Что такое театр? Разножанр овость театров»
| Познакомить детей с понятием «Театр», обогатить знания детей о различных видах кукольных театров (настольный, пальчиковый, театр марионеток, би-бабо и т.д.), уметь различать их и называть, развивать | Беседа о театре. Рассматривание иллюстраций, фотографий. Знакомство с правилами поведения в театре. Работа над жестами и мимикой: «Вкусный арбуз», «Я на скрипочке играю», «Ем лимон», «Мне грустно», «Сердитый | Тематический альбом «Театр. Виды театров»
|
интерес к театральной деятельности.
| дедушка». Чтение стихотворения «Мы идем в театр» Э.Успенского. | |||
| 2.«Учимся быть артистами» Такие разные эмоции. | Познакомить с понятием «Пантомима»; «Эмоция». активизировать воображение детей; Знакомить с пиктограммами, изображающими радость, грусть, злость и т.д.; учить распознавать эмоциональное состояние по мимике; учить детей подбирать нужную графическую карточку с эмоциями в конкретной Игры: «Передавалки», «Приветствие», с карточками – рисунками. Учить детей выразительно произносить фразу, стихотворение, несущие различную эмоциональную окраску Воспитывать доброе отношение к животным; Побуждать детей к активному участию в театрализованных играх.
| Чтение стихотворение про «Киску» Б.Заходера Рассматривание сюжетных картинок. Упражнение «Изобрази эмоцию». Этюды на изображение этих эмоций. Рассматривание графических карточек. Беседа. Игра «Угадай эмоцию». Упражнения на различные Карточки-рисунки с выражением лица человечка: веселого и грустного на каждого ребенка; Игра «Испорченный телефон»
| игрушкакотенок. Пиктограммы, сюжетные картинки, музыкальное сопровождение.
|
| 3.Настольн ый театр игрушек. | Развивать воображение детей; побуждать к фантазированию; Использовать разнообразные игрушки – фабричные и самодельные.
| Игры на знакомство. Игра «Кто это?» Упражнение «Ласковое имя», «Лифт», «Глубокое дыхание». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка. Обыгрывание стихотворения «Маша обедает» (С.Капутикян), «Девочка чумазая» (А.Барто). | Изготовление игрушек из природного или другого материала.
|
Чтение стихотворений. | ||||
| 4.Тянут потянут – вытянуть не могут».
| Порадовать детей; Вовлечь в веселую игру; учить выразительной мимике и движениям в играх-этюдах; учить четко произносить слова. | Игра-имитация «Догадайся, о чем я говорю?». Имитационные упражнения «Изобрази героев».Пересказ сказки «Репки» с использованием перчаточных кукол. Чтение стихотворения « Спор овощей». Распределение ролей.
| перчаточный театр
|
| 5.Овощной базар
| Вовлечь в игровой сюжет; учить взаимодействовать с партнером в сюжетноролевой игре; учить выражать эмоции в роли; способствовать выразительной интонации речи.
| Игра «Продавцы – покупатели», хороводная игра «Веселый хоровод». Инсценировка «Спор овощей».
| Корзины с овощами для украшения стола, шапочки овощей для игры и инсценировки.
|
ОКТЯБР Ь | 1.«Игра Лесная сказка"
| Развивать воображение детей; побуждать к фантазированию; учить рассказывать сказку настраивать на игровой сюжет Учить разыграть сказку, Развиваем фантазию детей, предложив придумать и дорисовать картину ,используя контуры осенних листьев . Учим подбирать действие к предмету и предметы к действию. «Летел листочек» | Драматизация произведения «Спор овощей» на Осеннем празднике. Подбор костюмов. Упражнения на выразительность
| Атрибуты для выбора костюма, маски героев трафареты листьев |
| 2.«Путеше ствие в осенний лес».
| Вызвать положительный эмоциональный отклик на предложенную деятельность; закреплять приемы вождения кукол пальчикового театра, побуждать детей к активному участию в театрализованной игре; развивать диалогическую | Речевая разминка. (произнести чистоговорки медленно, тихо, громко, быстро Отгадывание загадок «Осеннее дерево». Пальчиковая гимнастика «Болото». Знакомство с диалогом «Рукавицы для лисицы», | пальчиковые куклы по количеству детей, пальцеход, магнитофон, аудиокассеты (звуки леса), конверт с загадками, осенние деревья. |
Дыхательное упражнение
|
|
| ||
| 3.«Аромат леса»
| развивать форму речи, интонационную выразительность речи, мелкую моторику рук; воспитывать доброжелательные партнёрские отношения. интонационную выразительность речи, мелкую моторику рук; воспитывать доброжелательные партнёрские отношения.
|
| Настольный театр картинок
|
| 4.В гости к сказке.
| Приобщить детей к драматизации; учить партнерскому взаимодействию; изготовить персонажы и декорации (двусторонние с опорой). познакомить детей с особенностями управления картинкой-персонажем.
| Имитирование движения: бег, прыжки, ходьба. Упражнение: «Порхание бабочки», «Путешествие в волшебный лес». Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Речевая минутка. Чтение сказки «Кто сказал «Мяу?» Распределение ролей с помощью загадок.
| Декорации к сказке, музыкальное сопровождение. Изготовление настольного театра картинок
|
НОЯБРЬ | 1.Игра в спектакль Трафаретн ый театр. | Способствовать объединению детей в совместной театрализованной деятельности;
| Упражнение «Через стекло», «Жираф»,«Цветок». Речевая минутка: («Ветерок», «На дворе» и т.п.). Постановка «Кто сказал «Мяу?», Беседа о технике безопасности при работе с ножницами. Изготовление персонажей с помощью трафаретов.
| Декорации к сказкам, костюмы и маски, листы бумаги, карандаши, ножницы
|
| 2.Веселое путешеств ие в сказку | Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажей сказки; | Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки. Игра « Угадай героя». | Иллюстрации к сказке, трафаретные куклы из сказки. |
| учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость; обучать четкой и правильной артикуляции; развивать воображение,
| Драматизация сказки. Чистиговорки, скороговорки. Инсценировка сказки «Кто сказал «Мяу?», и, использование кукол из бумаги, которых дети нарисовали, раскрасили и вырезали сами | музыкальное сопровождение.
| |
| 3.«Игрушк и» Агнии Барто
| Развивать творчество в процессе выразительного чтения стихотворения; совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев стихотворений мимикой, жестами.
| Знакомство с понятием «Интонация». Беседа. Упражнения и игры на отработку интонационной выразительности. Выразительное чтение стихов А.Барто. Скороговорки на развитие дикции: «Посреди двора дрова», «Маша шла, шла, шла», «Шла Саша по шоссе». Генеральная репетиция сказки.»Кто сказал «Мяу?» «Шла Саша по шоссе». Генеральная репетиция сказки.»Кто сказал «Мяу?»
| Книги с иллюстрациями А.Барто. Игрушки. Маски Музыкальное сопровождение
|
| 4.сказка «Кто сказал «Мяу?».
| Формировать у детей чувство сотрудничества и взаимопомощи; подводить детей к самостоятельному инсценированию сказки; продолжать закреплять умение двигаться по сцене.
| Сюрпризный момент.. Подготовка к драматизации. Драматизация сказки «Кто сказал «Мяу?» Приглашаются дети средних групп, родители, сотрудники.
| Музыкальное сопровождение, декорации, костюмы.
|
ДЕКАБР Ь
| 1.Веселые стихи
| Создать положительный эмоциональный настрой; ввести понятия «Рифма»; побуждать детей к совместному стихосложению; упражнять в подборе рифм к словам, вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать детей | Дидактическая игра «Придумай как можно больше рифмующихся слов». Физкультминутка «Бабочка». «Веселые стихи». Техника речи: артикуляционное упражнение «Улыбка», «Качели», «Лопаточка | Мяч, птица Говорун, музыкальное сопровождение.
|
действовать в воображаемой ситуации; способствовать развитию воображения; развивать дикцию при помощи скороговорок.
| иголочка ». Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки». Скороговорки, чистоговорки. Чтение сценки «Белоснежка и семь гномов»
| |||
| 2.Игра – сказка с куклами – кулёчками
| Совершенствовать умение детей драматизировать сказку; учить детей коллективно и согласовано взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность, учить четко проговаривать Продолжать развивать внимание и память: «Что изменилось?» (с мелкими игрушками).
| Танцевальные импровизации: «Снег идет», «Метель». Игра-превращение: «Крылья самолета" Упражнение на интонационную выразительность: «Где мой пальчик?» Репетиция ролей для сценки «Белоснежка и семь гномов»
| костюмы к сценке, музыкальное сопровождение, кулечки, карандаши,флом астеры, ножницы,
|
| 3.«Гномик и» | Развивать у детей Сюрпризный момент. выразительность жестов | Подготовка к драматизации "Белоснежка и семь гномов" | Музыкальное |
| 4.Дикие животные. Кукольный театр.
| Обогащать знание детей о жизнедеятельности животных зимой. Познакомить детей с зимней сказкой «Зимовье зверей» при помощи кукольного театра; учить внимательно слушать и смотреть драматизацию и эмоционально откликаться на нее. развивать умение детей давать характеристику персонажам сказки; мышления и воображения: а) упражнение «Представьте, что вы -художник»; б) упражнение с игрушками «Сочини | Пантомимические и интонационные упражнения. Чтение и обыгрывание сказки «Зимовье зверей» Рассматривание иллюстраций. Беседа по содержанию сказки. Распределение ролей, отгадывая загадки.
|
|
сказку»; в) на развитие пластики — «У оленя дом большой».
| ||||
ЯНВАРЬ
| 1.Сказки из сундучка. Повторное чтение «Зимовье зверей»
| Развивать воображение детей; учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями;
| с использованием мнемотаблицы; учить внимательно слушать произведение и эмоционально откликаться на него; учить вступать в диалог; Этюд «Лиса по лесу ходила» Этюд «Я медведя поймал!» Игра на воображение детей«Заколдованные животные» Чтение и пересказ сказки Обучение детей пересказу
| (Работа с мнемотаблицей)
|
| 2.Игра – сказка с куклами – кулёчками
| Работа по ролям с подгруппами детей. Добиваться яркой выразительности в передаче образов, в соответствии с событиями и переживаниями героев менять интонацию, выражение лица. Развивать память, мышление, воображение детей: Развивать диалогическую и монологическую формы речи, поддерживать желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях.
| Пантомимическая игра «Узнай героя». Этюды на выразительность пластики и эмоций, пластику движений: «Иголка и нитка», «Цветок растет и распускается «Запомни позу», «Что изменилось?» (с игрушками), Хоровод « С нами пляшут звери». Репетиция сказки по подгруппам.
| Сундучок сказок,. Изготовление кукол для театра. Музыкальное сопровождение.
|
| 3.Приключ ения в лесу.
| Добиваться яркой выразительности в передаче образов в соответствии с событиями и переживаниями героев, менять интонацию, выражение лица; совершенствовать умение | Игра «Кто в домике живет?» Инсценировка РНС «Зимовье зверей».
| Декорации к сказке, шапочки Изготовление билетов для театра.
|
детей драматизировать сказку; учить детей коллективно и согласовано взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность. учить детей коллективно и согласовано взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность.
| ||||
ФЕВРАЛ Ь | 1.В гостях у бабушки.
| Учить действовать импровизационно, в рамках заданной ситуации; обучать пантомиме, передача выразительного образа, развивать координацию движений; познакомить с произведением «Два жадных медвежонка». | Игра «Дружок». Этюд «Курочка, цыплята и петушок» Знакомство со сказкой «Два жадных медвежонка». Обсуждение особенностей в исполнении характеров героев. Выбор костюмов к сказке. Распределение ролей. | Декорации деревенского дома, игрушки: курочка, петушок, цыплята, щенок, козочка.
|
| 2.Сундучок , откройся. «Куклы оригами»
| Пробуждать ассоциации детей; учить вживаться в художественный образ; увлечь игровой ситуацией; учить вступать во взаимодействие с партнером; обучать чёткой правильной артикуляции, познакомить детей способам изготовления кукол –оригами для театра. | Изготовление персонажей. Упражнения: -пальчиковая гимнастика «Деревья», «Фонарики», «Мост»; Чистоговорки, скороговорки. Речевая минутка: «Чей голосок?», «Во дворе». Репетиция над выразительным исполнение своих ролей.
| Изготовление кукол – оригами. маски, сундучок, куклы и игрушки – герои сказки. Изготовление персонажей и декораций.
|
| 3.Такое разное настроение
| Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку; учить отмечать смену настроения героев; помочь детям понять и осмыслить настроение героев сказки; способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами.
| Игровое занятие. Беседа о смене настроения героев, /радость, печаль и т.д./ Отгадывание загадок. Упражнения у зеркала «Изобрази настроение». Репетиция сказки «Два жадных медвежонка».
| Музыкальное сопровождение, картинки изображающие различное настроение, зеркало.
|
| 4.Спешим на представле ние.
| Вызвать у детей эмоциональный настрой на постановку сказки; формировать у детей чувство уверенности при выступлении перед зрителями.
| Драматизация сказки "Два жадных медвежонка».
| Декорации к сказке, костюмы, маски.
|
МАРТ | 1.Дружные ребята Игрыдраматизац ии с куклами бибабо
| Познакомить с техникой управления куклы бибабо. Учить разыгрывать миниэтюды. Побудить интерес детей к разыгрыванию знакомой сказки; учить выражать свои эмоции; помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость друг другу; воспитывать у детей эмпатию (сочувствие, желание прийти на помощь другу.); совершенствовать умение логично излагать свои мысли.
| Слушание песни В. Шаинского «Если с другом вышел в путь». Беседа о друге. Рассказ из личного опыта. Чтение стихов о дружбе. Музыкально-ритмическая композиция «Как положено друзьям». Речевая минутка: «Речевые интонации персонажей». Пальчиковая гимнастика: «Пальчик-мальчик», «Чикичики- чикалочки». Этюд «Знакомство», «Приветствие», «Рукопожатие». Пантомимы «Варим кашу», «Поливаем цветы». Инсценировка с куклами бибабо «Под грибком».
| Иллюстрации на тему «Дружба», музыкальное сопровождение, Рассматривание устройства кукол.
|
| 2.«В царстве света и тени». (Театр теней)
| Показать теневой театр: с помощью плоскостных персонажей и яркого источника света; развивать память детей; учить пересказывать сказку при помощи теневого театра; учить отвечать на вопросы по содержанию сказок; развивать эмоциональную сторону речи детей, создать эмоциональноположитель ный настрой на | Беседа о любимых сказках. Игра-загадка «Зеркало». Отгадывание загадок. Игра «Отгадай сказку». Упражнение «Мое настроение». Игра «Липучка» Беседа об электричестве. Техника безопасности при работе с электроприборами. Изготовление плоскостных персонажей из черной бумаги. Особенности Изображение персонажей | Сказочные атрибуты, Листы черной бумаги, карандаши, ножницы, палочки.
|
сказку.
| при помощи пальцев рук | |||
| 3.Игра – сказка с куклами на магнитах
| Учить детей разыгрывать этюды, используя кукол на магнитах; учить произносить отдельные слова и целые предложения с различной силой голоса и в различном темпе четко, проговаривая все звуки.
| Игра «Угадай, кто потерял». Речевая минутка: «Скороговорки», «Чистоговорки». Упражнение на релаксацию «Разговор через стекло». Этюды «Танец маленькой пчёлки». Импровизация «Продолжи сказку». Изготовление кукол Упражнение в ведении куклы (темп, ритм движений, плавность, резкость).
| Магниты, картинки различных сказочных персонажей, ножницы, клей. театрального этюда.
|
| 4.Муха Цокотуха
| Познакомить с музыкальной сказкой «Муха Цокотуха»; учить детей бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу или находя другие варианты; совершенствовать средства выразительности в передаче образа
| Рассматривание иллюстраций к сказке «Муха-Цокотуха». Распределение ролей. Характеристика героев сказки. Пантомимические упражнения к сказке.
| Иллюстрации к сказке «Муха – Цокотуха».
|
АПРЕЛЬ
| 1.Веселые затеи.
| Совершенствовать умения детей выразительно изображать героев сказки; работать над выразительной передачей в движении музыкального образа героев. | Пантомимическая игра «Изобрази героя». Творческая игра «Что такое сказка?». Сцена « В гости к Мухе Цокотухе».
| Костюмы героев сказки, маски, шапочки, музыкальное сопровождение.
|
| 2.Танцуем круглый год. «Игра – сказка с куклами из веера
| Побуждать детей к двигательной импровизации; добиваться мышечной, двигательной свободы при исполнении роли; учить двигаться в соответствии с музыкальной характеристикой образа.
| Игра «Сочини свой танец». Игра «Огонь и лед». Разучивание сцен сказки. Изготовление кукол из веера для театрального уголка по сказке «Муха-Цокотуха». Репетиция ролей при помощи театра. | Музыкальное сопровождение. Бумага, Фломастеры, ножницы, тематическая папка «Насекомые»
|
| ||||
| 3.Кто стучится в нашу дверь?
| Побудить детей включаться в ролевой диалог; развивать образную речь; совершенствовать навыки четкого и эмоционального чтения текста; учить разгадывать загадки. Игра «Кто в гости пришел?».
| Упражнения на выразительность голоса, мимики, жестов. Выбор костюмов к сказке. Подготовка декорации. Репетиция сказки «Муха Цокотуха».
| Декорации к сказке, музыкальное сопровождение.
|
| 4.Веселое представле ние
| Поощрять творческую активность детей; поддерживать интерес к выступлению на публике.
| Драматизация музыкальной сказки « Муха Цокотуха».
| Декорации к сказке, музыкальное сопровождение, костюмы и атрибуты.
|
МАЙ
| 1.Весна в природе.
| Вызвать у детей радостное настроение; совершенствовать исполнительское мастерство; побуждать детей к двигательной импровизации.
| Речевая минутка: «Речевые интонации персонажей». Пальчиковая гимнастика: «Пальчик-мальчик», «Прилетели птицы». Этюд «Стрекоза», «В гнезде». Пантомимы «Сажаем картошку», «Поливаем цветы». Знакомство со сказкой «Заяц в огороде».(по сказке Л.Воронковой.
| Музыкальное сопровождение
|
| 2.«Игра сказка на подвижных ленточках»
| Учить инсценировать сказку, используя театр на подвижных ленточках; учить согласовывать движения куклы с произносимым текстом Игра «Угадай, что я делаю?»
| Работа над техникой речи. Скороговорки. Этюд «Любитель-рыболов». Игра «Конкурс лентяев». Игра «Гипнотизер». Репетиция сказки «Заяц в огороде». Изготовление театра на ленточках.
| Ленточки, клей, бумага, ножницы. Маски, костюмы.
|
| 3.Драматиз ация сказки «Заяц в огороде». | Добиваться яркой выразительности в передаче образов в соответствии с событиями и | Драматизация сказки «Заяц в огороде».
| Маски, костюмы декорации |
| переживаниями героев, менять интонацию, выражение лица. | |||
| 4. Итоговое занятие | Подведение итогов года | Инсценировки сказок и стихов по желанию детей | Маски, костюмы Декорации |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ
Старшая группа Должен уметь:
— разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций;
— чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
— выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией
Должен знать:
— некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);
— некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушкой. (кукольный), настольный. настольно-плоскостной , конусной игрушки, стендовом на фланелеграфе и магнитной доске.
Должен иметь представление:
— о театре, театральной культуре;
— роли артистов, кукол;
— имеющихся правилах поведения в театре;
— азбуке театра (название отдельных видео. театров, театральных персонажей, предметов, декораций)
Уровни эмоционального и артистического развития детей
Я считаю, что работа по театрализованной деятельности не была бы полной без учета, который свидетельствует о достижениях и недостатках педагогической работы. При этом речь идет об объективной уровневой оценке музыкального и артистического развития каждого ребенка в динамике. Важно сравнить первоначальные умения и навыки ребенка в начале учебного года (конец сентября – начало октября) с его достижениями к концу учебного года (май). С этой целью я провожу обследование развития артистических и речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста.
В процессе наблюдения и совместной деятельности с ребенком обращаю внимание на следующее:
-желание ребенка участвовать в игре, активность и инициативность;
-отношение к выбранной или порученной роли;
-развитие нравственно-коммуникативных и волевых качеств личности (общительности, вежливости, чуткости, доброты, умения довести дело или роль до конца);
-эмоциональность и выразительность исполнения (в движении, речи);
-развитие произвольных познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, любознательности;
-умение выразить свое понимание сюжета и характера персонажа (в движении и речи); -способность придумать и рассказать сказку, историю, сочинить танец и т.д. (отметить оригинальность, логичность, законченность сюжета, выразительность речи, пластики). Обращая внимание на проявления в театрализованной деятельности, обращаю внимание на те позитивные изменения, которые можно отметить в развитии ребенка.
Для того чтобы проверить уровень развития детей, я использую следующие задания:
1.Цель – развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии.
Задание: С закрытыми глазами внимательно послушать звуки окружающего мира. Вопросы: Чьи голоса слышны на улице, в соседнем помещении? Какая машина проехала, легковая или грузовая? Кто прошел по коридору – ребенок, женщина на высоких каблуках, группа детей, пожилой человек т т.д.? какие настроения у людей, которые разговаривают за стеной (слов не разобрать): они спокойно беседуют, либо один что-то возбужденно рассказывает?
2.Цель – развитие выразительности речи и дикции– развитие выразительности речи и дикции. Задание: а)Произнести скороговорку – сначала медленно, потом с ускорением:
Над овражком у дорожки
Страшный стражник строит рожки. Стражник в крепости сидит, Стражник грозен и сердит.
б) Произнести одно слово с разной интонацией:
-Киска, как тебя зовут?
-Мяу! (нежно)
-Сторожишь ты мышек тут? -Мяу! (утвердительно) -Киска, хочешь молока?
-Мяу! (с большим удовольствием) -А в товарищи щенка?
-Мяу! Фф-ррр! (изобразить по-разному: испуганно, трусливо, возмущенно) 3.Цель – развитие выразительности и пластики движений.
Задание: а)Взять со стола карандаш так, как будто это: Червяк,
Горячая печеная картошка, Маленькая бусинка.
б) Показать, как Баба Яга (Красная Шапочка, Буратино, любопытная сорока) смотрится .
зеркало.
4.Цель – адекватное выражение эмоций.
Задание: Рассказать и показать движениями стихотворение «Мальчики и девочки¬ Н.Сорокиной:
Девочки и мальчики (кланяются)
Хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают, как мячики, Прыг, прыг, прыг!
Ножками топочут:
Топ, топ, топ!
Весело хохочут:
Ха, ха, ха!
5.Цель – развитие умения отыскать способ оригинальных действий для передачи игрового образа.
Задание: показать, как хитрая Лиса подкрадывается к Колобку; как Винни-Пух нашел большой горшок с медом.
Техническое оснащение занятий ПК, подборка сказок, песен, мелодий; . Куклы:
. театр на фланелеграфе:
. куклы-картинки;
. фланелеграф;
. рисунки для мини – декораций.
. театр верховых кукол (куклы-Петрушки,):
. куклы;
. театральная ширма;
. декорации к спектаклям.
. Настольный театр:
. куклы;
. декорации к спектаклям.
. Пальчиковый театр:
. куклы; . декорации.
. Театр масок:
. специальные костюмы для детей;
. декорации, бутафории к спектаклям;
. маски;
. Костюмы;
. Материалы необходимые для изготовления кукол, декораций и т.д.
. Подборка игр;
. Разработки занятий;
. Сказки и т.п.
Взаимодействие с родителями по реализации программы
Перспективный план работы с родителями театрального кружка
«Юные артисты». (2021-2022 учебный год)
Месяц | Формы работы | Участники | Задачи |
Октябрь | Анкетирование «Нужны ли кружки в ДОУ для детей?» | Родители, воспитатели
| Формирование и подкрепление у родителей установки на сотрудничество. |
Ноябрь
| Памятка для родителей «Как организовать театр дома?»
| воспитатель
| Повысить педагогическую грамотность родителей по вопросам театральной деятельности. |
Декабрь
| Семинар – практикум «Организация театральноигровой деятельности в домашних условиях»
| Родители, воспитатель,
| Заинтересованность родителей в том, что есть в группе и что нужно детям с предложениями. Продолжить обогащать развивающую среду группы и в других направлениях, создавать условия для творческого развития детей. С использованием мультимедиа-презентации, выставка видов театра |
Январь | Показ театрализованного представления кружка Издательская деятельность: буклеты «Играем дома с родителями».
| Родители, дети, воспитатель,
| Развивать интерес к театральной деятельности своих детей, создать хорошее настроение, привлечь родителей к совместному творчеству со своим ребёнком. |
Февраль | Фото-стенд «Театральная семья» Оформление папкипередвижки «Ты детям сказку расскажи», «Поиграйте в кукольный театр дома». | Родители, дети, воспитатель
| Способствовать освоению активной позиции родителями в деятельности детского сада.
|
Март
| Папка – раскладушка «Театрализованная деятельность дошкольников». | Воспитатель
| Повысить педагогическую грамотность родителей по вопросам театральной деятельности. |
Апрель
| Фото-альбом: «Театрализованная деятельность в детском саду». Выставка театральных кукол, сделанных руками родителей. Шитьё костюмов для сказки. | Родители, Воспитатель
| Вызвать интерес у родителей к жизни ДОУ Привлечение родителей к обогащению развивающей среды группы в театральном уголке, помощь в подготовке атрибутов для выступлений, детских костюмов. |
Май
| Анкетирование Показ костюмированной сказки «Муха-Цокотуха».
| Родителям и сотрудникам сада. Родители, дети, воспитатель | Подведение итогов работы кружка
|
Список литературы
Акулова Т. А. Театрализованные игры.
Григорьева Т.С. Программа « Театр Маленького актёра» для детей 5-7 лет. Москва,
ТЦ «Сфера», 2012
Ковалец «Азбука Эмоций».
Князева О.Л.– Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2003.
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002. — 208 с.,
Маханева М.Д Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений Автор составитель: Издательство: СфераГод: 2001
Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М., 2000.
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М.:
Школьная Пресса», 2000. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
Сорокина Н.Д. Программа "Театр -Творчество -Дети": Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов, АРКТИ, 2004г.
Сорокина Н.Ф.. «Сценарии театральных занятий в детском саду» Москва 2004 год.
Н.Ф. Играем в кукольный театр. -М.: «АРКТИ», 2001. Сборник «театральные игры, этюды, сценки, пьесы». (По материалам интернета). Чистякова М.И. Психогимнастика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности "Теремок"
Данная программа разработана для кружка по театрализованной деятельности "Теремок" для старшей группы...
Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности "Теремок"в 1 младшей группе
В данной методической разработке я представила рабочую программу кружка по театрализованной деятельности в 1 младшей группе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности вторая младшая группа
Для младших дошкольников характерно принятие действий взрослых в качестве образца. Именно через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых....
Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности (2 младшая группа)
В качестве одного из средств, помогающих сохранить эмоциональное благополучие ребенка в детском саду, может служить интересная и доступная для него театрально-игровая деятельность. В...
Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности в подготовительной группе "В гостях у сказки"
Программа способствует реализации новых форм общения с детьми, последовательно знакомить детей с различными видами театра ....
Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности «ВЕСНУШКИ» 2 младшая группа
Пояснительная записка«Роль и целесообразность театрализованной деятельности в развитии дошкольника». Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей в соотв...
Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности «КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР»
Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы, которое, развиваясь параллельно с тр...