Использование иллюстраций и картинок в занятиях и приёмы привлечения внимания детей трех-четырех лет
статья (младшая группа)
Исследования показали, что наличие иллюстраций значительно улучшает восприятие текста детьми и вдвое увеличивает его понимание. Не нужно жалеть времени на ознакомление с иллюстрациями, даже если их просмотр, анализ и обсуждение занимают больше времени, чем чтение.Крупные, яркие, красивые иллюстрации делают знакомство с книгой более увлекательным и захватывающим для детей. Чтение не должно восприниматься как унылая рутина, иначе любовь к литературе привить будет сложно.Итак, картинки в детских книгах улучшают восприятие текста и формируют позитивное отношение к чтению. Таково их основное назначение. Но этим их польза не ограничивается. Картинки в книгах — это прекрасный развивающий материал.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование иллюстраций и картинок в занятиях и приёмы привлечения внимания детей трех-четырех лет.
Малявко Надежда Вячеславовна
Воспитатель
ГБДОУ детский сад № 8,
Выборгского района,
г Санкт-Петербург
Рассматривая картинки, дети почти всегда выражают вслух свое отношение к изображаемому. В очень редких случаях малыши смотрят картинки молча. Воспитатели должны поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогать лучше понять содержание картинок, а главное – высказывать по поводу этого содержания. Какие картинки следует давать детям трех – четырех лет? Прежде всего картинки с изображением тех предметов, которые окружают ребенка, но название которых он еще или не знает, или знает, но произносит плохо. Кроме того, следует показывать картинки с изображением знакомых ребенку животных, а также отдельных сценок из детской жизни. Картинки должны быть художественными; предметы изображены на них ясно, четко, без лишних деталей. Наряду с отдельными картинками большой любовью малышей пользуется книжки-картинки. Основное место в этих картинках отводится картинке; в некоторых из них под картинкой имеется стихотворная подпись. Подписи к книжкам – картинкам написаны нашими лучшими поэтами: С. Маршаком, С. Михалковым, А. Барто, К.Чуковским. Во многих книжках- картинках составителями использованы прекрасные произведения народного творчества. Обычно предметы, изображенные на картинке, воспринимаются маленькими детьми, как реально существующие, которые им хочется потрогать, погладить, взять; дети разговаривают с нарисованной кошкой, пытаются сорвать цветок, подудеть в рожок автомобиля. Рассматривание же картинок с изображением детей вызывает нередко подражание героям книги. Книжка – картинка «Машенька» (стихи А. Барто) дает яркий , живой образ маленького ребенка. Каждый малыш воспринимает ее, как книгу про самого себя. Вот Машенька только , что сама встала на ножки. Она видит ( а вместе с ней и дети, рассматривающие иллюстрацию) свои игрушки: рыбку, попугая, куклу, мяч. Воспитатель предлагает ребенку показать Машенькины игрушки и назвать их. Затем вместе с Машенькой дети, как бы подходят к зеркалу.
Потянулась Машенька
К зеркалу рукой
Удивилась Машенька:
«Кто же там такой?»
Рассматривая одну картинку за другой, ребенок под руководством воспитателя показывает и называет кошку, мишку, матрешку, диван, стол и т.д. Для пополнения и уточнения словаря детей очень хорошо использовать книжки-картинки с иллюстрациями. Книжка – картинка «Игрушки» ( стихи А. Барто) стала любимой книгой малышей. В ней маленький ребенок с радостью узнает знакомые игрушки и с интересом рассматривает те, которых у него еще нет, но которые будут. Иллюстрации дают ребенку простор для развития воображения, развития речи. Вот картинка, где изображен мишка, про него написано:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу-
Все равно ег не брошу,
Потому что он хороший.
Воспитатель помогает ребенку увидеть в иллюстрации совпадение с содержанием текста, и то, что его дополняет. Рассматривая с детьми иллюстрации, в которых художник рисунком обогащает текст, воспитатель может дать толчок развитию детского воображения. Рисунки книжке –картинке « Машенька» способствует и развитию речи и развитию воображения. Вот на примере иллюстрации « Машенька с куклой» , воспитатель показывает этот рисунок ребенку и поясняет : « Машенька своей дочке говорит: « Это собака (покажи собаку), это щенок, это кошечка» Затем воспитатель спрашивает: « О чем кошка, по – твоему, попросила Машеньку?» Ребенок, подумав, отвечает: « Кошка просит: « Машенька, Машенька, дай мне молока».
Рассматривая следующую картинку, воспитатель говорит: « Споем вместе с Машенькой песенку её дочке, чтобы она скорее уснула». И ребенок вместе с воспитателем поёт: «Баю-баю-баю-бай, ты, собаченька, не лай».
На следующей страничке, где нарисована спящая Машенька, воспитатель предлагает вспомнить песенку про Машеньку.
Наступает ночка,
Ты устала, дочка.
Ножки бегали с утра,
Глазкам спать давно пора.
Ждёт тебя кроватка,
Спи, дочурка сладко!
Такими приёмами воспитатель развивает и речь, и воображение, и память ребёнка.
А так же чтобы привлечь внимание ребёнка к книжке –картинке, необходимо учитывать некоторые особенности детского восприятия. Так, многие дошкольники неправильно воспринимают перспективное изображение предметов, передачу движения в рисунке.
Характер реагирования на картинку определяется её содержанием и теми художественными средствами, какими она воздействует на ребёнка.
Один из приемов , при помощи которого можно заинтересовать маленького ребенка картинкой, это мысленно поставить его на место того ребёнка, который нарисован: малыши любят рассказы о них самих.
Например, на картинке к стихотворению «Погремушка» А. Барто, изображён мальчик сидящий на мягком красном коврике и с погремушкой в руках.
Воспитатель , показывает эту картинку , спрашивает у ребёнка: « Как зовут мальчика Андрюшка или Ваня?» - « Андрюшка» , отвечает ребёнок. А посмотри, как красиво мама нарядила мама Андрюшу: у него рубашечка белая с зелеными горошинами, штанишки разноцветные и погремушка в руках. Окружают Андрюшку много игрушек: уточки, мишки, машинки. Ребёнок становится героем интересного для него события, и он с увлечение сам потом рассказывает про Андрюшу.
В книжке – картинке «Каравай» А. Барто, помещены прекрасные детские стихи- игралки, чтение которых обычно сопровождается действиями ребёнка. Картинки к этим стихам обычно художником выполнены очень выразительно и динамичны; они повышают интерес к тексту притягательной силой живописных изображений. Воспитатель, показывая ребёнку картинки, учит его, как можно играть в соответствии с текстом того или иного стихотворения. Вот, на пример, стихотворение « Воробей» А. Барто. В нем рассказывается о воробушке, о его действии и настроении. Воспитатель прочитывает стихотворение, а потом показывает ребёнку иллюстрации, дополняя их вопросами. При рассмотрении картинки ребёнок очень часто говорит не о том, что он видит, а о том, что он в связи с изображением вспомнил. Привнесение личного опыта может играть в известной мере положительную роль: у ребенка появляется потребность высказаться, рассказать о своих наблюдениях, впечатлениях. В таких случаях воспитатель постепенно приучает ребёнка называть предметы, нарисованные на картинке и рассказывать о них. Воспитатель показывая картинку ребёнку, называет всё на изображённое, описывает, рассказывает. Она направляет внимание ребёнка и стимулирует его к высказыванию. Чем чаще дети слышат обращенную к ним понятную речь, опирающуюся на их восприятие, тем быстрее и органичнее развивается их собственная активная речь. Воспитатель рекомендует при рассмотрении картинок с маленькими детьми вводить своеобразную игру для развития детской наблюдательности и речи.
Вот пример: Предложить ребёнку картинку на которой изображен мальчик на берегу реки с удочкой в руках.
Воспитатель: Скажи пожалуйста, что ты видишь га этой картинке?
Ребёнок: Мальчик, ведро, палка.
Воспитатель: А ещё, что?
Ребёнок : Ничего.
Воспитатель: А вот я вижу траву.
Ребёнок: Деревья, кусты, листья.
Воспитатель: Еще, что?
Ребёнок: Больше ничего.
Воспитатель: А я вижу на мальчике синюю рубашку.
Ребёнок: Шорты, кепка, сандалии.
Воспитатель: Больше ничего не видишь?
Ребёнок: Ничего.
Воспитатель: А я вижу удочку.
Ребёнок: Палка, верёвка, такая штука плавает…
В процессе такой игры воспитатель своими вопросами вовлекает ребёнка в соревнование, побуждая его к наблюдательности и высказываниям. Когда ребёнок заявляет, что он больше ничего не видит, воспитатель говорит ему: « А вот я вижу траву», и тем самым подсказывает ребёнку, что еще можно рассмотреть на картинке. Под влиянием речи воспитателя ребёнок постепенно учится всматриваться в картинку и правильно называть предметы нарисованные на картинке.
Так же очень хорошо использовать в занятиях с малоразговорчивыми детьми и другие игры с картинками.
Например :
Первая игра « Найди и принеси» проводится так. На столе неподалёку от которого сидят дети, выставляются картинки. Ребёнку предлагается подойти к столу, найти и принести определенную картинку, названную воспитателем. Затем воспитатель спрашивает, что нарисовано на картинке, и ребёнок рассказывает.
Вторая игра «Прятки» самая любимая игра детей. Воспитатель прячет картинки с изображением по разным местам. Ребёнок ищет, приносит найденную картинку и говорит, что на ней изображено.
Эти игры способствуют закреплению связи между предметами и словами, умению находить предмет и называть его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значимость развивающих игр для детей трех-четырех лет.
В статье даны рекомендации по проведению игр с детьми в возрасте трех-четырех лет, а так же рассказывается о том? какую важную роль они играют в развитии дошкольников....
Адаптация детей трех - четырех лет к условиям детского сада
Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит л...
Адаптация ребенка трех-четырех лет к детскому саду
В статье даны рекомендации родителям и воспитателям по вопросу адаптации ребенка к детскому саду....
Обучение грамоте детей трех-четырех лет
«Обучение грамоте детей трех-четырех лет»....
« Бумажная пластика для детей трех - четырех лет»
Занятия по аппликации из бумажных салфеток являются первым шагом для приобщения детей к художественной деятельности и творчеству, стимулируют эстетическое воспитание и развитие детей младшего дошкольн...
Развитие правильной речи ребенка трех. четырех лет
Как развивать правильную речь ребёнка в 3, 4 года?Все мы хотим, чтобы речь нашего ребенка была грамотной, внятной. Ребенку 3-4 лет сложно овладевать сразу и грамматикой речи (согласовывать части речи ...
Воспитание правильного звукопроизношения у детей трех – четырех лет
предлагаются упражнения для развития артикуляционного аппарата...