Здоровье - это психофизическая гармония
учебно-методический материал

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_-_eto_psihofiz-ya_garmoniya.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье – это психофизическая гармония

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием.

Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, педагогам, необходимо знать, прежде всего, что сам термин "здоровье" определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья. 
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития. 
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма. 
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

Что включает в себя понятие психического здоровья?

Психическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей , а с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Насколько психическое здоровье взаимосвязано с физическим здоровьем? Само использование термина «психическое здоровье» уже подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке. Поэтому именно психическое здоровье является предпосылкой здоровья физического. Психически здоровый человек – это прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Психически здоровый человек живет в гармонии с собой и окружающими.

Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Следовательно, психическое здоровье ребенка и взрослого будет отличаться совокупностью личностных новообразований, которые еще не развились у ребенка, но должны присутствовать у взрослого.

Факторы риска, вызывающие нарушения психического здоровья,

можно условно разделить на две группы: объективные, или факторы среды, и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями.

Под факторами среды обычно понимаются семейные неблагоприятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями. Факторы среды наиболее значимы для психического здоровья детей.

Достаточно часто трудности ребенка берут начало еще в младенчестве (от рождения до года). Дефицит общения с матерью может привести к различного рода нарушениям в развитии ребенка. Дефициту общения противоположна патология переизбытка общения, приводящая к перевозбуждению и сверхстимуляции ребенка.

В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) также сохраняется значимость взаимоотношений с матерью, но важными становятся и взаимоотношения с отцом. Отец в этом возрасте должен быть физически и эмоционально доступен ребенку, поскольку он:

а) подает ребенку пример отношений с матерью;

б) выступает прообразом внешнего мира, то есть освобождение от матери становится не уходом в никуда, а уходом к кому-то;

в) является менее конфликтным объектом, чем мать, и становится источником защиты.

Дошкольный возраст (от 3 до 6–7 лет). Самым существенным фактором риска в семейной системе является взаимодействие по типу «ребенок – кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи.

Следующий фактор риска – это отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними. Роль конфликтных взаимоотношений часто недооценивается, но они могут привести к нарушениям у ребенка половой идентификации или, более того, обусловить развитие невротических симптомов: энуреза, истерических приступов страха и фобий. У некоторых же детей они могут привести к характерным изменениям в поведении: сильно выраженной общей готовности к реагированию, боязливости и робости, покорности, склонности к депрессивным настроениям, недостаточной способности к аффектам и фантазированию.

Следующий фактор – это явление родительского программирования. Вследствие чрезвычайно выраженной потребности в любви родителей ребенок стремится адаптировать свое поведение так, чтобы соответствовать их ожиданиям, опираясь на их вербальные и невербальные сигналы. Такой ребенок проживает не свою жизнь, а ту, которую ему «запрограммировали». При внимательном изучении такой ребенок чаще всего демонстрирует повышенную тревожность, неуверенность в себе, а иногда и выраженные страхи.

Вторая группа факторов связана с детскими учреждениями.

Следует отметить встречу ребенка в детском саду с первым чужим значимым взрослым – воспитателем, который во многом определит его последующее взаимодействие со значимыми взрослыми. Воспитатель не замечает обычно около 50 % направленных к ней обращений детей. И это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма, а может – к неудовлетворению его потребности в безопасности, развитию тревожности, психосоматизации.

В детском саду у ребенка может появиться серьезный внутренний конфликт в случае конфликтных отношений со сверстниками. Внутренний конфликт вызывается противоречиями между требованиями других людей и возможностями ребенка, нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование личности.

Стрессоустойчивость детей зависит от типа нервной системы. Отдельные свойства темперамента являются если не источниками нарушения психического здоровья, то существенным фактором риска, который невозможно игнорировать.

Важным условием становления психического здоровья детей является наличие у них положительного фона настроения. А положительный фон настроения зависит от настроения родителей и педагогов.

Однако, абсолютный эмоциональный комфорт, полное эмоциональное благополучие детей отнюдь не способствуют становлению психологического здоровья, а, наоборот, могут привести к развитию вялой, безынициативной, нежизнеспособной личности. 
1. Одним из важнейших условий становления психологического здоровья является наличие некоторого напряжения, побуждающего к действию. Трудные ситуации, с одной стороны, позволяют ребенку накопить опыт борьбы, стимулируют его активность, с другой – способствуют его личностному развитию. Это происходит только тогда, когда степень трудности ситуации соответствует возрастным и индивидуальным возможностям ребенка. 
2. Следующим важным условием становления психического здоровья детей является наличие у них положительного фона настроения, оптимизм и способность самого ребенка быть счастливым. Положительный фон настроения зависит от настроения значимых взрослых (родителей и педагогов). Взрослые должны иметь такие качества, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора. Способность быть счастливым как черта характера начинается развиваться еще в детстве. Для этого родителям необходимо формировать у детей, прежде всего установку на радостное восприятие жизни, учить находить разнообразные источники положительных эмоций (преимущественно нематериальные) и, конечно, самим быть счастливыми людьми. 
3. Детям необходимо как можно чаще создавать ситуации успеха, при которых он будет испытывать радость. Умение радоваться облегчает человеку жизнь. Повторяющаяся радость способствует формированию мотивации достижения труднодостижимых целей, уверенности и мужеству.
4. Доброжелательный стиль общения с детьми, постоянное внимание к их интересам, создание щадящего режима способствуют предупреждению нарушений психологического здоровья. 
Таким образом, наличие трудных ситуаций, разрешаемых ребенком самостоятельно или с помощью взрослых, в целом положительный фон настроения и фиксация на прогрессе ребенка с анализом причин этого прогресса, ситуации успеха могут, доброжелательный стиль общения с детьми рассматриваются как основные педагогические условия становления психологического здоровья детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье – это психофизическая гармония.

Опыт работы по сохранению и укреплению психического здоровья дошкольников....

«Здоровье — психофизическая гармония»

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогат...

Консультация для педагогов "Здоровье - это психофизическая гармония"

В настоящее время экономическое и социальное положение в нашем обществе создают множество факторов риска для подрастающего поколения, ведут к целому ряду проблем, требующих решения. В связи с этим одн...

Консультация для педагогов "Здоровье - это психофизическая гармония"

Поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях требующих мобилизации ресурсов личности...

Консультация для педагогов "Здоровье - это психофизическая гармония"

Поддержание активного динамического  баланса между человеком и окружающей  средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности...

Консультация на тему: «Здоровье – это психофизическая гармония»

Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью ка...

Материалы круглого стола "Психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника"

Материалы круглого стола "Психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника"...