Здоровье – это психофизическая гармония.
материал по теме
Опыт работы по сохранению и укреплению психического здоровья дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove.docx | 24.1 КБ |
zdorove_-_eto_minenkova.pptx | 67.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье – это психофизическая гармония.
Слова этой темы у меня в памяти вызывают такое изречение древних философов «В здоровом теле - здоровый дух!» .Можно предположить, что тема связи здорового духа, то есть психики, волновала людей уже в древности.
А в наше непростое время, эта тема становится обсуждаема и важна, как никакая другая. Очень сложным и до конца не решенным остается вопрос, что от чего зависит :психика от физеологии или физиология от психики. Исследования на эту тему ведутся и сейчас. Сам термин «Психическое здоровье» появился недавно. Его введению способствовали исследования Дубровиной Ирины Владимировны — доктора психологических наук, профессора, академика РАО. Суть этого термина до конца не определена.
Тем не менее, можно сказать, что нарушения психического здоровья связаны с:
- Физическим развитием (соматическими заболеваниями и дефектами физического развития)
- Стрессовыми условиями окружающей среды.
- Социальными условиями.
Последние два понятия тесно связаны между собой, можно даже сказать, что стрессовые факторы стимулируются социальными условиями и влияют на «эмоциональное благополучие ребенка».
На этом понятии я хочу остановиться чуть подробнее.
Эмоциональное благополучие ребенка – ощущение или переживание эмоционального комфорта ,связанного с различными аспектами его жизни.
Какие компоненты входят в эту структуру.
- Переживание комфорта как отсутствие внешней угрозы и физического дискомфорта.
Ребенку ничто не угрожает ,он находится в безопасной обстановке и хорошей физической форме(здоров, сыт, не утомлен.)
- Переживание успеха/неуспеха в достижении целей.
Получил то что хотел или нет .Рад или огорчен или рассержен.
- Переживание ребенком оценивания другими людьми результатов его активности.
Ребенок не находя отклика окружающих становится раздраженным, печальным или назойливым со вспышками гнева или страха.
- Переживание комфорта в присутствии других людей и в ситуации взаимодействия с ними.
Неудовлетворенность ребенка во взаимоотношениях с окружающими может вылиться в различные эмоциональные переживания(разочарование ,обида ,гнев ,страх)Это касается как отношений со взрослыми ,так и с детьми. Так называемые « непопулярные» дети с низким социальным статусом.
- Эмоции удовольствия/неудовольствия как преимущественный фон настроения.
Когда взрослые ласковы к ребенку, признают его права ,дети хотят с ним дружить ,он в хорошей физической форме, то его настроение бодрое ,жизнерадостное.
И наоборот.
В дошкольном учреждении оно зависит от многих причин:
- Состояние ребенка в период посещения ДОУ
- Особенности взаимодействий ребенка со взрослыми, работающими в ДОУ
- Особенности взаимоотношений с детьми группы
- Эмоциональная обстановка и уклад жизни в ДОУ
- Обстановка в семье
По вашему мнению, какие причины наиболее сильно влияют на эмоциональное благополучие ребенка? (ответы)
Да 2-ая и 5-ая. И мы сможем в этом убедиться, вспомнив структуру эмоционального благополучия.
Я предлагаю вам, ознакомится с признаками стрессового состояния у детей. Не стану останавливаться на этом подробно. Эти памятки я вам раздам в группы. С ними можно ознакомить родителей.
Признаки стрессового состояния у ребенка:
- Трудность засыпания и беспокойный сон.
- Усталость после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла.
- Беспричинная обидчивость или, наоборот, повышенная агрессивность.
- Рассеянность, невнимательность.
- Беспокойство и непоседливость.
- Отсутствие уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых.
- Проявление упрямства
- Постоянное сосание соски, пальца или жевания чего-нибудь.
- Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников.
- Игра с половыми органами.
- Подергивание плеч, качание головой, дрожание рук.
- Снижение массы тела или начинающие проявляться симптомы ожирения.
- Повышенная тревожность.
- Дневное и ночное недержание мочи, которого раньше не наблюдалось.
Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, учитывая тот момент, что они не проявлялись ранее.
Возвращаясь к тому, что именно личность взрослого(воспитателя) может существенно влиять на эмоциональное Предлагаю вам рассмотреть очень хороший метод ,это рассмотрение проблемы с различных точек зрения и умение встать на позицию другого. Воспитателю это поможет принять ребенка и понять его.
Объединитесь в три группы. От каждой группы пусть выйдет один человек и выберет листок со стола. На этом листе описана педагогическая ситуация с вопросом. В группе обсудите её, и один представитель от группы кратко ответит на поставленный вопрос. Педагогические ситуации я подобрала из жизни группы. Кто то из вас легко справляется с такого рода задачами ,для кого они вызывают затруднения. Сейчас будет реальная возможность поделиться опытом и получить его.
Педагогические ситуации:
- Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали они этого и после напоминания воспитателя. Какова должна быть реакция педагога?
- Мальчик ходит по группе и берет то одну, то другую игрушку, ни с одной не играет. Как поступить воспитателю в этом случае?
- Во время занятия воспитатель предлагает детям встать вкруг. Двое мальчиков отказываются стоять рядом с третьим. Что должен сделать воспитатель.
- Несколько детей бегают по площадке детского сада, наталкиваясь на других детей, сбивая их с ног. На замечания воспитателя они говорят, что они играют в полицейских. Действия воспитателя.
- Дети не хотят играть в игру предложенную воспитателем, игнорируя призывы, занимаясь своими делами. Что делать воспитателю!
- Ребенок мешает играть другим детям , разрушает их постройки , забирает игрушки. Дети дают ему отпор, ребенок плачет. Действия воспитателя.
Разбор ситуаций.
И еще я предлагаю вам тест для определения эмоционального благополучия ребенка в группе. С его помощью вы всегда сможете определить как себя чувствуют ваши воспитанники. (раздам после педсовета).
Тест
№п/п | вопрос | да | нет |
1 | Уверен ли ребенок, что каждое утро его ждут в группе, что ему рады? | ||
2 | Имеет ли ребенок возможность самостоятельно выбирать материалы ,пособия, игрушки? | ||
3 | Имеет ли ребенок право на свободный выбор деятельности? | ||
4 | Имеет ли ребенок право на отказ от коллективной деятельности? | ||
5 | Может ли ребенок выбрать самостоятельный способ действия с материалами и игрушками? | ||
6 | Имеет ли ребенок право на свой индивидуальный темп работы? | ||
7 | Имеет ли ребенок возможность проявлять активность, в том числе и двигательную. | ||
8 | Есть ли у ребенка необходимое жизненное пространство для реализации потребности в общении и уединении? | ||
9 | Ощущает ли ребенок себя членом «группы-семьи», может ли он предложить что-то изменить в интерьере , что-то переставить? | ||
10 | Ощущает ли ребенок свою значимость для Вас, для всех взрослых, работающих в детском саду? | ||
11 | Ощущает ли ребенок себя достойным человеком? | ||
12 | Ощущает ли ребенок себя виноватым, если у него чего-нибудь не получилось? | ||
13 | Ощущает ли ребенок зависимость от настроения взрослых? | ||
14 | Уверен ли ребенок ,что послушание - это его самое ценное качество в детском саду? | ||
15 | Понимает ли ребенок , что при проверяющих себя надо вести прилично, не так как всегда? |
Спасибо за внимание!!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Психическое здоровье » Нарушения обусловлены: Физическим развитием ( соматическими заболеваниями и дефектами физического развития) Стрессовыми условиями окружающей среды. Социальными условиями.
С труктура эмоционального благополучия . Компоненты эмоционального благополучия Переживание комфорта как отсутствие внешней угрозы и физического дискомфорта. Переживание успеха/неуспеха в достижении целей Переживание ребенком оценивания другими людьми результатов его активности Переживание комфорта в присутствии других людей и в ситуации взаимодействия с ними Эмоции удовольствия / неудовольствия как преимущественный фон настроения
Эмоциональное благополучие ребенка Зависит от : Состояния ребенка в период посещения ДОУ Особенностей взаимодействий ребенка со взрослыми, работающими в ДОУ Особенностей взаимоотношений с детьми группы Эмоциональной обстановкой и укладом жизни в ДОУ Обстановкой в семье
Признаки стрессового состояния у ребенка: Трудность засыпания и беспокойный сон. Усталость после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла. Беспричинная обидчивость или, наоборот, повышенная агрессивность. Рассеянность, невнимательность. Беспокойство и непоседливость. Отсутствие уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых. Проявление упрямства Постоянное сосание соски, пальца или жевания чего-нибудь. Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников. Игра с половыми органами. Подергивание плеч, качание головой, дрожание рук. Снижение массы тела или начинающие проявляться симптомы ожирения. Повышенная тревожность. Дневное и ночное недержание мочи, которого раньше не наблюдалось . Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, учитывая тот момент, что они не проявлялись ранее.
Тест для определения эмоционального благополучия ребенка в группе. №п/п вопрос да нет 1 Уверен ли ребенок, что каждое утро его ждут в группе, что ему рады? 2 Имеет ли ребенок возможность самостоятельно выбирать материалы ,пособия, игрушки? 3 Имеет ли ребенок право на свободный выбор деятельности? 4 Имеет ли ребенок право на отказ от коллективной деятельности? 5 Может ли ребенок выбрать самостоятельный способ действия с материалами и игрушками? 6 Имеет ли ребенок право на свой индивидуальный темп работы? 7 Имеет ли ребенок возможность проявлять активность, в том числе и двигательную. 8 Есть ли у ребенка необходимое жизненное пространство для реализации потребности в общении и уединении? 9 Ощущает ли ребенок себя членом «группы-семьи», может ли он предложить что-то изменить в интерьере , что-то переставить? 10 Ощущает ли ребенок свою значимость для Вас, для всех взрослых, работающих в детском саду? 11 Ощущает ли ребенок себя достойным человеком? 12 Ощущает ли ребенок себя виноватым, если у него чего-нибудь не получилось? 13 Ощущает ли ребенок зависимость от настроения взрослых? 14 Уверен ли ребенок ,что послушание - это его самое ценное качество в детском саду? 15 Понимает ли ребенок , что при проверяющих себя надо вести прилично, не так как всегда?
Спасибо за внимание !!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Здоровье — психофизическая гармония»
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогат...
Консультация для педагогов "Здоровье - это психофизическая гармония"
В настоящее время экономическое и социальное положение в нашем обществе создают множество факторов риска для подрастающего поколения, ведут к целому ряду проблем, требующих решения. В связи с этим одн...
Консультация для педагогов "Здоровье - это психофизическая гармония"
Поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях требующих мобилизации ресурсов личности...
Консультация для педагогов "Здоровье - это психофизическая гармония"
Поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности...
Консультация на тему: «Здоровье – это психофизическая гармония»
Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью ка...
Здоровье - это психофизическая гармония
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием....
Материалы круглого стола "Психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника"
Материалы круглого стола "Психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника"...