Здоровье – это психофизическая гармония.
материал по теме

Миненкова Татьяна Александровна

Опыт работы по сохранению и укреплению психического здоровья дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove.docx24.1 КБ
Файл zdorove_-_eto_minenkova.pptx67.52 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье – это психофизическая гармония.

Слова этой темы у меня в памяти вызывают такое изречение древних философов  «В здоровом теле - здоровый дух!» .Можно предположить, что тема связи здорового духа, то есть  психики, волновала людей уже в древности.  

А  в наше непростое время, эта тема становится  обсуждаема  и важна, как никакая другая. Очень сложным и до конца не решенным остается вопрос, что от чего зависит :психика от физеологии или физиология от психики. Исследования на эту тему ведутся и сейчас. Сам термин  «Психическое здоровье» появился недавно. Его введению способствовали исследования  Дубровиной Ирины Владимировны — доктора психологических наук, профессора, академика РАО.  Суть этого термина до конца не определена.

Тем не менее, можно сказать, что нарушения психического здоровья связаны с:

  • Физическим развитием (соматическими заболеваниями и дефектами физического развития)
  • Стрессовыми условиями окружающей среды.
  • Социальными условиями.

Последние два понятия тесно связаны между собой, можно даже сказать, что стрессовые факторы стимулируются социальными условиями и влияют на «эмоциональное благополучие ребенка».

На этом понятии я хочу остановиться чуть подробнее.

Эмоциональное благополучие ребенка – ощущение или переживание эмоционального комфорта ,связанного с различными аспектами его жизни.

Какие  компоненты входят в эту структуру.

  • Переживание комфорта как отсутствие внешней угрозы и физического дискомфорта.

Ребенку ничто не угрожает ,он находится в безопасной обстановке и хорошей физической форме(здоров, сыт, не утомлен.)

  • Переживание успеха/неуспеха в достижении целей.

Получил то что хотел или нет .Рад или огорчен или рассержен.

  • Переживание ребенком оценивания другими людьми результатов его активности.

Ребенок не находя отклика  окружающих  становится раздраженным, печальным или назойливым со вспышками гнева или страха.

  • Переживание комфорта в присутствии других людей и в ситуации взаимодействия с ними.

Неудовлетворенность ребенка во взаимоотношениях с окружающими может вылиться в различные эмоциональные переживания(разочарование ,обида ,гнев ,страх)Это касается как отношений со взрослыми ,так и с детьми. Так называемые « непопулярные» дети с  низким социальным статусом.

  • Эмоции удовольствия/неудовольствия  как преимущественный фон настроения.

Когда взрослые ласковы к ребенку, признают его права ,дети хотят с ним дружить ,он в хорошей физической форме, то его настроение бодрое ,жизнерадостное.

И наоборот.

В дошкольном учреждении оно зависит от многих причин:

  1. Состояние ребенка в период посещения  ДОУ
  2. Особенности взаимодействий ребенка со взрослыми, работающими в ДОУ
  3. Особенности взаимоотношений с детьми группы
  4. Эмоциональная обстановка и уклад жизни в ДОУ
  5. Обстановка в семье

По вашему мнению,  какие причины наиболее сильно влияют на эмоциональное благополучие ребенка? (ответы)

Да 2-ая и 5-ая. И мы сможем в этом убедиться, вспомнив структуру эмоционального благополучия.

Я предлагаю вам, ознакомится с признаками стрессового состояния у детей. Не стану останавливаться на этом подробно. Эти памятки я вам раздам в группы. С ними можно ознакомить родителей.

Признаки стрессового состояния у ребенка:

  • Трудность засыпания и беспокойный сон.
  • Усталость после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла.
  • Беспричинная обидчивость или, наоборот, повышенная агрессивность.
  • Рассеянность, невнимательность.
  • Беспокойство и непоседливость.
  • Отсутствие уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых.
  • Проявление упрямства
  • Постоянное сосание соски, пальца или жевания чего-нибудь.
  • Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников.
  • Игра с половыми органами.
  • Подергивание плеч, качание головой, дрожание рук.
  • Снижение массы тела или начинающие проявляться симптомы ожирения.
  • Повышенная тревожность.
  • Дневное и ночное недержание мочи, которого раньше не наблюдалось.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, учитывая тот момент, что они не проявлялись ранее.

Возвращаясь к тому, что именно личность взрослого(воспитателя) может существенно влиять на эмоциональное Предлагаю вам  рассмотреть  очень хороший метод ,это рассмотрение проблемы с различных точек зрения и умение встать на позицию другого. Воспитателю это поможет принять ребенка и понять его.

Объединитесь в три группы. От каждой группы  пусть выйдет один человек  и выберет листок со стола. На этом листе описана педагогическая ситуация с вопросом. В группе обсудите её, и один представитель от группы  кратко  ответит на поставленный вопрос. Педагогические ситуации я подобрала из жизни группы. Кто то из вас легко справляется с такого рода задачами ,для кого они вызывают затруднения. Сейчас будет реальная возможность поделиться опытом  и получить его.

Педагогические ситуации:

  1. Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали они этого и  после напоминания воспитателя. Какова должна быть реакция педагога?
  2. Мальчик ходит по группе и берет то одну, то другую игрушку, ни с одной не играет. Как поступить воспитателю в этом случае?
  3. Во время занятия воспитатель предлагает детям встать вкруг. Двое мальчиков отказываются стоять рядом с третьим. Что должен сделать воспитатель.
  4. Несколько детей бегают по площадке  детского сада, наталкиваясь на других детей, сбивая их с ног. На замечания воспитателя они говорят, что они  играют в полицейских. Действия воспитателя.
  5. Дети не хотят играть в игру предложенную воспитателем, игнорируя призывы, занимаясь своими делами. Что делать воспитателю!
  6. Ребенок мешает играть другим детям , разрушает их постройки , забирает игрушки. Дети дают ему отпор, ребенок плачет. Действия воспитателя.  

Разбор ситуаций.

И еще я предлагаю вам тест для определения эмоционального благополучия ребенка в группе. С его помощью вы всегда сможете определить как себя чувствуют ваши воспитанники. (раздам после педсовета).

Тест

№п/п

вопрос

да

нет

1

Уверен ли ребенок, что каждое утро его ждут в группе, что ему рады?

2

Имеет ли ребенок возможность самостоятельно выбирать материалы ,пособия, игрушки?

3

Имеет ли ребенок право на свободный выбор деятельности?

4

Имеет ли ребенок право на отказ от коллективной деятельности?

5

Может ли ребенок выбрать самостоятельный способ действия с материалами и игрушками?

6

Имеет ли ребенок право на свой индивидуальный темп работы?

7

Имеет ли ребенок возможность проявлять активность, в том числе и двигательную.

8

Есть ли у ребенка необходимое жизненное пространство для реализации потребности в общении и уединении?

9

Ощущает ли ребенок себя членом «группы-семьи», может ли он предложить что-то изменить в интерьере , что-то переставить?

10

Ощущает ли ребенок свою значимость для Вас, для всех взрослых, работающих в детском саду?

11

Ощущает ли ребенок себя достойным человеком?

12

Ощущает ли ребенок себя виноватым, если у него чего-нибудь не получилось?

13

Ощущает ли ребенок зависимость от настроения взрослых?

14

Уверен ли ребенок ,что послушание - это  его самое ценное качество в детском саду?

15

Понимает ли ребенок , что при проверяющих себя надо вести прилично, не так  как всегда?

Спасибо за внимание!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Здоровье – это психофизическая гармония .» Миненкова Т.А. Педагог-психолог

Слайд 2

«Психическое здоровье » Нарушения обусловлены: Физическим развитием ( соматическими заболеваниями и дефектами физического развития) Стрессовыми условиями окружающей среды. Социальными условиями.

Слайд 3

С труктура эмоционального благополучия . Компоненты эмоционального благополучия Переживание комфорта как отсутствие внешней угрозы и физического дискомфорта. Переживание успеха/неуспеха в достижении целей Переживание ребенком оценивания другими людьми результатов его активности Переживание комфорта в присутствии других людей и в ситуации взаимодействия с ними Эмоции удовольствия / неудовольствия как преимущественный фон настроения

Слайд 4

Эмоциональное благополучие ребенка Зависит от : Состояния ребенка в период посещения ДОУ Особенностей взаимодействий ребенка со взрослыми, работающими в ДОУ Особенностей взаимоотношений с детьми группы Эмоциональной обстановкой и укладом жизни в ДОУ Обстановкой в семье

Слайд 5

Признаки стрессового состояния у ребенка: Трудность засыпания и беспокойный сон. Усталость после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла. Беспричинная обидчивость или, наоборот, повышенная агрессивность. Рассеянность, невнимательность. Беспокойство и непоседливость. Отсутствие уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых. Проявление упрямства Постоянное сосание соски, пальца или жевания чего-нибудь. Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников. Игра с половыми органами. Подергивание плеч, качание головой, дрожание рук. Снижение массы тела или начинающие проявляться симптомы ожирения. Повышенная тревожность. Дневное и ночное недержание мочи, которого раньше не наблюдалось . Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, учитывая тот момент, что они не проявлялись ранее.

Слайд 6

Тест для определения эмоционального благополучия ребенка в группе. №п/п вопрос да нет 1 Уверен ли ребенок, что каждое утро его ждут в группе, что ему рады? 2 Имеет ли ребенок возможность самостоятельно выбирать материалы ,пособия, игрушки? 3 Имеет ли ребенок право на свободный выбор деятельности? 4 Имеет ли ребенок право на отказ от коллективной деятельности? 5 Может ли ребенок выбрать самостоятельный способ действия с материалами и игрушками? 6 Имеет ли ребенок право на свой индивидуальный темп работы? 7 Имеет ли ребенок возможность проявлять активность, в том числе и двигательную. 8 Есть ли у ребенка необходимое жизненное пространство для реализации потребности в общении и уединении? 9 Ощущает ли ребенок себя членом «группы-семьи», может ли он предложить что-то изменить в интерьере , что-то переставить? 10 Ощущает ли ребенок свою значимость для Вас, для всех взрослых, работающих в детском саду? 11 Ощущает ли ребенок себя достойным человеком? 12 Ощущает ли ребенок себя виноватым, если у него чего-нибудь не получилось? 13 Ощущает ли ребенок зависимость от настроения взрослых? 14 Уверен ли ребенок ,что послушание - это его самое ценное качество в детском саду? 15 Понимает ли ребенок , что при проверяющих себя надо вести прилично, не так как всегда?

Слайд 7

Спасибо за внимание !!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровье — психофизическая гармония»

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогат...

Консультация для педагогов "Здоровье - это психофизическая гармония"

В настоящее время экономическое и социальное положение в нашем обществе создают множество факторов риска для подрастающего поколения, ведут к целому ряду проблем, требующих решения. В связи с этим одн...

Консультация для педагогов "Здоровье - это психофизическая гармония"

Поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях требующих мобилизации ресурсов личности...

Консультация для педагогов "Здоровье - это психофизическая гармония"

Поддержание активного динамического  баланса между человеком и окружающей  средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности...

Консультация на тему: «Здоровье – это психофизическая гармония»

Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью ка...

Здоровье - это психофизическая гармония

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием....

Материалы круглого стола "Психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника"

Материалы круглого стола "Психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника"...