картотека попевок
картотека

Мурсалимова Татьяна Валерьевна

картотека попевок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_popevok.docx32.06 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека попевок.

ИГРА  СО СЛОВОМ:

 

«Лиса»

 Лиса по лесу ходила,

Лиса голосом вопила,

Лиса лычки драла, лиса лапотки сплела 

Себе пару, мужу трое,

И детишкам по лаптишкам.

Простой хороводный шаг вправо – влево

на 1/4. Переменный шаг.

 

«Веревочка»

 Я скачу, скачу, скачу 

И веревочку кручу.

Ты, веревочка, крутись,

Пляска русская.

(М. Павлова)

На весь текст - простая или

сложная «веревочка».

 

«Ковырялочка»

 Каблучками я стучу,

Пляску русскую учу,

Пляска русская моя

 Замечательная

(М. Павлова)

Простая «ковырялочка» на весь текст.

 

«Качалочка»

 Качалочка качается,

А Машенька улыбается.

(М. Павлова)

Простая или сложная «качалочка»

на весь текст.

«Сидит зайка»

Сидит, сидит зайка, Сидит, сидит серый

Под кустом, под кустом.

Охотнички едут, Едут – скачут в поле

Во пустом, во пустом.

Говорит зайка: «Вы, охотнички, скачите,

На мой хвостик поглядите,

Я не ваш, я ушел! (М. Павлова)

Зайка выполняет пружинку на корточках.

Охотники скачут галопом по кругу.

Охотники его догоняют

«Зайка»

 

Скачет зайка меленький около завалинки.

Быстро скачет зайка. Ты его поймай-ка!

Дети стоят в кругу. Охотник за кругом. С

окончанием слов заяц убегает, охотник догоняет.

Заяц в центре круга выполняет «фертик».

 

«Лошадки»

Поехали, поехали. С орехами, с орехами.

К дедке по репку,

По сладеньку. По пареньку. По горбатеньку.

Высокий бег по одному, парами, тройками.

 

«Полуприсядка»

 Сяду – встану, сяду – встану .И как мячик поскачу.

Приседать я не устану. Я танцором стать хочу.

(М. Павлова)

Полуприседания с выставлением ноги на пятку.

«Козлик»

 Вышел козлик погулять,

Стал он прыгать и скакать.

Козлик ножками стучит,

По-козлиному кричит:

«Бе-е-е». (М. Павлова)

«Комарик»

 Сел комарик под кусточек,

Под зелененький листочек,

Свесил ножки на песочек,

Сунул носик под кусточек.

Спрятался…

(В. Зайцева)

Кружение на шаге с припаданием.

Русский поклон.

«Скок-поскок»

Скок-поскок. Молодой дроздок,

По водичку пошел, молодичку нашел.

Молодиченька, невеличенька,

Сама с вершок, голова с горшок.

Прыжки на двух ногах на месте,

руки изображают «хвостик».

Мягкий шаг по кругу. Идут в центр,

 раскрыв руки. Приседают.

Высоким шагом идут из центра спиной.

 Комплекс  вокально-хоровых, ритмических,   

             дыхательных  упражнений 

 

Упражнения  для  развития  брюшного  дыхания:

 

 Упражнения на развития дыхания помогают выработке правильного диафрагменного дыхания, увеличивают продолжительность и силу выдоха, способствуют развитию правильных  вокальных данных ребёнка.

  1. «Зевок и потягивание» руки вверх как при пробуждении. (естественное, правильное дыхание без поднятия плеч).
  2. « Обжорка» исходное положение, лёжа на спине, вдох живот надуть, выдох……… у-у-у-ух. При это верхний плечевой пояс почти не подвижен.
  3. « Подними тетрадку» исходное положение, лёжа на спине. На живот ребёнку положить тетрадь средней толщины (48-96 листов), ребёнок должен поднять тетрадь животом (дыханием). По В. Емельянову.
  4. « Надуваем шарик» вдох живот надуть (надуваем шарик) задержка дыхания на счёт 1,2,3,4,5, выдох …….у-у-у-у-у-у-у кто дольше будет спускать шарик, тот и выиграл.
  5. « Рыбка» руками обхватить рёбра, имитируем дыхание рыбы через жабры. По В. Емельянову.
  6. « Раздуваем меха» или «Аккордеон» руками обхватить рёбра. На согласный звук «Х» быстро берём короткий вдох и выдох.
  7. « Летит самолёт» вдох- живот надули ( заправили самолёт), выдох-гласная  у-у-у-у-у-у-у-у-у-у (самолёт полетел).
  8. « Зеркальце» - глядя в ладошку, как в зеркало, ребёнок выдувает воздух тоненькой струйкой в середину ладошки.

     По В. Емельянову.

  1. « Ворона» села на забор и решила развлечь всех своей песней. Дети делают вдох носом и на выдохе произносят протяжно « Кар!» 5-6 раз. Ворона так громко каркала, что охрипла. Дети                  выполняют упражнение с закрытым ртом 5-6 раз.

          (  По М. Гоголевой.)

  1. « Чайник» Из положения на корточках постепенно встают, руки поднимают вверх и делают глубокий вдох, на выдохе руки разводят в стороны и произносят звук Ф-Ф-Ф-Ф.
  2. « Колокол» Глубоко вдохнём и на выдохе произнесём «Бом-Бом-Бом», одновременно хлопая в ладоши.
  3. « Суслик». Приседая, дети прижимают к груди согнутые в локтях руки и резко произносят звук « Х».
  4. «Ёжик». Дети делают резкий и короткий вдох и выдох носиком. Ёжик сопит.
  5. «Осы». Вращать перед грудью указательными пальцами и на выдохе пропеть « З-з-з-з-з ». По Б. Толкачёву.
  6. « Аромат цветов». Долгий вдох носом (нюхаем цветок), задержка, на выдохе « А-а-а-ах».
  7. « Как подул Дед Мороз». Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, пока читается стих.

                                  Как подул Дед Мороз в воздухе морозном,

                                  Полетели, закружились ледяные звёзды.

                                  Окружаться снежинки в воздухе морозном

                                  Падают на землю кружевные звёзды.

                                  Вот одна упала на мою ладошку,

                                  Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

( Н. Нищева)

  1. « Пчёлка» Дети пропевают на выдохе звук « Ж», можно

       вращать перед собой указательными пальцами.

                                   Пчёлка гуди, в поле лети,

                                   С поля лети – мёдик неси.  (нар. приговорка).

  1. « Коровка» дети прикладывают указательные пальцы себе к голове ( рожки), и на выдохе продолжительно тянут « Му-у-у-у-у»

      чья корова дольше мычит, тот и выиграл.

  1. « Вертолёт» переплести пальцы рук корзиночкой, указательные пальцы соединить ( хвост вертолёта), крутить большими пальцами, пропевая на выдохе звук «Р-р-р-р».

                                     Быстро лопасти крути!

                                     Вертолёт, лети, лети!

  1. « Колючки» вдох носом, выталкиваем дыханием слог «А-а-а» как будто трогаем колючки ёжика.
  2. « Ёжик обиделся» вдох живот раздуть, выдох (на одном дыхании) «ху-ху-ху»на последний слог выдавить весь воздух без остатка.
  3. «Волчок» дети вращают перед собой кулачки и пропевают на одном дыхании звук « Ж-ж-ж-ж», по хлопку воспитателя или музыкального руководителя быстро кладут руки на колени, со словами волчок игра начинается заново.
  4. « Пароход» ( дыхание + интонация) дети пропевают на выдохе в позиции «крыска» ( рот растянут, чтобы были видны верхние зубы) звук « Ы-ы-ы-ы-ы». Пароход плывёт по речке,

                                                                   И пыхтит он словно печка.

  1. « Барабан и дудочка» Барабан мы в руки взяли

                                                       На нём звонко заиграли.

            Дети на коротком дыхании произносят звук « Д-д-д-д-д»

                                                       Вот играет дудочка,

                                                       Дудочка – погудочка.

                    Губы трубочкой, пропевается звук « У-у-у-у».

Можно чередовать барабан и дудочку.

  1. « Греем ручки» согреваем замёрзшие ручки, произнося на

            выдохе  « Ф-ф-ф».

  1. « Ветер» Дует лёгкий ветерок – ф-ф-ф-ф…..

                          И качает так листок – ф-ф-ф-ф-ф…….

           ( выдох спокойный ненапряжённый).

                          Дует сильный ветерок – ф-ф-ф-ф-ф….

                          И качает так листок – ф-ф-ф-ф-ф……

            ( активный выдох).

  1. « Осенние листочки» Осенние листочки на веточках сидят,

                                               Осенние листочки детям говорят:

            Осиновый – а-а-а-а-а-а-а-а……..

            Рябиновый – и-и-и-и-и-и-и…….

            Берёзовый – о-о-о-о-о-о-о…….

            Дубовый – у-у-у-у-у-у-у……..

             (дети хором могут пропеть каждый своё дерево)

  1. « Синьор-помидор» ( по М. Лазареву)

          Кисти на грудной клетке, на вдохе руки сопротивляются расхождению рёбер. Пауза. На выдохе плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой выжимают грудную клетку. Предельное напряжение всех мышц ( лицо краснеет от напряжения). Повторить 3-4 раза. Упражнение создаёт сопротивление на выдохе.

  1. « Шарик» ( по Б. Толкачёву)

            Шарик мой воздушный.

           Какой ты непослушный!

           Зачем ты отвязался,

           Зачем помчался ввысь?

           Вернись скорее, шарик!

           Вернись!.....

Поднять руки вверх – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох с произнесением звука « Ш-ш-ш-ш».

  1. «Шарик сдулся» (по Б. Толкачёву)

           Надувала кошка шар,

           А котёнок ей мешал,

           Подошёл и лапкой – топ!

           А у кошки шарик – лоп!

Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох с произнесением звука « Ш» Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.

  1. « Пузыри» Эй, мышонок, посмотри,

                    Звать, к себе помахивая кистями.

                            Мы пускаем пузыри:

            Перед тем как назвать каждый цвет, сильно надуть щёки и   

            быстро выдохнуть.

                            Синий, красный, голубой,

                            Выбирай себе любой.

                                                                 ( русская нар. потешка).

  1. « Пчела» Вращать перед собой указательными пальцами, продолжительно произнося на выдохе звук «Ж». В конце сделать активный короткий вдох, и быстро выдыхая сказать «Ай!»

                              Пчёлка, гуди,

                              В поле лети,

                              С поля лети,

                              Медок неси.  Ам!                     

  1. « Дятел» ( по Б. Толкачёву)

            Дети на выдохе произносят как можно дольше д-д-д-д,  

            ударяя кулачками, друг о друга.

  1. « Ёжик» ( по Б. Толкачёву)

            После активного вдоха через нос ребята на выдохе

            произносят пых-пых, энергично работая мышцами живота.

  1. « Гармошка» Поросёнок восхищён! Как гудит аккордеон.

                                Очень мне по сердцу он.

                                Я бы хвостиком вертел,

                                Если бы играть умел.

      Руки на рёбрах, на выдохе громко пропевать – ш-ш-ш-ш

      выжимая из лёгких воздух.

34.« Колокола»  Глубоко вдохнём и на выдохе пропеваем « Бом-бом-бом», одновременно сжимая рёбра, как бы выдавливая воздух.

              Артикуляционные   и    фонопедические     

                                         упражнения:

 

Основой являются упражнения на развитие артикуляционного аппарата и фонопедический метод В.В.Емельянова. В упражнениях используются звуки, данные человеку изначально от природы и от рождения, поэтому они физиологически целесообразны.

 Уже проверенно на практике, что подобные упражнения обеспечивают развитие артикуляционного аппарата ребёнка, имеют общеоздоровительную и профилактическую функцию, они развивают  и восстанавливают голос и дыхание, формируют навык воспроизведения звуков разного диапазона, способствуют координации слуха и голоса.

 

  1. « Трубочка» губы сжаты и вытянуты в трубочку.
  2. « Поцелуйчики» губы сжаты и вытянуты в трубочку, чмокаем губами, как будто посылаем поцелуйчики.
  3. « Обезьянка» язык поочерёдно подсовывается под нижнюю и верхнюю губы, затем обводится круг языком под губами.
  4. « Лошадка» цоканье язычком, звук округлённый.
  5. « Лошадка» язык плашмя прилепить к нёбу и с силой (оторвать) , получается шлёпающий звук. Лошадка идёт по грязной луже.
  6. Чередовать цоканье и шлёпанье языком на счёт. Или одна группа цокают, а другая шлёпает пока воспитатель или музыкальный руководитель читает стих.

                                                     Едет, едет наш Петрушка,

                                                     Похваляется конём,

                                                     Не беда, что конь игрушка,

                                                     Можно ездить и на нём.

  1. « Чупа - чупс» язычком прокалываем щёку изнутри, идёт растяжка щёк и подвижность языка.
  2. « Обезьянкин язычок» показать друг другу язычок, затем погладить губы( расслабление), молодец обезьянка.
  3. « Печатная машинка» покусывая язычок от кончика к корню, высунуть его как можно дальше и также убрать. Затем покусать края языка с закрытым ртом.
  4. « Лев» очень широко открыть рот и высунуть язык как можно дальше. Можно широко раскрыть глаза ( одновременно и гимнастика глаз).Можно считать до 10, пока высунут язык.
  5. « Улыбнулись – обиделись» друг другу улыбнуться, а затем обидеться сжав губы, лучше + мимику.
  6. « Змейка» имитация язычка змеи ( быстро показать и убрать язык).
  7. « Прибежала крыска» рот очень широко открыт, приподнять верхнюю губу так, чтобы были видны передние зубы.
  8. « Китайский болванчик» нижняя челюсть свободно падает вниз, язык лежит на нижних зубах и губе.
  9. « Покатай во рту конфетку» рот закрыт, кончик языка упирается в щёку, делая движение языком вверх – вниз.
  10. « Ёжик» Беззвучно произносим «п-п-п-п» для укрепления губ.
  11. « Вкусное варенье»  для укрепления мышц языка, развития его подвижности. Рот открыт, губы в улыбке. Широким передним краем языка облизываем губы.
  12. « Мороз» ( по В. Емельянову)

                 Вышел на просторы погулять мороз.

          Топ-топ!Чап-чап! – 2 хлопка в ладоши, 2 хлопка по коленям.

                 Белые узоры в косах у берёз.

         У! – У! короткие звуки в высоком регистре на разной высоте.

                 Снежные тропинки, голые кусты.

           Ш……поирая ладони друг о друга.

                 Падают снежинки тихо с высоты.

            П! П! постепенно опуская руки вниз.

 

  1. « Машина» ( по В.Емельянову)

        Слова произносятся как можно более низким голосом, при проговаривании слова Бр-р-р-р ощущать вибрацию губ.

         Бр-р-р   -ворчит мотор

         Бр-р-р    где мой шофёр?

           Бр-р-р    урчит машина

           Бр-р-р    проверь-ка шины!

  1. « Барбос» Дети пропевают звук «Р» на муз.звуке  ДО

                     На дворе рычит барбос         р-р-р-р

                     Он гоняет рыжих ос              р-р-р-р

                    Отчего рычит барбос?             Р-р-р-р

                    Осы жалят его в нос                р-р-р-р.

                                               ( сл. Макшанцевой.)

      Вокально  – хоровые, « шумовые»  упражнения :

 

  1. Исходное положение – китайский болванчик.

Страшная сказка ( или медведь) – рычим ( пугаем) на гласные звуки, добавляя каждый раз по одному:

 А-АО-АОУ-АОУЭ-АОУЭЫ

  1. Добавляем согласные У-ШУ-ЖУ, У-МУ-МУ, У-СУ-ЗУ, У-РУ

          У-НУ-НУ, следить, чтобы дети не поднимали нижнюю    

             челюсть, должно быть рычание, не пение)

3.« Чайка»  имитация крика чайки. Исходное положение – крыса,  

    звук должен пролетать как по куполу Цирка, следить, чтобы   

     он был плоским, это должен быть вой, а не крик или писк.

  1. Постепенно глиссандо с верхнего (чайка) в нижний ( медведь)

          Регистр и наоборот.

  1. Такое же глиссандо с добавлением согласных звуков ( ш-ж, м,   

           р, с-з, н)    У –ШУ—ЖА, (вверх), У-ШУ-ЖА (вниз)

  1. « Скрип»  имитация скрипа  дверей, (рот приоткрыт, звук

             издаётся связками).

  1. « Динозаврик» голосом рисуем динозаврика. Маленькая

         круглая голова (звук средний между А – О в верхнем регистре

         длинная шея – глиссандо вниз

         большое туловище – медведь

         и длинный хвост – скрип

  1. « Трактор» - губы абсолютно расслаблены, имитация звука работающего мотора.
  2. « По кочкам» - трактор губами, только движения вверх – вниз как по кочкам.
  3. « Самолёты» Тр-р… - в среднем регистре. ( мотор заработал)

                         Р-р-р…..- в низком регистре. (полетел)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Воспитательная и развивающая роль русских народных попевок и потешек в жизни детей младшего дошкольного возраста».

Русский фольклор для детей младшего дошкольного возраста представлен малыми жанрами : попевками, потешками, пестушками и.т.д. В них - веками собранная сила, мудрость и любовь к детям. Силу педагогичес...

Роль попевок в певческой деятельности

Консультация как для воспитателей, так для родителей...

Мастер-класс для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов "Технология разучивание песен, попевок, потешек"

Данная технология разработана и применяется мной во время музыкальных занятий, для интересного разучиания песенного и литературного материала. Используется также вместо пальчиковой гимнастики....

Картотека попевок для детей дошкольного возраста

Представленный материал полезен для воспитателей ДОУ, т. к. способствует развитию звукопроизносительных навыков речи, слухового внимания....

Картотека попевок, считалок, зазывалок на народные игры.

ЗазывалкиСам игровой процесс не мыслим без прелюдии. Предыгровые зазывалки, как метод сбора участников будущей совместной игры при помощи специальной речевки, имеет давнюю традицию. Зазывалки использо...