картотека попевок
картотека
Предварительный просмотр:
Картотека попевок.
ИГРА СО СЛОВОМ:
«Лиса»
Лиса по лесу ходила,
Лиса голосом вопила,
Лиса лычки драла, лиса лапотки сплела
Себе пару, мужу трое,
И детишкам по лаптишкам.
Простой хороводный шаг вправо – влево
на 1/4. Переменный шаг.
«Веревочка»
Я скачу, скачу, скачу
И веревочку кручу.
Ты, веревочка, крутись,
Пляска русская.
(М. Павлова)
На весь текст - простая или
сложная «веревочка».
«Ковырялочка»
Каблучками я стучу,
Пляску русскую учу,
Пляска русская моя
Замечательная
(М. Павлова)
Простая «ковырялочка» на весь текст.
«Качалочка»
Качалочка качается,
А Машенька улыбается.
(М. Павлова)
Простая или сложная «качалочка»
на весь текст.
«Сидит зайка»
Сидит, сидит зайка, Сидит, сидит серый
Под кустом, под кустом.
Охотнички едут, Едут – скачут в поле
Во пустом, во пустом.
Говорит зайка: «Вы, охотнички, скачите,
На мой хвостик поглядите,
Я не ваш, я ушел! (М. Павлова)
Зайка выполняет пружинку на корточках.
Охотники скачут галопом по кругу.
Охотники его догоняют
«Зайка»
Скачет зайка меленький около завалинки.
Быстро скачет зайка. Ты его поймай-ка!
Дети стоят в кругу. Охотник за кругом. С
окончанием слов заяц убегает, охотник догоняет.
Заяц в центре круга выполняет «фертик».
«Лошадки»
Поехали, поехали. С орехами, с орехами.
К дедке по репку,
По сладеньку. По пареньку. По горбатеньку.
Высокий бег по одному, парами, тройками.
«Полуприсядка»
Сяду – встану, сяду – встану .И как мячик поскачу.
Приседать я не устану. Я танцором стать хочу.
(М. Павлова)
Полуприседания с выставлением ноги на пятку.
«Козлик»
Вышел козлик погулять,
Стал он прыгать и скакать.
Козлик ножками стучит,
По-козлиному кричит:
«Бе-е-е». (М. Павлова)
«Комарик»
Сел комарик под кусточек,
Под зелененький листочек,
Свесил ножки на песочек,
Сунул носик под кусточек.
Спрятался…
(В. Зайцева)
Кружение на шаге с припаданием.
Русский поклон.
«Скок-поскок»
Скок-поскок. Молодой дроздок,
По водичку пошел, молодичку нашел.
Молодиченька, невеличенька,
Сама с вершок, голова с горшок.
Прыжки на двух ногах на месте,
руки изображают «хвостик».
Мягкий шаг по кругу. Идут в центр,
раскрыв руки. Приседают.
Высоким шагом идут из центра спиной.
Комплекс вокально-хоровых, ритмических,
дыхательных упражнений
Упражнения для развития брюшного дыхания:
Упражнения на развития дыхания помогают выработке правильного диафрагменного дыхания, увеличивают продолжительность и силу выдоха, способствуют развитию правильных вокальных данных ребёнка.
- «Зевок и потягивание» руки вверх как при пробуждении. (естественное, правильное дыхание без поднятия плеч).
- « Обжорка» исходное положение, лёжа на спине, вдох живот надуть, выдох……… у-у-у-ух. При это верхний плечевой пояс почти не подвижен.
- « Подними тетрадку» исходное положение, лёжа на спине. На живот ребёнку положить тетрадь средней толщины (48-96 листов), ребёнок должен поднять тетрадь животом (дыханием). По В. Емельянову.
- « Надуваем шарик» вдох живот надуть (надуваем шарик) задержка дыхания на счёт 1,2,3,4,5, выдох …….у-у-у-у-у-у-у кто дольше будет спускать шарик, тот и выиграл.
- « Рыбка» руками обхватить рёбра, имитируем дыхание рыбы через жабры. По В. Емельянову.
- « Раздуваем меха» или «Аккордеон» руками обхватить рёбра. На согласный звук «Х» быстро берём короткий вдох и выдох.
- « Летит самолёт» вдох- живот надули ( заправили самолёт), выдох-гласная у-у-у-у-у-у-у-у-у-у (самолёт полетел).
- « Зеркальце» - глядя в ладошку, как в зеркало, ребёнок выдувает воздух тоненькой струйкой в середину ладошки.
По В. Емельянову.
- « Ворона» села на забор и решила развлечь всех своей песней. Дети делают вдох носом и на выдохе произносят протяжно « Кар!» 5-6 раз. Ворона так громко каркала, что охрипла. Дети выполняют упражнение с закрытым ртом 5-6 раз.
( По М. Гоголевой.)
- « Чайник» Из положения на корточках постепенно встают, руки поднимают вверх и делают глубокий вдох, на выдохе руки разводят в стороны и произносят звук Ф-Ф-Ф-Ф.
- « Колокол» Глубоко вдохнём и на выдохе произнесём «Бом-Бом-Бом», одновременно хлопая в ладоши.
- « Суслик». Приседая, дети прижимают к груди согнутые в локтях руки и резко произносят звук « Х».
- «Ёжик». Дети делают резкий и короткий вдох и выдох носиком. Ёжик сопит.
- «Осы». Вращать перед грудью указательными пальцами и на выдохе пропеть « З-з-з-з-з ». По Б. Толкачёву.
- « Аромат цветов». Долгий вдох носом (нюхаем цветок), задержка, на выдохе « А-а-а-ах».
- « Как подул Дед Мороз». Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, пока читается стих.
Как подул Дед Мороз в воздухе морозном,
Полетели, закружились ледяные звёзды.
Окружаться снежинки в воздухе морозном
Падают на землю кружевные звёзды.
Вот одна упала на мою ладошку,
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.
( Н. Нищева)
- « Пчёлка» Дети пропевают на выдохе звук « Ж», можно
вращать перед собой указательными пальцами.
Пчёлка гуди, в поле лети,
С поля лети – мёдик неси. (нар. приговорка).
- « Коровка» дети прикладывают указательные пальцы себе к голове ( рожки), и на выдохе продолжительно тянут « Му-у-у-у-у»
чья корова дольше мычит, тот и выиграл.
- « Вертолёт» переплести пальцы рук корзиночкой, указательные пальцы соединить ( хвост вертолёта), крутить большими пальцами, пропевая на выдохе звук «Р-р-р-р».
Быстро лопасти крути!
Вертолёт, лети, лети!
- « Колючки» вдох носом, выталкиваем дыханием слог «А-а-а» как будто трогаем колючки ёжика.
- « Ёжик обиделся» вдох живот раздуть, выдох (на одном дыхании) «ху-ху-ху»на последний слог выдавить весь воздух без остатка.
- «Волчок» дети вращают перед собой кулачки и пропевают на одном дыхании звук « Ж-ж-ж-ж», по хлопку воспитателя или музыкального руководителя быстро кладут руки на колени, со словами волчок игра начинается заново.
- « Пароход» ( дыхание + интонация) дети пропевают на выдохе в позиции «крыска» ( рот растянут, чтобы были видны верхние зубы) звук « Ы-ы-ы-ы-ы». Пароход плывёт по речке,
И пыхтит он словно печка.
- « Барабан и дудочка» Барабан мы в руки взяли
На нём звонко заиграли.
Дети на коротком дыхании произносят звук « Д-д-д-д-д»
Вот играет дудочка,
Дудочка – погудочка.
Губы трубочкой, пропевается звук « У-у-у-у».
Можно чередовать барабан и дудочку.
- « Греем ручки» согреваем замёрзшие ручки, произнося на
выдохе « Ф-ф-ф».
- « Ветер» Дует лёгкий ветерок – ф-ф-ф-ф…..
И качает так листок – ф-ф-ф-ф-ф…….
( выдох спокойный ненапряжённый).
Дует сильный ветерок – ф-ф-ф-ф-ф….
И качает так листок – ф-ф-ф-ф-ф……
( активный выдох).
- « Осенние листочки» Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – а-а-а-а-а-а-а-а……..
Рябиновый – и-и-и-и-и-и-и…….
Берёзовый – о-о-о-о-о-о-о…….
Дубовый – у-у-у-у-у-у-у……..
(дети хором могут пропеть каждый своё дерево)
- « Синьор-помидор» ( по М. Лазареву)
Кисти на грудной клетке, на вдохе руки сопротивляются расхождению рёбер. Пауза. На выдохе плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой выжимают грудную клетку. Предельное напряжение всех мышц ( лицо краснеет от напряжения). Повторить 3-4 раза. Упражнение создаёт сопротивление на выдохе.
- « Шарик» ( по Б. Толкачёву)
Шарик мой воздушный.
Какой ты непослушный!
Зачем ты отвязался,
Зачем помчался ввысь?
Вернись скорее, шарик!
Вернись!.....
Поднять руки вверх – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох с произнесением звука « Ш-ш-ш-ш».
- «Шарик сдулся» (по Б. Толкачёву)
Надувала кошка шар,
А котёнок ей мешал,
Подошёл и лапкой – топ!
А у кошки шарик – лоп!
Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох с произнесением звука « Ш» Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.
- « Пузыри» Эй, мышонок, посмотри,
Звать, к себе помахивая кистями.
Мы пускаем пузыри:
Перед тем как назвать каждый цвет, сильно надуть щёки и
быстро выдохнуть.
Синий, красный, голубой,
Выбирай себе любой.
( русская нар. потешка).
- « Пчела» Вращать перед собой указательными пальцами, продолжительно произнося на выдохе звук «Ж». В конце сделать активный короткий вдох, и быстро выдыхая сказать «Ай!»
Пчёлка, гуди,
В поле лети,
С поля лети,
Медок неси. Ам!
- « Дятел» ( по Б. Толкачёву)
Дети на выдохе произносят как можно дольше д-д-д-д,
ударяя кулачками, друг о друга.
- « Ёжик» ( по Б. Толкачёву)
После активного вдоха через нос ребята на выдохе
произносят пых-пых, энергично работая мышцами живота.
- « Гармошка» Поросёнок восхищён! Как гудит аккордеон.
Очень мне по сердцу он.
Я бы хвостиком вертел,
Если бы играть умел.
Руки на рёбрах, на выдохе громко пропевать – ш-ш-ш-ш
выжимая из лёгких воздух.
34.« Колокола» Глубоко вдохнём и на выдохе пропеваем « Бом-бом-бом», одновременно сжимая рёбра, как бы выдавливая воздух.
Артикуляционные и фонопедические
упражнения:
Основой являются упражнения на развитие артикуляционного аппарата и фонопедический метод В.В.Емельянова. В упражнениях используются звуки, данные человеку изначально от природы и от рождения, поэтому они физиологически целесообразны.
Уже проверенно на практике, что подобные упражнения обеспечивают развитие артикуляционного аппарата ребёнка, имеют общеоздоровительную и профилактическую функцию, они развивают и восстанавливают голос и дыхание, формируют навык воспроизведения звуков разного диапазона, способствуют координации слуха и голоса.
- « Трубочка» губы сжаты и вытянуты в трубочку.
- « Поцелуйчики» губы сжаты и вытянуты в трубочку, чмокаем губами, как будто посылаем поцелуйчики.
- « Обезьянка» язык поочерёдно подсовывается под нижнюю и верхнюю губы, затем обводится круг языком под губами.
- « Лошадка» цоканье язычком, звук округлённый.
- « Лошадка» язык плашмя прилепить к нёбу и с силой (оторвать) , получается шлёпающий звук. Лошадка идёт по грязной луже.
- Чередовать цоканье и шлёпанье языком на счёт. Или одна группа цокают, а другая шлёпает пока воспитатель или музыкальный руководитель читает стих.
Едет, едет наш Петрушка,
Похваляется конём,
Не беда, что конь игрушка,
Можно ездить и на нём.
- « Чупа - чупс» язычком прокалываем щёку изнутри, идёт растяжка щёк и подвижность языка.
- « Обезьянкин язычок» показать друг другу язычок, затем погладить губы( расслабление), молодец обезьянка.
- « Печатная машинка» покусывая язычок от кончика к корню, высунуть его как можно дальше и также убрать. Затем покусать края языка с закрытым ртом.
- « Лев» очень широко открыть рот и высунуть язык как можно дальше. Можно широко раскрыть глаза ( одновременно и гимнастика глаз).Можно считать до 10, пока высунут язык.
- « Улыбнулись – обиделись» друг другу улыбнуться, а затем обидеться сжав губы, лучше + мимику.
- « Змейка» имитация язычка змеи ( быстро показать и убрать язык).
- « Прибежала крыска» рот очень широко открыт, приподнять верхнюю губу так, чтобы были видны передние зубы.
- « Китайский болванчик» нижняя челюсть свободно падает вниз, язык лежит на нижних зубах и губе.
- « Покатай во рту конфетку» рот закрыт, кончик языка упирается в щёку, делая движение языком вверх – вниз.
- « Ёжик» Беззвучно произносим «п-п-п-п» для укрепления губ.
- « Вкусное варенье» для укрепления мышц языка, развития его подвижности. Рот открыт, губы в улыбке. Широким передним краем языка облизываем губы.
- « Мороз» ( по В. Емельянову)
Вышел на просторы погулять мороз.
Топ-топ!Чап-чап! – 2 хлопка в ладоши, 2 хлопка по коленям.
Белые узоры в косах у берёз.
У! – У! короткие звуки в высоком регистре на разной высоте.
Снежные тропинки, голые кусты.
Ш……поирая ладони друг о друга.
Падают снежинки тихо с высоты.
П! П! постепенно опуская руки вниз.
- « Машина» ( по В.Емельянову)
Слова произносятся как можно более низким голосом, при проговаривании слова Бр-р-р-р ощущать вибрацию губ.
Бр-р-р -ворчит мотор
Бр-р-р где мой шофёр?
Бр-р-р урчит машина
Бр-р-р проверь-ка шины!
- « Барбос» Дети пропевают звук «Р» на муз.звуке ДО
На дворе рычит барбос р-р-р-р
Он гоняет рыжих ос р-р-р-р
Отчего рычит барбос? Р-р-р-р
Осы жалят его в нос р-р-р-р.
( сл. Макшанцевой.)
Вокально – хоровые, « шумовые» упражнения :
- Исходное положение – китайский болванчик.
Страшная сказка ( или медведь) – рычим ( пугаем) на гласные звуки, добавляя каждый раз по одному:
А-АО-АОУ-АОУЭ-АОУЭЫ
- Добавляем согласные У-ШУ-ЖУ, У-МУ-МУ, У-СУ-ЗУ, У-РУ
У-НУ-НУ, следить, чтобы дети не поднимали нижнюю
челюсть, должно быть рычание, не пение)
3.« Чайка» имитация крика чайки. Исходное положение – крыса,
звук должен пролетать как по куполу Цирка, следить, чтобы
он был плоским, это должен быть вой, а не крик или писк.
- Постепенно глиссандо с верхнего (чайка) в нижний ( медведь)
Регистр и наоборот.
- Такое же глиссандо с добавлением согласных звуков ( ш-ж, м,
р, с-з, н) У –ШУ—ЖА, (вверх), У-ШУ-ЖА (вниз)
- « Скрип» имитация скрипа дверей, (рот приоткрыт, звук
издаётся связками).
- « Динозаврик» голосом рисуем динозаврика. Маленькая
круглая голова (звук средний между А – О в верхнем регистре
длинная шея – глиссандо вниз
большое туловище – медведь
и длинный хвост – скрип
- « Трактор» - губы абсолютно расслаблены, имитация звука работающего мотора.
- « По кочкам» - трактор губами, только движения вверх – вниз как по кочкам.
- « Самолёты» Тр-р… - в среднем регистре. ( мотор заработал)
Р-р-р…..- в низком регистре. (полетел)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Воспитательная и развивающая роль русских народных попевок и потешек в жизни детей младшего дошкольного возраста».
Русский фольклор для детей младшего дошкольного возраста представлен малыми жанрами : попевками, потешками, пестушками и.т.д. В них - веками собранная сила, мудрость и любовь к детям. Силу педагогичес...
Роль попевок в певческой деятельности
Консультация как для воспитателей, так для родителей...
презентация "Использование игровых песен -попевок в развитии музыкального слуха и голоса у дошкольников"
Игровое пение важнейшее средство музыкального воспитания...
Мастер-класс для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов "Технология разучивание песен, попевок, потешек"
Данная технология разработана и применяется мной во время музыкальных занятий, для интересного разучиания песенного и литературного материала. Используется также вместо пальчиковой гимнастики....
ЦИКЛ ПОПЕВОК С ОПРЕДЕЛЁННЫМ ФОНЕМАТИЧЕСКИМ СОСТАВОМ.
ДАННАЯ МЕТОДИЧЕКАЯ ПОДБОРКА МАТЕРИАЛА "Цикл попевок с определённым фонематическим составом" позволяет в рамках вокальной работы над дыханием, фразировкой, дикцией и артикуляцией, способствов...
Картотека попевок для детей дошкольного возраста
Представленный материал полезен для воспитателей ДОУ, т. к. способствует развитию звукопроизносительных навыков речи, слухового внимания....
Картотека попевок для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Презентация "Поем вместе с мамой"...