картотека сюжетно-ролевых игр.
картотека (младшая группа)
Картотека сюжетно-ролевых игр, проведенной с детьми 3 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_syuzhetno-rolevyh_igr.docx | 44.65 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР ПО ТЕМЕ «ОГОРОД»
- Игра «В деревне у бабушки»
Цель: Развитие умения у детей реализовывать игровой замысел.
Задачи:
- Формировать представления детей о членах семьи и их обязанностях по дому.
- Активизировать словарь по теме «Домашние животные»; способствовать развитию диалогической речи.
- Продолжить развивать умение выбирать роль под руководством взрослого, действовать в соответствии с принятой на себя ролью, развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего.
- Развивать умения детей устанавливать дружеские взаимоотношения в игре, самостоятельную активность.
- Воспитывать любовь к домашним животным.
Предварительная работа | Обогащение игрового опыта детей | Организация предметно-игровой среды | Активизирующее общение, игровые ситуации |
- Просмотр презентации «Что растёт на огороде?» - Рассказ воспитателя о деревне. - Беседа «Какие домашние животные живут в деревне у бабушки? Что едят домашние животные?» - Рассматривание сюжетных картинок «на птичьем дворе». - ЧХЛ: «Петушок», «Жучка», «Идет коза рогатая», «Уж как я свою коровушку люблю» русские народные песенки. | -Д/и «Кто что ест?»; -Подвижные игры «Курочка и цыплята»; «Курочки и петушок».
| Куклы, игрушечная посуда, муляжи овощей. | «Семья пришла за покупками» «Покупаем морковку для кроликов» |
Предполагаемые игровые роли и игровые действия:
Игровые роли | Игровые действия | Ролевые реплики |
«Бабушка» | Встречает гостей, гладит животных, управляет животными-игрушками. | - Воспитатель включает детей в игру: «Ребятки, сейчас мы с вами поедем в деревню к бабушке. Покупайте билеты и садитесь в автобус. Поехали! А вот и я, бабушка. Ребятки, у бабушки в деревне большое хозяйство. Давайте посмотрим – кто живет у бабушки во дворе. Вот коза, а здесь поросеночек. Вот здесь живут собачки. Посмотрите, кто к нам прибежал». Показывает собачку и предлагает познакомиться с ней, погладить. «Слышите, как она скулит. Давайте спросим у собачки, может быть, она хочет есть». Оказывается, что она действительно голодна. После этого бабушка-педагог «успокаивает» собачку. Рассказывает ей, какие вкусные супы и каши могут варить дети. «Не переживай, сейчас мы всех накормим. Ребята, вы хотите приготовить бабушкиным животным еду?». Затем педагог побуждает каждого ребенка к принятию игровой цели: «Вот эта собачка выбрала тебя, Кирюша. Что ты ей приготовишь?». Если ребенок не справляется с поставленной перед ним задачей, воспитатель предлагает ему какой-нибудь свой вариант: «Я догадалась, что больше всего твоя собачка любит щи». Собачка в знак согласия лает. Так, по очереди, каждому ребенку педагог дает по животному и способствует принятию индивидуальной игровой цели. Когда все животные нашли своих хозяев, воспитатель предлагает детям взять необходимые «продукты» из ящиков с предметами-заместителями. |
«Дети» | Игровые действия детей направлены на игрушки. Готовят еду, угощают. | - Я приготовлю щи,…суп! - Очень вкусный суп! - Пожалуйста! |
«Шофер» | Продает билеты, «везет всех в деревню». | «Осторожно, двери закрываются» - «Следующая остановка….» |
- Сюжетно – ролевая игра «Мы едем на дачу»
Цель: Формирование социально-игрового опыта по теме игры.
Задачи:
- Расширять у детей представления о работе водителя и разных видах транспорта (автобус, легковая, грузовая машина, специализированный транспорт).
- Развивать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия (водитель автобуса, кондуктор, пассажир); побуждать детей активно сопровождать речью свою деятельность.
- Закреплять знания детей о правилах поведения в транспорте; тренировать умения правильного поведения в общественном транспорте.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, развивать умение считаться с интересами друг друга.
Предварительная работа | Обогащение игрового опыта детей | Организация предметно-игровой среды | Активизирующее общение, игровые ситуации |
-Рассматривание альбома «Транспорт»; - Беседа на тему «На чем люди ездят»; - Беседа «Куда можно поехать на автобусе» - Разучивание стихотворения А. Барто «Грузовик»; - Наблюдение за машинами на прогулке; - Чтение стих-я Т. Березенковой «Любимая машина». | - Д/и «Что есть у машины». | Рули, накидки на стулья (автобус), игрушечные машинки, билеты на автобус. | Предложение ребенку присоединиться к игре сверстника: «Вася – шофер. Он управляет машиной. Саша, хочешь быть пассажиром? Шофер, вот пассажир. Спроси, куда ему надо ехать?» «Поездка на автобусе» |
Предполагаемые игровые роли и игровые действия:
Игровые роли | Игровые действия | Ролевые реплики |
«Водитель автобуса» | Водитель автобуса ведет машину осторожно, развозит людей и высаживает на нужных остановках | - «Осторожно, двери закрываются» - «Следующая остановка….» |
«Кондуктор» | Кондуктор продает билеты пассажирам. | - «Уважаемые пассажиры, оплачивайте проезд» - «Проезд стоит 20 рублей» - «Садитесь на места, автобус отправляется» - «Спасибо» |
«Пассажиры» | Пассажиры ждут на остановке свой автобус. | - «Ваш автобус довезет меня до вокзала или до …?» |
- Сюжетно – ролевая игра «Дом. Семья».
Цель: Развитие социально-игрового опыта по теме «Дом. Семья»
Задачи:
- Формировать представления детей о членах семьи и их обязанностях по дому; умения детей воспроизводить быт семьи.
- Активизировать словарь по теме «Дом. Семья. Семейные отношения»; способствовать развитию диалогической речи.
- Продолжить развивать умение выбирать роль под руководством взрослого, действовать в соответствии с принятой на себя ролью, развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, комбинировать различные игровые сюжеты в единый игровой сюжет.
- Развивать умения детей устанавливать дружеские взаимоотношения в игре, самостоятельную активность.
- Воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
Предварительная работа | Обогащение игрового опыта детей | Организация предметно-игровой среды | Активизирующее общение, игровые ситуации |
-Рассматривание альбома с семейными фотографиями. -Рассматривание сюжетных картин по теме «Семья»; -Беседа с детьми «Как я помогаю маме, папе дома»; - Чтение и обсуждение рассказа Н. Калининой «Помощники». | - Д/и «Расскажем мишке, как надо встречать гостей»; - Д/и «Кто что делает?» | Куклы, коляски, наборы столовой и чайной посуды, стол, стулья, муляжи продуктов питания, микроволновая печь. | «Уборка на кухне» «Мама готовит обед» «Пришли гости» «Кормление кукол» «День рождения сына или дочки» «Папа моет посуду» «Бабушка приехала в гости» В день рождения приходят гости. Празднуют день рождения сына или дочки. |
Предполагаемые игровые роли и игровые действия:
Игровые роли | Игровые действия | Ролевые реплики |
«Мама» | Заботиться о чистоте и уюте дома. Она заботливо кормит, покупает в магазине еду, готовит вкусный ужин, накрывает на стол. | - «Катя, давай приготовим, для папы суп» - «Давай я буду варить суп» - «Сегодня бабушка приезжает в гости, надо приготовить вкусные пирожки» - «Сегодня у Кати день рождения, надо приготовить пирог и купить продукты в магазине» |
«Папа» | Приходит с работы, садиться ужинать, моет посуду, идет за продуктами в магазин. | - «Что у нас сегодня на обед?» - «Давай я помою посуду» |
- Сюжетно-ролевая игра «Завтрак у кукол в детском саду»
Цель: Развитие умения у детей реализовывать игровой замысел.
Задачи:
- Систематизировать знания дошкольников о профессии повара.
- Формировать социально-игровой опыт по теме игры «Варим суп»; продолжать развивать умение выполнять игровые действия в соответствии с игровыми правилами и взятой на себя ролью.
- Развивать речевые навыки, необходимые для общения; умение пользоваться разнообразными формами речевого этикета («Разрешите», «можно», «спасибо», «пожалуйста»).
- Закреплять знания детей о правилах поведения за столом.
- Воспитывать уважение к людям разных профессий; дружеские взаимоотношения в коллективной игре.
Предварительная работа | Обогащение игрового опыта детей | Организация предметно-игровой среды | Активизирующее общение, игровые ситуации |
- Рассказ воспитателя о профессии повара в детском саду. Экскурсия на кухню детского сада. ЧХЛ: Б. Заходер «Повара» - Беседа «Что мы делаем в детском саду?» - Рассматривание сюжетных картинок «Кто работает в детском саду?». | -Д/и «Кому что нужно?»; -Подвижная игра «Чей кружок соберется быстрее?»; - Д/и «Что сначала, что потом?».
| Куклы, игрушечная посуда, муляжи овощей (резиновые, пластмассовые, флисовые) | «Мы пришли в детский сад», «Накормим куклу обедом»
|
Предполагаемые игровые роли и игровые действия:
Игровые роли | Игровые действия | Ролевые реплики |
«Воспитатель» | Накрывают столы, ставят салфетки; готовят, подают еду. | - Воспитатель включает детей в игру: «Ребятки, идите скорее все сюда. Посмотрите, кто к нам пришел». Показывает кукол и предлагает поиграть с ними в детский сад. «Наши куклы рано встали, умылись, причесались, нарядились и пришли в детский сад. Куклы хотят есть». Какое меню сегодня на завтрак в детском саду? Давайте прочитаем. Сегодня куклы будут кушать салат из огурцов и зеленого лука. Рагу из овощей. Компот из яблок и груш». Но вот беда! Заболела наш повар тетя Тоня. Кто же приготовит куклам завтрак. После этого педагог рассказывает куклам, какие вкусные супы, каши и прочее могут варить наши дети. «Не волнуйтесь, куколки, сейчас вам дети приготовят вкусный завтрак. Видите, как много детей у нас в группе, и все они умеют очень хорошо готовить. Кто салат, кто картошку и даже компот умеют делать. Не переживайте, сейчас мы вас накормим. Ребята, вы хотите приготовить куклам завтрак?». Затем педагог побуждает каждого ребенка к принятию игровой цели: воспитатель предлагает детям взять необходимые «продукты» из ящиков с предметами-заместителями |
«Повара» | Готовят еду, угощают. | - Я приготовлю салат,…картошку, … компот! - Очень вкусный салат! - Пожалуйста! |
- Сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин».
Цель: Создание условий для обогащения игровой деятельности детей по сюжету «Овощной магазин».
Задачи:
- Систематизировать знания детей о профессии продавца, его деятельности, вызвать интерес детей к данной профессии.
- Формировать умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции; распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; развивать умение моделировать ролевой диалог, речевую активность, коммуникативные навыки.
- Активизировать детей в процессе создания предметно-игровой среды и в самостоятельной подборке материала для игры.
- Воспитывать дружеское отношение друг к другу, уважение к труду взрослых, формировать навыки культурного поведения в общественных местах.
Предварительная работа | Обогащение игрового опыта детей | Организация предметно-игровой среды | Активизирующее общение, игровые ситуации |
- Просмотр презентации «Что растёт на огороде?» - Экскурсия с родителями в овощной магазин. - Рассказ воспитателя о профессии продавца. - Беседа «Как мы с мамой ходили в магазин», «Как нужно вести себя в магазине» - Рассматривание сюжетных картинок «В магазине». - Чтение стихотворения Н. Кнушевицкой «Продавец». | -Д/и «Что нужно для работы продавца»; -Подвижная игра «Корзина с овощами»; - Д/и «Магазин».
| Весы Кассовый аппарат Фартук и колпак продавца Продуктовые тележки Муляжи овощей (резиновые, пластмассовые, флисовые) Кошелек, деньги сумки. | «Мама с дочкой пришли в магазин, покупают продукты». «Продавец продает штучный товар, взвешивает на весах овощи, фрукты». «Поможем кукле выбрать покупку». |
Предполагаемые игровые роли и игровые действия:
Игровые роли | Игровые действия | Ролевые реплики |
Продавец: | В магазине работает продавец, он продает овощи. Продавец взвешивает овощи на весах. Продавец вежливо разговаривает с покупателями. | -«Здравствуйте! Что бы вы хотели купить?» -«Уважаемые покупатели, встаньте в очередь» -«Продукты только что поступили в продажу» - «Сумма вашей покупки…» - «Ваша сдача и чек…» -«Спасибо за покупку! Приходите к нам ещё!» |
Покупатели: | Выбирают товар, платят деньги в кассу, забирают чеки и складывают овощи в сумку или продуктовую тележку. Покупатели стоят в очереди. | -«Здравствуйте. Я бы хотел купить...»; -«Покажите мне, пожалуйста...»; -«А можно мне посмотреть...»; - «А сколько стоит?»; - «Большое спасибо». |
- Сюжетно – ролевая игра «Кафе»
Цель: Создание условий для обогащения игровой деятельности детей по сюжету «Кафе».
Задачи:
- Систематизировать знания дошкольников о профессиях повара, кондитера и официанта.
- Формировать социально-игровой опыт по теме игры «Кафе»; продолжать развивать умение выполнять игровые действия в соответствии с игровыми правилами и взятой на себя ролью.
- Развивать речевые навыки, необходимые для общения; умение пользоваться разнообразными формами речевого этикета («будьте добры», «извините», «спасибо», «пожалуйста»).
- Закреплять знания детей о правилах поведения за столом и в общественных местах; продолжать воспитывать культуру поведения в общественных местах.
- Воспитывать уважение к людям разных профессий; дружеские взаимоотношения в коллективной игре.
Предварительная работа | Обогащение игрового опыта детей | Организация предметно-игровой среды | Активизирующее общение, игровые ситуации |
- Беседа на тему «Что такое кафе?», «Как мы ходили в кафе в выходные»; - ЧХЛ: Б. Заходер «Повара»; -Рассматривание сюжетных иллюстраций «В кафе»; - Беседа «Правила поведения за столом». | -Д/и «Вежливые слова»; - Д/и «Накроем стол к обеду»; - Д/и «Разложи продукты по тарелкам»; - Д/и «Варим суп», «Варим компот». | Муляжи продуктов (пирожные, соки, пицца, рыба, котлеты и т. д.), фартук для официанта, фартук и колпак для повара, кондитера, печь, набор посуды, касса, кошелек с деньгами. | «День рождение у Маши» «Повар готовит пиццу» «Официант принимает заказ» «Идем в кафе» |
Предполагаемые игровые роли и игровые действия:
Игровые роли | Игровые действия | Ролевые реплики |
«Официант» | Накрывают столы, ставят вазочки с цветами, салфетки; приносит чек на оплату, принимает оплату. предлагают меню, чтобы выбрать еду по желанию, подают еду. | - «Здравствуйте! Вот наше меню» - «Что бы вы хотели заказать?» - «Приятного аппетита!» - «Спасибо за визит» |
«Посетители» | Приходят в кафе: пообедать, отметить праздник или день рождения; выбирают еду, делают заказ; платят за еду; уходя, благодарят за прекрасно проведенное время. | - «Здравствуйте! Я бы хотел заказать у вас пирожное и сок» - «Пожалуйста, принесите счет» - «Спасибо за прекрасно проведенное время» - «До свидания!» |
- Сюжетно – ролевая игра «Приготовим обед для мамы».
Цель: Развитие умения у детей реализовывать игровой замысел.
Задачи:
- закрепить знание детей о кухонной посуде;
- активизировать их речь;
- формировать навыки поведения за столом, общение с гостем;
- воспитывать приветливость, заботливость.
Предварительная работа | Обогащение игрового опыта детей | Организация предметно-игровой среды | Активизирующее общение, игровые ситуации |
- Беседа на тему «Мамины помощники» - ЧХЛ: Б. Заходер «Повара»; -Рассматривание сюжетных иллюстраций «Накроем стол к обеду»; - Беседа «Правила поведения за столом». | -Д/и «Вежливые слова»; - Д/и «Накроем стол к обеду»; - Д/и «Разложи продукты по тарелкам»; - Д/и «Варим суп», «Варим компот». | Муляжи продуктов (овощи и фрукты), фартук и колпак для повара, печь, набор посуды. | «Варим суп» «Варим компот» «Ждем гостей» «День рождения у куклы Нины» |
Предполагаемые игровые роли и игровые действия:
Игровые роли | Игровые действия | Ролевые реплики |
«Мама» | Отдыхает, кушает, благодарит за вкусно приготовленную еду. | - «Я как будто пришла с работы. Устала. И голова что-то болит. Не могу даже приготовить себе еду. А есть очень хочется. Кто мне, ребятки, приготовит что-нибудь покушать?» - «Посмотрите, сколько у меня продуктов, целый ящик. Что же вы мне приготовите? Вот в ящике лежит капуста и морковка. Можно суп вкусный сварить. Я знаю, Маша умеет суп варить. Машенька, сваришь мне суп? Вот тебе овощи: капуста и морковка. Вот плита. А кастрюльку сама найдешь, ладно? -Саша, сваришь мне картошку? А кто еще будет варить мне картошку? - А сколько здесь ягод! Хороший компот получится! Кто сварит мне компот?». - «У кого готова еда, можете меня покормить. Я уже руки вымыла и за стол села». «Что же ты, Верочка, мне приготовила? Суп? Наверное, очень вкусный. Можно я попробую? Налей мне, пожалуйста, тарелочку супа. Ой, как вкусно. Суп с морковкой, с капустой Объедение! - Я еще хочу съесть одну тарелку супа. Можно? - Спасибо тебе, Верочка, большое-пребольшое. Ты сварила очень вкусный суп». |
«Помощники» | Накрывают столы, ставят салфетки, готовят еду, угощают. | - Я приготовлю суп, …картошку, … компот! - Очень вкусный суп! - Пожалуйста! |
- Сюжетно – ролевая игра «Ярмарка».
Цель: Создание условий для обогащения игровой деятельности детей по сюжету «Ярмарка».
Задачи:
- Систематизировать знания детей о профессии продавца, его деятельности, вызвать интерес детей к данной профессии.
- Формировать умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции; распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; развивать умение моделировать ролевой диалог, речевую активность, коммуникативные навыки.
- Активизировать детей в процессе создания предметно-игровой среды и в самостоятельной подборке материала для игры.
- Воспитывать дружеское отношение друг к другу, уважение к труду взрослых, формировать навыки культурного поведения в общественных местах.
Предварительная работа | Обогащение игрового опыта детей | Организация предметно-игровой среды | Активизирующее общение, игровые ситуации |
- Экскурсия с родителями на рынок. - Рассказ воспитателя о профессии продавца. - Беседа «Какие овощи нужны для приготовления овощного супа», «Будем мы варить компот» - Рассматривание сюжетных картинок «Ярмарка». - Чтение шотландской народной песенки «Купите лук» (в пер. И. Токмаковой) | -Д/и «Что нужно для работы продавца»; -Подвижная игра «Корзина с овощами»; - Д/и «Разложи фрукты, овощи и ягоды по тарелочкам».
| Весы Фартук и колпак продавца. Муляжи овощей и фруктов (резиновые, пластмассовые, флисовые). Кошелек, деньги сумки. | «Семья пришла за покупками» «Продавец продает штучный товар, взвешивает на весах овощи, фрукты». «Поможем кукле выбрать покупку». |
Предполагаемые игровые роли и игровые действия:
Игровые роли | Игровые действия | Ролевые реплики |
Продавец: | За прилавком стоит продавец, он продает овощи. Продавец взвешивает овощи на весах. Продавец вежливо разговаривает с покупателями. | -«Здравствуйте! Что бы вы хотели купить?» - «Сумма вашей покупки…» - «Ваша сдача …» -«Спасибо за покупку! Приходите к нам ещё!» |
Покупатели: | Выбирают товар, складывают овощи в сумку. Покупатели стоят в очереди. | -«Здравствуйте. Я бы хотел купить...»; -«Покажите мне, пожалуйста...»; -«А можно мне посмотреть...»; - «А сколько стоит?»; - «Большое спасибо». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.
Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...
Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...
картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы
Картотека подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития коомуникативных способностей....
картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы
Картотека подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития коомуникативных способностей....
картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы
Картотека подвижных игр для детей средней группы на развитие двигательной активности детей и картотека для детей старшей группы сюжетно -ролевых игр....
Картотека сюжетно-ролевых игр. Значение сюжетно-ролевых игр в жизни ребенка.
Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. Игра – наиболее доступ...
Картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы
Картотека подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития коммуникативных способностей....