Значение мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольника
учебно-методический материал
Применение интерактивных игр в образовательном процессе является мощным обогащающим элементом развивающей предметной среды. Кроме того, занимаясь с интерактивными играми самостоятельно, ребенок может сам контролировать темп и количество выполняемых заданий, что отвечает принципу индивидуализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Компьютер и телефон не изолирует детей от педагогического процесса, а дополняет его. Именно интерактивные игры позволяют автоматизировать все основные этапы – изложение нового материала, закрепление пройденного, контроль знаний.
Применение интерактивных игр в образовательном процессе является мощным обогащающим элементом развивающей предметной среды. Кроме того, занимаясь с интерактивными играми самостоятельно, ребенок может сам контролировать темп и количество выполняемых заданий, что отвечает принципу индивидуализации.
Значение мультимедийных дидактических игр в процессе обучения:
• обеспечивает высокий уровень наглядности;
• способствует созданию благоприятного психологического климата в классном коллективе;
• помогает реализовать личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении и воспитании;
• активизирует и интенсифицирует познавательную деятельность.
Таким образом, включение в образовательную и воспитательную деятельность мультимедийных дидактических игр делает процесс обучения и воспитания интересным, увлекательным, способствует качественной отработке изучаемого материала, формирует активную познавательную деятельность, является средством воспитания умственной активности, учит рассуждать и делать выводы.
Целью интерактивных игр является развитие познавательной активность детей.
Задачи:
• развитие логики, воображения, образного мышления;
• знакомство детей с возможностями компьютерных технологий;
• овладение навыками работы с компьютером;
• развитие раскрепощенной личности ребенка.
Ребенок – это активный участник процесса, способный изменить и трансформировать предложенный для изучения материал.
Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень его развития во многом определяет успешность ребенка при обучении. Для того, чтобы развить целенаправленность, устойчивость и сосредоточенность внимания, нужны специальные игры, где эта задача стоит в центре деятельности ребенка и взрослого.
Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий, позволят детям почувствовать свою успешность, а благодаря смене изображений возникновению и исчезновению картинок, внимание детей удерживается дольше, а это в свою очередь влияет на положительную динамику в развитии детей.
Отличительной чертой интерактивных игр является то, что они могут использоваться во всех образовательных областях. Мультимедийные дидактические игры делают образовательный процесс, живым и ненавязчивым, повышается мотивация детей к обучению.
Практика показывает, что использовании дидактических компьютерных игр для детей дошкольного возраста начиная уже с младшей группы, позволило совершенствовать формы, методы, приемы работы по использованию новых информационных технологий в учебном процессе, в создании и определении эффективных условий применения электронных дидактических игр, нацеленных на активизацию и развитие познавательных способностей дошкольников.
Принципы использования интерактивных игр:
• индивидуальный подход;
• высокое качество педагогического процесса;профессионализм и ответственность педагогов;
• сохранение здоровья ребенка;
временной регламент согласно рекомендациям САНПИн. Интерактивные игры могут касаться самых разнообразных тем. При реализации игровых приёмов, развивающие, обучающие и воспитательные задачи ставятся в игровой форме. Так в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, когда успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Место и роль игровой технологии в образовательном процессе, сочетание элементов игры и обучения во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации интерактивных игр.
Используя простые программы (Microsoft Office Power Point, Paint), можно создать мультфильм, игру, задания и упражнения с индивидуальными предпочтениями ребенка, с совместным участием родителей, так познавательный процесс будет проходить еще интереснее.
Большинству интерактивных игр присуще как свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию ребёнка, так и творческий, импровизационный, активный характер этой деятельности, предполагающая эмоциональную приподнятость деятельности и соперничество, а также наличие прямых и косвенных правил.
Работа с интерактивными играми может быть организована в разных формах:
• индивидуальная форма предполагает самостоятельное решение ребенком поставленных перед ним задач;
• для решения заданий в паре используется парная форма;
• при использовании групповой формы, детей делят на подгруппы;
• если задание выполняют все участники одновременно, данная форма называется коллективная или фронтальная.
Существует несколько видов интерактивных игр для дошкольников:
• Развивающие игры: направлены на развитие познавательных способностей, эмоционального и нравственного развития, развития воображения.
В них нет четко выделенной дидактической задачи – они являются инструментами для творчества, самовыражения ребенка. К этому виду относятся разнообразные графические редакторы («раскрашки» и «рисовалки»), музыкальные редакторы, конструкторы сказок, работа с иллюстрациями и др.
• Обучающие игры: ребенку предлагается в игровой форме решить ту или иную дидактическую задачу. Сюда относятся игры на обучение родному языку, с эстетическим и нравственным воспитанием, с развитием речи и др.
• Логические игры: направлены на развитие логического мышления ребенка-дошкольника. К таким играм относятся головоломки с одной или несколькими задачами, которые должен решить ребенок.
• Игры-забавы: дают возможность ребенку в развлекательной форме полезно провести время. Здесь он может отправиться в увлекательное путешествие с любимым героем сказки или придумать дальнейшее развитие сюжета мультфильма.
Процесс обучения с применением интерактивных игр состоит из следующих этапов:
1. Ориентация. Этап подготовки участников игры и экспертов. Педагог объясняет режим работы, определяет вместе с детьми цели и задачи игры и занятия, формулирует учебную проблему. Далее дает характеристику игровым правилам, проводит обзор общего хода игры.
2. Подготовка к проведению. На данном этапе происходит изучение инструкций, установок и других материалов. Педагогом излагается сценарий, игровые задачи, правила, роли, игровые процедуры, правила подсчета очков.
3. Проведение игры. Этот этап включает собственно процесс игры. С момента начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только педагог может корректировать действия детей в том случае, если они отклонились от главной цели игры.
4. Обсуждение игры. На данном этапе проводится анализ, обсуждение и оценка результатов игры. Проводится обмен мнениями участников игры, защита детьми своих позиций и решений, делаются выводы. Алгоритм работы посредством интерактивной игры:
1) Подбор интерактивных игр педагогом для группы детей. Возможна предварительная работа;2) Знакомство детей с целью игры, правилами и инструкцией. Информация должна быть сформулирована доступно и четко;3) Взаимодействие детей друг с другом в процессе игры. При затруднительных моментах педагог корректирует действия дошкольников;4) Подведение итогов игры. После окончания интерактивной игры проводится анализ результатов, который включает рефлексию эмоционального и содержательного аспектов.
Интерактивные методы не предусматривают полную замену педагога на компьютер, а как раз наоборот подразумевают активное общение его с детьми, так как интерактивные методы выступают вспомогательным средством подачи материала.
В процессе применения интерактивных игр можно выделить следующие преимущества для развития ребенка:
• Во время игры повышается мотивация обучения детей;
• За счет управления мышью, работой с клавиатурой и интерактивным стилусом (интерактивная ручка), развивается мелкая моторика детей;
• За счет системы поощрений, возможности исправить недочеты самостоятельно повышается самооценка ребенка;
• Формируется навык самостоятельной деятельности;
• Детям, которые пока не владеют навыками чтения и письма, восприятие образной информации становится более понятной;
• Учебные задания дают возможность наглядно представить результат своих действий, возможность исправить ошибку, если она сделана. В результате этого у детей формируется рефлексия.
Ещё одно преимущество использования интерактивной доски при обучении в детском саду – возможность совершать виртуальные путешествия, например, в виртуальные музеи (музей денег), картинные галереи, виртуальные экскурсии к историческим памятникам и исторически значимым местам.
В заключение хочется отметить, что в условиях дошкольных учреждений, возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых дорожек и видеозаписей. Использование интерактивных игр наравне с традиционными методами обучения повышает эффективность образования развития и воспитания детей, а так же усиливает уровень восприятия информации и развивает творческие способности у детей. А благодаря тому, что учебный материал подаётся в яркой, увлекательной форме, внимание детей удерживается дольше, развивается зрительная и эмоциональная память.
Самое главное необходимо отметить что, в процессе использования интерактивных игр материал стал более актуальным, значимым и понятным для детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта на тему: «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»
Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому...
Обобщение педагогического опыта на тему: «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»
Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому...
Доклад на тему:Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников.
Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников...
«Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольника»
Стремительное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности человека затронуло и систему образования. Новые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют повысить уровень инф...
Отчет по самообразованию "«Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»
Материал для педагогов ДОУ...
Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников
Консультация для родителей...
Мультимедийные дидактические игры в познавательном развитии дошкольников.
Дидактическая игра...