План по самообразованию «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 492.98 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Савинская средняя школа» структурное подразделение дошкольного образования «Детский сад «Солнышко»
План по самообразованию
«Формирование основ финансовой грамотности
у детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель:
Комарова Светлана Евгеньевна
п.Савинский
2023г.
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
- раскрыть взаимосвязь понятий: труд-продукт (результат труда) – деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как чесного способа их зарабатывать;
- сформировать у детей первоначальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
- научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
- обогатить словарный запас и познакомить с понятиями: трудиться, работать и зарабатывать; деньги, доходы; покупать, тратить, расходовать, транжирить; откладывать, копить, сбрегать; одалживать, занимать, отдавать, возвращать; планировать, экономить;
- способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансо-экономических отношений между людьми в обществе;
- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появлять карманные (личные) деньги;
- стимулировать интерес к изучению мира финансов;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребенка.
Срок работы над темой самообразования: 01.09.2023г. - 31.05.2025г.
Актуальность
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.
Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.
Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
Для изучения темы самообразования взята программа Л.В. Стахович, Е.В. Семенковой, Л.Ю. Рыжановской «Азы финансовой культуры для дошкольников», которая состоит из семи тем.
В старшей группе дошкольники знакомятся с первыми четырьмя темами:
- Без труда нет жизни на земле.
- Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны.
- Покупаем, продаем и обмениваем.
- Тратим разумно, сберегаем и и экономим.
В подготовительной группе повторяется и закрепляется информация по первым четырем темам и рассматриваются оставшиеся три темы:
- Учимся занимать и отдавать долги.
- Учимся планировать.
- Богатство и бедность.
Формы работы с детьми:
- Игровые (дидактические, сюжетно-ролевые, настольные игры, игровые приёмы и упражнения, интереактивные театральные мини – постановки).
- Словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение).
- Наглядные (наблюдение, просмотр мультфильмов, видеофильмов, презентаций, рассматривание предметов, плакатов, картин, иллюстраций и др.)
- Практические (исследование, экспериментирование и др.)
Формы работы с родителями:
- Анкетирование родителей.
- Консультации.
- Оформление наглядной информации (тематические стенды, папки-передвижки).
- Выставки.
- Викторины и конкурсы.
- Проекты.
- Привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
Используемые технологии: игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.
Планируемый результат для воспитанников.
Дошкольник сможет:
- Разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий.
- Чётко осозновать, что труд – основа жизни, любой труд – это хорошо, плохо – сидеть без дела.
- Знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена.
- Понимать, что бережливость и экономия – это разумное отношение к расходам, умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать.
- Освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относится к ним.
- Научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно.
- Заложить нравственно – этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.
Родители:
Повышен интерес родителей к совместной работе по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
План работы
Месяц | Мероприятие с родителями | Мероприятие с детьми |
Тема 1. Без труда нет жизни на земле. | ||
Сентябрь | - Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста». - Анкетирование «Мой ребенок и финансовая грамота». | - Занятие 1. «Труд – основа жизни». Цель: объяснить дошкольнику, что такое труд и почему он необходим каждому человеку (2, стр.9). - Чтение-обсуждение (5, с. 5-17 на выбор) - Игровое занятие – соревнование «Мои домашние обязанности» (3, стр. 5) - Занятие 3. «Все работы хороши, выбирай на вкус». Цель: объяснить дошкольнику, что существуют различные профессии, работая по которым человек создает различные продукты труда. (2, стр.11) - Чтение-обсуждение (5, с. 28-31 на выбор) |
Октябрь | - Деловая игра «По дорогам финансовой грамотности». - Папка – передвижка «Финансовая грамотность дошкольника». | - Занятие 2. «Работать и зарабатывать». Цель: объяснить дошкольнику, что такое трудиться, работать и зарабатывать. (2, стр. 10) - Игровое занятие – обсуждение «Вот так заработли!». (3, стр. 5) - Чтение-обсуждение (5, с. 17-22 на выбор) - Игра – спектакль «Что создается трудом. Как продукт труда превращается в товар». (3, стр. 7) |
Тема 2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны. | ||
Ноябрь | - Консультация: «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет». -Ссылки для родителей на сайты и интернет-ресурсы по теме самообразования, информирование через мессендежеры. | - Занятие 6. «Как придумали деньги». Цель: дать детям наиболее реалистичное представление о деньгах, научить понимать назначение денег. (2, стр. 15) - Посмотр мультфильма «Азбука денег тетушки Совы. Что такое деньги?» - Занятие 7. «Какие бывают деньги». Цель: продолжить формирование у детей прелствления о деньгах с точки зрения их внешнего вида, свойств и качеств, закрепить понятия монета, купюра, рубли. (2, стр. 17) - Сюжетно - ролевая игра «Магазин». |
Декабрь | - Памятка «Советы родителям по экономическому воспитанию». -Консультация «Должен ли ребенок иметь карманные деньги?». | - Занятие 8. «Как деньги попадают к нам в дом». Цель: упрочить взаимосвязь денег с трудом самых близких людей (мам, пап, бабушек, дедушек). (2, с. 19) - Игровое занятие – обсуждение «Как потопаешь, так и полопаешь». (3, с. 11) - ЧХЛ: К. Чуковского «Муха-цокотуха» |
Январь | - Брошюра «Учите видеть связь между трудом и деньгами». - Привлечение родителей к изготовлению банкомата для сюжетно-ролевой игры. | - Занятие 9. «Где живут деньги». Цель: приучать ребенка к аккуратному (бережному обращению) с деньгами. (2, с. 20) - Игра – спектакль «Денежкин домик». (3, с.12) - Чтение Л.Стахович «Где живут денежки» (5, с. 34) - Чтение Л. Ястребова «Хранители бюджета» (5, с. 35) |
Тема 3. Покупаем, продаем и обмениваем. | ||
Февраль | Наглядная рекомендация «Учите ребенка выбирать и покупать товар». - Папка – передвижка «Как научить детей общаться с деньгами». | - Занятие 11. «Потребности и желания». Цель: объяснить дошкольникам понятия потребности и желания. (2, с.23) - Ролевая игра – обсуждение «Выбираем самое важное». (3, с.15) - Занятие 13. «Где покупают и продают разные товары». Цель: объяснить дошкольникам, где можно приобрести различные товары и услуги. (2, с. 25) - Игра «Где что купить?» (3, с.16) - Чтение Л.Стахович «Про капризного Артёма» (5, с. 36) |
Март | - Фотовыставка «Поход в магазин». - Встреча с представителем Сбербанка - Кудиновой А.Н. | - Занятие 14. «Наша мастерская» Цель: осздать условия для творческих способностей детей. (2, с.26) - Игра «Сколько это стоит?». (3, с.19) - Занятие 16. «Выгодно-невыгодно». Цель: сформировать понятие выгодно, невыгодно.(2, с.27) - Игра «Дорого-дёшево, выгодно-невыгодно». (3, с.20) - ЧХЛ: С.Михалков «Как старик корову продавал» (5, с. 41) - ЧХЛ: В.Сутеев «Это что за птица?» (5, с.39) |
Тема 4. Тратим разумно, сберегаем и и экономим | ||
Апрель | - Родительский час «Что такое семейный бюджет?» - Памятка «Учите ребенка считать деньги». | - Занятие 18. «Тратим разумно, экономим».Цель: формировать у дошкольников понимание, что деньги нужно тратить разумно. (2, с.31) - Игра «Деньги получили – ерунды накупили». (3, с.28) - Посмотр мультфильма «Азбука денег тетушки Совы. Умение экономить» - Чтение Ирис Ревю «Бережливая птица» (5, с.43) |
Май | - Брейн-ринг «Финансы – это интересно и увлекательно!». - Тест «Насколько ваш ребёнок финансово грамотный» | - Игровое занятие «Копим и сберегаем» - Мини-спектакль «Мишкина копилка». (6, с.18) - Посмотр мультфильма «Азбука денег тетушки Совы. Карманные деньги» - Чтение Леонардо да Винчи «Муравей и пшеничное зерно» (5, с. 44) |
Список литературы
- Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская.- 4-е изд.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 32с.
- Методические рекомендации: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская; серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников». - 4-е изд.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 80с.
- Играем вместе: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская; серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников». - 4-е изд.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 40с.
- Рассуждаем и решаем: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская; серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников». - 4-е изд.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 32с.
- Читаем и обсуждаем: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская; серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников». - 4-е изд.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 64с.
- Мини – спектакли: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская; серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников». - 4-е изд.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 32с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-трудовое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Для духовно-нравственного возрождения российского общества необходимо образованное, физически развитое, нравственно чистое, духовно богатое поколение подрастающей молодежи. Такое формирование начинает...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/23/picture-1106474-1548200793.jpg)
КФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста ‑ новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребёнка с самых ранних лет его жизн...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/31/picture-1114599-1598888608.jpg)
Парциальная программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовка к...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/21/picture-926377-1495360531.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа по формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Экономь-ка»
Условия современной жизни диктуют необходимость формирования основ финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте. Как правило, ребенок не умеет рационально пользоваться деньгами.Дети сталкиваются с...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/05/picture-1154041-1570282511.jpg)
Квест - игра «Умники и умницы» по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) группа «Подсолнушек»
Формирование основ финансовой грамотности у детей старшей группы через игровую деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/15/picture-1348822-1634280169.jpg)
Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.
Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/05/picture-1154041-1570282511.jpg)
Конспект занятия по теме: «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта» по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) группа «Подсолнушек»
Формирование знаний дошкольников о финансовой грамотности....