ООД по познавательному развитию «Азбука финансов»
план-конспект занятия (старшая группа)

Комарова Светлана Евгеньевна

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_azbuka_finansov.docx31.66 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта организованной образовательной деятельности

Педагог: Комарова Светлана Евгеньевна         

ОО «Познавательное развитие» 

Раздел «Основы финансовой грамотности»

 Возрастная группа: старшая группа «Капелька»  (5 -6 лет)

Тема «Азбука финансов»

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать первичные экономические понятия: монета, купюра, семейный бюджет, зарплата.

-Учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и купюрой.
Развивающие:
- Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи.

Воспитательные:
- Способствовать воспитанию нравственных качеств дошкольников, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию.

Предварительная работа: рассматривание денег, чтение художественной литературы Л. Богомирова «Жила – была денежка», И.Сеньчукова «Сказка про кошелек», сюжетно – ролевая игра «Магазин».

 Материал и оборудование: сундучок, картинка самовара, мольберт, разрезные картинки, деньги: монеты, купюры, копилка, мяч.

Формы работы: фронтальная, подгрупповая.

Методы и приёмы: словесный, игровой, наглядный, демонстрационный, поощрение.

Словарная работа: монета, купюра, зарплата, стипендия, семейный бюджет.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность детей

Ожидаемый результат

1.Вводная часть.

Мотивационно - побудительный этап деятельности.

5  мин.

1.Привлечь внимание детей, создать положительную эмоциональную атмосферу  в группе.

2.Создать позитивный настрой через интригующее начало.

Воспитатель приветствует детей.
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам друг с другом нужно.
Здравствуй друг (дать правую руку соседу справа),
Здравствуй друг (дать левую руку соседу слева),
Здравствуй, здравствуй дружный круг (держимся за руки все вместе).
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Спасибо, ребята, за улыбки, мы зарядили друг друга хорошим настроением!

(Стук в дверь, входит Незнайка (ребенок))
«Здравствуйте, ребята. Меня зовут Незнайка. Мне друзья на День рождения подарили сундучок, но я потерял ключик и никак теперь его не могу открыть. Я пришёл попросить у вас помощи. Поможете мне?»

Но здесь замок и просто так его не открыть. Нам поможет в этом пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика
На двери замок-чудак. Не открыть его никак.
(пальцы сцеплены в замок)
Я его и так, я его, и сяк, я его туда, я его сюда.
(несколько раз эмоционально и с ускорением выворачивать «замок» в разные стороны)
Не открою никогда!
(выполнять потягивания, пытаясь открыть «замок»)
Вынул связку я ключей, ключик помоги, поскорей!
(энергично встряхивать кистью одной руки)
Этот ключик не подходит, этот ключик не выходит,
Этот ключ не открывает, этот ключик не влезает.
(поочередно, начиная с мизинца, крутить пальцы одной руки в кулачке другой)
Этот ключик - от сарая.
(поднять большой палец вверх)
Вынул связку я другую.
Этот ключик не подходит, этот ключик не выходит,
Этот ключ не открывает, этот ключик не влезает.
(те же движения выполнить другой рукой)
Этот ключик - повертели, покрутили,

Постучали и открыли.
(развести руки в стороны)
З
аклинание сработало и сундучок открылся … и что это? 

Дети становятся в круг, выполняют действия по тексту.

Дети садятся на стульчики.

Ответы детей.

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Сформирована установка на продуктивную совместную деятельность.

Создан позитивный настрой.

2. Основная часть.

Организационно-             -поисковый этап деятельности.

18 мин.

1.Продолжать формировать первичные финансово-экономические представления.  

2.Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы.

3.Обогащать словарный запас. 

4.Продолжать развивать умение подмечать в сказках простейшие экономические явления.

5.Воспитывать у детей правильное отношение к деньгам и их разумному использованию.        

6.Продолжать воспитывать такие нравственные качества как честность, бережливость,  дружеские взаимоотношения.

 (воспитатель достает картинку самовара)

Ответьте ребята, в какой сказке есть этот предмет?
Давайте с вами вспомним начало сказки:
Муха, муха, Цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.

 А что было дальше?

 А что она отдала за самовар?  

Она заплатила за самовар денежку.
 Ребята, денежка - это что такое?  

 Да, деньги - это рубли и монеты, на которые можно что-то купить.
Давайте посмотрим, для чего мы используем деньги. (Воспитатель делит детей на несколько групп)
Игра «Для чего нам нужны деньги?» (разрезные картинки)

Итак, деньги нам нужны:
- для покупки продуктов питания;
- для оплаты бытовых услуг;
- для покупки машин и прочих средств передвижения
- для покупки одежды и обуви
Ребята, а всё ли можно купить за деньги?  
Игра «Что можно, нельзя купить за деньги?»

(На доске картинки перевернуты)

Ребята что мы с вами выяснили в этой игре?

Стихотворение В. Орлова «Что нельзя купить»
Если деньги накопить,

Можно многое купить,
Дом, одежду и завод,
Самолет и пароход.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу.
И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек!

А давайте посмотрим, что еще в нашем сундучке (воспитатель достает копилку)
Ребята, как вы думаете, зачем многие копят деньги, откладывают в копилку? 

Да, накопленное можно потратить на мечту.
А вам интересно узнать, какие деньги лежат в копилке? Давайте посмотрим вместе.
Рассматриваем сначала монеты.
- Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета?
Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.
- Какие монеты вы знаете?
- Смотрите, у нас в копилке ещё что-то осталось. Давайте посмотрим.
- Как можно назвать эти деньги?
- Купюра или банкнота. Давайте вместе произнесем эти слова. А какие они?
- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Доскажи словечко».
Игра «Доскажи словечко»
Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак купюры и наоборот.
Монета круглая, а купюра …
Купюра бумажная, а монета …
Монета звенит, а купюра …
Монета металлическая, а купюра… 
Хорошо, ребята, мы с вами выяснили, что для покупок нужны деньги – купюры и монеты.

Физминутка «Покупка»

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг порвались босоножки!(один хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки руками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопали ногами)

Станем денежки считать! (потереть ладошки обеими руками)

Один рубль, два, три, четыре (скользящее движение ладоней)

Вот мы туфельки купили! (указать руками на обувь)

Скажите, а где же купюры и монеты взять? 

 А на какую работу ходят ваши родители, бабушки, дедушки? Сейчас мы с вами это выясним с помощью игры «Назови профессию» 

Ребята, что такое семейный бюджет? Семейный бюджет складывается из зарплаты мамы и папы, стипендии брата или сестры. 

Ребята я предлагаю поиграть ещё в одну игру «Доход - расход» сейчас я вам раздам сигнальные карточки (+ и -), где плюс означает доход семьи, минус расход семьи.

Игра «Доход - расход»

- Папа получил зарплату (+)

- Сестра потеряла кошелек (-)

-  Купили телевизор (-)

- Заплатили за квартиру (-)

- Брат порвал куртку (-)

- Бабушка выиграла в лотерею (+)

- Мама получила зарплату (+)

Как вы думаете, чего должно быть больше в семье: доходов или расходов? Как нужно относится к деньгам?

А я для вас ребятки, припасла ещё загадки

1.В кошелек мы их кладем, с ними в магазин идем (Деньги)
2.На товаре быть должна ,обязательно…(Цена)
3. За сметану, хлеб и сыр. В кассе чек пробьет …(Кассир)
4.Мебель,хлеб и огурцы. Продают нам…(Продавцы)

5. Кто товары покупает, деньги продавцу вручает? (Покупатель)
6. Что такое зарплата? (Деньги, которые получают люди за выполненную работу). 

«Муха-Цокотуха» Корнея Чуковского.

Пошла муха на базар, и купила самовар.

Денежку.

Ответы детей

Дети собирают разрезные картинки

Ответы детей

Дети по очереди берут картинку, переворачивают и решают можно ли это купить за деньги.

Ответы детей


Ксюша рассказывает стихотворение

Ответы детей

Круглая, металлическая, звенит.

Дети проговаривают слова купюра, банкнота. Бумажные, прямоугольные, шуршат.

Ответы детей

Выполняют действия

Нужно ходить на работу.

Дети стоят в кругу, у кого мяч, тот ребенок отвечает.

Дети внимательно слушают и смотрят на воспитателя, поднимают карточки.

Ответы детей

Сформировано первичное понимание экономических терминов.

Имеют первоначальные знания о деньгах. Понимают, что деньги нужно расходовать разумно, регулировать потребности в соответствии с возможностями.

3. Заключительная часть.

Рефлексивно-                   -корригирующий этап деятельности.

3 мин.

Молодцы, ребята! Сегодня мы так много нового узнали. Скажите, что вам запомнилось? 
 Самые важные и нужные вещи не продаются и не покупаются за деньги.
 Ребята, мне сегодня очень понравилось вы занимались, были внимательными и послушными, за вашу работу я хочу вас отблагодарить похвалушками.

Ребята делятся впечатлением о том, что понравилось на занятии.

Сформированы элементарные представления о финансовой грамотности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Серия педагогических мероприятий валеологической направленности по познавательному развитию «Азбука здоровья дошкольника»

laquo;Серия педагогических мероприятий валеологической направленности  по познавательному развитию...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» «Азбука пешехода»

Технологическая карта организованной  образовательной деятельности  по образовательной области «Познавательное  развитие»   «Азбука пешехода»...

Конспект по познавательному развитию «Азбука Дорожного движения»

Цель: профилактика детского дорожного травматизма. Познакомить с правилами дорожного движения, с правилами поведения на улице; учить применять личный опыт безопасности движения по улицам и в совместно...

Конспект по познавательному развитию «Азбука дорожного движения».

профилактика детского дорожного травматизма. Познакомить с правилами дорожного движения, с правилами поведения на улице; учить применять личный опыт безопасности движения по улицам и в совместной игро...

Познавательная викторина по финансовой грамотности для старших дошкольников «Азбука финансов»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений; развитие экономического мышления; закрепление основных экономических понятий....

Конспект занятия по реализации образовательной области «Физическое развитие» + «Познавательное развитие» По теме: «Путешествие в страну Финансов» (старший дошкольный возраст)

Цель занятия: Формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных экономических представлений посредством физической культуры....

открытое занятие по познавательному развитию "Азбука здоровья".

Стремление к здоровому образу жизни и осознанному отношение к своему здоровью....