Методическая разработка. Сценарий итогового занятия по программе «Школа будущего первоклассника»
методическая разработка (подготовительная группа)
В методической разработке представлен порядок организации образовательного процесса с обучающимися старшего дошкольного возраста, направленного на обобщение и демонстрацию знаний, умений и общеучебных навыков, полученных при освоении курса дополнительной общеразвивающей программы «Школа будущего первоклассника» на основе технологии педагогического сценирования. Содержание сценария основано на объединении в одном мероприятии обучающих и досуговых составляющих, чередовании дидактических игр, развивающих упражнений, музыкально-динамических игр и сюрпризных моментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 557 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования «Радуга» г. Тайшета
Рекомендована: Методическим советом МБУДО «Центр дополнительного образования «Радуга» г.Тайшета протокол № 2 от «16» ноября 2023 г. | Утверждена: приказом по МБУДО «Центр дополнительного образования «Радуга» г.Тайшета № 227 от «16» ноября 2023 г. |
Сценарий итогового занятия
по программе «Школа будущего первоклассника»
Методическая разработка
г. Тайшет, 2023
Автор:
Т.О. Козуб, педагог дополнительного образования, учебные дисциплины «Формирование элементарных математических представлений», «Ознакомление с художественной литературой», «Лепка», «Аппликация»
Козуб Т.О, педагог дополнительного образования, руководитель методического объединения педагогов дополнительного образования художественной и социально-гуманитарной направленности.
Сценарий итогового занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Школа будущего первоклассника». Методическая разработка.
В методической разработке представлен порядок организации образовательного процесса с обучающимися старшего дошкольного возраста, направленного на обобщение и демонстрацию знаний, умений и общеучебных навыков, полученных при освоении курса дополнительной общеразвивающей программы «Школа будущего первоклассника» на основе технологии педагогического сценирования. Содержание сценария основано на объединении в одном мероприятии обучающих и досуговых составляющих, чередовании дидактических игр, развивающих упражнений, музыкально-динамических игр и сюрпризных моментов.
Методическая разработка адресована воспитателям дошкольных образовательных организаций, опытным и начинающим педагогам дополнительного образования, реализующим программы социально-гуманитарной направленности.
ВВЕДЕНИЕ
Итоговые занятия являются главным элементом, завершающим учебный процесс. Они позволяют обобщить полученные знания, умения и навыки, поставить логическую точку в процессе обучения.
Особое место в ряду итоговых занятий занимают занятия для детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время проведение таких мероприятий всё чаще имеет торжественный характер, проходит в форме занятия-праздника, проводимого по заранее разработанному педагогическому сценарию[1]. Эффективность мероприятия достигается за счет организации процесса как мыслекоммуникативного события, в ходе которого педагог создает специальные условия, когда обучающимся необходимо осуществить самостоятельную деятельность. Достижению эффективности способствует и совмещение дидактических и досуговых составляющих: выполнение комплекса заданий, сформулированных в игровой форме, позволяет продемонстрировать реальный уровень учебных и личностных достижений обучающихся; сюрпризные моменты, совместные музыкально-динамические игры создают ощущение праздника, поддерживают положительную эмоционально-психологическую атмосферу, обеспечивают конструктивную коммуникацию, оставляют яркие впечатления.
Методическая разработка «Сценарий итогового занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Школа будущего первоклассника» - это один из вариантов планирования итогового занятия с детьми 6 лет в системе дополнительного образования по одноименной дополнительной общеразвивающей программе.
В сценарии мероприятия предусмотрено содержание подготовительной работы, описание заданий по каждой дисциплине учебного плана, задания развивающего и воспитательного характера, представлен раздаточный материал, а также примерные игры для проведения динамических пауз и перемен.
Цель: актуализировать знания и умения детей по дисциплинам учебного плана в соответствии с программными задачами
Задачи:
1. Создать условия для демонстрации базовых знаний и практических умений в области математики, литературы, культуры поведения.
2. Содействовать закреплению устойчивой привычки к достижению образовательного результата; актуализации умения выполнять учебную задачу индивидуально и/или в команде.
3. Способствовать укреплению мотивации на обучение в школе, интереса к учебной деятельности.
Мероприятие проводится в помещении учебного кабинета, в котором дети занимались в течение учебного года.
Доска оформлена в соответствии с темой мероприятия: изображен контур здания, вокруг которого размещены тематические картинки. Вид доски на момент окончания мероприятия представлен в приложении.
Оборудование и материалы, используемые на занятии:
- у педагога на столе находятся карточки-конверты с заданиями, которые по ходу сценария размещаются на доске. На лицевой стороне карточек-конвертов написаны буквы, из которых впоследствии будет составлено слово «школа».
На столах для каждого ребенка предусмотрен раздаточный материал:
- детали аппликации-«блоки» (6 штук);
- карточки с заданиями для выполнения практической работы (для удобства использования, карточки распечатаны на бумаге разного цвета: нп, розовая, на ней зеленая, сверху треугольник);
- каждый ребенок получает свою тетрадь и набор фломастеров. В тетрадь вклеена карточка, повторяющая изображение здания на доске.
За пять минут до начала занятия дети входят в класс, готовят для работы принадлежности: ручку, простой карандаш, ножницы, клей; родители занимают места в конце класса.
Динамические паузы-физминутки проводятся с использованием аудиозаписей.
Звуковое сопровождение осуществляет звукооператор или коллега, владеющий навыком работы со звуковоспроизводящей аппаратурой.
Сигнал к началу занятия – звук колокольчика.
Ход мероприятия:
- Добрый день, ребята и наши гости – взрослые. Сегодня у нас необычный день:
это день грусти от того, что мы больше никогда не встретимся все вместе в этом уютном кабинете;
это день радости от того, что окончена нелегкая работа и впереди нас ждет долгожданное радостное лето.
А после лета в вашей жизни начнется много новых интересных событий, и все они связаны с этим зданием. (Показать изображение на доске)
- Как вы думаете, что это?
- Давайте проверим наши догадки, разгадав загадки:
Стоит весёлый, светлый дом. | Кто в него войдёт, |
- Чтобы построить нашу школу, нужно выполнить задания. Они находятся в особых конвертиках-блоках на моем столе. Из этих блоков мы и будем строить нашу школу.
А вы будете строить своё здание в ваших тетрадях. За каждое правильно выполненное задание, вы можете взять блок из корзиночки и вклеить его в тетрадку.
- Итак, начнем.
Задание «Фундамент»
- С чего же начинается строительство любого прочного здания?
(С закладки фундамента)
- Посмотрите на чертеж нашего здания. Догадайтесь, что будет фундаментом нашей школы?
(Числовой ряд)
- Впишите в клеточки фундамента в вашей тетради все числа по порядку. (Дети вписывают).
Проверка: дети по одному выходят к доске, вписывают в клетки фундамента числа от 1 до10.
- Подчеркните все четные числа двумя чертами.
Проверка: Какие числа вы подчеркнули? (2,4,6,8,10)
Карточка-конверт с буквой Ш.
Задание «Геометрическое»
Принадлежности и раздаточный материал: ножницы, треугольники.
- В этом конверте находится фигурка. Как она называется? (Треугольник)
Почему она так называется? (У этой фигуры три угла и три стороны)
-У вас в корзиночке тоже есть треугольник. Возьмите его в руки.
Педагог проводит развивающую игру на развитие мышления:
- Как из треугольника сделать четырехугольник? (Срезать один угол) Срезайте.
- Как из четырехугольника сделать пятиугольник? (Срезать угол) Срезайте.
- Можно ли сделать из пятиугольника шестиугольник? Сделайте.
Вывод: чем больше срезаем, тем больше углов появляется.
- Помещаем первый блок в левый нижний угол нашей постройки: я на доску, а вы в тетрадку.
Педагог размещает блок на доске, дети вклеивают в тетрадь.
Посмотрите, какая в окне необыкновенная рама. На какую букву она похожа? Напишите эту букву на первом блоке.
Дети пишут букву фломастером соответствующего цвета.
Карточка-конверт с буквой К.
Задание «Вычислительно-сообразительное»
Принадлежности и раздаточный материал: касса цифр и знаков для выполнения проверки, карточки (зеленого цвета) для игры «Волшебный квадрат» (Приложение 2).
Игра «Волшебный квадрат».
- Возьмите зеленые карточки.
Догадайтесь, что нужно сделать?
(Заполнить пустые клеточки – вписать нужные цифры и знаки)
Дети выполняют задание самостоятельно.
Проверка при помощи кассы цифр и знаков: по заданию педагога дети показывают, какой знак и/или цифру вписали в указанную клеточку. Педагог вписывает цифры и знаки в «магический квадрат», изображенный на оборотной стороне доски. Если во время проверки дети заметили ошибку в своей работе – исправляют ее.
- Задание выполнено. Отдайте работу родителям и возвращайтесь на свое место.
- Помещаем второй блок в левый верхний угол нашей постройки: я на доску, а вы в тетрадку.
Педагог размещает блок на доске, дети вклеивают в тетрадь
- Посмотрите, какая необыкновенная рама в окне. На какую букву она похожа?
- Напишите эту букву на втором блоке.
Дети пишут букву фломастером соответствующего цвета..
.
Физминутка. Музыкально-динамическая игра
«Пятна, складки и полоски»
Карточка-конверт с буквой О.
Задание «Мыслительно-сообразительное»
- А теперь проверим вашу смекалку (догадливость, сообразительность)
- Как в решете воды принести? (Воду можно заморозить)
Объяснить значение слова «решето»
- Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)
- В вазе стояло 3 тюльпана и 7 нарциссов. Сколько тюльпанов стояло в вазе? (В вазе было 3 тюльпана. Эта информация есть в тексте задачи)
- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Правильный ответ – 0. Внуков (мальчиков) нет; есть одна внучка Маша)
- На столе лежат 3 карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его? (Переложить один из тех, который короче, и лежит с краю)
- Задание выполнено. Добавляем еще один блок в наше здание. Поместите его в середину верхнего (второго) этажа.
Педагог размещает блок на доске, дети вклеивают в тетрадь.
- На какую букву похожа рама в окне этого блока? Напишите ее.
Дети пишут букву фломастером соответствующего цвета.
Карточка-конверт с буквой Л.
Задание «Литературное»
Оборудование: на фланелеграфе портреты писателей (В. Сутеев, С. Маршак, К. Чуковский, С. Михалков, С. Есенин)
- Чьи портреты находятся на доске? (Портреты поэтов и писателей)
- Кого из писателей вы узнали?
Если дети не узнают – дать подсказку (отрывок произведения), например:
Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот задом наперед. А за ним комарики на воздушном шарике. «Тараканище», Корней Иванович Чуковский - Какие еще произведения Чуковского вы помните? | Мой веселый звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Желтый, красный голубой, Не угнаться за тобой. «Мяч», Самуил Яковлевич Маршак Продолжите это стихотворение |
- Задание выполнено. Добавляем еще один блок в наше здание. Поместите четвертый блок в правом верхнем углу.
Педагог размещает блок на доске, дети вклеивают в тетрадь.
- На какую букву похожа рама в окне этого блока? Напишите ее.
Дети пишут букву фломастером соответствующего цвета.
Физминутка. Музыкально-динамическая игра «Веселая переменка»
Карточка-конверт с буквой А.
Задание «Классификация предметов»
Оборудование и раздаточный материал: простой карандаш, карточки для выполнения задания на классификацию предметов (Приложение 2.).
- Возьмите розовые карточки.
- На картинке изображены предметы. Их нужно разделить на группы. Каждую группу предметов объединить в «облачко».
Дети выполняют задание самостоятельно.
Проверка:
- Сколько групп предметов у вас получилось? (Три)
- Как одним словом назвать предметы первой группы (Фрукты)
- Как одним словом назвать предметы второй группы (Учебные принадлежности).
- Как одним словом назвать предметы третьей группы (Посуда).
- Задание выполнено. Отдайте работу родителям и возвращайтесь на свое место.
Игра «Собери портфель»
Оборудование: коробка с мелкими игрушками и учебными принадлежностями.
- А вы знаете, что такое учебные принадлежности?
- В этой коробке лежат разные предметы. Вам нужно выбрать только учебные принадлежности, взять один предмет, вернуться на свое место и положить принадлежность на свой стол.
- Эти предметы остаются у вас, это подарок к школе
- Задание выполнено. Добавляем еще один блок в наше здание. Поместите пятый блок в правом нижнем углу.
Педагог размещает блок на доске, дети вклеивают в тетрадь.
- На какую букву похожа рама в окне этого блока? Напишите ее.
Дети пишут букву фломастером соответствующего цвета.
Физминутка. Игровая танцевальная разминка «Руку правую вперед»
Карточка-конверт с изображением входной двери.
Задание «Воспитательное»
- В этом конверте лежит какая-то записка. Интересно, кто же ее написал?
Давайте я ее прочитаю, а вы догадаетесь, кто ее написал.
КЛЯТВА ДВОЕЧНИКА
Побольше лениться, | Девчонок лупите, |
- Кто же написал эти советы?
- Кто из вас хочет быть двоечником и хулиганом?
- Давайте составим свои правила.
Фронтальная работа (игра в мяч): педагог бросает мяч каждому ребенку, а он озвучивает правило правильного поведения.
Примерный список правил:
- Приходи в школу вовремя, не опаздывай.
- Заходя в школу, поздоровайся со всеми. Помни, что первым всегда здоровается входящий.
- Надень сменную обувь, оставь верхнюю одежду в гардеробе.
- Приготовься к уроку.
- На уроке не крутись, не разговаривай, внимательно слушай учителя. Если хочешь что-то сказать – подними руку.
- На перемене сначала приготовься к следующему уроку, потом или отдыхать.
- На перемене не шали, не хулигань, не бегай со скоростью света.
- В школу приходи аккуратно одетым, перед школой обязательно позавтракай (пообедай)
- Содержи в порядке все свои принадлежности; следи, чтоб карандаши были острыми, ручка писала, линейка, резинка, тетрадки и учебники лежали в портфеле.
- Задание выполнено. Добавляем еще один блок в наше здание. Поместите шестой блок в в середину нижнего (первого) этажа.
Педагог размещает блок на доске, дети вклеивают в тетрадь.
- На этом блоке нет окна. А что же здесь изображено? (Дверь) Нарисуйте ее.
Дети рисуют фломастером дверь.
Задание «Крыша»
Оборудование: для детей фломастеры, для педагога – изображение крыши, которое станет опорой детям при выполнении практического задания-штриховки.
- Вот и готов фундамент, готовы стены. Что необходимо для завершения строительства? (Сделать крышу)
- Наша крыша будет необычная, она должна напоминать вам о времени обучения в Школе будущего первоклассника. Как это сделать? Как может выглядеть крыша? (Она будет радужная, т.к. наш Центр называется «Радуга»)
- Дорисуйте крышу, выполняя штриховку, т.е. одной линией, не раскрашивая.
Педагог размещает изображение крыши на доску.
Задание выполняется под музыку, например, «Разноцветный мир детства»
https://pinkamuz.pro/search/разноцветный%20мир%20детства
По завершению работы, дети поворачиваются лицом к родителям, демонстрируя работу в тетради.
Завершающий этап мероприятия
Вручение свидетельств об освоении курса обучения
по дополнительной общеразвивающей программе
«Школа будущего первоклассника»
- Вот и закончилось ваше первое испытание – первая выпускная работа, и вы получаете ваш первый документ об образовании – свидетельство.
Вручение свидетельств под звуки фанфар.
Вручение благодарности родителям
Сигнал к завершению мероприятия – звук колокольчика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленная методическая разработка была неоднократно апробирована в работе с детьми старшего дошкольного возраста, которые осенью начнут обучение в 1 классе общеобразовательной школы.
При составлении педагогического сценария учтены принципы разработки итогового учебного занятия:
- принцип обоснованности (каждое действие, термин правило и задание, целесообразны, необходимы и достаточны для достижения намеченного результата);
- принцип реалистичности (учет условий обучения, оценка обстановки и подбор наиболее эффективные инструменты, методов работы);
- принцип адекватности предполагает совпадение изначально намеченной цели и результата; каждый шаг, задание, правило или разъяснение, инструкция должны приводить к определенному итогу);
- принцип формализованности предполагает «укладывание» занятия в формальные рамки, регламентированные общими нормами и возможностями каждого участника;
- принцип креатива или творческого подхода позволяет педагогу проявить инициативу и воображение для разнообразия учебного процесса, повышения интереса учащихся к предмету, учебной деятельности, повысить активность на занятии и расширить пространство для демонстрации достижений.
Результаты проведенных итоговых занятий и отзывы участников (детей, родителей, администрации учреждения) подтверждают эффективность мероприятия как способа продемонстрировать сформированность общеучебных навыков: понимание режимных моментов учебного процесса, соблюдение дисциплины, культуры учебного труда, освоение базовых знаний и практических навыков, т.е., готовность к обучению в школе, пребыванию в коллективе сверстников, освоение нового статуса – ученик.
Следует заметить, что одним из факторов результативности освоения программного материала является успешная интеграция программ дополнительного образования с образовательными программами дошкольного образования и воспитания.
При разработке мероприятия использованы материалы сайтов
https://vk.com/obuchajka ОБУЧАЙКА-РАННЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
https://vk.com/obuchajka РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ - делаем детство ярче
https://vk.com/smart_deti Подготовка детей к школе Начальная школа
Приложение 1.
Вид оформленной доски на момент окончания мероприятия
Приложение 2.
Раздаточный материал
Карточка с заданием к блоку с буквой К
«Магический квадрат»
Карточка с заданием на классификацию предметов к блоку с буквой А
[1]Педагогический сценарий - это целенаправленная, личностно-ориентированная, методически выстроенная последовательность педагогических методов и технологий для достижения педагогических целей и приемов. https://academics.hse.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/07/picture-1171875-1570476738.jpg)
Программа «Школа будущего первоклассника» системы «Школа 2100», автором которой является академик РАО А.А. Леонтьева.
Программа «Школа будущего первоклассника» является основой для организации образовательной деятельности группы дошкольного образования детей 6 - 7 лет, рассчитана на 1 год и со...
Дополнительная общеобразовательная программа - Дополнительная общеразвивающая программа «Школа будущего первоклассника».
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Школа будущего первоклассника» представляет собой комплекс основных характеристик дополнитель...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/03/picture-639967-1433344468.jpg)
Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа будущего первоклассника» социально-педагогической направленности ( от 5 до7 лет)
Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе. Но наблюдения за детьми и беседы с учителями начальных классов говорят о том, что число не готовых к обучению чтению детей...
Учебно - методический комплекс к дополнительной образовательной программе "Приключения будущих первоклассников"
для педагогов ДОУ...
Мониторинг по программе "Школа будущих первоклассников" 2021-2022
Мониторинг по дополнительной программе "Школа будущих первоклассников" 2021-2022...
Дополнительная программа "Школа будущих первоклассников" 2021-2022
Дополнительная программа "Школа будущих первоклассников" 2021-2022...