Методическая разработка. Сценарий итогового занятия по программе «Школа будущего первоклассника»
методическая разработка (подготовительная группа)
В методической разработке представлен порядок организации образовательного процесса с обучающимися старшего дошкольного возраста, направленного на обобщение и демонстрацию знаний, умений и общеучебных навыков, полученных при освоении курса дополнительной общеразвивающей программы «Школа будущего первоклассника» на основе технологии педагогического сценирования. Содержание сценария основано на объединении в одном мероприятии обучающих и досуговых составляющих, чередовании дидактических игр, развивающих упражнений, музыкально-динамических игр и сюрпризных моментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kozub_t.o._mr_2023-2_itogovoe_zanyatie_v_shbp.docx | 557 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования «Радуга» г. Тайшета
Рекомендована: Методическим советом МБУДО «Центр дополнительного образования «Радуга» г.Тайшета протокол № 2 от «16» ноября 2023 г. | Утверждена: приказом по МБУДО «Центр дополнительного образования «Радуга» г.Тайшета № 227 от «16» ноября 2023 г. |
Сценарий итогового занятия
по программе «Школа будущего первоклассника»
Методическая разработка
г. Тайшет, 2023
Автор:
Т.О. Козуб, педагог дополнительного образования, учебные дисциплины «Формирование элементарных математических представлений», «Ознакомление с художественной литературой», «Лепка», «Аппликация»
Козуб Т.О, педагог дополнительного образования, руководитель методического объединения педагогов дополнительного образования художественной и социально-гуманитарной направленности.
Сценарий итогового занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Школа будущего первоклассника». Методическая разработка.
В методической разработке представлен порядок организации образовательного процесса с обучающимися старшего дошкольного возраста, направленного на обобщение и демонстрацию знаний, умений и общеучебных навыков, полученных при освоении курса дополнительной общеразвивающей программы «Школа будущего первоклассника» на основе технологии педагогического сценирования. Содержание сценария основано на объединении в одном мероприятии обучающих и досуговых составляющих, чередовании дидактических игр, развивающих упражнений, музыкально-динамических игр и сюрпризных моментов.
Методическая разработка адресована воспитателям дошкольных образовательных организаций, опытным и начинающим педагогам дополнительного образования, реализующим программы социально-гуманитарной направленности.
ВВЕДЕНИЕ
Итоговые занятия являются главным элементом, завершающим учебный процесс. Они позволяют обобщить полученные знания, умения и навыки, поставить логическую точку в процессе обучения.
Особое место в ряду итоговых занятий занимают занятия для детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время проведение таких мероприятий всё чаще имеет торжественный характер, проходит в форме занятия-праздника, проводимого по заранее разработанному педагогическому сценарию[1]. Эффективность мероприятия достигается за счет организации процесса как мыслекоммуникативного события, в ходе которого педагог создает специальные условия, когда обучающимся необходимо осуществить самостоятельную деятельность. Достижению эффективности способствует и совмещение дидактических и досуговых составляющих: выполнение комплекса заданий, сформулированных в игровой форме, позволяет продемонстрировать реальный уровень учебных и личностных достижений обучающихся; сюрпризные моменты, совместные музыкально-динамические игры создают ощущение праздника, поддерживают положительную эмоционально-психологическую атмосферу, обеспечивают конструктивную коммуникацию, оставляют яркие впечатления.
Методическая разработка «Сценарий итогового занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Школа будущего первоклассника» - это один из вариантов планирования итогового занятия с детьми 6 лет в системе дополнительного образования по одноименной дополнительной общеразвивающей программе.
В сценарии мероприятия предусмотрено содержание подготовительной работы, описание заданий по каждой дисциплине учебного плана, задания развивающего и воспитательного характера, представлен раздаточный материал, а также примерные игры для проведения динамических пауз и перемен.
Цель: актуализировать знания и умения детей по дисциплинам учебного плана в соответствии с программными задачами
Задачи:
1. Создать условия для демонстрации базовых знаний и практических умений в области математики, литературы, культуры поведения.
2. Содействовать закреплению устойчивой привычки к достижению образовательного результата; актуализации умения выполнять учебную задачу индивидуально и/или в команде.
3. Способствовать укреплению мотивации на обучение в школе, интереса к учебной деятельности.
Мероприятие проводится в помещении учебного кабинета, в котором дети занимались в течение учебного года.
Доска оформлена в соответствии с темой мероприятия: изображен контур здания, вокруг которого размещены тематические картинки. Вид доски на момент окончания мероприятия представлен в приложении.
Оборудование и материалы, используемые на занятии:
- у педагога на столе находятся карточки-конверты с заданиями, которые по ходу сценария размещаются на доске. На лицевой стороне карточек-конвертов написаны буквы, из которых впоследствии будет составлено слово «школа».
На столах для каждого ребенка предусмотрен раздаточный материал:
- детали аппликации-«блоки» (6 штук);
- карточки с заданиями для выполнения практической работы (для удобства использования, карточки распечатаны на бумаге разного цвета: нп, розовая, на ней зеленая, сверху треугольник);
- каждый ребенок получает свою тетрадь и набор фломастеров. В тетрадь вклеена карточка, повторяющая изображение здания на доске.
За пять минут до начала занятия дети входят в класс, готовят для работы принадлежности: ручку, простой карандаш, ножницы, клей; родители занимают места в конце класса.
Динамические паузы-физминутки проводятся с использованием аудиозаписей.
Звуковое сопровождение осуществляет звукооператор или коллега, владеющий навыком работы со звуковоспроизводящей аппаратурой.
Сигнал к началу занятия – звук колокольчика.
Ход мероприятия:
- Добрый день, ребята и наши гости – взрослые. Сегодня у нас необычный день:
это день грусти от того, что мы больше никогда не встретимся все вместе в этом уютном кабинете;
это день радости от того, что окончена нелегкая работа и впереди нас ждет долгожданное радостное лето.
А после лета в вашей жизни начнется много новых интересных событий, и все они связаны с этим зданием. (Показать изображение на доске)
- Как вы думаете, что это?
- Давайте проверим наши догадки, разгадав загадки:
Стоит весёлый, светлый дом. | Кто в него войдёт, |
- Чтобы построить нашу школу, нужно выполнить задания. Они находятся в особых конвертиках-блоках на моем столе. Из этих блоков мы и будем строить нашу школу.
А вы будете строить своё здание в ваших тетрадях. За каждое правильно выполненное задание, вы можете взять блок из корзиночки и вклеить его в тетрадку.
- Итак, начнем.
Задание «Фундамент»
- С чего же начинается строительство любого прочного здания?
(С закладки фундамента)
- Посмотрите на чертеж нашего здания. Догадайтесь, что будет фундаментом нашей школы?
(Числовой ряд)
- Впишите в клеточки фундамента в вашей тетради все числа по порядку. (Дети вписывают).
Проверка: дети по одному выходят к доске, вписывают в клетки фундамента числа от 1 до10.
- Подчеркните все четные числа двумя чертами.
Проверка: Какие числа вы подчеркнули? (2,4,6,8,10)
Карточка-конверт с буквой Ш.
Задание «Геометрическое»
Принадлежности и раздаточный материал: ножницы, треугольники.
- В этом конверте находится фигурка. Как она называется? (Треугольник)
Почему она так называется? (У этой фигуры три угла и три стороны)
-У вас в корзиночке тоже есть треугольник. Возьмите его в руки.
Педагог проводит развивающую игру на развитие мышления:
- Как из треугольника сделать четырехугольник? (Срезать один угол) Срезайте.
- Как из четырехугольника сделать пятиугольник? (Срезать угол) Срезайте.
- Можно ли сделать из пятиугольника шестиугольник? Сделайте.
Вывод: чем больше срезаем, тем больше углов появляется.
- Помещаем первый блок в левый нижний угол нашей постройки: я на доску, а вы в тетрадку.
Педагог размещает блок на доске, дети вклеивают в тетрадь.
Посмотрите, какая в окне необыкновенная рама. На какую букву она похожа? Напишите эту букву на первом блоке.
Дети пишут букву фломастером соответствующего цвета.
Карточка-конверт с буквой К.
Задание «Вычислительно-сообразительное»
Принадлежности и раздаточный материал: касса цифр и знаков для выполнения проверки, карточки (зеленого цвета) для игры «Волшебный квадрат» (Приложение 2).
Игра «Волшебный квадрат».
- Возьмите зеленые карточки.
Догадайтесь, что нужно сделать?
(Заполнить пустые клеточки – вписать нужные цифры и знаки)
Дети выполняют задание самостоятельно.
Проверка при помощи кассы цифр и знаков: по заданию педагога дети показывают, какой знак и/или цифру вписали в указанную клеточку. Педагог вписывает цифры и знаки в «магический квадрат», изображенный на оборотной стороне доски. Если во время проверки дети заметили ошибку в своей работе – исправляют ее.
- Задание выполнено. Отдайте работу родителям и возвращайтесь на свое место.
- Помещаем второй блок в левый верхний угол нашей постройки: я на доску, а вы в тетрадку.
Педагог размещает блок на доске, дети вклеивают в тетрадь
- Посмотрите, какая необыкновенная рама в окне. На какую букву она похожа?
- Напишите эту букву на втором блоке.
Дети пишут букву фломастером соответствующего цвета..
.
Физминутка. Музыкально-динамическая игра
«Пятна, складки и полоски»
Карточка-конверт с буквой О.
Задание «Мыслительно-сообразительное»
- А теперь проверим вашу смекалку (догадливость, сообразительность)
- Как в решете воды принести? (Воду можно заморозить)
Объяснить значение слова «решето»
- Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)
- В вазе стояло 3 тюльпана и 7 нарциссов. Сколько тюльпанов стояло в вазе? (В вазе было 3 тюльпана. Эта информация есть в тексте задачи)
- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Правильный ответ – 0. Внуков (мальчиков) нет; есть одна внучка Маша)
- На столе лежат 3 карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его? (Переложить один из тех, который короче, и лежит с краю)
- Задание выполнено. Добавляем еще один блок в наше здание. Поместите его в середину верхнего (второго) этажа.
Педагог размещает блок на доске, дети вклеивают в тетрадь.
- На какую букву похожа рама в окне этого блока? Напишите ее.
Дети пишут букву фломастером соответствующего цвета.
Карточка-конверт с буквой Л.
Задание «Литературное»
Оборудование: на фланелеграфе портреты писателей (В. Сутеев, С. Маршак, К. Чуковский, С. Михалков, С. Есенин)
- Чьи портреты находятся на доске? (Портреты поэтов и писателей)
- Кого из писателей вы узнали?
Если дети не узнают – дать подсказку (отрывок произведения), например:
Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот задом наперед. А за ним комарики на воздушном шарике. «Тараканище», Корней Иванович Чуковский - Какие еще произведения Чуковского вы помните? | Мой веселый звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Желтый, красный голубой, Не угнаться за тобой. «Мяч», Самуил Яковлевич Маршак Продолжите это стихотворение |
- Задание выполнено. Добавляем еще один блок в наше здание. Поместите четвертый блок в правом верхнем углу.
Педагог размещает блок на доске, дети вклеивают в тетрадь.
- На какую букву похожа рама в окне этого блока? Напишите ее.
Дети пишут букву фломастером соответствующего цвета.
Физминутка. Музыкально-динамическая игра «Веселая переменка»
Карточка-конверт с буквой А.
Задание «Классификация предметов»
Оборудование и раздаточный материал: простой карандаш, карточки для выполнения задания на классификацию предметов (Приложение 2.).
- Возьмите розовые карточки.
- На картинке изображены предметы. Их нужно разделить на группы. Каждую группу предметов объединить в «облачко».
Дети выполняют задание самостоятельно.
Проверка:
- Сколько групп предметов у вас получилось? (Три)
- Как одним словом назвать предметы первой группы (Фрукты)
- Как одним словом назвать предметы второй группы (Учебные принадлежности).
- Как одним словом назвать предметы третьей группы (Посуда).
- Задание выполнено. Отдайте работу родителям и возвращайтесь на свое место.
Игра «Собери портфель»
Оборудование: коробка с мелкими игрушками и учебными принадлежностями.
- А вы знаете, что такое учебные принадлежности?
- В этой коробке лежат разные предметы. Вам нужно выбрать только учебные принадлежности, взять один предмет, вернуться на свое место и положить принадлежность на свой стол.
- Эти предметы остаются у вас, это подарок к школе
- Задание выполнено. Добавляем еще один блок в наше здание. Поместите пятый блок в правом нижнем углу.
Педагог размещает блок на доске, дети вклеивают в тетрадь.
- На какую букву похожа рама в окне этого блока? Напишите ее.
Дети пишут букву фломастером соответствующего цвета.
Физминутка. Игровая танцевальная разминка «Руку правую вперед»
Карточка-конверт с изображением входной двери.
Задание «Воспитательное»
- В этом конверте лежит какая-то записка. Интересно, кто же ее написал?
Давайте я ее прочитаю, а вы догадаетесь, кто ее написал.
КЛЯТВА ДВОЕЧНИКА
Побольше лениться, | Девчонок лупите, |
- Кто же написал эти советы?
- Кто из вас хочет быть двоечником и хулиганом?
- Давайте составим свои правила.
Фронтальная работа (игра в мяч): педагог бросает мяч каждому ребенку, а он озвучивает правило правильного поведения.
Примерный список правил:
- Приходи в школу вовремя, не опаздывай.
- Заходя в школу, поздоровайся со всеми. Помни, что первым всегда здоровается входящий.
- Надень сменную обувь, оставь верхнюю одежду в гардеробе.
- Приготовься к уроку.
- На уроке не крутись, не разговаривай, внимательно слушай учителя. Если хочешь что-то сказать – подними руку.
- На перемене сначала приготовься к следующему уроку, потом или отдыхать.
- На перемене не шали, не хулигань, не бегай со скоростью света.
- В школу приходи аккуратно одетым, перед школой обязательно позавтракай (пообедай)
- Содержи в порядке все свои принадлежности; следи, чтоб карандаши были острыми, ручка писала, линейка, резинка, тетрадки и учебники лежали в портфеле.
- Задание выполнено. Добавляем еще один блок в наше здание. Поместите шестой блок в в середину нижнего (первого) этажа.
Педагог размещает блок на доске, дети вклеивают в тетрадь.
- На этом блоке нет окна. А что же здесь изображено? (Дверь) Нарисуйте ее.
Дети рисуют фломастером дверь.
Задание «Крыша»
Оборудование: для детей фломастеры, для педагога – изображение крыши, которое станет опорой детям при выполнении практического задания-штриховки.
- Вот и готов фундамент, готовы стены. Что необходимо для завершения строительства? (Сделать крышу)
- Наша крыша будет необычная, она должна напоминать вам о времени обучения в Школе будущего первоклассника. Как это сделать? Как может выглядеть крыша? (Она будет радужная, т.к. наш Центр называется «Радуга»)
- Дорисуйте крышу, выполняя штриховку, т.е. одной линией, не раскрашивая.
Педагог размещает изображение крыши на доску.
Задание выполняется под музыку, например, «Разноцветный мир детства»
https://pinkamuz.pro/search/разноцветный%20мир%20детства
По завершению работы, дети поворачиваются лицом к родителям, демонстрируя работу в тетради.
Завершающий этап мероприятия
Вручение свидетельств об освоении курса обучения
по дополнительной общеразвивающей программе
«Школа будущего первоклассника»
- Вот и закончилось ваше первое испытание – первая выпускная работа, и вы получаете ваш первый документ об образовании – свидетельство.
Вручение свидетельств под звуки фанфар.
Вручение благодарности родителям
Сигнал к завершению мероприятия – звук колокольчика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленная методическая разработка была неоднократно апробирована в работе с детьми старшего дошкольного возраста, которые осенью начнут обучение в 1 классе общеобразовательной школы.
При составлении педагогического сценария учтены принципы разработки итогового учебного занятия:
- принцип обоснованности (каждое действие, термин правило и задание, целесообразны, необходимы и достаточны для достижения намеченного результата);
- принцип реалистичности (учет условий обучения, оценка обстановки и подбор наиболее эффективные инструменты, методов работы);
- принцип адекватности предполагает совпадение изначально намеченной цели и результата; каждый шаг, задание, правило или разъяснение, инструкция должны приводить к определенному итогу);
- принцип формализованности предполагает «укладывание» занятия в формальные рамки, регламентированные общими нормами и возможностями каждого участника;
- принцип креатива или творческого подхода позволяет педагогу проявить инициативу и воображение для разнообразия учебного процесса, повышения интереса учащихся к предмету, учебной деятельности, повысить активность на занятии и расширить пространство для демонстрации достижений.
Результаты проведенных итоговых занятий и отзывы участников (детей, родителей, администрации учреждения) подтверждают эффективность мероприятия как способа продемонстрировать сформированность общеучебных навыков: понимание режимных моментов учебного процесса, соблюдение дисциплины, культуры учебного труда, освоение базовых знаний и практических навыков, т.е., готовность к обучению в школе, пребыванию в коллективе сверстников, освоение нового статуса – ученик.
Следует заметить, что одним из факторов результативности освоения программного материала является успешная интеграция программ дополнительного образования с образовательными программами дошкольного образования и воспитания.
При разработке мероприятия использованы материалы сайтов
https://vk.com/obuchajka ОБУЧАЙКА-РАННЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
https://vk.com/obuchajka РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ - делаем детство ярче
https://vk.com/smart_deti Подготовка детей к школе Начальная школа
Приложение 1.
Вид оформленной доски на момент окончания мероприятия
Приложение 2.
Раздаточный материал
Карточка с заданием к блоку с буквой К
«Магический квадрат»
Карточка с заданием на классификацию предметов к блоку с буквой А
[1]Педагогический сценарий - это целенаправленная, личностно-ориентированная, методически выстроенная последовательность педагогических методов и технологий для достижения педагогических целей и приемов. https://academics.hse.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...
Программа «Школа будущего первоклассника» системы «Школа 2100», автором которой является академик РАО А.А. Леонтьева.
Программа «Школа будущего первоклассника» является основой для организации образовательной деятельности группы дошкольного образования детей 6 - 7 лет, рассчитана на 1 год и со...
Дополнительная общеобразовательная программа - Дополнительная общеразвивающая программа «Школа будущего первоклассника».
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Школа будущего первоклассника» представляет собой комплекс основных характеристик дополнитель...
Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа будущего первоклассника» социально-педагогической направленности ( от 5 до7 лет)
Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе. Но наблюдения за детьми и беседы с учителями начальных классов говорят о том, что число не готовых к обучению чтению детей...
Учебно - методический комплекс к дополнительной образовательной программе "Приключения будущих первоклассников"
для педагогов ДОУ...
Мониторинг по программе "Школа будущих первоклассников" 2021-2022
Мониторинг по дополнительной программе "Школа будущих первоклассников" 2021-2022...
Дополнительная программа "Школа будущих первоклассников" 2021-2022
Дополнительная программа "Школа будущих первоклассников" 2021-2022...