Социальная адаптация дошкольников с ТНР, как важнейшее условие их интеграции в общество через реализацию проекта «Маленькие прогулки в большой мир» (методические рекомендации)
материал

Анна Викторовна Коломыцева

метолические рекомендации и пошаговые инструкции  для успешной реализации проекта "Маленькие прогулки в большую жизнь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mtodicheskie_rekomendatsii.docx37.68 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ 176, г.Красноярск

Социальная адаптация дошкольников

с ТНР, как важнейшее условие

 их интеграции в общество

через реализацию проекта «Маленькие прогулки в большой мир»

(методические рекомендации)

Составители:                              Лесихина А.В. -учитель-логопед                                 Коломыцева А.В.-воспитатель


Оглавление

Введение.        3

Работа по событийности        4

Диагностический материал к оцениванию уровня усвоения материала по социальной адаптации детей с ОВЗ в рамках проекта «Маленькие прогулки в большой мир»        6


Введение.

Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.

Реализация проекта предусматривает постановку проблемы,  поиск её

решения через разнообразные виды деятельности: беседы, фотофиксацию,

поисковую деятельность, создание схем, планов и карт, чтение художественной литературы, виртуальные и реальные экскурсии,   тематические прогулки  на предприятия, социально-значимые учреждения ближайшего социального окружения и  учреждениям культурно-массового сектора, деятельность детей, взаимодействие детей, родителей и сотрудников ДОУ, а так же социальных партнеров.

Таким образом, в ходе реализации проекта у дошкольников формируются и наиболее успешно развиваются все социально – бытовой компетентности  подразумевающие получение воспитанниками и  представлений о сфере социально-бытового обслуживания, транспортных  и культурно-массовых организациях района  и города; представлений и знаний о нормах культуры, накопление соответствующего опыта; элементарных экономических представлений; навыков самообслуживания и личной гигиены для достижения возможной для данного возраста и состояния здоровья  степени независимости, позволяющей детям успешно адаптироваться в быту и социальной среде.

Задачи  проекта, решаемые в процессе его реализации имеют двоякое направление: собственно педагогические, находящиеся в зоне ответственности воспитателя и логопедические, которые реализует учитель-логопед

Цель проекта: расширить сферу представлений у детей с ТНР о функционале и видах социально значимых общественных организаций, обогатить словарь, развивать грамматически выверенную диалогическую речь, способствующую получению и  присвоению практического опыта взаимодействия с организациями сферы обслуживания. Цель работы логопеда в рамках проекта: – развить   у дошкольников с ТНР навык  применения лексико-грамматических категорий в процессе целенаправленного  диалогического общения, усвоение эталонных речевых образцов, а так же развить понятийный аппарат через систему целевых экскурсий.

Задачи проекта:

•        Адаптировать диагностический материал для исследования  уровня социальной адаптации и  сформированности социально-бытовых навыков у детей с ТНР.

•        Провести промежуточное и итоговое исследование уровня социальной адаптации и сформированности социально-бытовых навыков у детей с ОВЗ, проанализировать полученные показатели

•        Разработать систему тематических  экскурсионных мероприятий по социально-бытовой ориентировке, включающих в себя  специально подобранный речевой материал.

•        Организовать тематические экскурсии и практические занятия, направленные на социализацию дошкольников с ТНР : создание условий для самореализации каждого воспитанника ДОУ;

 Развитие у воспитанников с ТНР самостоятельности, умения  сотрудничать с социумом.

Следует отметить, что одним из самых важных компонентов образовательной Программы, реализуемой в нашем саду является СОБЫТИЙНОСТЬ

 Итак ,  далее мы перейдем к вопросу событийности

Работа по событийности

Событие – воспринимаемое основными органами чувств состояние мира.

Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, в результате которого ребёнком
создается определённый продукт; затем – усиление этого действия через рефлексию. Таким образом, полученный опыт, осмысленный и осознанный,
превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели.

Именно поэтому мы считаем важным для усиления образовательного аффекта, способствующего наилучшему запечатлению материала, наполнить жизнь наших детей событиями максимально.

Причем, чем больше органов чувств будет задействовано в процессе, тем лучше!

Максимальное количество анализаторов можно простимулировать как раз на экскурсиях. Целевые экскурсии дают возможность построить в наиболее полное представление о предмете, его природе или явлении, а так же облегчить присвоение ребенком правильных речевых конструкций, которые он сможет легко применять в дальнейшей жизни.

Педагогическая работа в процессе реализации задач проекта состоит из условных 10 этапов,  практически каждый из которых включает в себя и социализацию, и профориентацию,  и развитие словаря,  и закрепление лексико-грамматических норм

  1. Создание проблемной ситуации
  2. Поиск вариантов решения- экспериментирование
  3. Поиск подходящих объектов в радиусе ближайшего окружения с использованием медиаустройств
  4. Выход на объект
  5. Социализация, получение и отработка речевого эталона в алгоритме ситуативного  действия
  6. 6.Целевое наблюдение с выделением значимых признаков (усвоение родовых и видовых понятий)
  7. Работа над  аффективным стимулом
  8. Развитие  игровой и творческой деятельности
  9. Рефлексия: обсуждение того, что увидели, как действовали

Развитие практической деятельности: переход к новой проблемной ситуации

Разработка экскурсионного маршрута, локационные вопросы, практика «Холодных звонков»

  1. Разработку маршрута начинаем с вопроса, например: «Что можно отнести к теме «Рыбы, водные обитатели?»
  1. Промысловая рыба, рыбное хозяйство;
  2. Аквариумистика

Дальше начинается поисково-исследовательская работа :

  1. Находим предприятия, подходящее под наши запросы

Помечаем контактные данные (мы пользуемся таблицей)

Тема

Варианты локационных направлений экскурсии

Контакты

«Рыбы, подводный мир»

  1. Построение маршрута (с помощью яндекс-карт, навигатора)
  2. «Холодный звонок» в место предполагаемого экскурсионного выхода

Холодный звонок — понятие из маркетинга- не тождественное, но близкое

Это  когда потенциальный абонент не ждет общения с вами. Более того, он даже не знает о вашем существовании, и о том, что есть такое предложение. Человек занят своими делами, а вы просто выдергиваете его из его мира.

При таком раскладе, ваша задача — мгновенно настроить человека на разговор, преодолеть негатив и заинтересовать вашим предложением (читай, просьбой).

Правила «Холодного звонка» при разработке экскурсионного маршрута

  • Будьте максимально дружелюбны. Поставьте себе цель — объяснить человеку, дать ему представление о вашем вопросе. Очень кратко.
  • Говорите вежливо и уверенно. Не допускайте сленга, эмоций, сложных профессиональных фраз и непонятных оборотов.
  • Продумайте сценарий разговора. Перед общением вы должны представлять, какие вопросы будет задавать человек. Разговор важно строить четко и ясно. Старайтесь избегать ненужных деталей, чтобы оппонент не бросил трубку.
  • Слушайте человека. Помните, никто не обязан вам помогать! Возможно он имеет объективные причины вам отказать
  1. Обобщение и основные  этапы работы над экскурсией:
  1. Дозвониться, получить согласие на посещение
  2. Сделать разведывательный выход (без детей)
  3. Посмотреть, как добираться, что на месте, где туалет
  4. Договориться еще раз, уточнить детали, пожелания владельца заведения (бахилы, количество человек единовременно и пр.)
  5. Приготовить экскурсионный кейс: название предприятия, чем занимается, какая «продукция» (услуги) предоставляется и пр.
  6. Выложить в родительский чат опросник, с подробным описанием предстоящего выхода, причина, и цель (если идём с ними!!), запустить голосование
  7. Накануне сделать повторный звонок в место, куда идем, подтвердить мероприятие
  8. Собрать экскурсионный кейс (исторический, иллюстративный и речевой материал)
  9. Повторный опрос родителей
  10. Выход с детьми

Диагностический материал к оцениванию уровня усвоения материала по социальной адаптации детей с ОВЗ в рамках проекта «Маленькие прогулки в большой мир»

Разработчики :

 Учитель-логопед Лесихина А.В.

Воспитатель  компенсирующей группы

 Коломыцева А.В.

         Диагностика разработана на основе пособия Е.С.Лыковой-Унковской «Социальная ориентировка».  Диагностика переработана, адаптирована, дополнена может применяться как для детей с ЗПР, так и для детей с ТНР, имеющих разную степень выраженности нарушений. Под диагностику разработана сводная таблица учета и анализа в приложении Exel, что значительно упрощает процесс подсчета и выведение наглядной диаграммы для анализа итогов года.

 С целью выявления исходного уровня сформированности бытовой компетенции ребенка, заполняется диагностическая карта.

Диагностическая карта для удобства разбита на несколько блоков, которые в таблице выделены разными цветами:

•        Личная гигиена

•        Самообслуживание

•        Культура поведения

•        Жилище

•        Транспорт

•        Торговля и финансовая грамотность

•        Медицинская помощь

•        Одежда. Обувь. Головные уборы.

•        Питание

•        Обобщение

Каждый блок разбит на несколько подпунктов, для наиболее точного представления об уровне сформированности того или иного компонента.

Инструкция по заполнению:

1.        Диагностическую карту могут заполнять воспитатели и другие специалисты, работающие с ребенком.

2.        Диагностическая карта заполняется два раза в год (начало учебного года-сентябрь и конец учебного года -май)

3.        Оценка уровня сформированности навыков социализации и бытовой компетенции происходи по 4х бальной системе:

0б-Н (низкий)   не справляется с заданием даже с помощью взрослого.  

1б-Н/С (ниже среднего)    выполняет задание с помощью взрослого

2б-С (средний) выполняет задание после подсказки взрослого.

3б-В/С (выше среднего) выполняет задание без подсказки взрослого самостоятельно, но с ошибками.

4б-В (высокий) выполняет задание самостоятельно и правильно.

Высокий уровень - сформированности навыков социализации и бытовой компетенции по 4 балла за каждое задание- бытовая компетенция сформирована, уровень социализации соответствует возрасту- дети  самостоятельно могут выполнять операции по блокам «Личная гигиена», «Самообслуживание», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля и финансовая грамотность», «Медицинская помощь», «Одежда. Обувь. Головные уборы», «Питание» , «Обобщение».Задания понимают, демонстирируют наличие стойкого интереса, целенаправленность деятельности, проявляют волевые усилия.

Уровень выше среднего сформированности навыков социализации и бытовой компетенции 3 балла - бытовая компетенция сформирована  недостаточно, требуется легкая корректировка -дети  с незначительной помощью педагога (например, педагог упрощает инструкцию, вносит незначительные поправки) могут выполнять операции по блокам «Личная гигиена», «Самообслуживание», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля и финансовая грамотность», «Медицинская помощь», «Одежда. Обувь. Головные уборы», «Питание» , «Обобщение». Задания  чаще всего понимают, или требуется небольшое упрощение ,  демонстрируют наличие стойкого интереса, целенаправленность деятельности, проявляют волевые усилия.

Средний уровень сформированности бытовой компетенции- 2 балла за каждое задание-социализация и бытовая компетенция в стадии формирования, то есть выполнение задания происходит с   значительной помощью взрослого (например, взрослый начинает действие вместе с ребенком, а продолжает и заканчивает ребенок самостоятельно при контроле взрослого). Дети, у которых формирование навыков находится на этом уровне могут самостоятельно выполнять некоторые операции и действия, но при этом отмечается неаккуратность выполнения, в основном дети нуждаются в помощи взрослого.

Уровень ниже среднего сформированности навыков социализации и бытовой компетенции- 1 балл -социализация и бытовая компетенция в зачаточном состоянии, то есть выполнение задания происходит с   только помощью взрослого (например, «Рука в руке», под постоянным контролем). Дети, у которых формирование навыков находится на этом уровне  не могут самостоятельно выполнять некоторые операции и действия, но при этом  контактируют с взрослыми, охотно принимают помощь, часто даже требуют ее.

Низкий уровень социализации и сформированности навыков бытовой компетенции-0 баллов-дети абсолютно не социализированы и навыки бытовой компетенции не сформированы. В эту группу входят  к дети которые при выполнении заданий со взрослыми не сотрудничают, не понимают цели задания, могут вести себя неадекватно по отношению к нему. Дети выполняют действия, незначительно облегчающие уход за ними, например, ребенок сам пытается взять в руки ломтик хлеба, при одевании просовывает руки в рукава и тд. Все дети данной группы зависят от посторонней помощи, самостоятельно выполнить действия не могут, но не всегда принимают помощь взрослого.

Определяется обобщенная оценка уровня сформированности по всем направлениям, вычисляется среднее арифметическое :

 высокий уровень- от 3.5 до 4;

выше среднего- от 3 до 2.5;

средний-  от 2 до 1.5;

ниже среднего-от 1 до 0.5

низкий-ниже 0.5 до 0

Так  же важно проанализировать общий уровень социализации и бытовой компетенции по каждому блоку, для составления плана индивидуальной работы по тому или иному направлению.

Для обследование детей можно применять метод  целенаправленного наблюдения, то есть введение ребенка в ситуацию, в которой нужно отследить исследуемый параметр, наблюдение за  ребенком в специально-организованной сюжетно-ролевой игре, так же можно использовать настольные игры по формированию навыков культуры поведения, например, игра «Уроки этикета», различные плакаты, сюжетные картинки. Для обследования навыков бытовой ориентировки можно использовать  карточки из пособия  Е.С.Лыковой-Унковской «Социальная ориентировка».

Скан пособия выложен на ресурсе ВК: https://vk.com/doc-135142459_565866629?hash=3U1d2vWqUTtfxX8uYhznhhEPDRlDbeOJDM2d2YKkm18&dl=GGmBB037V9XWZiRtjynS6uud8DP95YCGHnQgkQj8yzk