Семинар - практикум для родителей «Играя, обучаем вместе»
консультация (старшая группа)

Демина Галина Евгеньевна

Цели:

  • обучение родителей эффективным способам взаимодействия с детьми,
  • повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

показать       родителям      значимость      игры      для  эмоционального развития ребенка.

научить взаимодействовать с  ребенком с помощью игры;

показать     важность совместной обучающей                      деятельности                                        родителей и детей;

обучение       практическим     приемам           формирования     навыков сотрудничества с детьми,

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_roditeley.docx170.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18 «Ласточка»

Семинар - практикум для родителей

«Играя, обучаем вместе»

Воспитатель: Демина Г.Е.

Семинар - практикум для родителей

«Играя, обучаем вместе»

Цели:

  • обучение родителей эффективным способам взаимодействия с детьми,
  • повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

*показать        родителям        значимость        игры        для  эмоционального развития ребенка.

*научить взаимодействовать с  ребенком с помощью игры;

*показать        важность совместной обучающей         деятельности                                        родителей и детей;

*обучение        практическим        приемам        формирования        навыков сотрудничества с детьми,

Ход семинара.

(Звучит песня «Куда уходит детство» муз.А. Зацепина)

Вступление:

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»

А. С. Макаренко

Основная часть:

  1. Приветствие.

Упражнение «Настроение». Родители по очереди (по кругу) представляются и говорят о своем настроении (можно использовать жесты), например: «Меня зовут Галина Евгеньевна, у меня прекрасное настроение, я готова поделиться им с вами» (улыбается, выражая доброжелательность и открытость).

Наверно Вы догадались, что сегодня речь пойдет об игре.

  1. Просмотр мультфильма «Маша и медведь».

Для создания настроения и актуализации темы семинара просмотр фрагмента  мультфильма «Маша и медведь».

  1. Беседа «Игры нашего детства».

После просмотра фрагмента мультфильма родителям предлагается поделиться своими впечатлениями и вспомнить, в какие игры они играли в детстве. Воспитатель также делиться собственным опытом или может привести примеры из литературы, например прочитать стихотворение

Крынина О. «Мой Мишка»

Мой мишка, как живой.
Пушистый, мягкий и родной.
Пускай молчит он иногда,
Но в такт кивает голова.
С собой в кроватку положу
И сказку на ночь расскажу.
Мы с мишкой верные друзья
И врозь нам быть никак нельзя!

                                     

Сегодня мы поговорим о том, во что играют наши дети. Зачем нужна игра ребенку? Какие игры воспитывают и учат, а какие вредны и даже порой опасны? Умеют ли наши девочки и мальчики радоваться, сострадать во время игры? Почему я предлагаю вам об этом поговорить? Да потому, что наши современные дети, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть.  Те игры, в которые играют дети, стали невеселыми, агрессивными. И наша задача – направлять детей на добрый путь и желание помогать друг другу. Научить детей играть – значит научить жить.

Ни для кого не секрет, что дворовые игры почти исчезли из жизни современных ребят. Те самые игры, в которые играли не только наши родители, но и наши бабушки и дедушки. Те самые игры, которые учили детей находить общий язык, помогали решать споры и конфликты, были самым действенным и гармоничным способом социализации. Они давали возможность малышу узнать самого себя, испробовать свои возможности, учили соблюдать определенные правила и просто доставляли огромную радость.

Игра – это школа произвольного поведения. Попробуйте попросить

 ребенка стоять смирно, он не простоит и двух минут, но, если это игра «Море волнуется раз...», ребенок, даже самый непоседливый, простоит на одной ноге и пять минут.

 Можно очень долго объяснять ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра  способны через эмоциональное переживание,  научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Чтобы детство наших детей было счастливым, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре, и её нужно удовлетворить так как, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

«Игра пронизывает всю нашу жизнь ребёнка, это норма даже тогда, когда ребёнок делает серьёзное дело. У него это страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь- это игра». Эти прописные истины нам, взрослым, напоминает известный психолог А.С.Макаренко.

Если не играть, не руководить игрой малыша с ранних лет, то у малыша не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми.

Игры таких детей сводятся к обычному катанию машинки или укачиванию куклы. Детям трудно найти другое применение игрушкам, и они будут просить новую игру.

Игры при правильной организации взрослых учат многому: терпеть, быть добрее, отзывчивости, взаимовыручке, честности, смирению... Психологические исследования показали: если  «недругов» включить в игровое взаимодействие, в котором они будут обязаны работать сообща, заботясь, друг о друге, взаимная неприязнь вскоре   улетучится.

Беседа  «Нужно ли руководить играми детей?»

  • прослушивание аудио - записи с ответами родителей других    групп.
  • вопросы родителям: Как вы считаете, нужно ли руководить игрой ребёнка?

Вывод воспитателя:

Если не играть, не руководить игрой малыша в раннем возрасте, то у него не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми.

В младшем возрасте игра становится средством развития и воспитания в том случае, если построена на содержательном общении со взрослым. Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу малыша нельзя. Играйте с ним на равных. Играя, следите за своей речью: ровный, спокойный тон равного партнёра по игре вселяет в ребёнка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть. Потому, надо взять себе за правило: несколько раз в день включаться в игру малыша, это побуждает ребёнка к новым действиям.

Наверное, многие родители, хотели бы иметь какой – то один универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, общительных, отзывчивых и добрых детей. Однако такого рецепта нет, и не может быть. В наши дни доказано, что процесс воспитания зависит не только от родителей. На него не малое воздействие оказывают и сами дети своим характером, темпераментом, индивидуальными особенностями психики. Как признает сегодня большинство специалистов по проблемам воспитания, взаимодействие детей и родителей – неотъемлемая сторона семейного общения.

Простые игры и упражнения, способствующие развитию основных коммуникативных умений, можно использовать дома в индивидуальных занятиях с ребенком, а также во время прогулки или в быту. Некоторым играм мы с вами сегодня и обучимся, поиграем и почувствуем, как в жизни помогают эмоции.

  1. Игры и упражнения:

*     « Зеркало» 

Цель: игра, направленная на развитие умения различать эмоциональное состояние окружающих.

Содержание: Детям предлагается приставить, что они пришли в магазин зеркал. Одна половина группы «зеркала», другая разные «зверюшки». «Зверюшки», ходят мимо «зеркал», прыгают, строят рожицы, а «зеркала» должны точно отражать движения и эмоциональное состояние «зверюшек».

После игры взрослый обсуждает с детьми, какое настроение приходилось отображать зеркалу чаще, в каких случаях было легче или труднее копировать образец.

*   «Клеевой ручеёк»

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само - и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Содержание. Перед игрой  беседуем с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столом.

3. Обогнуть “широкое озеро”.

4. Пробраться через “дремучий лес”.

5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для детей: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

*  «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Содержание. Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый даёт задания

Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;

снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;

ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

  •  «Подарок на всех»

Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Содержание. Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы…

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

*    «Давайте поздороваемся»

Цель-развитие и коррекция невнимательности, двигательного контроля, импульсивности.

Игроки  двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным способом по сигналу ведущего:

  1. хлопок – за руку;
  2. хлопка – соприкоснувшись плечами; 3 хлопка – спинами.

Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих этой игре, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение.

Существует много игр для коррекции агрессии.

*    « Комплименты»

Цель: создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

Содержание: Правило не повторяться. Дети, глядя в глаза друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают фонарик (сердечко, солнышко, цветок) из рук в руки. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо. Я в восторге».    

  1. Игра-задание

Педагог предлагает родителям, вспомнить семейные вечера и дать им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда – жёлтого, никогда – синего.

Вопросы:

  1. Каждый вечер играю с детьми
  2. Рассказываю о детстве и любимых играх.
  3. Если игрушка сломалась, ремонтируем вместе с ребёнком.
  4. Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры
  5. Спрашиваю ребёнка чем занимались в детском саду, во что играли
  6. Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки
  7. Часто покупаем ребёнку игры( игрушку).
  1. Обобщение:

Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка. Фишки красного цвета, не всегда играете с ребенком, и если у Вас, больше фишек синего цвета, то игры в вашем доме отсутствуют совсем.

7.  Упражнение «Подарите нам игру!»

Педагог предлагает участникам семинара научить друг друга игре, или самим придумать игру. После нескольких игр объявляет о проведении в детском саду тематический день  «Мамины- бабушкины игры»: перед тем как брать ребёнка домой, родителям предлагают поиграть со всеми детьми группы в  игру своего детства.

Рефлексия, подведение  итога:

Конечно, взрослому легче указать как нужно себя вести ребенку, усадить, запретить, сказать, чтоб не мешал. Но для ребенка такие усилия родителей нередко становится источником беспокойства, вызывают тревогу.

Чтобы получить поддержку взрослого, ребенок может прикинуться глупым, беспомощным, слабым, медлительным. В игре и игровых отношениях он учится самостоятельности. Ведь в своей игре ребенок всегда успешен. Поэтому через игровую роль он быстрее и лучше преодолевает трудности. Этим  уникальна игровая деятельность как воспитательное средство.

Как вы думаете, почему  родителю, живущему в условиях стрессов современной жизни, ради  хороших отношений с детьми  полезно развивать собственную игровую находчивость и изобретательность, принимать активное участие в играх детей, организовать совместные экскурсии по интересам детей?

Педагог предлагает родителям (по желанию) поделиться впечатлениями о встрече, рассказать, что для них  полезно и важно.

C:\Users\user\Desktop\2024-01-12_12-20-16.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для родителей «Играйте вместе с детьми!»

Цель семинара - дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры  на развитие коммуникативных способностей у детей, привлечь внимание родителей к детской игре как деятельн...

Семинар-практикум для родителей "Играйте вместе с детьми!"

Семинар – практикум для родителей «Играйте вместе с детьми!». Цель: формирование у родителей знаний о значении игры в развитии ребенка, о ее влиянии на развитие коммуникативных способностей ...

Семинар-практикум для родителей «Играя, обучаем вместе» (в рамках работы Родительского открытого университета)

Цель: – просвещение родителей по вопросам воспитания, развития и обучения дошкольников посредством игры.Задачи:•         показать родителям знач...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРАЕМ ВМЕСТЕ » (Игры и упражнения, направленные на познавательное развитие детей с задержкой психического развития)

Цель:обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах  развития и образования, охраны и укрепления здоровья дошкольни...

Семинар практикум для родителей «Играя, обучаем вместе»

Зачем нужна игра ребенку? Какие игры воспитывают и как, а какие вредны? Умеют ли дети радоваться, сострадать во время игры? Почему я предлагаю вам об этом поговорить? Да потому, что наши современные м...

Семинар практикум для родителей "Играем с детьми ,играем вместе"

Семинар практикум для родителей"Играем с детьми ,играем вместе"...