Преемственность среды в условиях детского сада и семьи. Основные подходы к работе с родителями.
консультация

Бурханова Ирина Занфировна

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_v_usloviyah_detskogo_sada_i_semi.docx29.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Василек» г. Янаул РБ

Выступление

на педагогическом совете

на тему:

«Преемственность среды в условиях детского сада и семьи.

 Основные подходы к работе с родителями»

Подготовила:

 воспитатель  Бурханова И.З.

Март 2024г.

г. Янаул

Преемственность среды в условиях детского сада и семьи.

 Основные подходы к работе с родителями.

От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого

в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В.А. Сухомлинский

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Этот закон ориентирует нас на более широкое, содержательное взаимодействие с родителями.

Родители должны участвовать:

– в реализации основной образовательной программы;

– в создании условий для полноценного и своевременного развития личности ребенка в дошкольном возрасте;

– быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

И конечно, для того чтобы воспитать эту позицию у родителей, нам нужно приложить много усилий.

Согласно ФГОС, педагоги при взаимодействии с родителями должны:

– показать, что может детский сад сделать для их детей;

– ориентироваться на содействие в развитии ребенка при взаимодействии с родителями;

– установить персонифицированный, непрерывный, гибкий и позитивный обмен информацией;

– повысить степень заинтересованности родителей в организации предметно-развивающейся среды;

– больше вовлекать их в воспитательную и образовательную деятельность.

Из опыта работы известно, что не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству с нами, с другой стороны – некоторые воспитатели нередко не любят работу с родителями по ряду причин.

С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, организация правильной предметно-развивающей среды ДОУ – одна из главных задач, и без совместной работы с родителями мы не можем пополнить эту среду в виду недостаточного материального обеспечения. Это взаимодействие предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей. Сегодня мы признаём важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы:

В процессе взаимодействия с родителями мы столкнулись с такими проблемами:

– нехватка времени,

– ощущение несостоятельности,

– нередко можно услышать: «Я привела к вам ребёнка, вам платят, вы и должны».

Все эти отговорки приводят к формированию у родителей профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. В большинстве случаев только взаимодействие с родителями позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть его в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, формировании ценных жизненных ориентаций. Мы должны искать вместе наиболее эффективные способы решения проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи.

Можно отметить пять уровней участия родителей:

– оказание разовой помощи;

– способности родителей время от времени используются при проведении занятий;

– родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе;

– родители помогают определять основные направления работы в группе;

– родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на воспитании детей.

При каждом из вариантов у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаясь друг у друга определенным навыкам, поэтому по мере продолжения нахождения ребёнка в группе возможности у родителей увеличиваются. Воспитатели всегда готовы оказать поддержку родителям, независимо от того, в какой степени они или другие члены семьи ребенка предпочтут принять участие в работе группы.

Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, воспитатели применяют разнообразные способы вовлечения родителей в жизнь детского сада для создания развивающей среды.

Сначала формы работы с родителями были достаточно традиционными:

– родительские собрания 3 раза в год;

– индивидуальные и групповые беседы;

– советы и рекомендации для родителей в родительском уголке;

– творческие отчеты воспитателей и детей перед родителями (утренники, концерты);

– консультации для родителей;

– дни открытых дверей.

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм. Это более новые современные формы, в которых родители участвуют вместе с детьми:

– творческие конкурсы,

– массовые мероприятия, (спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья», флешмобы)

– выставки родительских работ по изо-деятельности,

– фото вернисажи,

– коллажи, (фотоконкурс «Мой город»)

– проектный метод, (проект «Сенсорное развитие»)

– тематические фотовыставки,

– тематические фотогазеты,

– совместное изготовление поделок, открыток,

– написание мини-сочинений, книжек-малышек, участие в различных конкурсах.

Мы начинаем работу с родителями с индивидуального подхода (обращение к родителям по ИО, проявляем взаимоуважение, тон спокойный, уверенный, ненавязчивый).

Необходимо выработать тактику общения с каждым родителем. Приятно, что они откликаются на просьбу принести что-либо наглядное (картины, книги, различные альбомы), т. к. в наше время все архивы хранятся в электронном виде. Так родители вовлекаются в образовательную деятельность. Самое главное, происходит укрепление позитивных внутрисемейных отношений. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. В этот момент педагоги могут предложить родителям организовать небольшое пространство и  дома  для определенных игр,  которыми ребенок не очень интересуется, это для того чтобы ребенок  мог в более привычной обстановке, рассмотреть  игры и спокойно в них разобраться для всестороннего и целостного развития.

Уголки в доме должны оформляться в соответствии возрасту ребенка, так для развития детей 2-4 лет в игре сюжетообразующие наборы материала (персонажи, предметы оперирования, маркеры пространства) должны быть объединены в целостные комплексы, так как в этом возрасте дети нуждаются в полноте предметных опор для всех компонентов воображаемой ситуации.

Это могут быть 3-4 комплекса:

-«Кукольный дом» с широко представленной бытовой тематикой;

«Лесная полянка» с набором плоскостных деревьев и фигурок с изображением обитателей леса средних размеров на подставках;

«Деревня» с домиком-избой и набором фигурок с изображением домашних животных средних размеров на подставках или объёмных игрушек;

«Домик-теремок - ширма» со скамеечкой или модулями внутри и расположенными рядом мягкими игрушками, с которыми дети и педагог могут действовать в зависимости от ситуации: разыгрывать представления, действовать в соответствии со своим замыслом и т.п.

«Транспортное средство» (автобус или автомобиль), представленные в виде каркаса, для использования детьми для разнообразных «поездок».

Для детей в возрасте 4-5 лет целостные сюжетообразующие комплексы должны быть заменены наборами сюжетообразующих игрушек, которые дети сами подбирают под свой замысел.

Так, например вместо сюжетообразующего целостного комплекса «Кукольный дом», детям предлагается набор мебели ( «кухня», «спальня», «столовая») из предметов которого каждый ребёнок по своему желанию может создать кукольный дом, в любом месте группового помещения

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) игровой материал размещается таким   образом, чтобы сами дети могли подбирать материал «под замысел».

Предметная среда как в группе, так и дома должна предоставлять ребенку право выбора деятельности, возможность максимально активно проявлять себя.

Для решение этой задачи необходимо направит совместные усилия с родителями группы (оформлять альбомы, изготавливать плакаты, вместе с детьми участвовать в конкурсах, играх, выполнять творческие задания) для оформления пространства группы и дома.

В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, даже маленький, на уровне дошкольного учреждения, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести родительские собрания и клубы, оформление стендов и многое другое.

На базе своей группы можно организовать  работу детско-родительского клуба « Дружная семейка». Целью  клуба можно поставить выстраивание единого образовательного пространства детского сада и семьи. Стараться  разнообразить деятельность с детьми, привлекать родителей, постепенно выстраивать детско-родительские отношения.

Такие встречи носят неформальный характер, их продолжительность небольшая, потому что родители зачастую ограничены во времени в силу разных обстоятельств, а еще и дети устают к вечеру.

Зачастую родителей интересует все: чем играют их дети, поэтому одну из таких встреч можно  посвятить играм с игрушками, где родители сами побывают  детьми и даже попробуют  поиграть игрушками и их заместителями; вместе с мед. работником учиться  делать массаж ребенку;   психолог может ответить на вопросы интересующие родителей, касающиеся капризов, непослушания и т.д., вместе с мамами и детьми делать подарки папам на 23 февраля;   родители могут участвовать в утренниках, не как зрители, а как непосредственные участники и для этого необходимо привлечь их к пошиву костюмов и атрибутов к празднику.

 У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе такая маленькая акция как «Подари книгу!» Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души.

    Все дети любят, ходить на экскурсии, рядом всегда родители. У них появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала.

    Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду.  Это     начало патриотического воспитания,  любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

    Хотелось бы сказать об одном важном  моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и родители наших воспитанников.

    Результат совместного  творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей.

   Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателей. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Вместе стремиться, чтобы детям в группе было хорошо и уютно.

   В зависимости от плана работы, сообща составлять график помощи родителей, обговаривать каждое мероприятие, решать проблемы.

Благодаря этому, все дела будут проходить с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносит крупицу своего труда, умения, творчества.

   Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы  они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

 При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.

Все эти мероприятия способствуют тому, что родители становятся активными участниками жизни группы, заинтересованными сторонниками воспитания детей. «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье», – В.А. Сухомлинский.

Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада

Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому вос...

"Преемственность в речевом развитии детского сада и семьи"

Материал содержит информацию о том, как правильно организовать сотрудничество педагогов и родителей по развитию речи детей,имеющими речевые нарушения; практический материал (анкета для родителей...

консультация для педагогов и родителей "Использование нестандартного физкультурного оборудования из предметов домашнего обихода для профилактики нарушения функций ОДА у детей в условиях детского сада и семьи"

в статье рассказано о способах профилактики нарушения функций опорно-двигательного аппарата у детей в условиях детского сада и семьи средсвами нестандартного физкультурного оборудования, которое можно...

Конспект мастер – класса «Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи».

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из приоритетных задач, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе ...

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...

РМО «Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи» (из опыта работы)

Сегодня ребенок поставлен в ситуацию многочисленных связей, бесконечного потока информации. В связи с этим определяется одна из главных задач образовательного учреждения — воспитывать члена общ...