«Опыт работы с родителями по взаимодействию с семьями»
материал
Предварительный просмотр:
Опыт работы с родителями по взаимодействию с семьями воспитателя Долгуй Натальи Васильевны
Детский сад и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт.
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Влияние на ребёнка семейного
воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые
педагогические усилия. Я, как – педагог, понимаю, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности
педагогов. Вовлечение родителей в совместную деятельность с воспитателем и детьми веду в следующих направлениях:
- наглядно – информационное;
- информационно-аналитическое;
- познавательное;
- досуговое.
Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями
решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Это: уголок для родителей, выставки, вернисажи детских работ, памятки для родителей, папки - передвижки, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий, фотографии. Выставки детских работ использую как поздравительную открытку. Слайд 1, 2,3,4.
Есть группа в Ватцапе, где я делюсь с родителями этой информацией. А они оставляют отзывы и комментарии.
Познавательные формы взаимодействия с родителями позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. Хочу сказать о том, что я ухожу от устаревшего лекционного метода проведения собрания. Использую такие приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный разговор. Собрания провожу в форме дискуссий, круглых столов, путешествий особенно родителям нравится, когда в собрании участвуют их дети: аудиозапись высказываний детей, слайд-шоу с фотографиями детей или презентации, видео. Например, из прошлого опыты работы итоговое родительское собрание во второй группе раннего возраста «Наши успехи». Цель: подведение итогов образовательной деятельности. С помощью презентации познакомила родителей с достижениями и успехами их детей; подвела итоги совместной деятельности воспитателя, детей и родителей. (Презентация)
В уютной и теплой обстановке в феврале этого года прошло
родительское собрание в нетрадиционной форме «Основы нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста путём приобщения к культурным и семейным ценностям».
Цель: Оказать помощь родителям в овладении основ нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста путём приобщения к культурным и семейным ценностям.
Вначале собрания родители разделились на три группы и из фрагментов собирали пословицы. Зачитали их и сделали вывод, о чем будет сегодняшнее собрание. После мы поговорили об этапах и средствах патриотического воспитания детей раннего возраста. Посмотрели видео с детьми, как мы делаем гимнастику после сна и играем в подвижные игры в детском саду. Затем мы поиграли с родителями. Юлия Александровна задала родителям задачку. (игры с педагогами)
Попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек:
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка
Сестра, невестка, дочка.
А самая младшая – я.
Какая же у нас семья? (6 человек)
С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. Я начинаю, а вы – заканчивайте.
1. В гостях хорошо, а … (дома лучше).
2. Не красна изба углами, а … (красна пирогами).
3. В семье разлад, так и дому … (не рад).
4. В семье согласно, так и дело идет … (прекрасно).
5. Когда семья вместе, и … (сердце на месте).
6. Семья – ключ к … (счастью).
7. Не нужен клад ……(когда в семье лад).
8. Хозяйка в дому……(что оладушек в меду).
9. Счастлив тот, …..(кто у себя дома).
10. Вся семья вместе, …..(так и душа на месте).
11. При солнышке – тепло, ….(при матери – добро).
Потом мы предложили родителям оформить плакат «Я, ТЫ, ОН, ОНА, ОНИ - МЫ ЕДИНАЯ СТРАНА!». Слайд 5,6,7.
В конце собрания мы раздали памятки «Как правильно развивать патриотическое воспитание».
К группе познавательных - относятся и индивидуальные формы
взаимодействия с родителями. Преимущество такой формы работы с родителями состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми намечаю конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком. Беседуя с родителями о ребёнке в вечерний или утренний отрезок времени, рассказывая, о том, как малыш провёл день в саду, устанавливаю доверительные отношения с родителями.
Использую такой прием как дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе, рсчистка участка в зимний период и обустраивание участка к новому учебному году. Родители помогают в организации мерориятий, помогают убирать, обустраивать, и украшать групповые помещения. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями.
Провожу индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, стремлюсь дать квалифицированный совет.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм относятся проведение развлечений, утренников, концертов, спортивных мероприятий. Для приобщения родителей к процессу воспитания ребенка, чтобы создать в группе атмосферу уюта и эмоционального благополучия провожу развлечения совместно с родителями. Новогодний утренник в первой группе раннего возраста
«Ай, да ёлочка!» Слайд 8, 9.
«Осень в гости к нам пришла» развлечение во второй группе раннего возраста Слайд 10 ,11.
Новогодний утренник во II группе раннего возраста « Ёлочка – красавица»
Cлайд 12, 13, 14,
Развлечение в младшей группе ко Дню матери Cлайд 15, 16.
В марте этого года с детками показали концерт для мам. Дети танцевали, пели, рассказывали стихи и праздник закончился чаепитием.
Cлайд 17, 18, 19, 20, 21.
На таких совместных мероприятиях родители проявляют смекалку и фантазию в различных конкурсах. Выступают в роли непосредственных участников.
Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи, конкурсы, все это имеет важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений). Родители всегда активно принимают участие в тематических выставках в группе, в ДОУ, предоставляют фотографии для создания альбомов, газет. Принимают участие в благотворительных акциях.
Cлайд 22, 23, 24.
Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Формируются семейные традиции, что является залогом счастливой и дружной семьи. Обязательно отправляю работы на конкурсы различных уровней и делюсь успехами в общей группе.
Взаимодействие родителей и воспитателей редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий, кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас общая цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы тема: «Современные формы взаимодействия с родителями»
Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие счит...
Опыт работы с родителями "Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию дошкольников"
«Человек - высший продукт земной природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным, умным»(И.П.Павлов) ...
Опыт работы "ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ"
Одним из основных требований к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования является вовлечение семей в непосредственно образовательную деяте...
опыт работы «Использование ИКТ во взаимодействии детского сада и семьи в интересах развития ребенка».
Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания.Все мы знаем, что компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как п...
Опыт работ. Тема: «Эффективные формы взаимодействия с родителями детей как условие социально- педагогической поддержки семьи»
Актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия детского сада и семьи по повышению воспитательных возможностей родителей, так как семейное воспитание играет особую роль в дошкольный пери...
Опыт работы "Пути повышения эффективности взаимодействия семьи и ДОУ в процессе подготовки родителей к школьному обучению их детей".
В современных государственных документах (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29/12/12) заложена личностно-ориентированная парадигма образования: приоритетность социально ра...
Педагогический опыт работы воспитателя «Активные формы взаимодействие педагога с родителями»
В данном материале собраны актуальные формы и методы взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении, необходимые для повышения активности родителей как участников образовательного процесса....