«Одаренность – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.
консультация

Кравченко Надежда

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.



Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennost.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

В. А. Сухомлинский: «Одаренность – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». Детство – неповторимая по своим возможностям пора развития. Очень хочется, чтобы каждый педагог, родитель почувствовал это и научился отыскивать «алмазные россыпи» дарований в своих детях.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности.

Некоторые психологи считают, что одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле

Обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от ДОУ.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача детского сада - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Детская одаренность – одно из самых интересных и загадочных явлений человеческой психики. Способность мыслить, творить - величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарён больше, есть те, кто одарён меньше, но даром отмечен каждый. Поэтому, говоря о детской одарённости, специалисты обычно рассматривают и исключительную категорию детского наследия – одарённых детей, и интеллектуально-творческий потенциал каждого ребёнка.

Выявить уровень одарённости ребёнка не просто, но без информации об этом невозможно правильно выстроить образовательный процесс. При определении уровня одарё нности принято оценивать три параметра: мотивацию, интеллект и креативность. В диагностике одарённости должны участвовать не только психологи и педагоги, но и обязательно родители. более надёжна разносторонняя оценка. Важно помнить, что выводы специалистов (психологов и педагогов) не следует воспринимать как окончательный, не подлежащий обжалованию приговор. Специалисты, как всякие люди, могут ошибаться, особенно в прогнозе развития. Главные, кто ответственен за судьбу ребёнка, а следовательно, и за диагностику, и за развитие, - родители.

Каждой из этих групп участников диагностического процесса соответствует свой инструментарий. Наиболее интенсивно разрабатываются методики для психологов: тесты, опросники и др. Значительно меньше методик для педагогов и родителей.

Проведение диагностирования.

Есть один очень важный аспект в деятельности профессионалов (психологов и педагогов, о котором, родителям следует знать обязательно. характер организации диагностического обследования при поступлении в образовательное учреждение (детский сад, школу, гимназию и пр.) – один из важнейших индикаторов профессионализма работающих в нём психологов и педагогов.

По форме проявлений

• Явная одаренность (обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях; достижения ребенка очевидны);

• Скрытая одаренность (проявляется в замаскированной форме). Причины, скрытой одаренности ребенка заключаются в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми.

Виды одаренности :

1. По широте проявлений:

• Общая (умственная) одаренность (проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности).

• Специальная одаренность проявляется в конкретных видах деятельности и определяется в отношении отдельных областей: поэзия, музыка, живопись, математика, спорт, и т. д.) .

По особенностям возрастного развития

• Ранняя одаренность. Примером ранней одаренности являются «вундеркинды» (чудесный ребенок) – это дети, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными успехами в каком-либо определенном виде деятельности – музыке, рисовании, математике, поэзии, танце, пении и т. д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Для них характерно раннее (с 2-3 лет) освоение чтения, письма и счета;

• Поздняя одаренность. Проявление одаренности в определенном виде деятельности на более поздних возрастных этапах. Существует связь между возрастом, проявления одаренности и областью деятельности. Наиболее рано одаренность проявляется в сфере искусства, особенно в музыке, несколько позднее – в сфере изобразительного искусства, позднее – в науке

Семь принципов сопровождения одаренных детей

Психологическая наука предлагает использовать семь базовых принципов выявления и сопровождения одаренных детей.

Первый принцип. Характер оценки разных сторон поведения и деятельности ребенка должен быть комплексным. Это позволило бы использовать различные источники информации и охватывать как можно более широкий спектр его способностей. Необходимо задействовать при этом множество разнообразных методов и технологий:

различные варианты метода наблюдения за детьми;

специальные психодиагностические тренинги;

проведение пробных уроков по специальным программам, включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;

организация различных интеллектуальных игр, предметных олимпиад, научных конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей и т. п. ;

экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;

экспертное оценивание конкретных продуктов деятельности детей профессионалами;

проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Комплексный подход к выявлению детской одаренности тоже не гарантирует полной безошибочности. А навешивание ярлыков типа «одаренный» или «неодаренный» может стать весьма негативным фактором дальнейшего развития личности ребенка.

Оценивание ребенка как одаренного не должно являться самоцелью, а служить лишь стимулом для его дальнейшего развития и продвижения. Выявление одаренных детей необходимо связывать исключительно с задачами их обучения и воспитания, с оказанием им психологической помощи и педагогической поддержки.

Второй принцип. Обязательна длительность идентификации, что предполагает развернутое на несколько лет наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях: жизненных и учебных.

Третий принцип. Важен анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей развивающей деятельности и т. д.).

Четвертый принцип. Актуально использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические преграды, комплексы звездности или неполноценности и т. д.

Пятый принцип. Желательно подключение к оценке ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, гуманитариев, инженеров и т. д.). При этом следует помнить о возможном консерватизме мнения профессионала, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества, не следует его переоценивать и тем более полностью на него полагаться.

Шестой принцип. Плодотворна оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны его ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения).

Седьмой принцип. Предпочтительна опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в конкретной ситуации, такие как:

анализ продуктов деятельности

наблюдение

беседа

экспертные оценки

естественный эксперимент.

Необходимо напомнить, что существующие валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и специального обучения.

Один из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей — это вопрос о частоте появления детской одаренностиСуществуют 2 крайние точки зрения:

"Все дети являются одаренными"

"Одаренные дети встречаются крайне редко".

Это противоречие в работе с одарё нными детьми мы решаем следующим образом:

Потенциальная одаренность присуща многим детям, т. к. каждый ребенок талантлив по-своему;

Актуальную одаренность демонстрирует незначительная часть детей; это дети, которые талантливы особо.

Учитывая эти основополагающие положения, педагогическим коллективом нашей школы была разработана программа «Одарённые дети».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Маленький росточек"

План-конспект по теме " Маленький росточек" по проекту " Мои зеленые сказки"...

Тапочки.. Казалось бы, привычный аксессуар домашнего обихода, знакомый с детства и не привлекающий к себе пристального внимания…. Пока вы не погрузились в безмерный мир тапочек….

Актуальность выбранной темы определяется потребностью общества в воспитании всесторонне развитой личности. Именно сочетание познавательно – исследовательской и театрализованной деятельности позв...

Физкультурное занятие "Улица требует к себе уважение."

Осознание родителями важности  соблюдения правил дорожного движения. Развитие чувства контроля и самоконтроля, ответственности и  предпосылок готовности отвечать за свои поступки. Формирован...

НОД "Маленький росточек"

Непосредственная образовательная деятельность с применением инновационного оборудования - Мультстанок....

Конспект занятия по ФЭМП № 12 в средней группе Тема: «Независимость числа от пространственного расположения предметов. Счет по образцу, сравнение смежных чисел, уста¬новление равенства. Положение предметов по отношению к себе. Развитие внимания. Круг, о

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Независимость числа от пространственного расположения предметов. Счет по образцу, сравнение смежных чисел, уста­новление равенства. Полож...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Закрепление знаний о порядковом счете. Определять пространственное расположение предметов по отношению к себе. Развитие внимания»

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Закрепление знаний о порядковом счете.  Определять пространственное расположение предметов по отношению к себе. Развитие внимания»...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Закрепление знаний о порядковом счете. Определять пространственное расположение предметов по отношению к себе. Развитие внимания»

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Закрепление знаний о порядковом счете.  Определять пространственное расположение предметов по отношению к себе. Развитие внимания»...