Игры на развитие внимания у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал

Красноперова Светлана Анатольевна

 Дошкольный возраст - важнейший период для развития произвольного внимания. От того, как развивается внимание будущего первоклассника, как он умеет слушать и слышать, вникать в сказанное, сосредотачиваться на главном, зависит успешность его обучения и его способность приобретать и накапливать знания. Развивая и повышая устойчивость внимания ребёнка, мы способствуем развитию навыка сосредоточенности и формированию усидчивости. Хорошо развитое внимание - основа легкого и успешного обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_vnimaniya.docx810.17 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие внимания, памяти, мышления

Муха

Оборудование: игровое поле из 4-х клеток для малышей и 9 -12 клеток для детей постарше (у взрослого немного большего размера, у детей – поля поменьше), муха (пластмассовая или заламинированная), фишки – кружки. (Приложение 1)

1 вариант (для самых маленьких): перед каждым ребёнком лежит игровое поле.           Взрослый говорит, что залетела муха, берёт и «садит» её на одну из клеточек своего игрового поля. Просит детей посмотреть внимательно, на какую клеточку села муха.

Затем переворачивает карточку к себе и просит отметить клеточку, на которую села муха – кружочком. Подходит к каждому ребёнку со своей карточкой и вместе с ребёнком выясняет, на ту ли клеточку ребёнок поставил метку.

2 вариант (для детей 4-5 лет): для детей этого возраста подходит 1 вариант, только игровое поле предлагается большего размера (9*9)

Усложнение: взрослый сообщает, что залетело 2 мухи (далее можно использовать три). Садит их на разные клеточки, даёт детям время рассмотреть, куда сели мухи. Затем отворачивает свою карточку и просит детей отметить фишками клетки, на которых сидели мухи.

3 вариант (для детей 5-7 лет): взрослый демонстрирует детям игровое поле, говорит, что на клеточку села муха и собирается попутешествовать по клеточкам.

Детям надо внимательно следить глазами за предполагаемым передвижением мухи. Муха может ходить по одной или две клеточки вверх, вниз, вправо, влево. Когда муха остановится, детям нужно сказать, в какой клетке она должна находиться в данный момент. Дети, которым трудно уследить глазами за маршрутом мухи, могут вначале взять фишку и передвигать её по своему полю, слушая команды взрослого.

Усложнение: муха очень хочет выбраться из клетки, начинает двигаться, взрослый комментирует, куда и на сколько продвигается муха. Как только она вышла за пределы клетки. Дети начинают хлопать (пытаясь её поймать). Взрослый говорит «стоп» и возвращает муху в середину.  Следить за передвижениями мухи можно только глазами.

4 вариант (командная игра): дети по очереди дают команды мухе. Но если кто-то из них даёт команду, благодаря которой муха выбывает за пределы клетки, этот игрок

выбывает из игры.

"Муха" требует от играющих постоянной сосредоточенности: стоит кому-то из них хоть на мгновение отвлечься или подумать о чем-нибудь постороннем, и он тут же потеряет нить игры и вынужден будет ее остановить.

Варианты игры «Что изменилось?»

«Волшебный платочек» (для детей 3-5 лет): воспитатель сообщает детям, что у него есть волшебный платочек и он хочет поиграть с детьми. На столе расставляются предметы. Когда воспитатель их ставит, то обязательно называет каждый вместе с детьми. После этого накрывает игрушки платком и произносит слова:

- Я пришёл к вам поиграть

И игрушечку забрать.

Кто не спал и не зевал.

Тот увидит, что я взял.

Взрослый держит одну руку под платком, второй придерживает свободный край. После того, как слова сказаны, он берёт одной рукой игрушку и поднимает её вместе с платком, перенося себе на колени. Дети смотрят, какого предмета (игрушки) не стало.

После того, как они определили, чего не стало, говорят такие слова:

- Мы игрушку отгадали

Просим, чтоб её отдали. (Слово «игрушку» можно заменить на «вещицу»)

Взрослый вытряхивает платочек, из него появляется игрушка.

Усложнение: можно забрать несколько игрушек, постепенно увеличивая количество.

Оборудование: платок, набор игрушек (либо цветных карандашей, кубиков или других предметов)

«Очередь» (для детей 5-7 лет): взрослый рассказывает историю о том, что однажды звери (куклы, игрушки, сказочные персонажи из театра и т.д.) узнали, что в то место, где они обитают, привезли что-то необычное (вкусное) и они выстроились в очередь, чтобы получить это. Первым пришёл… называем кто, вторым… тоже называем и так всех персонажей. Вдруг случилось что-то неожиданное (например, начался сильный дождь) все разбежались. А когда вернулись в очередь, то уже не помнили, кто за кем стоял. Сможем ли мы им помочь? Дети начинают вспоминать очерёдность и расставлять фигуры по порядку. В игре хорошо усваиваются понятия «предыдущий» и «следующий»

Оборудование: фигурки животных, игрушек, сказочных персонажей

«Фотография»

Оборудование: игрушечный фотоаппарат

1 вариант (с малышами). Взрослый ставит трёх детей, берет игрушечный фотоаппарат и «делает фото», один водящий рассматривает это фото, затем отворачивается. Взрослый меняет двух детей местами. Когда водящий поворачивается, взрослый говорит, что каким-то волшебным образом фотография изменилась, но он не может понять в чём дело. Просит помощи у водящего.

2 вариант (с детьми 4-5 лет): всё тоже самое, только для фото берётся один человек. И когда водящий отвернётся, меняют что-то во внешности и одежде. Например, могут снять кофту, завязать бант, засунуть что-то в карман, приспустить гольф или задрать штанину. Водящий должен заметить, что изменилось.

3 вариант (с детьми 6-7 лет): всё тоже самое, но берётся несколько человек, ставится в какую-то позу, а потом что-то изменяется и в позе, и во внешности игроков. Водящий должен увидеть, как можно больше деталей, которые изменились.

Игра «Запомни и повтори»

Оборудование: карточки с геометрическими фигурами, листы бумаги и простые карандаши на каждого игрока. (Приложение 2)

Ход игры: взрослый показывает несколько фигур подряд, задерживаясь на каждой на 1-2 секунды, перемещая карточки назад. Дети должны на своих листочках нарисовать такие же фигуры и в такой же последовательности, как показывал взрослый. Вначале это могут быть три фигуры. Если дети будут справляться с заданием, то можно постепенно увеличивать количество фигур.

Примечание: фигуры должны быть хорошо знакомы детям.

Игра «5 спичек» (для индивидуальной работы)

Оборудование: спички (или счётные палочки), одноразовый стаканчик, лист картона.

Ход игры: ведущий помещает спички в одноразовый стаканчик, встряхивает его и высыпает спички на стол. Даёт время, чтоб игрок как следует рассмотрел, как лежат спички. Затем ставит лист картона, загораживая спички. Игрок должен разместить свои спички так же.

Примечание: если ребёнок затруднятся, приподнимите картон ещё на несколько секунд. Можно начинать и с трёх спичек.

Игра «Пуговицы»

Оборудование: игровое поле из девяти клеток (три на три) для взрослого, такие же игровые поля для каждого ребёнка, цветные пуговицы (можно заменить на цветные кружочки). Для индивидуальной работы можно использовать двойное поле (одна половинка – ребёнка, вторая половинка – взрослого). (Приложение 3)

Ход игры: взрослый размещает три пуговицы разного цвет на своём поле, несколько секунд даёт рассмотреть их расположение детям. После чего закрывает или отворачивает его. Дети по памяти размещают свои пуговицы на своём поле так же, как у ведущего.

Усложнение: можно увеличивать количество пуговиц, а также брать пуговицы разного размера (большие и маленькие).

Игра «Не собьюсь!»

Оборудование: без оборудования

Ход игры: первый игрок называет слово, следующий повторяет его слово и называет своё, следующий называет все предыдущие слова и так же добавляет своё слово и так далее. Если игрок не может повторить слова или сбивается, он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.

Примечание: играть можно как подгруппой, так и вдвоём. Слова можно называть как из одной группы (например, только овощи), так и просто какие захочется.

Игра «Найди шпиона»

Оборудование: игровое поле (может быть 5*5, 6*6 или больше клеток). Оно должно быть достаточно крупным, чтоб детям были хорошо видны его детали. Столбики обозначены цифрами (например, от 1 до 5), строчки могут быть обозначены буквами (если дети их знают) или цветами. В клетках поля находятся геометрические фигуры разных цветов (или животные, или фрукты, смотря что вам надо закрепить)

Ход игры: несколько игроков выстраиваются в ряд. Ведущий предлагает им стать полицейскими и помочь ему ловить шпионов. Он объясняет, как найти нужный квадрат (тот, который находится на пересечении нужного столбика и нужной строчки) и начинает игру. Объявляет, что шпион находится в квадрате Б3 или Б - красный. Полицейский, который первым «опознает» шпиона (назовет фигуру) – делает шаг вперёд. Побеждает тот игрок, который первым дойдёт до ведущего. Его понарошку награждают знаком отличия.

Игра «Точки»

Оборудование: лист с точечками, два маркера разных цветов, игральный кубик.

Ход игры: двум игрокам выдаётся лист с точками, кубик и маркеры. Игроки по очереди бросают кубик, смотрят, какое количество точек на нем выпадает и обводят такое же количество точек на листе своим маркером. Выигрывает тот, кто последним сможет обвести нужное количество.

Примечание: лист с точками можно заламинировать и использовать не один раз.

«Детское судоку»

Оборудование: карточки (квадраты 3*3, на них расположены три предмета), картинки с изображение таких же предметов по 2 шт.

Ход игры: ребёнку предлагается разместить картинки в пустые клеточки на карточке так, чтоб в каждом столбике и в каждой строчке находились все три предмета. Они не должны повторятся.

Приложение 1

https://printonic.ru/uploads/images/2016/03/14/img_56e660fba6a6f.jpghttps://printonic.ru/uploads/images/2016/03/14/img_56e660fba6a6f.jpghttps://printonic.ru/uploads/images/2016/03/14/img_56e660fba6a6f.jpg

Чтобы сделать поле поменьше, уберите один столбик и одну строчку. Получится игровое поле на 9 клеток.

Приложение 2

Распечатайте, заламинируйте, разрежьте по квадратикам.

Приложение 3

                     

                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                                                                           

                             

           

Поле для взрослого в игре с подгруппой детей

Приложение 4

1

2

3

4

5

А

Б

В

Г

Д

Приложение 5

Приложение 6

https://webstockreview.net/images250_/clipart-animals-read-18.png

https://svit-kazok.info/wp-content/uploads/2017/02/doroga-bez-kincja-e1486113418312.png

https://webstockreview.net/images250_/clipart-turtle-paper-9.png

https://webstockreview.net/images250_/clipart-animals-read-18.png

https://webstockreview.net/images250_/clipart-animals-read-18.png

https://webstockreview.net/images250_/clipart-turtle-paper-9.png

https://svit-kazok.info/wp-content/uploads/2017/02/doroga-bez-kincja-e1486113418312.png

https://svit-kazok.info/wp-content/uploads/2017/02/doroga-bez-kincja-e1486113418312.png

https://webstockreview.net/images250_/clipart-turtle-paper-9.png

https://imgs.regtorg.ru/imgs/goods/59/421259-photo-big.png

http://1.bp.blogspot.com/-SlMNSieONxo/UH0_X2wpyHI/AAAAAAAAAcc/S70dbo1q4o0/s1600/pear-md.png

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/04b7/0017ab66-ee7d0d49/2/hello_html_76b27e6e.png

http://1.bp.blogspot.com/-SlMNSieONxo/UH0_X2wpyHI/AAAAAAAAAcc/S70dbo1q4o0/s1600/pear-md.png

http://1.bp.blogspot.com/-SlMNSieONxo/UH0_X2wpyHI/AAAAAAAAAcc/S70dbo1q4o0/s1600/pear-md.png

https://imgs.regtorg.ru/imgs/goods/59/421259-photo-big.png

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/04b7/0017ab66-ee7d0d49/2/hello_html_76b27e6e.png

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/04b7/0017ab66-ee7d0d49/2/hello_html_76b27e6e.png

https://imgs.regtorg.ru/imgs/goods/59/421259-photo-big.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста. Консультация для родителей.

Игры, приведенные в этой статье, направлены на развитие внимания у ребенка. Следует обязательно учитывать возрастные особенности детей! Дети 3-4 лет- обычно могут заниматься в течении 15-20 мину...

Роль дидактической игры в развитии внимания у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.

В статье рассматриваются условия развития внимания у детей дошкольного возраста и дается классификация дидактических игр....

Игры на развитие внимания у детей дошкольного возраста

Рекомендации родителям по развитию внимания у детей посредством разнообразных игр....

Тема: "Игры на развитие внимания у детей дошкольного возраста"

Тема: "Игры на развитие внимания у детей дошкольного возраста"...

.Консультация для родителей "Игры на развитие внимания у детей дошкольного возраста.

Развитие внимание у детей 4-5 летВ четыре с половиной - пять лет –у детей появляется способность направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого. Дошкольники иногда обнаруживают ин...

ВНИМАНИЕ. Главные составляющие. Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста.

Виды и компоненты внимания по возрастам. Игры и упражнения направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста....