Игры на развитие внимания у детей дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа)
Рекомендации родителям по развитию внимания у детей посредством разнообразных игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_vnimaniya.docx | 21.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие внимания
у детей старшего дошкольного возраста
Внимание — важнейшая часть познавательного процесса, который начинается с первых минут жизни ребенка. Куда и как направляет свое внимание малыш? Это зависит от многих факторов: его темперамента, характера, предпочтений, увлечений, природных способностей, генетической предрасположенности. Можно ли развить внимание и концентрацию на объекте? Конечно, можно. Сделать это легко и просто при помощи игр.
К концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.
Картотека игр на развитие внимания у дошкольников
«Посмотри на меня»
Во время игры ребёнок внимательно рассматривает маму и отворачивается. Затем ему следует ответить на вопросы: «Что на мне надето?», «Есть ли на мне очки?», «Какого цвета шарф?». Потом можно поменяться ролями.
«Зоркий глаз»
Дома или на прогулке попросите ребенка осмотреться и назвать все предметы по какому-то признаку (найди круглые, синие предметы). Для крошек помладше выбирайте простые признаки – форму, цвет, размер. Деткам старшего дошкольного возраста можно усложнить критерии: найди все деревянное, гладкое.
«Сложи пуговку»
Во время данной игры происходит развитие внимания и памяти у ребят дошкольного возраста. Подготовьте две коробочки с идентичным набором разных пуговиц или мелких предметов и два бумажных листочка, расчерченных на квадраты. Один из игроков выкладывает на клетки 3 пуговички и через некоторое время накрывает их. Задача второго участника повторить расположение пуговиц на своем игровом поле. В зависимости от возрастных особенностей, можно сделать игру сложнее и добавить предметы и клетки.
«Маленький корректор»
Отличная игра для развития произвольного внимания. Приготовьте любой текст с крупным шрифтом. Задача малыша зачеркнуть в нем все встречающиеся буквы «и», например. Замечательно, если родитель присоединится, и по сигналу будет работать с таким же текстом. Завершив задание, можно проверить тексты друг друга. Так развивающий эффект игры будет намного выше.
Когда и проверка, и задание даются крохе легко, можно применить хитрость и допустить одну — две ошибки. Если ребенку трудно их обнаружить, не торопитесь с подсказкой. Достаточно лишь ненавязчиво направить малыша фразами типа «По-моему, я ошибся», «Может в этой строке» и т. д., пока кроха найдет ошибку.
Усложняя игру можно:
- искать несколько букв;
- отмечать их по-разному;
- поиграть, кто быстрее.
Поддайтесь и вы увидите, как вкус победы заставит дошколёнка стремиться к совершенствованию своих навыков.
Примечание: обратите внимание на особенности поиска ребенка. Его взгляд не должен хаотично искать нужные буквы, а двигаться слева – направо. Если необходимо, объясните и покажите, как следует действовать.
«Не собьюсь»
Игра полезна для сосредоточенности и распределения произвольного внимания. Ребёнок считает до 10 или рассказывает стихотворение, а родители пытаются его отвлечь. Не забудьте приготовить приз победителю.
«Три задания»
Данная игра направлена на развитие объема произвольного внимания у ребят старшего дошкольного возраста. Не двигаясь, ребенок должен внимательно выслушать три задания. Потом по сигналу быстро приступить к их выполнению в заданном порядке.
Упрощенный вариант:
- подпрыгни три раза;
- назови домашнее животное;
- возьми в руки пластмассовый предмет.
Усложненная игра:
- моргни столько раз, сколько дней в неделе;
- напиши на бумаге имя на букву «н»;
- встань рядом с круглым синим предметом.
Можно придумать и больше пунктов, если особенности познавательных процессов ребенка позволяют.
«Не пропусти слово»
Взрослый называет малышу набор слов, а он, услышав те, которые обозначают неживые предметы, например, хлопает в ладоши или встает.
Усложните задачу, добавив для «узнавания» еще одно слово (к примеру, растения) и новое действие к нему.
Подобные игры, кроме развития произвольного внимания, расширяют кругозор дошкольника. Замечательно, если к игре присоединится еще несколько ребят. Желание победить и символический приз сделают игру еще увлекательнее.
Вспомните старые добрые детские игры типа «съедобное — несъедобное», «да — нет, черное — белое», в которой эти слова являются запрещенными, или «Ухо-нос». В последней малыш по команде показывает части тела, а ведущий путает его, называя одно слово, а показывая на другой орган.
Также отличным упражнением для формирования произвольного внимания станут лабиринты, которые необходимо пройти глазками, и картинки «Найди отличия». Важно, чтобы занятия были не от случая к случаю, а систематическими.
Старайтесь не упрекать своего ребенка за невнимательность, ни при каких обстоятельствах не сравнивайте его с другими детками, просто любите и работайте над его развитием. И тогда результаты не заставят себя долго ждать!
«Части тела». Указывайте пальцем на разные части тела и называйте их. Например: «Это ухо, это колено, это лоб и т. д.» Ребенок должен одновременно смотреть на вас, слушать и выполнять движения. Затем прибегните к хитрости: называйте одну часть тела, а указывайте на другую. Задача ребенка — слушать и указывать на то, что названо. Когда ребенок хорошо усвоит суть игры, поменяйтесь ролями. У этой игры есть правило: реакции должны быть быстрыми.
«Хозяин и тень». Предложите ребенку побыть вашей тенью. Изображайте различные образы (только не очень сложные) и различные действия (плавать, бегать, прыгать, танцевать), а ребенок должен максимально точно повторять ваши движения. Затем поменяйтесь ролями и проверьте, насколько легко вам быть «тенью» своего ребенка. Кроме развития внимания, это упражнение дает хорошую «настройку» на другого человека. Мы учимся больше чувствовать и понимать людей, отзеркаливая их позы и движения.
«Назови картинки». Для проведения этой игры вам понадобятся заготовки: 10—15 картинок с изображениями животных, предметов быта, цветов, деревьев, одежды и т. д. Расскажите ребенку о правилах игры: «Я буду показывать тебе картинки, ты должен их сначала рассмотреть и только по моей команде сказать, что изображено на картинке. А командой будет такая фраза: «Раз, два, три —... (имя ребенка), говори!» Конечно, в начале игры ребенок, увидев хорошо знакомый предмет на картинке, будет «выскакивать» и нарушать правила. Затем он станет внимательнее. Ведь у него будет хороший стимул: он получит картинки в подарок, если будет называть их не только правильно, но и вовремя. Эта игра хорошо развивает как концентрацию внимания на объекте, так и слуховое внимание. Этот навык пригодится вашему ребенку, когда он станет школьником.
«Карлики и великаны». В эту игру хорошо играть на детском празднике, когда есть большая компания детей. Ведущий (взрослый) говорит: «Когда я буду называть слово «карлики», вы должны приседать. Когда я говорю «великаны», вы должны вставать». Участников можно легко запутать, произнося созвучные слова и слова, начинающиеся со слогов «ка» и «ве». Например: «Ве...тер, ве...дро, ве...сна, ве...лоси- пед!» Или «Ка...ртошка, ка...питошка, ка...рета, ка...пуста!»
В отдельную категорию стоит выделить классические настольные игры. Всем нам известные с детства игры, такие как домино, создают отличное подспорье в формировании не только внимания ребенка, но и таких навыков как счет, формирования простейших математических представлений. Сейчас можно встретить большое количество различных видов адаптированных игр в домино. Например, домино с видами фруктов, животных, предметов домашнего обихода и так далее
Уже классическими можно считать полюбившиеся всем настольные игры категории «Мемо». Это карточные игры, направленные на запоминание картинок. Как парных, так и самостоятельных. Современные мемо игры, сочетают в себе также элементы викторины. Где ребенку предлагается отвечать на простейшие вопросы. На тему животного мира, географии, астрономии или просто героев любимых ребенком мультипликационных героев. Любимые многими детками классические игры – ходилки, несут в себе не только элемент игры, но и способствуют формированию внимания, ведь малышу нужно следить за следующим ходом, формируют простейшие математические представления, счет до 6 или более, во время броска кубика, подсчет ходов, а также нацелены на формирование объема памяти. Ведь многие из них имеют конкретную тематику. Есть игры бродилки на тему географии, космоса, а также животного мира. «Не говори „нет"». Договоритесь с ребенком (или несколькими участниками игры), что вы будете задавать разные каверзные вопросы, а он может давать самые разные ответы. Но есть один уговор: нельзя произносить слово «нет».
Примеры вопросов с «ловушкой»:
«Ты спишь с открытыми глазами?»
«С неба падают шоколадки?»
«Брюки надевают на голову?»
«Человек спит в собачьей будке?»
«Нос нужен для того, чтобы слышать?»
«Хлеб пекут в холодильнике?»
«Тяжелая гиря может плыть по реке?
«Птицы долетают до Луны?»
«Ты умеешь летать?»
«Сладкое — это невкусная еда?»
«В мире животных». Водящий становится в круг. Он вращается вокруг своей оси с закрытыми глазами, с вытянутой вперед рукой и говорит фразу: «Рыбы, птицы, звери!» Затем останавливается, указывает рукой на первого попавшегося и говорит любое из трех слов: «рыбы», «птицы» или «звери». Тот, на кого он указал, должен произнести соответствующее название животного. Если нет правильного варианта ответа, участник выходит из игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста. Консультация для родителей.
Игры, приведенные в этой статье, направлены на развитие внимания у ребенка. Следует обязательно учитывать возрастные особенности детей! Дети 3-4 лет- обычно могут заниматься в течении 15-20 мину...
Роль дидактической игры в развитии внимания у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.
В статье рассматриваются условия развития внимания у детей дошкольного возраста и дается классификация дидактических игр....
Тема: "Игры на развитие внимания у детей дошкольного возраста"
Тема: "Игры на развитие внимания у детей дошкольного возраста"...
.Консультация для родителей "Игры на развитие внимания у детей дошкольного возраста.
Развитие внимание у детей 4-5 летВ четыре с половиной - пять лет –у детей появляется способность направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого. Дошкольники иногда обнаруживают ин...
ВНИМАНИЕ. Главные составляющие. Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста.
Виды и компоненты внимания по возрастам. Игры и упражнения направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Игры на развитие внимания у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Игры на развитие внимания у детей дошкольного возраста»...