освоение игровой техники для снятия у детей эмоционального напряжения
методическая разработка
освоение игровой техники для снятия у детей эмоционального напряжения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osvoenie_igrovoy_tehniki_dlya_snyatiya_u_detey_emotsionalnogo_napryazheniya.docx | 38.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Освоение игровой техники
для снятия у детей эмоционального напряжения
Уважаемые коллеги! Не секрет, что проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит особенно остро. Детская агрессивность последние десятилетия бьет все рекорды и вызывает тревогу, а способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого становятся дефицитными качествами личности.
В представлении взрослых жизнь детей кажется счастливой и беззаботной, лишенной тревог и волнений. Но это заблуждение. Даже очень маленькие дети могут испытывать волнение и стресс, в том числе от факторов, которые взрослым часто не кажутся значимыми. НАПРИМЕР:
- Отсутствие контакта с родителями, особенно в раннем возрасте (когда малыша редко берут на руки, игнорируют при плаче, отказывают в необходимой ласке). В результате у ребенка снижается уверенность в себе и безопасности окружающего мира, появляются страхи.
- Обучение новым навыкам – также ранний возраст, (например, если приучение к горшку, еде ложкой, самостоятельному умыванию и другим навыкам происходит с применением силы, обидных слов, то любое упоминание об этом вызывает у ребенка стресс).
- Расставание с родителями на длительное время (посещение яслей, сада или отъезд родителей).
Причинами стресса и эмоционального напряжения также могут стать:
- Нарушения привычного уклада жизни (посещение парикмахерской, врача) или резкое изменение условий жизни, например, в результате переезда.
- Конфликтные отношения между членами семьи (регулярные скандалы в окружении ребенка делают его уязвимым, подрывают доверие к миру).
- Появление страхов в результате испуга, например, боязнь уколов, собак, воды, грозы и т. п.
- Негативная информация из СМИ и соцсетей, агрессивные компьютерные игры.
А также влияние экологии, нерациональное и некачественное питание, нарушение в организации сна, снижение двигательной активности и даже реакция организма на погоду становятся источниками психоэмоционального напряжения. Нагрузки, которые испытывает детский организм, непременно сказываются и на общем состоянии здоровья детей.
Игра является универсальным средством коррекции и профилактики отклонений и трудностей в развитии ребенка дошкольного возраста.
Игры, направленные на снятие агрессии, помогают детям выплеснуть гнев, снять лишнее мышечное и эмоциональное напряжение, направить энергию в нужное, «созидающее» русло, настроиться на спокойный и позитивный лад.
Дети выполняют определенные упражнения для того, чтобы утомить мышцы. А утомленные мышцы автоматически, без сознательных усилий, сами собой расслабляются. Остаётся лишь внимательно наблюдать за процессом расслабления. Эти игры можно проводить в качестве физкультминутки на занятии, во время свободной деятельности детей, в перерывах между занятиями или вечером.
Итак, эти игры помогут:
- Наладить контакт между детьми и педагогами.
- Развить ловкость и координацию движений.
- Уменьшить страх неожиданного воздействия, темноты, замкнутого пространства, одиночества.
- Снять нервное напряжение, накопившееся в детях и взрослых, и зарядить их позитивом и жизнерадостностью!
Предлагаю вам, коллеги, немного поиграть и расслабиться.
Игры, направленные на расслабление, снятие напряжения.
«Надувала кошка шар»
Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Описание игры: дети находятся в расслабленной позе, они изображают сдувшиеся шарики. Воспитатель произносит текст: «Надувала кошка шар, А котенок ей мешал. Подошел и лапкой - топ! А у кошки шарик – лоп»! На слова: «надувала кошка шар...» дети выпрямляют туловище, надувают щеки. На сигнал «лоп…» - «шарики» со звуком сдуваются и возвращаются в исходное положение.
«Мыльные пузыри»
Цель: развитие воображения, выразительности движений, снятие напряжения.
Описание игры: Воспитатель или ребенок имитирует выдувание мыльных пузырей, а остальные дети изображают полет этих пузырей. Дети свободно двигаются. После команды «Лопнули!» дети ложатся на пол.
«Покажи нос»
Цель: снятие мышечного напряжения.
Описание игры: воспитатель читает стишок:
Раз, два, три, четыре, пять! Начинаем мы играть.
Вы смотрите! Не зевайте! И за мной всё повторяйте,
Что я вам сейчас скажу и при этом покажу:
«уши-уши» (дети показывают уши), «глазки-глазки» (показывают), «ручки-ручки» (показывают), «нос»! И т.д.
«Прогулка»
Цель: снятие мышечного напряжения.
Описание игры: дети сидят на стульях. Мышечное напряжение - ходьба и бег приподнятыми ногами, не касаясь пола.
Мы собрались погулять. Все быстрей, не отставать!
Мы немножко побежали, наши ножки подустали.
Мы тихонько посидим, ну а дальше поглядим.
Далее – ноги стоят, руки свисают, расслабление.
Хороводная игра «Зайка»
Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Описание игры: дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют:
Зайка, зайка! Что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты вставай, вставай, скачи!
Вот морковку получи! (2 раза)
Получи и попляши!
Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.
«Лягушки»
Цель: расслабление мышц лица.
Описание игры: внимательно посмотрите, как я буду делать следующее упражнение (показать движение губ, соответствующее артикуляции звука «и», обратить внимание на напряжение и расслабление губ). А теперь слушайте и делайте, как я:
Мы весёлые лягушки, тянем губы прямо к ушкам!
Потяну – перестану! (Губы не напряжены, расслаблены).
«Загадочный мелок»
Цель: Развитие навыков общения, снятие мышечного напряжения в области спины (или рук).
Описание игры: Выполняется в парах. Один ложится на пол. Другой – пальчиком на его спине рисует солнышко, цифру, дождик, букву. Первый должен догадаться, что нарисовано. После окончания рисования – нежным жестом руки «стереть» все нарисованное. Затем пары меняются. Рисовать также можно на ладошках. Тогда тот, кому рисуют, закрывает глаза и угадывает.
«Ласковый ветерок»
Цель: снятие напряжения в области мышц лица.
Описание игры: Дети сидят на стульчиках. Ведущий: «К нам в комнату залетел ласковый ветерок. Закроем глазки. Ветерок коснулся вашего личика. Погладьте его: лобик, щечки, носик, шею. Погладьте ласково волосы, руки, ноги, животик. Какой приятный ветерок! Откроем глазки. До свидания, ветерок, прилетай к нам еще!
Шутки - минутки
«Спортсмены»
Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Описание игры: педагог объявляет минутку разгрузки: «Ребята! Внимание! Спортивная минутка! Вы – спортсмены! Я читаю вам стихотворение – речёвку, а вы повторяйте те действия, о которых в нем говорится. Внимание! Приготовились! Начали!»
По дорожке я иду, (все идут спортивным шагом)
И спортивную ходьбу, я отлично знаю.
Раз-два, раз-два! Шаг я прибавляю! (идут быстрее)
Раз-два, раз-два! Я плывун, иду в заплыв (действия руками)
Волны разгоняю… (действия руками)
Раз-два, раз-два! С головой ныряю! (действия шеей и плечами)
Я гимнастка. Раз, два, три! Как красиво, посмотри!
Делаю наклоны! (наклоны вправо, влево, вперёд, назад)
А потом поклоны! (кланяемся)
Я силач-тяжеловес, поднимаю до небес двести сорок килограмм
(наклон вперёд, напрягаемся, изображаем поднятие штанги)
Привезу медали вам!
Я – футбольная команда (все бегут)
Много я забью голов (изображаем ведение мяча по полю)
Пусть все знают, что нет лучше игроков!
Пять голов забили! Ура, мы победили! (прыжки на месте – ура!)
«Дождик»
Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Описание игры: педагог обращается к детям: «Ребята! Давайте на минутку отвлечёмся от занятия и послушаем дождик».
Положите пальцы на край стола и попробуйте тихонько побарабанить ими. Я буду задавать вопросы, а каждый из вас мысленно отвечает на них. Если ответ на вопрос «да» или «это Я», то дробь по столу усиливает тот, к кому это относится. Получится, что дождь в одни моменты нарастает и превращается в весёлый ливень, в другие – утихает, становится еле слышным. Итак, послушаем наш дождь!»
- Кто родился летом?
- Кто весной?
-…осенью?
-…а кто – зимой?
- Кто из вас, ребятки любит шоколадки?
- Кто в косички ленты заплетает?
- Кто по полю мяч гоняет?
- Кто умеет шевелить ушами?
- Кто по дому помогает маме?
- У кого в квартире кот?
- …или пёс (наоборот)?
- Кто поёт неплохо?
- У кого есть брат?
- …а сестренка-кроха?
-…огород?
-…и сад?
- Кто рисует?
- …лепит?
-…клеит?
- Кто всех рассмешить умеет?
- Кто читает вслух стихи?
- Кто у нас – баловники?
Игры, способствующие коррекции упрямства, негативизма и агрессии
«Злые - добрые кошки»
Цель: снятие общей агрессии.
Описание игры: детям (4-5) предлагаем занять место в «Волшебных кругах» - обручах, где будут совершаться превращения. По сигналу ведущего (колокольчик, хлопок) они превращаются в злых кошек: шипят, царапаются, но ни в коем случае не задевают друг друга. Дети, стоящие вокруг, хором повторяют: «Сильнее, сильнее, сильнее…» - и ребята, изображающие кошку, делают все более активные «злые» движения. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковым. По сигналу дети «превращаются» в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу. Затем происходит смена участников.
«Каратист»
Цель: снятие физической агрессии.
Описание игры: Дети образуют круг, в центре которого лежит обруч – «волшебный круг». В «волшебном круге» происходит «превращение» ребенка в каратиста (делает движения ногами). Дети, стоящие вокруг обруча, вместе с ведущим хором произносят: «Сильнее, сильнее, сильнее…», – помогая игроку выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.
«Боксер»
Цель: снятие физической агрессии.
Эта игра очень похожа на игру «Каратист», только вместо движений ногами надо делать движения руками.
«Жужа»
Цель: снятие общей коллективной агрессии.
Описание игры: ведущий выбирает «Жужжу», которая садится на стул (в домик), остальные дети начинают дразнить жужжу, кривляясь перед ней.
Жужжа, жужжа, выходи,
Жужжа, Жужжа, догони!
«Жужжа» смотрит из окошка своего домика (со стула), показывает кулаки, топает ногами от злости, а когда дети заходят на «волшебную черту», выбегает и ловит детей. Кого «жужжа» поймала, тот выбывает из игры (попадает в плен к «Жуже»).
«Минута шалости»
Цель: психологическая разгрузка.
Описание игры: ведущий по сигналу (удар в бубен, свисток, хлопок в ладоши) предлагает детям пошалить: каждый делает, что ему хочется – прыгает, бегает, кувыркается и т.п. повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.
«Обзывалки»
Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Описание игры: воспитатель: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: “А ты, …, морковка!” Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: А ты, …. солнышко!»
Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.
Игры, направленные на коррекцию страхов:
«Слепой танец»
Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения, тревожности.
Описание игры: Выполняется в парах. Один получает повязку на глаза, он будет «слепой». Другой останется «зрячим» и сможет водить «слепого». Дети берутся за руки и танцуют друг с другом под легкую музыку (1 – 2 минуты). Потом меняются ролями. Помогают партнеру завязать повязку. В качестве подготовительного этапа можно играть, сидя на стульях. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1 – 2 минуты. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.
По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.
«Тень»
Цель: формирование умения управлять своим поведением, сплочение детского коллектива, развитие социального доверия.
Описание игры: выполняется в парах под спокойную музыку. Один ребенок — «путник», другой — его «тень». «Тень» старается точно скопировать движения «путника», который ходит по помещению, делает разные движения, может неожиданно повернуть в сторону, присесть, «сорвать цветок», подобрать «красивый камушек», кивает головой, скачет на одной ножке и т. п.
«Пчёлка в темноте»
Цель: преодоление страха темноты, замкнутого пространства, высоты.
Описание игры: дети изображают пчёл, летающих с цветка на цветок (стульчики, скамейки, кубы разной высоты). Пчёлки наелись нектара и уснули внутри цветка (дети прячутся под столом). Наступает ночь, цветок закрывает свои лепестки (накрываем стол темной тканью) и пчёлки спят в цветке. Но вот наступило утро (убираем ткань). Пчёлки опять стали летать с цветка на цветок. Игру повторяем, усиливая плотность ткани для создания эффекта темноты.
«Сова и зайцы»
Цель: преодоление страха темноты, неожиданного воздействия.
Описание игры: игру надо проводить в вечернее время, для того чтобы можно было создавать темноту. Свет надо приглушать постепенно. Выбираются сова и зайцы (или заяц). Когда свет включен (день), сова спит, а зайцы скачут. Когда свет выключается (наступает ночь), сова вылетает, ищет зайцев и кричит: «У - у - у». Зайцы замирают. Если сова находит зайца, он становится совой.
Вполне возможно, что детский психолог проведет игротерапию намного профессиональнее, но еще более очевидна польза от занятий, которые проводят сами педагоги и родители!
Играя с детишками, вы как будто сами попадаете в свое детство, становитесь непосредственными и начинаете лучше понимать своих детей.
А закончить наш мастер – класс я предлагаю еще одной шуткой – минуткой.
«Художник-фантазёр»
Представьте себя на минутку художниками – мысленно возьмем в руки кисть и палитру и в воздухе перед собой (на воображаемом листе бумаги) будем рисовать.
Я читаю стихотворение, а вы вместе со мной рисуете воображаемыми кисточками, по ходу жестами изображая действия.
Я художник – просто чудо! В руки кисть беру и краски
(движет рукой с воображаемой кистью)
Рисовать сейчас я буду замечательную сказку!
Вот огромный купол неба!
(размашистые круговые движения воображаемой кистью на воображаемом листе)
Вот на нем кружочек солнца.
И оранжевого цвета от него отходят кольца!
(«рисует» солнце, лучи, кольца света)
Вместо облака хлопушку нарисую ярко синим.
(движения, копирующие работу художника – «рисуем» и «раскрашиваем»)
«Бац!» - и хлопнула как пушка!
(резкий взмах вверх кистью)
И пошёл зелёный ливень!
(прерывистые движения «кистью»)
Лимонадный дождик с неба льёт на травку из хлопушки,
А в траве лежит конфета,
(плавные, округлые движения «кистью» – рисуем конфету)
Шоколадная вкуснюшка!
Стала, вдруг, расти конфета.
(круговые движения «кистью», конфета растёт)
Выше, выше! Вверх и вверх!
Разделю её я кистью, по кусочку чтоб на всех!
(размашистые «крест-накрест» движения рукой)
Уважаемые коллеги!
Помните, самое главное - это не во что играть, а то, как играть.
Самая эффективная психотерапия - это наша любовь, принятие каждого своего воспитанника. Чаще говорите каждому ребенку, какой он хороший и замечательный. Любите, понимайте и растите вместе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация (мастер-класс) для педагогов ДОУ и родителей воспитанников "Релаксация, как средство снятия психического и эмоционального напряжения ребенка"
Консультация (мастер-класс) для педагогов ДОУ и родителей воспитанников...
Игры направленные на снятия психофизического и эмоционального напряжения, улучшение детско - родительских отношений
Семейная Мягкая Школа - это авторская методика Эллы Глушковой. СМШ - методика целостного развития в виде системы игровых упражнений для семей с детьми любого возраста и любых особенностей развития, ра...
«РЕЛАКСАЦИЯ, КАК СРЕДСТВО СНЯТИЯ ПСИХИЧЕСКОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ РЕБЕНКА» консультация для воспитателей
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДАДЕТСКИЙ САД №26 «СВЕТЛЯЧОК» «РЕЛАКСАЦИЯ,...
Игры и упражнения, направленные на снятие мышечного и эмоционального напряжения ребенка.
Упражнения помогают детям расслабиться, успокоится, снять мышечное напряжение....
"ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ У ДЕТЕЙ УСТАЛОСТИ И ВОЗБУЖДЕНИЯ"
Автором представлена консультация для родителей дошкольников....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию познавательной активности старших дошкольников, снятие тревожности и эмоционального напряжения посредством тканетерапии. Тема: «Путешествие в страну тканей».
Цель: развитие познавательной активности старших дошкольников, снятие тревожности и эмоционального напряжения посредством тканетерапии.Задачи:учить устанавливать причинно-следственные связи...
Буклет "Освоение игровой техники для снятия у детей эмоционального напряжения"
Буклет "Освоение игровой техники для снятия у детей эмоционального напряжения"...