Гендерный подход при обучении английскому языку
статья (подготовительная группа)

Аннотация: В статье  упоминается история гендерного обучения с древних времен до , а также рассматривается проблема использования гендерного подхода при обучении английского языка в дошкольном возрасте.   

Ключевые слова: гендер, пол, гендерный подход, английский язык, дошкольники.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernyy_podhod_pri_obuchenii_angliyskom_yazyku2.docx28.9 КБ

Предварительный просмотр:

Оконешникова Лиана Юрьевна,

педагог дополнительного образования

по английскому языку.

МБДОУ детский сад №51 «Кэскил»

им. Е.Г. Корниловой

Гендерный подход при обучении английскому языку

Аннотация: В статье упоминается история гендерного обучения с древних времен до , а также рассматривается проблема использования гендерного подхода при обучении английского языка в дошкольном возрасте.

Ключевые слова: гендер, пол, гендерный подход, английский язык, дошкольники.

В 2016 году в образовательную программу нашего детского сада «Кэскил»была включена экспериментальная программа по гендерному обучению и воспитанию. В этом же году на базе этой программы были созданы двеэкспериментальные группы «Уолан» для мальчиков и «Үнүгэсчээн» для девочек.

В течение первого учебного года в этих группах воспитатели, педагоги дополнительного образования и методистыпровели большую мониторинговую и анализирующую работу. По результатам которых были сделаны соответствующие выводы. Как оказалось, обучение и воспитание детей в гендерной группе благоприятно влияет на социальные отношения между воспитанниками. Мальчики становились более уверенными в себе, у них развивались лидерские качества, самостоятельность, конкурентоспособность, интеллектуальные и физические способности. Девочки показали опережающее развитие так в интеллектуальном, так и в социальном отношении.

На самом деле, гендерное обучение имеет богатую историю и традиции. Согласно историческим документам, впервые гендерное обучение появилось в Древней Греции. Наиболее известны такие системы воспитания как спартанская, афинская, а также рыцарское воспитание и воспитание джентльмена в Англии.

Во все времена общество считало необходимым формировать у мальчиков качества высокообразованного и волевого человека, отличающегося утонченностью в общении с людьми и, обладающего одновременно качествами дельца, воина, предпринимателя.[1] [#1044;. Липатова Гендерный подход в образовании: история и современность. Статья]

В эпоху Просвещения кардинально изменилось отношение к образованию женщины. Если раньше представительницам женского пола было запрещено посещать учебные заведения, то в это время впервые стал рассматриваться вопрос о возможности развития женских интеллектуальных способностей и о женском образовании.

В России прорыв в развитии женского образования произошел в 1764 г., когда Екатерина II подписала указ «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». После чего приступила к организации воспитательных учреждений, в которых, по ее мнению, можно было вырастить новый тип подданных, которые испытывали бы чувство долга по отношению к обществу и к своим близким. Примечательно, что образование женщин было узаконено в эпоху правления женщиной. Первые институты для девиц были основаны в Москве (1764) и в Петербурге (1767). А в 1770-е гг. организуются народные училища, которые носили общеобразовательный характер.[2] [#1044;. Липатова Гендерный подход в образовании: история и современность. Статья]

Таким образом, основная идея гендерного подхода в образовании состоит «в учете специфики воздействия на развитие мальчиков и девочек всех факторов учебно-воспитательного процесса (содержание, методы обучения, организация школьной жизни, педагогическое общение, набор предметов и др.)».[3] [Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихологии - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. С.ЗЗ.]

Развитие гендерного обучения в Якутии началось в 1990-х годах прошлого века. В 1994 году была образована первая юношеская гимназия имени В.В. Алексеева в селе Мюрю Усть-Алданского улуса. Цель данной гимназии состояла в стремлении предоставлять юношам новый образ мышления, дать возможность осознанного выбора будущей профессии, научить работать через организацию практикоориентированной и творческой деятельности.В последующие годы новую тенденцию в образовании распространили и на другие образательные учреждения республики. Так, во многих районах Республики Саха (Якутия) были созданы отдельные гендерные классы для мальчиков и девочек.

В настоящее время гендерное обучение активно развивается во всех уровнях образования. Появляются не только новые школы, в том числе и частные, но гендерные группы в детских садах.В последнее время в нашем детском саду «Кэскил» уделяется большое внимание развитию гендерного подхода по всем видам образовательной деятельности. Давайте рассмотрим опыт гендерного подхода при обучении английскому языку.

Известен тот факт, что у мальчиков правое полушарие более развито, чем у девочек. Поэтому они быстрее ориентируются в пространстве, активно выполняют стандартные тесты, головоломки.[4] [Панасенко, В. П. Гендерный подход при обучении английскому языку / В. П. Панасенко. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 6 (140). — С. 439-441].

Типичное поведение для мальчиков – шумность, активность, наблюдение и выполнение ряда задач, требующих проведения опытов и экспериментов. На разных возрастных этапах проявляется такие черта характера, как лидерские качества, конкурентноспособность в различных видах деятельности. [5] [Панасенко, В. П. Гендерный подход при обучении английскому языку / В. П. Панасенко. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 6 (140). — С. 439-441].

При работе с девочками следует обращать внимание на то, что их тип мышления отличается: индуктивностью, абстрактностью, объективностью, способностью приходить к выводам по определенным правилам, преобладанием произвольной речи. Девочки отличается конкретным и прагматичным мышлением, детализированным восприятием, ориентацией на зрительные ощущения, хорошо развитой зрительно-моторной координацией, усидчивостью, уравновешенностью, аккуратностью, сдержанностью, добросовестностью. Поэтому при проведении занятий в данных группах следует учесть все вышеперечисленные психологические особенности.[6] [Мухортова, И. И. Специфика обучения иностранным языкам девочек с учетом гендерных особенностей / И. И. Мухортова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 188-191.]

В настоящее время обучение английскому языку в нашем детском саду осуществляется в четырех разновозрастных группах: по двум старшим и подготовительным группам. По одной группе для мальчиков и девочек.

Мы находим множенство разных принципов при обучении дошкольников. Но при обучении мальчиков педагогами больше рассматривается принцип ситуативности. Работа с мальчиками требует от педагога умения действовать гибко, оперативно и творчески реагировать на изменении ситуации. Педагог должен быть готов к тому, что занятие в гендерной группе мальчиков может развиваться по своему особенному сценарию. Гибкое планирование, продуманный запас игр, заданий по изучаемому материалу и средств для их проведения дают возможность построить занятие в соответствии с потребностями детей и педагога.

На занятиях с мальчиками старшего возраста целесообразно использовать различные подвижные и познавательные игры. Например, «Traffic» (Дорожное движение). С помощью данного упражнения можно обучить цветам, видам транспорта, движениям направо и налево. Обычно после двух занятий дети уже усваивают название «Red» (Красный), «Green» (Зеленый), «Yellow» (Желтый), «Car» (Машина), «Left» (Левый), «Right» (Правый), «Go» (Идти), «Stop» (Остановиться).

Девочкам наиболее интересны музыкальные занятия с танцевальными элементами. Например, отлично обогащают словарный запас такие песни как «Hello nice Day!», «Rain, rain, go away!», «If you’re happy» и другие. Музыкальные тем хороши, что помимо коммуникативных навыков на иностранном языке, развивают и артистические способности, а также помогают выявлять и раскрывать таланты одаренных детей.

Принимая во внимание тот факт, что для мальчиков и девочек в подготовительных группах важна эмоциональная окрашенность нового материала, движение от эмоций к логическому осмыслению и использование вербальных способностей, на уроках предпочтительнее использовать комплексные технологии активного обучения: групповые дискуссии, творческие мастерские. Эти технологии позволяют учащимся обмениваться мнениями по проблеме, а также позволяет воспитанницам погрузиться в процесс поиска, познания и самопознания в режиме диалога или полилога. При использовании данных технологий происходят коллективная интеграция и передача знаний и умений, корректировка собственного опыта и навыков.

Например, я использую методику проблемных историй и сказок. А также существенный эффект дает применение технологии театральных постановок при обучении сложным английским фразам. В 2020 году в объединенной группе «Уолан» для мальчиков и «Үнүгэсчээн» для девочек была успешно поставлена постановка «The House in the Wood» (Теремок), который несколько раз был отмечен в различных муниципальных и республиканских конкурсах.

Проблемные истории способствуют решению многих вопросов психологического развития детей. Участие в действии этих историй позволяют детям почувствовать себя сильными, умными, смелыми и знающими. Например, я ставлю задачу «Teddy Bear» (Мишка Тедди) приводит с собой голодную кошку, которую надо покормить (песенка про еду). А на следующем занятии рассказываю, что кошка стала капризничать, и мы уговариваем ее поесть, предлагая различную еду.

В конце учебного года обязательно проводится итоговые занятия, на которых дети показывают свои знания по пройденной программе. Как показывает мониторинг эффективности занятий, за два года обучения английскому языку дети усваивают более 150-200 новых слов на английском языке по сравнению с традиционными группами, где дети узнают существенно меньше лексических единиц.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в гендерных группах обучение английскому языку происходит более эффективно и успешно благодаря развитым психолого-педагогических особенностей этих воспитанников.

Использованная литература:

  1. [Электронный ресурс] Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихологии - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. С.ЗЗ.
  2. Мухортова, И. И. Специфика обучения иностранным языкам девочек с учетом гендерных особенностей / И. И. Мухортова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 188-191
  3. Онищик Н.А. Успешное обучение английскому языку детей 3-7 лет. Издательство КАРО, Санкт-Петербург, 2013 – 316.
  4. Панасенко, В. П. Гендерный подход при обучении английскому языку / В. П. Панасенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 439-441. — URL: (дата обращения: ).
  5. Ушинский К. Д.. Педагогические сочинения. В 6 томах/ Ред.коллегия: С. Ф. Егоров, И. Д. Зверев и др. М.: Педагогика, 1990. — Т.5, 6.
  6. Э. Г. Симерницкая /Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости / Э. Г. Симерницкая // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития– Санкт-Петербург: Питер, 2001. — с. 177–185.


[1] [#1044;. Липатова Гендерный подход в образовании: история и современность. Статья]

[2] [#1044;. Липатова Гендерный подход в образовании: история и современность. Статья]

[3] [Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихологии - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. С.ЗЗ.]

[4] [Панасенко, В. П. Гендерный подход при обучении английскому языку / В. П. Панасенко. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 6 (140). — С. 439-441].

[5] [Панасенко, В. П. Гендерный подход при обучении английскому языку / В. П. Панасенко. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 6 (140). — С. 439-441].

[6] [Мухортова, И. И. Специфика обучения иностранным языкам девочек с учетом гендерных особенностей / И. И. Мухортова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 188-191.]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по обучению английскому языку детей 5-7 лет "Говорим по-английски"

В процессе овладения новым средством общения у детей формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности. Обучая дете...

ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДОШКОЛЬНИКОВ «Говорим по-английски» «Speak English»

Пояснительная записка.Основная задача – познакомить детей с основами английского языка в доступной и увлекательной форме.Основная цель - личностное развитие ребенка, которая реализуется  через ре...

ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДОШКОЛЬНИКОВ «Говорим по-английски» «Speak English»

Пояснительная записка.Основная задача – познакомить детей с основами английского языка в доступной и увлекательной форме.Основная цель - личностное развитие ребенка, которая реализуется  через ре...

Реализация системно-деятельностного подхода на этапе раннего обучения английскому языку в ДОУ.

Использование системно-деятельностного подхода на этапе раннего обучения английскому языку в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС....

«Обучение иностранному языку в дошкольном возрасте. Особенности организации обучения английскому языку в детском саду»

В настоящее время все больше и больше родителей интересуются возможностью изучения иностранного языка в условиях дошкольного образовательного учреждения, т.е. когда ребенок посещает детский сад. ...

Рабочая программа по обучению английскому языку детей 5 – 7 лет «Английский язык»

Рабочая программа по обучению английскому языку детей 5 – 7 лет «Английский язык»...