Застенчивые дети. (рекомендации + картотека игр)
материал
Родителям застенчивых детей. (рекомендации + картотека игр)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zastenchivye_deti._rekomendatsii_kartoteka_igr.docx | 30.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Застенчивые дети. (рекомендации+ картотека игр)
Застенчивость – это и состояние психики, и черта характера, и соответствующее поведение. Застенчивый ребенок еще более стеснителен, чем взрослый застенчивый человек, так как помимо неуверенности в себе (наблюдающейся у всех застенчивых людей), у него еще недостает необходимых социальных навыков.
Частые ошибки родителей, приводящие к возникновению застенчивости у ребенка:
- чрезмерная строгость, принципиальность и требовательность (особенно со стороны матери);
- гиперопека, чрезмерная забота о ребенке;
- условная любовь (грубо говоря, если ребенок хорошо себя ведет, ему говорят что он любимый, ему уделяют внимание, заботятся, если плохо – ничего этого нет);
- завышенные требования и ожидания по отношению к ребенку;
- постоянные сравнения с другими детьми не в лучшую сторону;
- ранняя и болезная разлука с матерью (возможная психотравма).
Сначала малыш просто научается стесняться, а потом, со временем, становится застенчивым. Навык превращается в привычку, привычка – в черту характера.
Часто бывает, что когда у малыша уже развилась застенчивость, родители продолжают совершать все те же ошибки, лишь усугубляя положение.
Категорически нельзя:
- давить на застенчивого ребенка, проявлять нетерпение, заставлять его делать то, что он не желает – «Ну! Давай! Ну, что ты! Смелее!»;
- ругать и стыдить его за боязливость и нерешительность – «И что мне с тобой делать? Все дети как дети, а ты трус!»;
- высмеивать малыша – «Посмотрите на него! Он опять стоит в сторонке и боится подойти к другим детям!»;
- пытаться рационализировать – «Здесь нет ничего страшного! Чего тут бояться?!».
Нежные и ранимые малыши не выдерживают всего этого. Они еще больше замыкаются в себе, становятся еще стеснительнее!
Рекомендации родителям
Застенчивые детки привыкли думать и размышлять. А для этих действий нужно время! Отсюда первый совет родителям застенчивых малышей: дать ребенку время и возможность самому освоиться в обстановке, заставляющей его чувствовать себя неуверенно.
Нужно быть терпеливее! Лучше всего просто находиться рядом с малышом, показывая, что здесь безопасно, не подгоняя его и не критикуя.
Если, к примеру, другие дети играют в новую для малыша игру (у него отсутствует этот социальный навык), ребенок боится к ним присоединиться. Не нужно его толкать: «Иди! Играй!». Пусть малыш сначала понаблюдает, поймет правила игры и вскоре он сам, спокойно, без страха присоединиться к детям.
Секрет этого способа таится в постепенном осознании ребенком того, что у него есть выбор и он может его осуществить не только свободно, но и самостоятельно. Развитие самостоятельности влечет повышение уверенности ребенка в себе, которой ему как раз и недостает.
Второй момент – нарабатывать позитивный опыт общения, приобретать те самые недостающие социальные навыки. Иными словами, нужно учить ребенка общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Ребенок учится общаться, подражая, он социализируется и постепенно адаптируется к детскому коллективу, только если находится в нем.
Чтобы у застенчивого малыша навыки общения и социального взаимодействия формировались в позитивном ключе, родители должны создавать своими руками позитивную среду для общения. Следует почаще приглашать в гости других деток, бывать на детских мероприятиях, тщательно выбирать группу детского сада/класс.
Застенчивые дети боятся всего нового и новых коллективов в особенности, поэтому вводить ребенка в них нужно постепенно. Первое время не нужно оставлять ребенка одного среди других деток, но и затягивать с пребыванием рядом тоже не стоит.
Когда малыш освоится в компании, это будет заметно. Что и послужит сигналом что робость (по крайней мере, в этой ситуации, в данный момент) ребенку удалось преодолеть.
Развивать творческие способности ребенка – третий и основной совет. Это совет «три в одном».
- воспитать в нем настоящий талант, тем самым открыв перед ним дорогу к возможной будущей профессии;
- открыть для него наилучший способ выражать сложные, глубокие, волнующие его чувства и переживания (по сути, любое творчество всегда в некоторой степени и арт-терапия и способ донести свои мысли, чувства, воспоминания другим людям);
- помочь утвердиться в среде сверстников за счет повышения самооценки, которая в свою очередь поддерживается успехами в творчестве.
Также психологи рекомендуют родителям:
- не называть самим и не позволять другим людям называть ребенка застенчивым;
- хвалить малыша за любые, даже незначительные проявления смелости, уверенности в себе и решительности;
- мотивировать ребенка играть в шумные игры, бегать, прыгать, кричать, петь, то есть открыто выражать яркие эмоции (которых он стесняется);
- при беседе с малышом с улыбкой смотреть ему в глаза и учить его устанавливать зрительный контакт с другими людьми;
- рассказать о том, что такое общение и почему оно полезно;
- играть в игры про общение, инсценировать процесс дружеского общения, ставить сценки из сказок;
- делиться с малышом собственным опытом преодоления застенчивости или успешным опытом других людей (но без иронии и излишней требовательности: «Я смог, а ты что? Не сможешь?»);
- учить малыша реагировать на агрессивных собеседников, рассказывать и показывать каким образом можно постоять за себя, если другой ребенок обижает;
- учить малыша способам нравиться другим людям без слов (например, делиться своими конфетами и игрушками) и располагать собеседника словесно (говорить комплименты, подсказывать и так далее).
В случае, если собственными силами не получается преодолеть чрезмерную стеснительность ребенка, необходимо обратиться за помощью к психологу.
Игры для застенчивых детей
Ау!
Возраст детей: младший дошкольный
Цель игры: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.
Наглядный материал, атрибуты игры: –
Игровые действия: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Правила игры: ребенок, стоящий спиной по всем должен отгадать, кто сказал «Ау!». Если он угадывает кто это, то тот встает на его место. Если не отгадывает, то водящий выбирается считалочкой.
Тихо - громко
Возраст детей: младший дошкольный
Цель игры: снятие эмоционального напряжения, научить детей попеременно изменять ритм движений по указанию педагога
Наглядный материал, атрибуты игры: бубен
Игровые действия: педагог берет бубен, под громкие и частые удары бубна дети активно двигаются, не сходя с места: прыгают на месте, сильно топают ногами, размахивают руками и т. д., в зависимости от пожеланий ребенка. Когда удары бубна становятся редкими и слабыми, дети снижают активность и бесшумно шагают на месте – крадучись, медленно и приподнимаясь на цыпочки
Правила игры: дети должны суметь резко сменить свои движения, для этого они должны внимательно слушать бубен
Буратино!
Возраст детей: младший дошкольный
Цель игры: научить детей изображать заданные эмоции, такие как грусть, радость, восторг, скука, плач, веселье и т. д
Наглядный материал, атрибуты игры: –
Игровые действия: дети при помощи считалки выбирают водящего. Педагог втайне от других детей называет водящему эмоцию: «Буратино плачет, смеется…», тот воспроизводит ее при помощи мимики и жестов. Остальные дети угадывают, что именно изобразил водящий.
Правила игры: ребенок, первым, назвавший правильный ответ, становится новым водящим
Наши маленькие друзья
Возраст детей: младший дошкольный
Цель игры: развивать в детях способность сочувствовать и сопереживать, развивать бережное отношение к домашним питомцам.
Наглядный материал, атрибуты игры: рисунки детей
Игровые действия: предварительно педагог предлагает детям нарисовать своих домашних животных. По этим рисункам дети должны рассказать истории о своих любимцах. Это может быть история появления маленького друга в семье ребенка, какой-нибудь забавный случай из их жизни или просто рассказ, о том, как они живут, чем занимаются, куда ходят гулять и т. д.
Правила игры: ребенок должен нарисовать своего домашнего животного и рассказать о нем, у кого нету домашнего животного – предлагаем нарисовать то животное, какое бы они хотели и рассказать чтобы делали с ним, где гуляли и т.д.
Интервью
Возраст детей: старший дошкольный
Цель игры: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.
Наглядный материал, атрибуты игры: стул
Игровые действия: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий (если детям сложно придумать вопросы, то эту роль воспитатель берет на себя). Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.
Правила игры: ребенок должен представить, что он взрослый, придумать себе какая у него жизнь и отвечать на все вопросы ведущего.
Войди в круг – выйди из круга
Возраст детей: старший дошкольный
Цель игры: развитие эмпатии, отработка способов поведения в одиночестве, совершенствование навыков межличностной коммуникации
Наглядный материал, атрибуты игры: –
Игровые действия: дети выбирают водящего и становятся в круг, очень тесно прижимаясь друг к другу (ногами, туловищами, плечами) и обхватывая друг друга за талию. Водящий остается за кругом. Он всеми силами пытается пробраться в круг — уговаривает, толкается, старается разорвать цепь. Если водящему удается пробиться в центр круга, все его поздравляют, а пропустивший становится водящим.
Правила игры: взрослый следит, чтобы дети не проявляли агрессию, помогает водящему, если ему приходится тяжело
Газета
Возраст детей: старший дошкольный
Цель игры: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.
Наглядный материал, атрибуты игры: газета
Игровые действия: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится.
Правила игры: не выталкивать своих товарищей, пытаться устоять на газете
Какая оценка?
Возраст детей: старший дошкольный
Цель игры: научить детей изображать различные по силе проявления эмоций.
Наглядный материал, атрибуты игры: –
Игровые действия: водящий ребенок должен изобразить, какие эмоции испытывает ребенок, получивший определенную заданную оценку. Ребенок, получивший пятерку, изображает бурную радость, получивший четверку – радуется умеренно, получивший тройку – изображает печаль, двойку – грустит, получивший единицу изображает сильно расстроенного человека.
Правила игры: дети выбирают водящего при помощи считалки, педагог в тайне от остальных сообщает ребенку оценку, «которую он получил», ребенок изображает проявление эмоций, остальные дети пытаются определить, получение какой оценки изображал ребенок.
Ладонь в ладонь
Возраст детей: младший дошкольный
Цель игры: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Наглядный материал, атрибуты игры: –
Игровые действия: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек, реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.
Правила игры: взрослый следит, чтобы дети не наталкивались друг на друга
Клубочек
Возраст детей: младший дошкольный
Цель игры: развитие коммуникативных навыков.
Наглядный материал, атрибуты игры: клубок ниток.
Игровые действия: дети садятся в полукруг. Воспитатель становится в центре и, намотав нитку на палец, бросает ребёнку клубочек, спрашивая при этом о чём-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребёнок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задаёт вопрос, передавая клубочек следующему игроку.
Правила игры: если ребёнок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему. Когда все участники соединись ниточкой, воспитатель должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко.
Поварята
Возраст детей: младший дошкольный
Цель игры: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.
Наглядный материал, атрибуты игры: –
Игровые действия: договариваемся, что будем "готовить" - суп, компот, салат и т.д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь ещё. Воспитатель - ведущий, он выкрикивает название ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий берёт его за руку и т.д.
Правила игры: названные дети выпрыгивают в круг и берут за руку следующих, нельзя выпрыгивать, если тебя не назвали, игра заканчивается, как только все дети снова оказались в кругу
Различная походка
Возраст детей: младший дошкольный
Цель игры: снятие эмоционального напряжения, развитие раскрепощенности
Наглядный материал, атрибуты игры: –
Игровые действия: Дети и воспитатель садятся в круг. По очереди ребята выходят и показывают различных персонажей (придумывает воспитатель). Например, горилла, артист на сцене, старичок, малыш, который только научился ходить и т.д.
Правила игры: дети изображают героев, воспитатель и остальные дети отгадывают
Кинолента
Возраст детей: старший дошкольный
Цель игры: развитие невербальных средств общения, развитие памяти.
Наглядный материал, атрибуты игры: –
Игровые действия: дети садятся в круг и создают кино «с первого слова». Первый ребенок придумывает слово, второй должен повторить его и добавить одно свое слово, третий повторит первые 2 слова и скажет свое и т. д. Когда все дети проговорят желаемое, они должны показать фильм с помощью пластики и мимики.
Правила игры: нельзя перебивать друг друга, выкрикивать слова вместо товарищей
Зоопарк
Возраст детей: старший дошкольный
Цель игры: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.
Наглядный материал, атрибуты игры: –
Игровые действия: Дети делятся на две команды. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — зрители — они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название.
Правила игры: воспитатель следит за ходом игры. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями.
Где мы были мы не скажем, а что делали – покажем
Возраст детей: старший дошкольный
Цель игры: развитие коммуникативных навыков
Наглядный материал, атрибуты игры: –
Игровые действия: Дети делятся на две команды. Одна команда показывает любое действие (например, зайчик прыгает), другая команда должна отгадать что или кого показывают ребята. Затем они меняются местами.
Правила игры: дети без слов показывают какое-то действие, а другие отгадывают, выигрывает та команда, которая больше отгадала
Живая картина
Возраст детей: старший дошкольный
Цель игры: развитие выразительности движений, произвольности, коммуникативных навыков.
Наглядный материал, атрибуты игры: –
Игровые действия: Воспитатель с помощью считалки выбирает водящего. Остальные дети придумывают сюжет сценки и замирают, пытаясь ее передать. Водящий угадывает название «картины»
Правила игры: дети создают сюжетную сценку и замирают. Изменить позу они могут лишь после того, как водящий угадает название «картины».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям застенчивых детей
Рекомендации родителям застенчивых детей...
Картотека игр «Коррекция агрессивности, демонстративности, обидчивости, застенчивости детей»
Игры для детей с нарушениями эмоционально-личностной сферы направленные на коррекцию агрессивности, демонстративности, обидчивости, застенчивости детей...
Картотека коррекционных игр для застенчивых детей
Карточки с коррекционными играми для застенчивых детей...
Застенчивые дети. Рекомендации родителям.
Причины застенчивости, рекомендации родителям в воспитании застенчивых детей....
Рекомендации родителям застенчивых детей
Особенности застенчивости как черты характера. Нужно ли исправлять?...
Картотека игр для застенчивых детей; для коррекции поведения тревожных детей; для коррекции агрессивного поведения у дошкольников
Картотека игр для застенчивых детей; для коррекции поведения тревожных детей; Для коррекции агрессивного поведения у дошкольников...
Картотека игр для застенчивых детей
Картотека "Игры для застенчивых детей"...
- Мне нравится (1)