Застенчивые дети. (рекомендации + картотека игр)
материал

Родителям застенчивых детей. (рекомендации + картотека игр)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zastenchivye_deti._rekomendatsii_kartoteka_igr.docx30.82 КБ

Предварительный просмотр:

 Застенчивые дети. (рекомендации+ картотека игр)

Застенчивость – это и состояние психики, и черта характера, и соответствующее поведение. Застенчивый ребенок еще более стеснителен, чем взрослый застенчивый человек, так как помимо неуверенности в себе (наблюдающейся у всех застенчивых людей), у него еще недостает необходимых социальных навыков.

Частые ошибки родителей, приводящие к возникновению застенчивости у ребенка:

  • чрезмерная строгость, принципиальность и требовательность (особенно со стороны матери);
  • гиперопека, чрезмерная забота о ребенке;
  • условная любовь (грубо говоря, если ребенок хорошо себя ведет, ему говорят что он любимый, ему уделяют внимание, заботятся, если плохо – ничего этого нет);
  • завышенные требования и ожидания по отношению к ребенку;
  • постоянные сравнения с другими детьми не в лучшую сторону;
  • ранняя и болезная разлука с матерью (возможная психотравма).

Сначала малыш просто научается стесняться, а потом, со временем, становится застенчивым. Навык превращается в привычку, привычка – в черту характера.
Часто бывает, что когда у малыша уже развилась застенчивость, родители продолжают совершать все те же ошибки, лишь усугубляя положение.

Категорически нельзя:

  • давить на застенчивого ребенка, проявлять нетерпение, заставлять его делать то, что он не желает – «Ну! Давай! Ну, что ты! Смелее!»;
  • ругать и стыдить его за боязливость и нерешительность – «И что мне с тобой делать? Все дети как дети, а ты трус!»;
  • высмеивать малыша – «Посмотрите на него! Он опять стоит в сторонке и боится подойти к другим детям!»;
  • пытаться рационализировать – «Здесь нет ничего страшного! Чего тут бояться?!».

Нежные и ранимые малыши не выдерживают всего этого. Они еще больше замыкаются в себе, становятся еще стеснительнее!

Рекомендации родителям

Застенчивые детки привыкли думать и размышлять. А для этих действий нужно время! Отсюда первый совет родителям застенчивых малышей: дать ребенку время и возможность самому освоиться в обстановке, заставляющей его чувствовать себя неуверенно.
Нужно быть терпеливее! Лучше всего просто находиться рядом с малышом, показывая, что здесь безопасно, не подгоняя его и не критикуя.
Если, к примеру, другие дети играют в новую для малыша игру (у него отсутствует этот социальный навык), ребенок боится к ним присоединиться. Не нужно его толкать: «Иди! Играй!». Пусть малыш сначала понаблюдает, поймет правила игры и вскоре он сам, спокойно, без страха присоединиться к детям.
Секрет этого способа таится в постепенном осознании ребенком того, что у него есть выбор и он может его осуществить не только свободно, но и самостоятельно. Развитие самостоятельности влечет повышение уверенности ребенка в себе, которой ему как раз и недостает.

Второй момент – нарабатывать позитивный опыт общения, приобретать те самые недостающие социальные навыки. Иными словами, нужно учить ребенка общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Ребенок учится общаться, подражая, он социализируется и постепенно адаптируется к детскому коллективу, только если находится в нем.
Чтобы у застенчивого малыша навыки общения и социального взаимодействия формировались в позитивном ключе, родители должны создавать своими руками позитивную среду для общения. Следует почаще приглашать в гости других деток, бывать на детских мероприятиях, тщательно выбирать группу детского сада/класс.
Застенчивые дети боятся всего нового и новых коллективов в особенности, поэтому вводить ребенка в них нужно постепенно. Первое время не нужно оставлять ребенка одного среди других деток, но и затягивать с пребыванием рядом тоже не стоит.
Когда малыш освоится в компании, это будет заметно. Что и послужит сигналом что робость (по крайней мере, в этой ситуации, в данный момент) ребенку удалось преодолеть.

Развивать творческие способности ребенка – третий и основной совет.  Это совет «три в одном».

  • воспитать в нем настоящий талант, тем самым открыв перед ним дорогу к возможной будущей профессии;
  • открыть для него наилучший способ выражать сложные, глубокие, волнующие его чувства и переживания (по сути, любое творчество всегда в некоторой степени и арт-терапия и способ донести свои мысли, чувства, воспоминания другим людям);
  • помочь утвердиться в среде сверстников за счет повышения самооценки, которая в свою очередь поддерживается успехами в творчестве.

Также психологи рекомендуют родителям:

  • не называть самим и не позволять другим людям называть ребенка застенчивым;
  • хвалить малыша за любые, даже незначительные проявления смелости, уверенности в себе и решительности;
  • мотивировать ребенка играть в шумные игры, бегать, прыгать, кричать, петь, то есть открыто выражать яркие эмоции (которых он стесняется);
  • при беседе с малышом с улыбкой смотреть ему в глаза и учить его устанавливать зрительный контакт с другими людьми;
  • рассказать о том, что такое общение и почему оно полезно;
  • играть в игры про общение, инсценировать процесс дружеского общения, ставить сценки из сказок;
  • делиться с малышом собственным опытом преодоления застенчивости или успешным опытом других людей (но без иронии и излишней требовательности: «Я смог, а ты что? Не сможешь?»);
  • учить малыша реагировать на агрессивных собеседников, рассказывать и показывать каким образом можно постоять за себя, если другой ребенок обижает;
  • учить малыша способам нравиться другим людям без слов (например, делиться своими конфетами и игрушками) и располагать собеседника словесно (говорить комплименты, подсказывать и так далее).

В случае, если собственными силами не получается преодолеть чрезмерную стеснительность ребенка, необходимо обратиться за помощью к психологу.

   

                                      Игры для застенчивых детей

Ау!

Возраст детей: младший дошкольный

Цель игры: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

Наглядный материал, атрибуты игры: –

Игровые действия: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Правила игры: ребенок, стоящий спиной по всем должен отгадать, кто сказал «Ау!». Если он угадывает кто это, то тот встает на его место. Если не отгадывает, то водящий выбирается считалочкой.

Тихо - громко

Возраст детей: младший дошкольный

Цель игры: снятие эмоционального напряжения, научить детей попеременно изменять ритм движений по указанию педагога

Наглядный материал, атрибуты игры: бубен

Игровые действия: педагог берет бубен, под громкие и частые удары бубна дети активно двигаются, не сходя с места: прыгают на месте, сильно топают ногами, размахивают руками и т. д., в зависимости от пожеланий ребенка. Когда удары бубна становятся редкими и слабыми, дети снижают активность и бесшумно шагают на месте – крадучись, медленно и приподнимаясь на цыпочки

Правила игры: дети должны суметь резко сменить свои движения, для этого они должны внимательно слушать бубен

Буратино!

Возраст детей: младший дошкольный

Цель игры: научить детей изображать заданные эмоции, такие как грусть, радость, восторг, скука, плач, веселье и т. д

Наглядный материал, атрибуты игры: –

Игровые действия: дети при помощи считалки выбирают водящего. Педагог втайне от других детей называет водящему эмоцию: «Буратино  плачет, смеется…», тот воспроизводит ее при помощи мимики и жестов. Остальные дети угадывают, что именно изобразил водящий.

Правила игры: ребенок, первым, назвавший правильный ответ, становится новым водящим

Наши маленькие друзья

Возраст детей: младший дошкольный

Цель игры: развивать в детях способность сочувствовать и сопереживать, развивать бережное отношение к домашним питомцам.

Наглядный материал, атрибуты игры: рисунки детей

Игровые действия: предварительно педагог предлагает детям нарисовать своих домашних животных. По этим рисункам дети должны рассказать истории о своих любимцах. Это может быть история появления маленького друга в семье ребенка, какой-нибудь забавный случай из их жизни или просто рассказ, о том, как они живут, чем занимаются, куда ходят гулять и т. д.

Правила игры: ребенок должен нарисовать своего домашнего животного и рассказать о нем, у кого нету домашнего животного – предлагаем нарисовать то животное, какое бы они хотели и рассказать чтобы делали с ним, где гуляли и т.д.

Интервью

Возраст детей: старший дошкольный

Цель игры: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.

Наглядный материал, атрибуты игры: стул

Игровые действия: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий (если детям сложно придумать вопросы, то эту роль воспитатель берет на себя). Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

Правила игры: ребенок должен представить, что он взрослый, придумать себе какая у него жизнь и отвечать на все вопросы ведущего.

Войди в круг – выйди из круга

Возраст детей: старший дошкольный

Цель игры: развитие эмпатии, отработка способов поведения в одиночестве, совершенствование навыков межличностной коммуникации

Наглядный материал, атрибуты игры: –

Игровые действия: дети выбирают водящего и становятся в круг, очень тесно прижимаясь друг к другу (ногами, туловищами, плечами) и обхватывая друг друга за талию. Водящий остается за кругом. Он всеми силами пытается пробраться в круг — уговаривает, толкается, старается разорвать цепь. Если водящему удается пробиться в центр круга, все его поздравляют, а пропустивший становится водящим.

Правила игры: взрослый следит, чтобы дети не проявляли агрессию, помогает водящему, если ему приходится тяжело

Газета

Возраст детей: старший дошкольный

Цель игры: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.

Наглядный материал, атрибуты игры: газета

Игровые действия: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится.

Правила игры: не выталкивать своих товарищей, пытаться устоять на газете

Какая оценка?

Возраст детей: старший дошкольный

Цель игры: научить детей изображать различные по силе проявления эмоций.

Наглядный материал, атрибуты игры: –

Игровые действия: водящий ребенок должен изобразить, какие эмоции испытывает ребенок, получивший определенную заданную оценку. Ребенок, получивший пятерку, изображает бурную радость, получивший четверку – радуется умеренно, получивший тройку – изображает печаль, двойку – грустит, получивший единицу изображает сильно расстроенного человека.

Правила игры: дети выбирают водящего при помощи считалки, педагог в тайне от остальных сообщает ребенку оценку, «которую он получил», ребенок изображает проявление эмоций, остальные дети пытаются определить, получение какой оценки изображал ребенок.

Ладонь в ладонь

Возраст детей: младший дошкольный

Цель игры: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Наглядный материал, атрибуты игры: –

Игровые действия: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек, реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

Правила игры: взрослый следит, чтобы дети не наталкивались друг на друга

Клубочек

Возраст детей: младший дошкольный

Цель игры: развитие коммуникативных навыков.

Наглядный материал, атрибуты игры: клубок ниток.

Игровые действия: дети садятся в полукруг. Воспитатель становится в центре и, намотав нитку на палец, бросает ребёнку клубочек, спрашивая при этом о чём-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребёнок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задаёт вопрос, передавая клубочек следующему игроку.

Правила игры: если ребёнок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.  Когда все участники соединись ниточкой, воспитатель должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко.

Поварята

Возраст детей: младший дошкольный

Цель игры: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.

Наглядный материал, атрибуты игры: –

Игровые действия: договариваемся, что будем "готовить" - суп, компот, салат и т.д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь ещё. Воспитатель - ведущий, он выкрикивает название ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий берёт его за руку и т.д.

Правила игры: названные дети выпрыгивают в круг и берут за руку следующих, нельзя выпрыгивать, если тебя не назвали, игра заканчивается, как только все дети снова оказались в кругу

Различная походка

Возраст детей: младший дошкольный

Цель игры: снятие эмоционального напряжения, развитие раскрепощенности

Наглядный материал, атрибуты игры: –

Игровые действия: Дети и воспитатель садятся в круг. По очереди ребята выходят и показывают различных персонажей (придумывает воспитатель). Например, горилла, артист на сцене, старичок, малыш, который только научился ходить и т.д.

Правила игры: дети изображают героев, воспитатель и остальные дети отгадывают

Кинолента

Возраст детей: старший дошкольный

Цель игры: развитие невербальных средств общения, развитие памяти.

Наглядный материал, атрибуты игры: –

Игровые действия: дети садятся в круг и создают кино «с первого слова». Первый ребенок придумывает слово, второй должен повторить его и добавить одно свое слово, третий повторит первые 2 слова и скажет свое и т. д. Когда все дети проговорят желаемое, они должны показать фильм с помощью пластики и мимики.

Правила игры: нельзя перебивать друг друга, выкрикивать слова вместо товарищей

Зоопарк

Возраст детей: старший дошкольный

Цель игры: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.

Наглядный материал, атрибуты игры: –

Игровые действия: Дети делятся на две команды. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — зрители — они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название.

Правила игры: воспитатель следит за ходом игры. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями.

Где мы были мы не скажем, а что делали – покажем

Возраст детей: старший дошкольный

Цель игры: развитие коммуникативных навыков

Наглядный материал, атрибуты игры: –

Игровые действия: Дети делятся на две команды. Одна команда показывает любое действие (например, зайчик прыгает), другая команда должна отгадать что или кого показывают ребята. Затем они меняются местами.

Правила игры: дети без слов показывают какое-то действие, а другие отгадывают, выигрывает та команда, которая больше отгадала

Живая картина

Возраст детей: старший дошкольный

Цель игры: развитие выразительности движений, произвольности, коммуникативных навыков.

Наглядный материал, атрибуты игры: –

Игровые действия: Воспитатель с помощью считалки выбирает водящего. Остальные дети придумывают сюжет сценки и замирают, пытаясь ее передать. Водящий угадывает название «картины»

Правила игры: дети создают сюжетную сценку и замирают. Изменить позу они могут лишь после того, как водящий угадает название «картины».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям застенчивых детей

Рекомендации родителям застенчивых детей...

Картотека игр «Коррекция агрессивности, демонстративности, обидчивости, застенчивости детей»

Игры для детей с нарушениями эмоционально-личностной сферы направленные на коррекцию агрессивности, демонстративности, обидчивости, застенчивости детей...

Картотека коррекционных игр для застенчивых детей

Карточки с коррекционными играми для застенчивых детей...

Застенчивые дети. Рекомендации родителям.

Причины застенчивости, рекомендации родителям в воспитании застенчивых детей....

Рекомендации родителям застенчивых детей

Особенности застенчивости как черты характера. Нужно ли исправлять?...

Картотека игр для застенчивых детей; для коррекции поведения тревожных детей; для коррекции агрессивного поведения у дошкольников

Картотека игр для застенчивых детей; для коррекции поведения тревожных детей; Для коррекции агрессивного поведения у дошкольников...

Картотека игр для застенчивых детей

Картотека "Игры для застенчивых детей"...