Создание проблемных ситуаций как средство развития логического мышления
материал
Предварительный просмотр:
Создание проблемных ситуаций – как средство развития логического мышления.
Проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Чтобы у дошкольника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал любопытство и удивление.
Этапы процесса постановки и решения проблемной ситуации: постановка, формулирование проблемы; выдвижение предположений и гипотез; выбор, проверка гипотез; подведение итогов, вывод.
Приемы организации поисковой деятельности: система вопросов, переформулирование условий задачи, наводящие задачи или задачи – подсказки; цепочка наводящих задач, готовый вариант решения.
Из проблемной ситуации может быть четыре выхода:
- воспитатель сам ставит и решает проблему;
- воспитатель сам ставит и решает проблему, привлекая детей к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательств гипотезы и проверке решения;
- более высокий уровень, когда дети самостоятельно ставят и решают проблему без помощи воспитателя (но, как правило, под его руководством).
Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Создать проблемную ситуацию можно везде - на прогулке, в режимных моментах, в совместной деятельности, в процессе образовательной деятельности.
Проблемные ситуации в непосредственно-образовательной деятельности
В качестве примера приведу фрагменты НОД «Космическое путешествие», в котором обучение построено как увлекательная проблемно-игровая деятельность. Целью данной непосредственно образовательной деятельности являлось формирование математических представлений, а математические представления – это мощный фактор интеллектуального развития дошкольников.
Чтобы заинтересовать ребенка, активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности, овладению программных задач, повысить эффективность обучения вначале была создана игровая мотивация: «предстоит совершить фантастический полет в космос, где вы встретитесь с чудесами, неизведанными открытиями, где ожидают нас таинственные и захватывающие приключения». После принятия цели, перед детьми встала проблема: «На чем же можно полететь в космос? ». Здесь были показаны иллюстрации с изображениями самолета, воздушного шара, ракеты. Дети высказывали свои предложения и доказывали правильность выбора, т. е. учились самостоятельно думать, рассуждать, фантазировать. У детей развивались речь, мышление, углублялись знания.
В игре «Построй ракету» дети не только закрепляли названия геометрических фигур, количественный счет (сколько квадратов, прямоугольников и т. д.), но и учились выделять элементы объекта и соединять их в единое целое. Игра развивала у детей геометрическую зоркость, способность к умственным действиям: анализу, синтезу, сравнению.
закономерностей».
Занимательные задачи способствовали развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения, развивалось произвольное внимание, мыслительные операции, речь, пространственные представления, на основе сравнения учились выявлять закономерности.
И, конечно же, в НОД были включены физкультминутки, тематически связанные с учебными заданиями, играющие положительную роль в усвоении программного материала. Это позволяло переключить активность (умственную, двигательную, речевую, не выходя из учебной ситуации.)
Таким образом, можно сделать вывод, что в игровой форме происходило прививание ребенку знания в области математики, он обучался выполнять различные действия, умственные операции, развивал память, внимание, мышление, творческие и познавательные способности. А проблемность обучения способствовала развитию гибкости, вариативности мышления, формировала активную творческую позицию ребенка.
Проблемные ситуации в режимных моментах
Задачи: - развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
- формировать обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
- развивать способности к прогнозированию будущих изменений.
Счет предметов по парам.
Ситуация: «Определить, сколько детей в группе?»
Сюжет: На батарее лежат перчатки.
Проблема: Можно ли узнать, сколько детей было на прогулке? Как это сделать?
Вывод: Систематическая работа по интеллектуальному развитию дошкольников через использование игровых технологий, через решение проблемных ситуаций позволяет повысить уровень их познавательной и умственной активности, формировать элементарные математические представления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание проблемных ситуаций в процессе формирования ЭМП как средство развития логического мышления.
Презентация- докад о значении проблемных ситуаций при формировании элементарных математических представлениях. Рассмотрены виды проблемных ситуаций, их примеры, пути решения, методическая литера...
Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».
Чтобы повысить компетентность родителей в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье, научить их организовать интересную, увлекательную игровую деятельность в се...
Логические блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у дошкольников
консультация для педагогов и родителей о работе с логическими блоками Дьенеша, описание игры, цели и задачи, ожидаемые результаты,практическая работа...
Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».
Проблема развития математического образования на сегодняшний день стоит остро. Поэтому в 2013 году Министерством образования и науки Российской Федерации была разработана Концепция развития математиче...
Семинар – практикум для родителей «Логические игры – средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».
Семинар- практикум "Логические игры"в помощь педагогам для проведения мероприятий с родителями...
Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений.«Логические игры – средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».
Семья – важнейшая составляющая любого общества, и в жизни каждого человека играет очень важную роль. Именно под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарны...
«Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников. Возможности материала «Логические блоки Дьенеша»
laquo;Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников. Возможности материала «Логические блоки Дьенеша»...