Открытое музейное занятие "Славянские куклы - обереги"
план-конспект занятия (средняя группа)
Музейное занятие "Славянские куклы - обереги" для детей средней группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slavyanskie_kukly_-_oberegi.docx | 33.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Музейное занятие «Славянские куклы-обереги» (для детей 4-5 лет)
Цель: приобщение дошкольников к истокам народной и национальной культуры, художественно-прикладному искусству путем включения их в многообразную деятельность музея.
Задачи:
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к истории, традициям, культуре, устному народному творчеству.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность, внимание, коммуникативные качества. Развивать интерес к обычаям и традициям русского народа.
Обучающие:
- Дать представления детей о народных куклах, их разнообразии и назначении. Обогащать и активизировать словарный запас.
Предварительная работа:
Знакомство с понятием «музей», «мини-музей», «экспонаты», изба, мастерская, куклы – обереги, безликий, заповедный, колыбель, отборное зерно, напасти, «посолонь». Чтение пословиц и поговорок. Изучение литературы, просмотр презентаций и видео по теме «народные куклы», мастер – класс совместно с родителями по изготовлению куколок - оберегов.
Оборудование:
интерактивная доска, ноутбук, фоновая русская народная музыка, этно – костюмы у меня и у детей, декорация русской избы, люлька с куклой, лоскуты яркой материи, ленточки, кружева, нитки, куклы (обереговые, игровые, обрядовые): «Пеленашка», «Травница», «Крупеничка (зерновушка)», «кукла – колокольчик», «Первый сноп», «Желанница».
Ход занятия:
Видео «Славянские куклы», сопровождающееся этно – музыкой. Дети со мной проходят под музыку и встают в круг.
Воспитатель в образе Василисы Премудрой:
Как заведено при встрече,
Говорим мы всем гостям,
Здравствуйте, мы рады встрече, хором
Доброго дня и здоровья вам.
Здравствуйте ребята, здравствуйте гости дорогие
А мальчики то, как ясные соколы!
А девочки то, как аленькие цветочки!
Веселья вам, да радости!
А меня зовут Василиса Премудрая!
Приглашаю вас о жизни
Славянской побольше узнать,
Чем душу свою согревали, понять.
Что жить помогало и что защищало.
В: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, давайте с вами поздороваемся по старинному русскому обычаю, прижав руку к сердцу. (Василиса – далее В. показывает как).
В: Какие вы нарядные пришли, у вас красивые, русские костюмы. А что вы можете сказать о своей одежде?
Агата показывает на мой, свой костюм и на костюмы девочках со словами:
Нёс костюм характер благочинный,
Был для всех свободным, строгим, длинным.
На Руси короткие одежды
Надевать не смели и невежды.
Данил показывает на костюмы мальчиков:
Пояс на рубахи надевали,
Им себя от зла остерегали.
Ну, а распоясаться, конечно,
Было стыдно, да и просто грешно
Вика:
Про одежду дочкам говорили,
Шить и вышивать её учили,
Кукла в том помощницей была –
Первые наряды мерила она!
В: Какие красивые стихи вы рассказали о традиционной русской одежде, и правильно заметили, что давным – давно, на Руси, девочки учились шить костюмы и наряды на куклах! А когда малышка вырастала, приезжали сваты, родители невесты выставляли все рукодельные работы дочери, символизирующие ее мастерство и аккуратность. Сегодня я вам предлагаю посвятить нашу встречу тряпичным куколкам. И для этого я вам приглашаю к себе в гости. Но дорога ко мне открыта лишь тем, кто заповедные слова знает.
(повторяем хором)
Ты, клубок, не плутай, попасть в сказку помогай.
Приди нам на подмогу – укажи дорогу!
Идем от стульчиков к скамейке рядом с избой.
В: А вот и моё жилище, а попросту изба. Чтобы в домик мой попасть - надо ложками играть!
И ложки тут же лежат - ребята – сможете, порадуете?
Дети берут ложки, которые лежат в корзине, на пороге дома, садятся на лавку, которую я заранее поставила возле избы. И сидя, под народный этнос играют на ложках.
В: Дети, вы большие молодцы, гости дорогие, не стесняйтесь, будьте как дома! - А это моя мастерская. Кто подскажет, что означает слово «мастерская»?
(Ответы детей)
В: Правильно, молодцы, мастерская от слова мастер, в ней работают мастера.
Чтобы вам узнать, что я делаю в своей мастерской, вам нужно отгадать загадку:
Платья носит, есть не просит,
Всегда послушна и добродушна
(кукла)
В: Совершенно верно, ребята, здесь я делаю своих кукол. Здесь у меня много разной яркой материи, ленточки, кружева, нитки. Они понадобятся мне при изготовлении новых кукол.
В моей мастерской есть волшебный сундучок, но он закрыт, чтобы мой сундучок открылся, нужно сказать слова волшебные - «Фу-ты, ну-ты, лапти гнуты, сундучок, сундучок, открывай-ка свой бочок». Давайте вместе скажем. Дети повторяют. Воспитатель открывает сундучок.
В: Посмотрите, какие красивые тряпичные куклы хранит сундучок! Мои куклы необычные, их не купишь в магазине, их можно только сделать своими руками. В такие куклы играли бабушки ваших бабушек.
Давайте-ка сядем рядком, да поговорим ладком.
Пусть наши глазки все видят.
Ушки все слышат.
Голова запоминает, а ротик ей не мешает.
В: Ребята, моя мастерская с материалами для работы и с куколками которые стоят на выставке и лежат в волшебном сундучке называется мини - музеем тряпичной куклы. Ребята, вы знаете, что означает слово музей?
Д: Место, где собирают, хранят и выставляют на обозрение разные ценные предметы.
В: Молодцы! А так как у меня в избе места не много, я сделала мини – музей, другими словами – маленький музей. Ребята, а знаете ли вы, как называются предметы, которые хранятся в музее?
(ответы детей - экспонаты)
В: Ребятки, вы такие молодцы, на все вопросы ответили. В моем мини – музее основной экспонат – куклы тряпичные. Посмотрите, какие они все нарядные и разные. С ними можно не только играть, их можно дарить друг другу. На Руси люди раньше верили, что с помощью куклы можно защитить свой дом и своих близких. Для каждого случая нужна особенная кукла - обережная.
И сегодня я приготовила для вас встречу с некоторыми куклами – оберегами, которые хранятся в моем волшебном сундучке.
Достаю КУКЛУ «ПЕЛЕНАШКУ»
В: Дети, посмотрите, как называется эта кукла?
(Ответы детей)
В: А почему ее так назвали?
(Ответы детей)
В: Анелия, расскажи нам, что ты знаешь об этой кукле!
Анелия: это и кукла и оберег, и первая игрушка новорожденного. В старину, женщина, которая ждала рождения ребенка, делала Пеленашку. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, брала куклу-оберег и клала ее в колыбель, приговаривая:
"Сонница- бессонница», не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Люди верили, что эта кукла оберегает сон и спокойствие ребенка.
Чтоб малыш спокойно спал, а мама отдыхала, -хором
кукла духов на себя злобных отвлекала
В: Анелия, спасибо большое за такой интересный рассказ.
В: Ребята, рассмотрите куколку, из каких материалов она сделана?
Ответы детей (вата, тесемки, ткань)
В: Ребята, а давайте нашу куколку пеленашку положим в колыбельку и споем ей колыбельную песенку
Колыбельная со славянским этносом:
Ветер горы облетает - баю бай,
Над горами солнце тает – баю -бай,
Листья шепчутся устало баю – бай,
Тихо яблоко упало баю – бай,
Подломился стебель мяты баю – бай,
Желтым яблоком примятый баю – бай,
Месяц солнце провожает баю – бай
По цветам один гуляет баю – бай
В: какая красивая песня, спасибо, вы меня порадовали. Пусть наша куколка пеленашка лежит в колыбельке, а у меня для вас припасена еще куколка.
Вытаскиваю КУКЛУ «КРУПЕНИЧКУ» из ларца, спрашиваю у детей, как она называется
(ответы детей)
В: Агата расскажи, что ты знаешь об этой куколке?
Агата: Крупеничка - главная кукла в семье – это оберег на сытость и достаток в семье. Делали эту куклу после сбора урожая. Её наполняли отборным – самым лучшим зерном или пшеницей, которое использовали для посева на следующий год. На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу и легко усваивается, доступно для взращивания на территории славян.
В: Агата, спасибо за такой интересный рассказ. (дополняю) «Уроди Вам, Боже, гречи без счету. Без хлеба и каши ни во что труды наши!» - говорили наши предки.
В: Арина, теперь ты расскажи нам, что ты знаешь об этой куколке.
А: В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда. А что бы зерна было много, нужно было ещё и очень много трудиться.
В: (прикладываю к уху Крупеничку и говорю: Крупеничка прислала вам из прошлого пословицы, да вот только пока шагала, через века последние слова в них потеряла. Поможем восстановить:
- От скуки бери дело…. (в руки)
- Была бы охота – заладится любая (работа)
- Поспешишь людей (насмешишь)
- Глаза страшатся, а руки (делают)
- Где хотение, там и ….(умение).
-Не потрудиться, так и хлеба … (не добиться)
-Без хорошего труда нет …(плода)
-Баловством хлеба …(не добьешься)
В: Ребята, вы большие молодцы, много пословиц о труде знаете. Я вас хочу познакомить с еще одной пословицей – делу время – потехе час. На Руси, в селе или в деревне, после сбора урожая, собирались и взрослые и дети, водили хороводы, да водили с хоровод с песнями, шутками да прибаутками, под хороводные песни, в которых рассказывалось о всех периодах посева и сбора урожая тех растений, от которых зависела судьба крестьянина.
Я вас приглашаю встать в круг, немного размяться под одну из таких историй).
Эй, веселый народ, становитесь в хоровод!
Мы по кругу пойдем- хоровод поведем!!!
Идем по кругу, говорим хором и показываем движения под аутентичную музыку
Упражнение на развитие координации движений «Колоски»
По весне поле вспахали, скользящие движения ладонями друг от друга
Зерном поле засевали. «сеют»
Солнце припекает, перекрещенные руки наверху «солнце»
Землю согревает. опускаем руки пружинистыми движениями
Высоко поднялись колоски, сгибаем руки в локтях, ладонями друг к другу
К солнышку тянутся они. медленно поднимаем вверх
Ветер налетает, колоски качает. покачиваем руками над головой
Вправо пригнулись, влево качнулись. наклон корпуса и рук вправо, влево
А как дождичек идет, опускаем руки, шевеля пальцами
Рожь водицу пьет и пьет. складываем ладони «чашечкой», пьем
Вот какая нива! поднимаем руки, раздвигая пальцы
До чего красива! трясем кистями рук над головой
ЗНАКОМСТВО С КУКОЛКОЙ - ТРАВНИЦЕЙ
В: молодцы, хорошо потанцевали, (отдохнули) и я вам хочу показать еще одну куклу – оберег из своего сундучка – посмотрите, у меня в руках - КУКОЛКА – КУБЫШКА - ТРАВНИЦА. Как вы думаете, почему она так называется?
(ответ детей – при изготовлении этой куклы использовалась трава)
В: Правильно. И использовалась эта кукла в лечебных целях. Поскольку при изготовлении ее туловища применялись лечебные травы, то считалось что она помогает поскорее вернуть здоровье человеку. Её ставили у изголовья больного или подвешивали над колыбелькой. Для того, чтобы кукла источала травяной аромат, её нужно было помять руками.
В: Дети, посмотрите на куколку, давайте ее немного помнем, помогите мне, чувствуете, как травой запахло?
В: Ребята, наша кубышечка - травница пока к нам шла свои мешочки здоровья - узелки с травой истратила на защиту от болезней. Давайте ей поможем, сделаем ей много новых мешочков с целебной травой.
Ответы детей - да, поможем)
Для этого в моей мастерской припасена лечебная трава - зверобой, ромашка и календула, также у меня есть ткань, вата и резиночки все это понадобится нам для изготовления мешочков здоровья для нашей гостьи. Ребята, справимся? приступаем.
Я помогаю детям и говорю: Ребята, вы большие молодцы, наша травница – кубышка теперь с любой болезнью справится, посмотрите сколько у нее лечебных мешочков припасено, она вас благодарит сердечно, ну а нам
пришло время возвращаться в группу, вот наш волшебный клубочек, хором скажем слова заповедные:
Катись, катись,
Волшебный клубок,
Прямо в группу, на порог!
Рефлексия
Идем за клубком к стульчикам.
Ну вот и подошла к концу наша встреча. А ну-ка всю правду скажите, не утаите, понравилось ли вам у меня в гостях?
- С какими куколками вы сегодня знакомились - с современными или старинными?
- понравилось знакомство с народной куклой?
- А что вам понравилось больше всего?
- Что нового вы узнали?
- Где в старину девушки хранили кукол?
- Почему некоторые куклы носят название оберег?
-Из каких материалов делали куколок на Руси?
- Почему у куколок не было лица?
- Гости дорогие, а вам понравилась наша встреча - посиделки?
- Посмотрите дорогие гости, какие замечательные и чудесные куколки – обереги мы сделали с ребятами и их родителями! На память о нашей встрече мы с ребятами подарим вам карточки - схемы с помощью них вы сможете сделать других кукол.
Дети берут карточки и дарят их гостям, потом встают полукругом и хором говорят:
Пусть счастливый оберег
Всех вас охраняет.
Дарит радость, шутки, смех
Ярким солнышком играет!
В: В наше время славянская кукла-оберег возрождается и возвращается, и мы с вами тоже принимаем в этом участие. Ребята, все эти куклы, которые вы сегодня видели есть в нашем музее «Тряпичная кукла». На следующем занятии мы с вами обязательно рассмотрим другие куклы. И научимся делать куклу – пеленашку. А сейчас нам пора прощаться с нашими гостями - до скорых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детям о куклах-оберегах: презентация "Куклы мартинички - весны заклички"
В презентации говорится об одной из кукол-оберегов, а именно о "мартиничках". Дается пошаговая инструкция по изготовлению таких куколю Данный вид деятельности абсолютно доступен дошколдникам, изготовл...
Мастер-класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы-оберега «Мамина кукла»
От того, что окружает ребенка в детстве, зависит то, каким взрослым он станет. Игрушки, в которые играет ребенок - не исключение.Каждый из нас помнит свою люби...
Знакомство с русской народной куклой, Кукла- оберег.
Конспект занятия (Подготовительная группа)...
Открытое комплексное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Народные куклы - обереги»
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад № 30»,г. Азов Открытое комплексное занятие по познавательному развитию в старшей группе«Народные...
Конспект Мастер-класса Изготовление тряпичной народной куклы-оберега «На счастье» Тема: «Изготовление тряпичной куклы-оберега Ангела».
НАЗНАЧЕНИЕ: Кукла АНГЕЛ предназначена для украшения новогодней ёлки,а также в качестве подарка на РОЖДЕСТВО....
Открытая организованная образовательная деятельность "Народные промыслы.Кукла-оберег."(название занятия) Уровень ДОУ 2020г.
20 февраля 2020 года воспитатель МДОУ № 56 , Виданова Ирина Леонидовна, провела для педагогов ДОУ открытое занятие "Народные умельцы" с детьми старшего дошкольного возраст...
День открытых дверей в рамках реализации районного инновационного проекта «Поделись опытом» по теме: «Формирование толерантности детей дошкольного возраста. Мастер-класс «Кукла -оберег – «Хозяюшка».
Мастер-класс «Кукла на ложке, оберег-Хозяюшка»https://disk.yandex.ru/i/fiGSzQNlCewoXg...