Игры и упражнения для поднятия эмоционального фона у детей старшего дошкольного возраста
картотека (старшая группа)

 В период раннего дошкольного детства эмоциональная составляющая играет важнейшую роль. Для полноценного развития на каждой ступени развития педагогу необходимо организовать эмоционально-развивающую среду для ребёнка. Для этого необходимо направлять свою деятельность на организацию в пространстве ДОУ эмоционально-настраивающего, эмоционально-стабилизирующего, эмоционально-активизирующего и, наконец, эмоционально-тренирующего компонентов среды. В картотеке представлены игры и упражнения, способствующие повышению эмоционального фона в детском коллективе и развитию эмоциональной сферы дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для эмоционального благополучия и развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

В период раннего дошкольного детства эмоциональная составляющая играет важнейшую роль. Для полноценного развития на каждой ступени развития педагогу необходимо организовать эмоционально-развивающую среду для ребёнка. Для этого необходимо направлять свою деятельность на организацию в пространстве ДОУ эмоционально-настраивающего, эмоционально-стабилизирующего, эмоционально-активизирующего и, наконец, эмоционально-тренирующего компонентов среды.

В картотеке представлены игры и упражнения, способствующие повышению эмоционального фона в детском коллективе и развитию эмоциональной сферы дошкольников.

1) «Одеяло»

Дети стоят все вместе на раскрытом одеяле. Потом одеяло складывается пополам, ещё пополам, ещё…. Дети должны обняться, чтобы уместиться всеми на одеяле.

2) «Ладонь в ладонь»

Нужно соединить левую с правой и правую с левой ладонью. Таким образом нужно выполнять разные действия: покрутиться, обойти стул, подпрыгнуть. Можно выполнять данное упражнение, держа вдвоём мяч или шарик.

3) Ау! Один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

4) «Дотронься до...» (для детей с 5 лет).

Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до... синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета.

5) «Дракон» (для детей с 5 лет).

Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник – «голова», последний – «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом».

6) «Гроза» (для детей с 4 лет).

В игре каждый ребенок перевоплощается в облако, легко передвигаясь по комнате. Со словами «надвигается гроза» дети собираются в центре комнаты. А после команды: «Сверкнула молния!» — хором кричат: «Бабах!»

7) «Мыльные пузыри»

Цель: развитие воображения, выразительности движений, снятие напряжения. Педагог или ребенок имитирует выдувание мыльных пузырей, а остальные дети изображают полет этих пузырей. Дети свободно двигаются. После команды «Лопнули!» дети ложатся на пол.

8) Игра «Берёзки»

Цель: развитие выразительности движений, наблюдательности, воображения. Дети изображают деревья в разное время года, следуя словам педагога: "Лето. Березки разговаривают друг с другом, шелестя листочками, помахивая веточками. Осень. Облетают листья на березах. Все чаще дует сильный, порывистый ветер, который качает деревья из стороны в сторону Зима. Веточки на березах дрожат от холода. Зима. Снег пригибает их к земле. Весна. Снег тает. Ветки поднимаются вверх. Набухшие почки лопаются, и из них появляются нежные листочки.

9) Игра «Зеркало»

Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатии, мимики.

Педагог: «Наверное, у каждого дома - в прихожей, в ванной комнате или в спальне - есть зеркало. Предположим, что зеркала под рукой не оказалось. Как же тогда узнать, как выглядишь? Как сидит на тебе новый костюм или платье? Вот и разыграем эту ситуацию. Встанем парами друг против друга. Один будет исполнять роль зеркала, т.е. повторять все действия партнера, причем повторять точно. Ведь неточных зеркал не бывает. Другой - представлять, как он приводит себя в порядок утром, умывается, делает зарядку, собирается в детский сад. Потом играющие меняются ролями. Готовы? Тогда попробуем!» Педагог, образуя пару с кем-либо из детей, исполняет какое-то время роль зеркала. Затем дети играют самостоятельно, но педагог продолжает следить за ходом игры, помогая тем, кто испытывает затруднение.

10) "Доброе животное".

(Цель игры — развитие чувства единства.)

Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук делаем шаг вперед, тук шаг назад. И еще раз тук шаг вперед, тук шаг назад.

11) «Сделаем по кругу подарок друг другу» ( с 5 лет )

Цель: развитие у детей чувствования друг друга, понимания настроения другого, развитие эмпатии. Ведущий дает задание каждому сделать своему соседу справа подарок, но не какой-то конкретный подарок, а выдуманный: "Что вы хотели бы подарить именно этому человеку? Подарите тот подарок, который, по вашему мнению, сейчас ему особенно нужен." Подарок можно описать словами или показать жестами.

12) «ЛИЦА» ( с 5 лет )

Цель: способствует развитию понимания мимических выражений и выражения лица. Руководитель вывешивает на доске различные картинки, маски: -радость,- удивление,- интерес, - гнев, злость, -страх,- стыд, - презрение, -отвращение, Задача детей определить, какое чувство выражает маска.

13) «Найди друга» (с 5 лет)

Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

14) «Сценки»

Педагог: «Сейчас я расскажу вам несколько историй, и мы попробуем их разыграть, как настоящие актеры».

1. "Хорошее настроение ". Мама послала сына в магазин: "Купи, пожалуйста, печенье и конфеты, сказала она, мы попьем чаю и пойдем в зоопарк". Мальчик взял у мамы деньги и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение. Выразительные движения: походка — быстрый шаг, иногда вприпрыжку, улыбка.

2. "Умка", Жила-была дружная медвежья семья: папа медведь, мама медведица и их маленький сыночек медвежонок Умка. Каждый вечер мама с папой укладывали Умку спать. Медведица его нежно обнимала и с улыбкой пела колыбельную песенку, покачиваясь в такт мелодии. Папа стоял рядом и улыбался, а потом начинал подпевать маме медведице. Выразительные движения — улыбка, плавные покачивания.

3. «Друзья». У мальчика был друг. Настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе одному. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же они обрадовались друг другу!

4. “Вкусные конфеты”

Девочка принесла угощение в сад — конфеты. Она протягивает их по очереди детям. Они берут конфеты, благодарят, разворачивают бумажку и угощаются. По лицам видно, что угощение вкусное.

5. “Битва”

Змей Горыныч встретился с Иваном-Царевичем. Семь дней и семь ночей не прекращалась между ними битва. Но Иван был настоящим богатырём и одолел злодея. Он ликовал, радовался, был доволен своей победой.

6. «Прогулка»

Летний день. Дети гуляют. Пошёл дождь. Дети бегут домой. Прибежали вовремя, начинается гроза. Гроза прошла, дождь перестал. Дети снова вышли на улицу и стали бегать по лужам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения на развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Картотека дидактических игр  на развитие пространственных представлений....

Игры и упражнения для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Данный буклет включает в себя перечень игр и упражнений по формированию словообразования и словоизменения разных частей речи для детей старших и подготовительных групп....

Игры и упражнения на развитие слухового внимания. Для детей старшего дошкольного возраста.

Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающей действительности. Поэтому в детском саду большое внимание уделяет...

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».

Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и гра...

«Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» из опыта работы

игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста...

Дидактические игры по речевому и социально- эмоциональному развитию для детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры по речевому и социально- эмоциональному развитию  для детей старшего дошкольного возраста....

Методическое пособие «Дидактические игры и упражнения для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Методическое пособие «Дидактические игры и упражнения для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста» Введение В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее з...