Конспект консультации для педагогов на тему «Развивающая среда как условие развития детской инициативы».
консультация
Конспект консультации для педагогов на тему «Развивающая среда как условие развития детской инициативы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchaya_sreda_kak_uslovie_razvitiya_detskoy_initsiativy.docx | 17.71 КБ |
prezentatsiya.pptx | 304 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект консультации для педагогов
На тему «Развивающая среда как условие развития детской инициативы».
Детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослым и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободном выборе детьми вида и формы деятельности. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.
Одним из способов поддержки детской инициативы и самостоятельности является создание развивающей предметно - пространственной среды (РППС), которая является частью целостной образовательной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС):
– это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития).
- это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития воспитанника. Каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество.
В соответствии с требованиями ФГОС (п.3.3.4) и условиями реализации ФОП РППС группы должна быть оборудована по следующим принципам:
- Насыщенность (соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает активность детей в различных видах деятельности при наличии разнообразия материалов, оборудования, инвентаря в группе);
- Доступность (свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности);
- Безопасность (оборудование выполнено из натуральных материалов: дерево, ткани; надежно закреплено, практично, безопасно);
- Вариативность (оборудование многофункционально, обеспечивает свободный выбор);
- Трансформируемость (оборудование мобильно, легко снимается, переносится в зависимости от меняющихся интересов и возможностей детей);
- Рациональность (задействовано все пространство группы, оставляя при этом достаточно свободной площади).
Развивающая предметно - пространственная среда (РППС) наполняется в соответствии с задачами образовательных областей:
Социально – коммуникативная область включает:
- Центр ПДД;
- Центр пожарной безопасности;
- Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр);
- Центр « Моя родина-Россия».
Речевая образовательная область включает:
- Центр речевого развития или грамотности;
- Центр Книги.
Познавательная образовательная область включает:
- Центр «Уголок Природы»;
- Центр сенсорного развития;
- Центр конструктивной деятельности;
- Центр математического развития;
- Центр экспериментирования.
Физическая образовательная область:
- Центр физического развития;
Художественно – эстетическая образовательная область:
- Центр ИЗО или уголок творчества;
- Центр музыкально-театрализованной деятельности.
Количество центров активности варьируется в зависимости от возраста детей, размера и конфигурации помещения, возможностей ДОО. Преобразовывая предметно – пространственную среду необходимо обратить внимание на оснащение групп полифункциональной мебелью, пособиями, играми и игрушками, способствующими стимулированию инициативы и самостоятельности детей.
Правильно организованная предметно - пространственная среда и ее содержательное наполнение, организация совместной практической деятельности взрослых и детей, поддержка инициативы в разных видах деятельности являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности. Она также обеспечивает творческую деятельность каждому ребенку, позволив ему в течение дня наиболее полно реализовать свои собственные возможности, найти для себя увлекательное дело. А педагогу дошкольного образования важно владеть способами поддержки детской инициативы, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС ) это: 1. игрушки, предметы, дидактические материалы для организации игровой и учебной деятельности; 2. часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п., материалами, оборудованием и инвентарем) для развития детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого; 3. группы и помещения ДОУ, наполненные современными, соответствующими возрасту воспитанников пособиями и игрушками.
Правильный ответ: Развивающая предметно-пространственная среда (РППС ) это - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п., материалами, оборудованием и инвентарем) для развития детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого;
Отметьте принципы, в соответствии с которыми, должна быть оборудована РППС группы: Принцип насыщенности Принцип индивидуальности Принцип доступности Принцип вариативности Принцип трансформируемости Принцип рациональности Принцип статичности Принцип безопасности
Правильный ответ: Принцип насыщенности Принцип доступности Принцип вариативности Принцип трансформируемости Принцип рациональности Принцип безопасности
В соответствии с какой образовательной областью наполняется каждый из центров активности: 1. Социально – коммуникативная ОО 2. Речевая ОО 3. Познавательная ОО 4. Физическая ОО 5. Художественно – эстетическая ОО А) центр книги Б ) центр музыкально-театрализованной деятельности В ) центр пожарной безопасности Г) уголок п рироды Д ) центр физического развития Е ) уголок творчества Ж ) центр сюжетно-ролевых игр З ) центр речевого развития или грамотности ; И ) центр экспериментирования
Правильный ответ: 1 – В, Ж 2 – А, З 3 – Г, И 4 – Д 5 – Б, Е
Спасибо за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моделирование предметно-пространственной среды как условие поддержки детской инициативы в театрально-игровой деятельности
Театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности , оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка.Данная презентация предназначена в помощь при организации пр...
Презентация: "Развивающая предметно - пространственная среда - как средство развития детской инициативы и самостоятельности"
Развивающая предметно - пространственная среда -как средство развития детской инициативы и самостоятельности....
Консультация для педагогов ДОО «Организация развивающей среды по математическому развитию в подготовительной группе»
Современный детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.Со...
Консультация для педагогов и родителей «Развивающая среда, как средство развития математических представлений дошкольников»
Консультация «Развивающая среда, как средство развития математических представлений дошкольников» ...
Презентация "Развивающая предметно-пространственная среда-как средство развития детской инициативы и самостоятельности.
правиьно оргнизаванная среда, залог эмоцинального и психического развития....
Консультация для педагогов "Развивающая среда, как условие развития личности дошкольника"
Личностно-ориентированный подход, как повышение качества первой ступени образования. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в ходе реализации ФГОС ДО....