Конспект консультации для педагогов на тему «Развивающая среда как условие развития детской инициативы».
консультация

Паршина Анна Романовна

Конспект консультации для педагогов на тему «Развивающая среда как условие развития детской инициативы».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект консультации для педагогов

На тему «Развивающая среда как условие развития детской инициативы».

Детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослым и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободном выборе детьми вида и формы деятельности. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.

Одним из способов поддержки детской инициативы и самостоятельности является создание развивающей предметно - пространственной среды (РППС), которая является частью целостной образовательной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда (РППС):

– это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития).

- это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития воспитанника. Каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество.

В соответствии с требованиями ФГОС (п.3.3.4) и условиями реализации ФОП РППС группы должна быть оборудована по следующим принципам:

- Насыщенность (соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает активность детей в различных видах деятельности при наличии разнообразия материалов, оборудования, инвентаря в группе);

- Доступность (свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности);

- Безопасность (оборудование выполнено из натуральных материалов: дерево, ткани; надежно закреплено, практично, безопасно);

- Вариативность (оборудование многофункционально, обеспечивает свободный выбор);

- Трансформируемость (оборудование мобильно, легко снимается, переносится в зависимости от меняющихся интересов и возможностей детей);

- Рациональность (задействовано все пространство группы, оставляя при этом достаточно свободной площади).

Развивающая предметно - пространственная среда (РППС) наполняется в соответствии с задачами образовательных областей:

Социально – коммуникативная область включает:

- Центр ПДД;

- Центр пожарной безопасности;

- Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр);

- Центр « Моя родина-Россия».

Речевая образовательная область включает:

- Центр речевого развития или грамотности;

- Центр Книги.

Познавательная образовательная область включает:

- Центр «Уголок Природы»;

- Центр сенсорного развития;

- Центр конструктивной деятельности;

- Центр математического развития;

- Центр экспериментирования.

Физическая образовательная область:

- Центр физического развития;

Художественно – эстетическая образовательная область:

- Центр ИЗО или уголок творчества;

- Центр музыкально-театрализованной деятельности.

Количество центров активности варьируется в зависимости от возраста детей, размера и конфигурации помещения, возможностей ДОО. Преобразовывая предметно – пространственную среду необходимо обратить внимание на оснащение групп полифункциональной мебелью, пособиями, играми и игрушками, способствующими стимулированию инициативы и самостоятельности детей.

Правильно организованная предметно - пространственная среда и ее содержательное наполнение, организация совместной практической деятельности взрослых и детей, поддержка инициативы в разных видах деятельности  являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности. Она также обеспечивает творческую деятельность каждому ребенку, позволив ему в течение дня наиболее полно реализовать свои собственные возможности, найти для себя увлекательное дело. А педагогу дошкольного образования важно владеть способами поддержки детской инициативы, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра «Развивающая среда в ДОУ»

Слайд 2

Развивающая предметно-пространственная среда (РППС ) это: 1. игрушки, предметы, дидактические материалы для организации игровой и учебной деятельности; 2. часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п., материалами, оборудованием и инвентарем) для развития детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого; 3. группы и помещения ДОУ, наполненные современными, соответствующими возрасту воспитанников пособиями и игрушками.

Слайд 3

Правильный ответ: Развивающая предметно-пространственная среда (РППС ) это - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п., материалами, оборудованием и инвентарем) для развития детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого;

Слайд 4

Отметьте принципы, в соответствии с которыми, должна быть оборудована РППС группы: Принцип насыщенности Принцип индивидуальности Принцип доступности Принцип вариативности Принцип трансформируемости Принцип рациональности Принцип статичности Принцип безопасности

Слайд 5

Правильный ответ: Принцип насыщенности Принцип доступности Принцип вариативности Принцип трансформируемости Принцип рациональности Принцип безопасности

Слайд 6

В соответствии с какой образовательной областью наполняется каждый из центров активности: 1. Социально – коммуникативная ОО 2. Речевая ОО 3. Познавательная ОО 4. Физическая ОО 5. Художественно – эстетическая ОО А) центр книги Б ) центр музыкально-театрализованной деятельности В ) центр пожарной безопасности Г) уголок п рироды Д ) центр физического развития Е ) уголок творчества Ж ) центр сюжетно-ролевых игр З ) центр речевого развития или грамотности ; И ) центр экспериментирования

Слайд 7

Правильный ответ: 1 – В, Ж 2 – А, З 3 – Г, И 4 – Д 5 – Б, Е

Слайд 8

Спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование предметно-пространственной среды как условие поддержки детской инициативы в театрально-игровой деятельности

Театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности , оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка.Данная презентация предназначена в помощь при организации  пр...

Презентация: "Развивающая предметно - пространственная среда - как средство развития детской инициативы и самостоятельности"

Развивающая предметно - пространственная среда -как средство развития детской инициативы и самостоятельности....

Консультация для педагогов ДОО «Организация развивающей среды по математическому развитию в подготовительной группе»

Современный детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.Со...

Консультация для педагогов и родителей «Развивающая среда, как средство развития математических представлений дошкольников»

Консультация «Развивающая среда, как средство развития математических представлений дошкольников» ...

Консультация для педагогов "Развивающая среда, как условие развития личности дошкольника"

Личностно-ориентированный подход, как повышение качества первой ступени образования.  Требования к развивающей предметно-пространственной среде в ходе реализации ФГОС ДО....