Доклад на семинар "Технология Шести Шляп"
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_seminar_tehnologiya_shesti_shlyap.docx | 29.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД: «Технология «Шесть шляп».
Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня мы поговорим об очень интересной, на мой взгляд, технологии «Развитие аналитического мышления по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп».
Современные дети, замыкаясь на компьютерных играх и просмотре телевизионных передач, мало общаются не только с родителями, но и со сверстниками. Всё это приводит к тому, что дошкольники не умеют правильно выражать свои мысли, высказывать своё мнение, слушать и слышать своих сверстников. А ведь способность оптимально общаться с окружающими – залог успешного продвижения человека во всех сферах жизни.
И наша задача состоит в том, чтобы каждый ребёнок вырос инициативным, думающим, способным творчески мыслить, правильно выражать свои мысли, отстаивать своё мнение.
С этой задачей хорошо справляется методика британского психолога и писателя, эксперта в области творческого мышления, исследователя креативности Эдварда де Боно « Шесть шляп мышления». Метод шести шляп позволяет творчески подходить к решению проблем, указывая на шесть разных сторон, с которых можно воспринимать любую задачу. Автор данной методики считает, что научить детей думать, - это возможно самое главное, что мы можем сделать для детей. Когда дети вырастут, будут жить в сложном мире, где знаний, образования и профессиональных умений им будет недостаточно. Они должны будут обдумывать вопросы, и принимать решения не только на деловом, профессиональном уровне, но и в личных отношениях. Это потребует от них больших умственных усилий. Этот приём можно сравнить с небольшой игрой в театре. В том числе, в театре одного актёра. Вы просто «ставите перед собой шляпу», которая отражает роль, которую вы будете в ближайшие несколько минут играть. Чтобы эффективно решать творческие задачи, де Боно предлагает не пытаться говорить всё сразу, а высказывать мысли в определённой последовательности с помощью шести разноцветных шляп, каждая из которых несёт свою задачу. Эдвард де Боно пишет – почему именно шляпы? Головной убор часто показывает, какую социальную роль мы играем в данный момент (солдатская пилотка, косынка медсестры, каска пожарника и т.д.) Но важнее всего, что шляпу можно легко снять, и надеть. При применении шляп дети учатся рассуждать, мыслить по заданию. Система «шести шляп» не только раскрепощает, но побуждает его мыслить шире. «Шесть думательных шляп» можно использовать на любом занятии в детском саду, ставя проблему, ситуацию или выдвигая идею, связанную по теме с занятием.
Белая шляпа - объективизм. Она отвечает за информацию и факты. Это схоже с решением математической задачи: сначала оцениваем то, что имеем, разбираемся в том, чего не хватает. Надев эту шляпу, дети определяют причины события, выстраивают связь, оглашают подтверждающие или опровергающие изречения.
Красная шляпа. Это головной убор эмоций и интуиции. Метод Боно позволяет высказываться эмоционально только под красными полями, причём не дольше 30 секунд, сокращая число имеющихся вариантов решения до минимума, разрешая выражать подсказки внутреннего голоса без оправданий, почему именно так, кажется. Эмоции — это реакция на первое впечатление.
Жёлтая шляпа. Самая позитивная! Помогает определить преимущества и ответить на вопрос: почему можно или стоит это сделать? Солнечная шляпа ищет выигрышные решения и помогает увидеть положительное, настраивает на оптимистический лад, когда всё кажется мрачным и тупиковым. Её надевают для оценки, как проблем, так и поведения человека. Жёлтый аксессуар доказывает, что не всё так плохо, как кажется на первый взгляд.
Чёрная шляпа. Полная противоположность жёлтой шляпы. Сплошь негатив. Отвечает она за отрицательные стороны, риски и осторожность. Надев чёрную шляпу, придётся критиковать и быть пессимистом, искать негатив и плохие последствия принятых решений, отвечая на вопрос: «Что неправильно, к чему это может привести?» Примерить такую отрицательную шляпу часто советуют тем детям, которые привыкли одерживать победу и в силу самоуверенности перестали быть осторожными, не замечая надвигающейся угрозы.
Зелёная шляпа. Отвечает она за творчество и новые идеи. Предлагает найти необычные способы решения задачи. На этом этапе оглашаются даже самые несуразные варианты решений, которые не всем по плечу, появляются выходящие за прежние привычные рамки идеи, чтобы преодолеть сложности, открытые под чёрной шляпой. Зелёный — это цвет урожая, развития и роста. Зелёная шляпа полна творческих идей, полна новых возможностей.
Синяя шляпа. Самая главная! Управляющая. Эта шляпа особенная из всех шести. Под синими полями управляют всем процессом мышления, поэтому её выдают человеку, руководящему от начала до конца. На занятиях эта роль, как правило, принадлежит педагогу, а дома – родителям, хотя передача её ребёнку абсолютно не исключается. Во время обсуждения дополнительной задачей синей шляпы является наблюдение за всем процессом, синяя шляпа комментирует ход обсуждения. Составляется программа, определяется, какие задачи будут решены, какие шляпы для этого станут применяться, когда поставить точку и куда идти дальше. Под синей шляпой делают окончательные выводы. Все шляпы Эдварда де Боно не обязательно используются только в данной последовательности. Их можно надевать не единожды, возвращаясь снова и снова, пока не будет получен желаемый результат, тем самым меняя мыслительный процесс с одного на другой. Их можно использовать не все сразу, а по отдельности, только нужные в данной конкретной ситуации. Однако сам автор методики уверен, что красочной картинка получается лишь тогда, когда используется вся гамма цветов, то есть все головные уборы были надеты. Шляпа заставляет думать и говорить! Советую использовать данную методику в работе с детьми. Эта уникальная технология работает «по-новому, и заставляет думать творчески!»
Я вам предлагаю немного поиграть в сказку. Нам, воспитывая и обучая своих детей, необходимо применять индивидуальный подход и уметь прогнозировать результат своих действий. Так вот, для развития этого навыка, я предлагаю вам сказочное упражнение «Шесть шляп старого Шляпника»
Сначала я прочту вам притчу о нем. А потом мы в вами выполним небольшое интересное задание..
«Давным-давно, а, может, и недавно, жил на свете старый мудрый Шляпник. Из всех земных богатств, был у него только лишь цветной фетр. Но он имел золотые руки и прекрасную мудрую душу. Мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы — шляпы, кепки, панамы и чепчики. Просветленными и одухотворенными, решительными и воодушевленными выходили люди из мастерской старого Шляпника, унося свой заказ. Стоит ли говорить, как славился своим умением Мастер, как благодарны были ему люди за шляпы, несущие Великий секрет Великого Мастера.
Шли годы. И настало время, когда старый Шляпник покинул этот мир, оставив своим шестерым сыновьям славу Великого Мастера, мастерскую, обрезки цветного фетра и… шесть разноцветных шляп — белую, черную, желтую, красную, зеленую и синюю. Шляпы были настолько изысканы, что явно должны были в будущем принадлежать очень богатому и успешному человеку.
— Наверное, основное отцовское наследство — это те деньги, которые нам заплатит заказчик разноцветных шляп, — решили сыновья мастера. — Должно быть, они стоят очень дорого, и мы будем богаты! Мы разделим деньги поровну и отправимся странствовать по свету, чтобы найти свою судьбу, — планировали сыновья.
Но время шло, а богатый заказчик так и не появился.
И сыновья решили разделить между собой отцовское наследство.
— Я беру себе шляпу белого цвета, — заявил первый сын. — Она так изящна и восхитительна, что я смогу войти в ней в высшее общество.
И так были разобраны все шляпы. Но шляпы оказались волшебными. И тот, кто надевал шляпу определенного цвета, начинал руководствоваться в своей жизни тем типом мышления, который предполагала эта шляпа.
Прошло немало времени, прежде чем, повинуясь какому-то особому внутреннему чувству, сыновья старого мастера опять собрались все вместе под крышей отцовской мастерской. Оказывается, у сыновей шляпника, которые надели волшебные шляпы и отправившись путешествовать по миру, жизнь сложилась очень по – разному. В связи с этим я предлагаю вам в зависимости от цвета шляпы спрогнозировать, как сложилась жизнь каждого из братьев. Каждой группе составить небольшой рассказ об одном из них. Отразить в рассказе, каким человеком стал тот или иной брат, какую профессию он себе выбрал. А потом мы сравним ваши предположения с притчей.
Ответы:
1. Сын, взявший себе Белую шляпу, стал важным человеком, он занимал высокий пост советника в одной могущественной стране. Он был четок и беспристрастен. Излагая историю своей жизни, он перечислял факты и события, опуская свои переживания. Братья дивились таким переменам, но слушали с большим уважением.
2. Хозяин Черной шляпы стал остроумным и язвительным. Рассказывая о людях, с которым его свела судьба, он метко и красочно описывал их слабости и пороки, создавая гротесковые портреты. Казалось, он живет в стране мелочных и туповатых людей, хотя было известно, что жители города, в котором поселился второй сын мастера, были достойными гражданами. Между тем, этот сын Шляпника сделал неплохую карьеру, так как умел предупреждать у местного бургомистра ошибочные решения.
3. Желтая шляпа сделала третьего сына Шляпника неисправимым оптимистом. Оказывается, он живет в лучшем в мире городе, жители которого замечательные люди. Он радуется восходам и закатам, бегает трусцой, разводит цветы и занимается благотворительностью.
4. Пока братья рассказывали свои истории, только один из них постоянно нетерпеливо вскакивал, то радостно аплодировал, то в отчаянии заламывал руки, то раздраженно бросал свою Красную шляпу. Братья наблюдали за ним с интересом — ведь не каждый так эмоционально реагирует на жизненные приключения. Оказалось, четвертый сын Шляпника стал актером, сценическое имя которого всем пятерым было хорошо известно! Хозяин Красной шляпы был актером без амплуа. Благодаря его эмоциональности и чувствительности он гениально играл и драматические, и комические, и трагические роли. Как он и хотел, он стал очень знаменитым. Но вот беда, в обычной жизни ему так и не удалось научиться сдерживать свои чувства…
5. Зеленая шляпа. Когда очередь рассказывать историю дошла до пятого сына Шляпника, тот молча разложил на столе фотографии. Братья взглянули и увидели своего брата в обществе знаменитых людей. Вот ему пожимает руку президент сильнейшего государства, вот он дает интервью знаменитому журналисту, вот он участвует в открытии своей выставки… Хозяин Зеленой шляпы был знаменит, но скромен. Он был образован в различных областях, прекрасно рисовал, сочинял стихи и музыку. Ко всему, за что он брался, он подходил неожиданно, нетрадиционно. На его счету было немало изобретений в различных областях. Крупнейшие компании приглашали его консультантом, его идеи принесли успех многим людям.
6. И вот, последний из сыновей Шляпника снял свою Синюю шляпу. И все братья увидели, сколько знания, мудрости и любви излучают его глаза. Он стал Учителем, многие приходили к нему за советом, а Король доверил ему воспитание наследника…
Вывод: Мы часто оказываемся в тупике своих мыслей, эмоций, переживаний, прогнозов на дальнейшее развитие ситуаций, опрометчивых слов и действий. Быть может, шляпы старого мастера помогли нам сегодня разобраться в себе и понять, какой великий урок преподносит нам жизнь, проводя через трудные жизненные ситуации
Приложение:
№1. Цвет шляпы
Белая Что в этом хорошего? Что ты об этом знаешь?
Черная Что в этом плохого? Как с этим справиться? Красная Я чувствую…
Желтая Что из этого получится? Как добиться результата?
Зелёная Что надо сделать? Предложения и идеи.
Синяя Что делать нам дальше? (чтобы этого больше никогда не было или было всегда) Как размышлять?
Метод 6 шляп позволяет намного эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную. Сейчас мы с вами попробуем применить на практике этот метод. Его можно использовать так, когда все участники надевают шляпу одного и того же цвета, затем высказывают своё мнение, потом надевают шляпу другого цвета, и опять высказывают свое мнение. Второй способ, когда все присутствующие делятся на шесть групп и каждая группа надевает шляпу определённого цвета, тем самым беря на себя определённую роль.
Согласитесь, что с изменением цвета меняется и наше восприятие.
«Чей образ на себя мы примеряем, с той гаммой породнимся мы душой..»
Давайте попробуем определить тип использования «Мыслешляп».
1) Надеть Шляпу (включиться в мышление)
2) Снять Шляпу (уйти от мышления)
3) Сменить Шляпу (переключить внимание)
Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления легко может быть использован на занятии любой области, метод позволяющий стать лучшими мыслителями.
Надеваем шляпу фокусируем внимание, снимаем шляпу изменяем направление.
На самом деле метод Шести шляп имеет волшебное значение – это простой и практичный способ преодолеть трудности в процессе мышления в различных режимах.
Итак, знакомимся со шляпами.
Белая- (ассоциации – бумага, документы, факты) актуальность темы, факты, аналитик, герои сказки
Чёрная – (осторожность, критика, опасность)проблема, почему так нельзя, пессимист, отрицательные герои
Желтая – (солнечный свет, надежда) выгодное пространство, что хорошего, оптимист
Красная –(свет, огонь, тепло) чувства, интуиции, эмоции, предчувствия, тонко чувствующий человек,что понравилось
Зелёная - (растение, развитие) активные методы, новые идей, новый конец сказки, креативщик
Синяя – (небо, возможности, безграничность) рефлексия выдвижение программы мышления, координатор, ведущий.
Возьмем сегодняшний педсовет
Белая шляпа- актуальность темы
Чёрная – проблема возникновения данной темы
Желтая – положительные выгодные стороны
Красная – чувства, по поводу данной проблемы
Зелёная – активные методы, новые возможности, варианты
Синяя – рефлексия, управление процессом, итоги обсуждений.
Для младшего дошкольного возраста можно взять 4 шляпы:
Синяя-что нового узнали,
Желтая- положительные стороны
Красная – свое отношение к вопросу обсуждаемому
Черная- риск и его устранение.
Я провела с детьми несколько занятий. Метод интересный и актуальный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методики "Шесть шляп мышления" при проведении педагогических советов
«Шесть шляп мышления»— один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу...
Игровое упражнение для педагогов " Шесть шляп"
Игровое упражнение , технология " Шесть шляп" для воспитателей детского сада по проблеме оздоравительной работы в дошкольном учреждении....
Шесть шляп мышления Эдварда де Боно
«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) — один из самых популярных методов организации мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эф...
Доклад на тему: Метод Эдварда де Бано "Шесть шляп мышления"
Назначение методаПрименяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления.Цель методаНаучить людей ...
Презентация на тему: Развитие мышления по методике Эдварда де Бано "Шесть шляп мышления"
1.Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) - один из самых популярных методов организации мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более э...
Презентация "Шесть шляп мышления"
Презентация о методе активизации мышления....
Практический семинар для педагогов: «Развитие аналитического мышления педагогов по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп».
Метод «Шесть шляп мышления» применяется при проведении любой дискуссии (поиск новых идей, решение проблем, разрешение конфликтных ситуаций) как удобный способ управлять мышлением и переклю...