Формы интеграции в процессе экологического воспитания дошкольников
консультация на тему

Цыплакова Евгения Николаевна

Консультация для педагогов о возможностях интеграции экологического воспитания дошкольников в различные виды деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение – детский сад №19 «Светлячок» г. Балаково

 Саратовской области

Консультация для педагогов

Формы интеграции в процессе экологического воспитания дошкольников

Подготовила и выступила: Цыплакова Е.Н.

26.10.2017

Экологическое воспитание дошкольников – это в первую очередь воспитание любви к природе, гуманного и бережного отношения к ней, а также развитие эстетических чувств (умения видеть и чувствовать красоты природы, восхищаться ею), формирование системы экологических знаний и представлений. Экологическое воспитание очень тесно связано с патриотическим воспитанием, так как в ДОУ мы прививаем любовь к природе родного края, а через это уже и любовь к природе в общем.

Экологическое воспитание – это не только НОД по знакомству с живой и неживой природой. Элементы экологического воспитания можно интегрировать в любую деятельность: изодеятельность, трудовая деятельность, проектная деятельность, самостоятельная деятельность.

Например:

Экология + развитие речи. Развитие речи у нас идет параллелью через весь процесс воспитания и образования, в том числе и экологическое воспитание невозможно без развития речи, потому что мы так или иначе добиваемся от детей обратной связи.

Экология + математика. Считаем количество шишек, осенних листьев, палочек, желудей, каштанов и т.д. (использовать природный материал вместо счетных палочек). Два дерева – яблоня и груша. На яблоню «повесить» пять яблок, а на грушу «повесить» четыре груши.

Экология + изодеятельность. Это мы используем в нашей работе постоянно: лепим грибочки, делаем аппликации из осенних листьев, рисуем зимние узоры на окне, делаем ежиков из шишек и т.д.

Экология + физическое развитие. Особенно часто используется в группах раннего, младшего и среднего возраста: перепрыгиваем по кочкам, перебираясь через долото (прыжки на двух ногах из обруча в обруч), переходим речку по мостику (ходьба по гимнастической скамейке), подражание животным (прыжки – подражаем зайцам, ходьба на внешней стороне стопы – подражаем медведю, ходьба с высоким подниманием бедра – как петушки, «гусиный шаг») и т.д.

Экология + музыкальное развитие. Все возрастные группы поют песни про осень, про родной край, про солнышко и т.д., танцуют танцы с осенними листьями, танцы снежинок, подснежников и тому подобные. То есть музыкальные занятия зависят от времени года, от темы недели или месяца.

Экология + театрализованная деятельность. Очень часто сказочные персонажи – звери, а место развития сюжета – лес, или пруд, или речка. На этом тоже можно заострить внимание.

Экология + проектная деятельность. Тут полет фантазии практически безграничен. Проекты по временам года, проект «Волга – матушка река», проект про насекомых, про слонов, про перелетных и зимующих птиц, про комнатные растения, про медведей, про кошек, про динозавров (минимузей с извергающимся вулканом).

Экология + самостоятельная деятельность. Если быть внимательными к детским играм, к их инициативе, то можно заметить некоторые игры, когда можно интегрировать экологию. Например, в начале сентября наши дети часто играли в «пикник». Во время таких игр мы напоминали им правила поведения на природе – нельзя оставлять мусор, нельзя разводить костер без взрослых, нельзя играть с огнем, нельзя сильно шуметь и т.д. Также довольно часто ребята изображают домашних животных – кошек или собак. В этих играх можно прививать у детей любовь к «братьям нашим меньшим» и рассказывать, как правильно за ними ухаживать.

Экология + экспериментальная деятельность. Они тоже тесно связаны, потому что почти все эксперименты связаны с природным материалом: водой, песком, почвой, глиной. Здесь у детей воспитывается понимание того, что вода, земля и воздух нам нужны чистыми.

Экология + трудовая деятельность. Во время труда в уголке природы мы даем знания о комнатных растениях, о том, как за ними правильно ухаживать: поливать, опрыскивать, рыхлить землю. Во время трудовой деятельности на прогулке мы можем, к примеру, уточнять, с какого дерева упал тот или иной листочек, или знакомить со свойствами снега (когда погода морозная, снег сухой, рассыпчатый и легкий, а когда зимой на улице относительно тепло, снег влажный, липкий и тяжелый). Так же на прогулке мы ежедневно проводим различные наблюдения: за погодой, за животными, за птицами, за неживой природой. Во время этих наблюдений мы так же даем детям экологические знания.

Таким образом, можно сделать вывод, что экология проходит практически через все слои воспитательно-образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей представлений о безопасном поведении в природе в процессе экологического воспитания дошкольников

Опыт работы по формированию  у детей представлений о безопасном поведении в природе в процессе экологического воспитания дошкольников...

Развитие детского творчества в процессе экологического воспитания дошкольников

Материал предназначен для воспитателей детских садов, а также родителей воспитанников....

Семинар – практикум: «Интеграция нравственного и экологического воспитания дошкольников»

Семинар – практикум: «Интеграция нравственного и экологического воспитания дошкольников» В данном материале изложены парциальные программы по экологическому и нравственному воспитанию дошкольников. Ко...

презентация: «Формы работы с родителями в процессе экологического воспитания дошкольников»

Тема моей презентации: «Формы работы с родителями в процессе экологического воспитания дошкольников»В наше время проблемы экологического воспитания детей не только не потеряли ...

Статья "Интеграция физического и экологического воспитания дошкольников"

В статье рассматривается актуальность этой проблемы....

«Формы работы с родителями в процессе экологического воспитания дошкольников»

Показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, привлечение родителей к совместной работе по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста....

Семинар-практикум для воспитателей «Интеграция нравственного и экологического воспитания дошкольников»

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах нравственного и экологического воспитания дошкольников....