Консультация для педагогов «Использование мнемотаблиц при ознакомлении со сказкой»
материал (старшая группа)
Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы-модели, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_6.docx | 16.28 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование мнемотаблиц при ознакомлении со сказкой»
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
∙ Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
∙ Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
∙ Употребление нелитературных слов и выражений.
∙ Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
∙ Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
∙ Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
∙ Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
∙ Плохая дикция.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотаблиц заметно облегчает детям овладение связной речью, кроме того наличие зрительного плана – схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными последовательными.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их можно использовать:
∙ обогащения словарного запаса,
∙ при обучении составлению рассказов,
∙ при пересказах художественной литературы,
∙ при отгадывании и загадывании загадок,
∙ при заучивании стихов.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка серая, елочка зеленая. Позже – при постоянном использовании мнемотаблиц можно усложнять или заменять другими символами - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов широко используется мнемотехника. Вместе с детьми проводится беседа по тексту, рассматривают иллюстрации и отслеживается последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. В старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения. Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка с взрослым. Если на начальном этапе работы даются готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаются, придумываются вместе, сообща. Но надо отметить, что дошкольники в начале знакомства с мнемотаблицами начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря. Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Мнемотехника помогает развивать:
∙ ассоциативное мышление
∙ зрительную и слуховую память
∙ зрительное и слуховое внимание
∙ воображение
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Перед занятием проводится большая предварительная работа (педагога и детей)
∙ подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей;
∙ обсуждение с детьми проведенных перед занятием наблюдений явлений природы или произведений устного народного творчества;
∙ прослушивание аудиокассет;
∙ подбор педагогом приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии. Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц можно достичь следующих результатов:
∙ у детей появиться желание пересказывать сказки – как на занятии, так и в повседневной жизни;
∙ расширяется кругозор знаний об окружающем мире;
∙ активизируется словарный запас;
∙ дети преодолевают робость, застенчивость, научатся свободно держаться перед аудиторией.
Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы-модели, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранени...
Консультация для педагогов «Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов «Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов. "Использование игровых технологий при ознакомлении детей дошкольного возраста с предметным миром в непосредственно образовательной деятельности".
Консультация для педагогов.Об использовании игровых техноологий при ознакомлении детей дошкольного возраста с предметным миром в непосредственной образовательной деятельности....
Консультация для родителей «Использование мнемотаблиц при ознакомлении со сказкой»
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывание основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.Мнемотехникой и кинезиологией (наукой...
Консультация для родителей "Использование мнемотаблиц при ознакомлении со сказкой"
Использование мнемотаблиц для зрительного восприятия, запоминания и пересказывания детьми сказок...
Консультация для родителей «Использование мнемотаблиц при ознакомлении сказкой»
Консультация для родителей«Использование мнемотаблиц при ознакомлении сказкой»...