Конспект занятия "Святки- колядки"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
Конспект занятия "Святки - колядки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_svyatki-_kolyadki.docx | 284.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга»
Конспект
Непосредственно- образовательной деятельности
Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»
(раздел «Музыкальное развитие»)
в подготовительной группе
Тема « Святки-Колядки»
Юркова Ирина Юрьевна
музыкальный руководитель
I квалификационная категория
Тема: «Святки- Колядки»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»
Цель занятия: Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с русским праздником – Колядки.
Задачи:
Образовательные:
Расширять и уточнять знания детей по данной теме, обогащать речевой словарь детей.
Учить детей правильно передавать мелодию песни, попевки.
Формировать музыкально-двигательные способности детей, приёмы игры на детских музыкальных инструментах и исполнения произведения в ансамбле.
Упражнять в прыжках на двух ногах, умению играть в коллективе.
Развивающие:
Развивать музыкальный, тембровый, мелодический слух, чувство ритма, музыкальную память;
Развивать умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности,
Воспитательные:
Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.
Словарная работа: колядки, колядовщики, закличка
Технологии:
Технология ритмо-техники Bоdy percussiоn:
- проработка ритмических трудностей;
- воспитание двигательной координации в различных последовательностях движений;
- равномерное, симметричное владение правой и левой руками.
Технология эвритмии:
- ритмические игры
- народные игры
Здоровьесберегающие технологии:
- создание положительной психологической атмосферы на занятии;
- дыхательная гимнастика;
- игрового самомассажа.
Технические средства обучения:
- прослушивание аудиозаписи, просмотр презентации «Святки - Колядки»
Материал:
Демонстрационный: презентация
Раздаточный: шумовые музыкальные инструменты, метелка для игры, атрибуты - подарки для детей.
Предварительная работа: Беседа с детьми о празднике Рождество; слушание музыки Чайковского «Святки» (из цикла «Времена года» Декабрь); разучивание с детьми песни «Белый снег белешенький», русской народной календарной песни «Пошла Коляда», ритмической композиции «Маленькой елочке холодно зимой» (современная обработка в исполнении группы «Балаган Лимитед»).
Содержание организационной деятельности.
I этап: вводно- организационный
Дети входят в зал под песню «Святки»
Актуализация
Слайд 2 «Рождественский праздник»
Музыкальный руководитель:
Здравствуйте, добры молодцы, да красны девицы!
Проходите гости дорогие.
В моей горнице веселье -
Нынче Святок продолженье!
Пригласила я вас в гости в дни великого праздника – Рождество Христово. Наши дедушки и бабушки очень его любят. Называют его зимние святки. А почему зимние? А какая она, зима?
Предполагаемые ответы детей: Морозная, белая, пушистая, холодная.
Слайд 3 «Зима», портрет П.И.Чайковского
Слушание музыки: Звучит фрагмент музыкального произведения П.И.Чайковского «Святки» (из цикла «Времена года» Декабрь).
Музыкальный руководитель:
Ребята, вам знакома это музыка? Кто написал её? Какое время года передал композитор П.И. Чайковский?
Предполагаемые ответы детей: Это «Декабрь» или «Святки», композитор П.И.Чайковский. Время года – зима.
Музыкальный руководитель:
Ой, а мороз-то, какой нынче крепкий! Давайте погреемся!
Игровой массаж «Мороз» (слова - О. Новиковской)
Ой, мороз, мороз, мороз - похлопывание ладошками по предплечьям
Щиплет щеки, щиплет нос - движения по тексту
Щиплет уши, щиплет губы - движения по тексту
Забирается под шубы - поглаживание руками по бокам
Чтоб согреться – посмотри
Все как следует потри:
Щеки, носик, уши, губы - потирание пальчиками щек, носа, ушей, губ
Пар пошел уже от шубы - похлопывание себя ладошками по телу.
Дыхательная гимнастика:
Ручку тоже мы согреем.
И подышем поскорее.
II этап: основной
Музыкальный руководитель:
Ну а что такое святки?
Вы не слышали ребятки?
Праздник это самый длинный
Он веселый и старинный
Наши предки пили, ели
Веселились две недели
От Рождества и до Крещенья
Приготовив угощенье
Пели разные колядки
По дворам ходили в Святки!
Наряжались и шутили
Праздник ждали и любили
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.
Руку дай скорее друг
Ждет нас всех веселый круг!
Предполагаемые действия детей: Дети исполняют хороводную песню «Белый снег, белешенький»
Музыкальный руководитель:
Чтобы стало веселее - можно петь и танцевать, а еще на музыкальных инструментах играть.
Музыкальный руководитель раздаёт детям шумовые инструменты.
Чтобы наш оркестр удался, я буду вам подсказывать: если подниму бубенцы, играют ребята, которые взяли бубенцы, а когда покажу ложки, играют те, кто выбрал ложечки. А чтобы наш оркестр звучал задорнее, мы одновременно будем топать - вот так: (показ). Только помните, нужно внимательно слушать музыку и стараться точно и ровно отображать ритм. Вы готовы? Итак, выступает самый весёлый ансамбль шумовых инструментов детского сада «Радуга»!
Предполагаемые действия детей: Дети играют на шумовых музыкальных инструментах под фонограмму русской народной мелодии.
- В святочные вечера устраивались на Руси праздничные гуляния - по дворам ходили толпы ряженых, пели песни, в которых славили хозяев, желали доброго здоровья, богатого урожая. Все с нетерпением ожидали прихода ряженых с колядками. Люди верили, что к кому они зайдут, тот двор в новом году удачлив будет, с достатком и прибылью.
Музыкальный руководитель: Вот и я вам наряды смешные приготовила.
Раздаёт детям атрибуты одежды.
Музыкальный руководитель: Ребята а вы знаете, что такое колядки? (ответы детей)
Колядки - это песни, в которых величались хозяева дома и содержались благопожелания здоровья, богатства, урожая, многодетности и многое другое. А хозяева с удовольствием выслушивали колядки, а затем давали угощение: кто пирог, кто блин, кто конфетку.
Не зря в народе говорится: "пришли Святки - запевай колядки"
Дети исполняют колядку « Пошла Коляда»
Но случалось, хоть и редко, что хозяева жадные попадались. Ряженых ничем не угощали, а прочь от ворот гнали. Для таких жадин тоже колядки имеются, специальные, ругательные.
Музыкальный руководитель: Я начну а вы мне помогайте.
- Кто не даст лепешки
Завалим в доме все... (окошки)
- Кто не даст пирога,
Сведем корову ... (за рога)
- Кто не даст ветчины?
Тому поколем...(чугуны)
- У скупого мужика
Родись рожь хороша
Соломкой пуста,
Колоском пуста!
- Коляда - коляда,
Не дашь пирога,
Мы корову за рога,
Коня за хвост
Уведем на мороз!
Музыкальный руководитель: Ох и грозные колядки!
Чтобы стало веселее - можно петь и танцевать, а еще на музыкальных инструментах играть.
Музыкальный руководитель раздаёт детям шумовые инструменты.
Чтобы наш оркестр удался, я буду вам подсказывать: если подниму бубенцы, играют ребята, которые взяли бубенцы, а когда покажу ложки, играют те, кто выбрал ложечки. А чтобы наш оркестр звучал задорнее, мы одновременно будем топать - вот так: (показ). Только помните, нужно внимательно слушать музыку и стараться точно и ровно отображать ритм. Вы готовы? Итак, выступает самый весёлый ансамбль шумовых инструментов детского сада «Радуга»!
Предполагаемые действия детей: Дети играют на шумовых музыкальных инструментах под фонограмму русской народной мелодии.
Музыкальный руководитель: В домах в Рождество совершали обряд - веником со святой водой подметали пол, чтобы выгнать всю нечистую силу из дома. А в мы с вами поиграем в веселую игру «Веселая метелка», с загадками.
Предполагаемые действия детей: Дети играют в игру «Веселая метелка»
- А сказочку мою новогоднюю хотите послушать?
Только помощь мне ваша нужна будет, сказку мы вместе расскажем.
Предполагаемые действия детей: Дети озвучивают сказку музыкальными шумовыми инструментами.
Слайд 4
Сказочка-шумелка «Ёлочка» (озвучивание сказки шумовыми инструментами)
Росла в лесу ёлочка – стоим на месте, вытянув руки в стороны
По её веточкам прыгали белки– прыгаем с продвижением вперед (стучим палочкой по ксилофону)
Прилетал дятел - «летим» или шлепаем руками по бокам.
и громко стучал клювом– вытягиваем указательные пальцы вперед, барабаним ими по туловищу (стучим палочками).
Иногда мимо проходил большой медведь– ходим, переваливаясь с ноги на ногу (медленно стучим ладонями по барабану)
Иногда пробегал маленький зайчик – подпрыгиваем на месте (играем на ксилофоне)
Вечером на неё дул ветерок– дуем
Ночью над ней загорались звёздочки– вытянув указательные пальцы, как бы рисуем точки-звездочки над головой (играем на треугольнике)
Летом около неё летали комарики– шевелим пальцами в воздухе, приговаривая «з-з-з»
Зимой на неё падали белые снежинки– рисуя указательными пальцами точки сверху вниз, показываем, как падают снежинки (щипаем струны).
и укрывали ёлочку тёплым снежным одеялом.
Слайд 5
Музыкальный руководитель: Спасибо ребята, интересная у нас получилась сказочка, что даже елочки заслушались в лесу, и захотелось им танцевать.
Предполагаемые действия детей: Дети танцуют ритмический композиция в технике Bоdy percussiоn.
Ритмо-техника Bоdy percussiоn: «В лесу родилась елочка» (современная обработка в исполнении группы «Балаган Лимитед»)
- А теперь игра не развлечение
А с большим, большим значением
Чтоб был долог колосок
Чтобы лён вырос высок
Прыгайте как можно выше
Можно прыгать выше крыши.
Русская народная игра «Скакалка»
Предполагаемые действия детей: Дети играют в русскую народную игру «Скакалка»( один из играющих берет веревку и раскручивает ее низко, остальные прыгают через веревку, чем выше тем больше будет доход и богатство)
- Хоть игра, да в ней намёк добрым молодцам урок!
III этап: заключительный
Музыкальный руководитель: Еще одна из традиций святочных вечеров - гадание.
В этой маленькой корзинке
Что угодно для души
Ленты, щепочки, звоночки,
Даже есть карандаши.
Хотите вам погадаю и научу вас! (подходит к ребенку и предлагает вынуть из корзины один предмет, при этом напевает)
Кому вынется,
Тому сбудется,
Скоро сбудется,
Не минуется.
Предполагаемые действия детей: Дети встают в круг, вынимают из корзины любой предмет, который остается у них в качестве подарка.
Игра "Гадание"
Рефлексия:
Музыкальный руководитель: Как занимательно встретили колядки! (опрос детей: что запомнилось, что понравилось, какие трудности испытывали)
Мы прощаемся ребята,
Говорим: «До новых встреч!»
А крещенские морозы
Нам ведь вовсе не угрозы:
Дружбу нашу укрепляют,
На дела благословляют.
Литература:
1.ОТ РОЖДЕНИЯ ДОТ ШКОЛЫ .Инновационная программа дошкольного образования./Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой.- Издание пятое(инновационное), испр.и доп.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
2.Звучащие жесты (Body percussion) http://meta-music. ru/method/zvuchashchie-zhesty-body-percussion
3. Интернет ресурсы: Википедия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на тему:"Колядки,колядки,собрались ребятки"
Непосредственная образовательная деятельность с детьми младшей и подготовительной группы в рамках партнёрского проекта....
Конспект занятия на тему:"Колядки,колядки,собрались ребятки"
Интегрированное занятие с детьми младшей и подготовительной группы в рамках партнёрского проекта...
«КОЛЯДКИ-КОЛЯДКИ - ИГРАЮТ РЕБЯТКИ»
Цель: Воспитывать любовь и интерес к народным праздникам. Создавать радостное, праздничное настроение....
«Колядки, колядки –собрались ребятки»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13907043","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]...
Сценарий развлечения для детей средних групп детского сада «Колядки, колядки, собрались ребятки»
Сценарий развлечения для детей средней группы...
"Как пришли святки - мы поем колядки"Рождественские колядки. Сценарий фольклорного тематического праздника.
quot;Как пришли святки - мы поем колядки". Рождественкие колядки, сценарий фольклорного тематического праздника....
Сценарий развлечения в средней группе по колядкам "Колядки, колядки, собрались ребятки"
Развлечение по колядкам....