Конспект занятия "Святки- колядки"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Ирина Юрьевна Юркова

Конспект занятия "Святки - колядки" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_svyatki-_kolyadki.docx284.02 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального  автономного  дошкольного образовательного учреждения «Детский сад  «Радуга»

Конспект

Непосредственно- образовательной деятельности

Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»

(раздел «Музыкальное развитие»)

в подготовительной группе

Тема « Святки-Колядки»

C:\Users\Ольга1\Desktop\коляда\1613677463_68-p-fon-dlya-prezentatsii-kolyadki-76.jpg

Юркова Ирина Юрьевна

музыкальный руководитель

I квалификационная категория

Тема: «Святки- Колядки»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»

Цель занятия: Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с русским праздником – Колядки.

Задачи:

Образовательные:

Расширять и уточнять знания детей по данной теме, обогащать речевой словарь детей.

Учить детей правильно передавать мелодию песни, попевки.

Формировать музыкально-двигательные способности детей, приёмы игры на детских музыкальных инструментах и  исполнения произведения в ансамбле.

Упражнять в прыжках на двух ногах, умению играть в коллективе.

Развивающие:

Развивать музыкальный, тембровый, мелодический слух,  чувство ритма, музыкальную память;

Развивать умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности,

Воспитательные:

Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

Словарная работа: колядки, колядовщики, закличка

Технологии:

Технология ритмо-техники Bоdy percussiоn:

- проработка ритмических трудностей;

- воспитание двигательной координации в различных последовательностях движений;

- равномерное, симметричное владение правой и левой руками.

Технология эвритмии:

- ритмические игры

-  народные игры

Здоровьесберегающие технологии:

- создание положительной психологической атмосферы на занятии;

- дыхательная гимнастика;

- игрового самомассажа.

Технические средства обучения:

- прослушивание аудиозаписи, просмотр презентации «Святки - Колядки»

Материал:

Демонстрационный: презентация

Раздаточный: шумовые музыкальные инструменты, метелка для игры, атрибуты - подарки для детей.

Предварительная работа: Беседа с детьми о празднике Рождество; слушание музыки Чайковского «Святки» (из цикла «Времена года» Декабрь); разучивание с детьми песни «Белый снег белешенький», русской народной календарной песни «Пошла Коляда», ритмической композиции  «Маленькой елочке холодно зимой» (современная обработка в исполнении группы «Балаган Лимитед»).

Содержание организационной деятельности.

I этап: вводно- организационный

Дети входят в зал под песню «Святки»

Актуализация

Слайд 2 «Рождественский праздник»

Музыкальный руководитель:

Здравствуйте, добры молодцы, да красны девицы!

Проходите гости дорогие.

В моей горнице веселье -
Нынче Святок продолженье!

Пригласила я вас в гости в дни великого праздника – Рождество Христово. Наши дедушки и бабушки очень его любят. Называют его зимние святки. А  почему зимние? А какая она, зима?

Предполагаемые ответы детей: Морозная, белая, пушистая, холодная.

Слайд 3 «Зима», портрет П.И.Чайковского

Слушание музыки: Звучит фрагмент музыкального произведения П.И.Чайковского «Святки» (из цикла «Времена года» Декабрь).

Музыкальный руководитель:

Ребята, вам знакома это музыка? Кто написал её? Какое время года передал композитор П.И. Чайковский?

Предполагаемые ответы детей: Это «Декабрь» или «Святки», композитор П.И.Чайковский. Время года – зима.
Музыкальный руководитель:

Ой, а мороз-то, какой нынче крепкий! Давайте погреемся!

Игровой массаж «Мороз» (слова - О. Новиковской)

Ой, мороз, мороз, мороз - похлопывание ладошками по предплечьям

Щиплет щеки, щиплет нос - движения по тексту

Щиплет уши, щиплет губы - движения по тексту

Забирается под шубы - поглаживание руками по бокам

Чтоб согреться – посмотри

Все как следует потри:

Щеки, носик, уши, губы - потирание пальчиками щек, носа, ушей, губ

Пар пошел уже от шубы - похлопывание себя ладошками по телу.

Дыхательная гимнастика:

Ручку тоже мы согреем.

И подышем поскорее.

II этап: основной

Музыкальный руководитель:

Ну а что такое святки?

Вы не слышали ребятки?

Праздник это самый длинный

Он веселый и старинный

Наши предки пили, ели

Веселились две недели

От Рождества и до Крещенья

Приготовив угощенье

Пели разные колядки

По дворам ходили в Святки!

Наряжались и шутили

Праздник ждали и любили

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас.

Руку дай скорее друг

Ждет нас всех веселый круг!

Предполагаемые действия детей: Дети исполняют хороводную песню «Белый снег, белешенький»

Музыкальный руководитель:

Чтобы стало веселее - можно петь и танцевать, а еще на музыкальных инструментах играть.

Музыкальный руководитель раздаёт детям шумовые инструменты.

Чтобы  наш оркестр удался, я буду вам подсказывать: если подниму бубенцы, играют ребята, которые взяли бубенцы, а когда покажу ложки, играют  те, кто выбрал ложечки. А чтобы наш оркестр звучал задорнее, мы одновременно будем топать - вот так: (показ). Только помните, нужно внимательно слушать музыку и стараться точно и ровно отображать ритм. Вы готовы?  Итак, выступает самый  весёлый ансамбль шумовых инструментов детского сада «Радуга»!

Предполагаемые действия детей: Дети играют на шумовых музыкальных инструментах под фонограмму русской народной мелодии.

- В святочные вечера устраивались на Руси праздничные гуляния - по дворам ходили толпы ряженых, пели песни, в которых славили хозяев, желали  доброго здоровья, богатого урожая. Все с нетерпением ожидали прихода ряженых с колядками. Люди верили, что к кому они зайдут, тот двор в новом году удачлив будет, с достатком и прибылью.

Музыкальный руководитель: Вот и я вам наряды смешные приготовила.

Раздаёт детям атрибуты одежды.

Музыкальный руководитель: Ребята  а вы знаете, что такое колядки? (ответы детей)

Колядки - это песни, в которых величались хозяева дома и содержались благопожелания здоровья, богатства, урожая, многодетности и многое другое. А хозяева с удовольствием  выслушивали колядки, а затем давали угощение: кто пирог, кто блин, кто конфетку.

Не зря в народе говорится: "пришли Святки - запевай колядки"

Дети исполняют колядку « Пошла Коляда»

Но случалось, хоть и редко, что хозяева жадные попадались. Ряженых ничем не угощали, а прочь от ворот гнали. Для таких жадин тоже колядки имеются, специальные, ругательные.

Музыкальный руководитель: Я начну а вы мне помогайте.

- Кто не даст лепешки
Завалим в доме все... (окошки)

- Кто не даст пирога,
Сведем корову ... (за рога)

- Кто не даст ветчины?
Тому поколем...(чугуны)

- У скупого мужика
Родись рожь хороша
Соломкой пуста,
Колоском пуста!

- Коляда - коляда,
Не дашь пирога,
Мы корову за рога,
Коня за хвост
Уведем на мороз!

Музыкальный руководитель: Ох и грозные колядки!

Чтобы стало веселее - можно петь и танцевать, а еще на музыкальных инструментах играть.

Музыкальный руководитель раздаёт детям шумовые инструменты.

Чтобы  наш оркестр удался, я буду вам подсказывать: если подниму бубенцы, играют ребята, которые взяли бубенцы, а когда покажу ложки, играют  те, кто выбрал ложечки. А чтобы наш оркестр звучал задорнее, мы одновременно будем топать - вот так: (показ). Только помните, нужно внимательно слушать музыку и стараться точно и ровно отображать ритм. Вы готовы?  Итак, выступает самый  весёлый ансамбль шумовых инструментов детского сада «Радуга»!

Предполагаемые действия детей: Дети играют на шумовых музыкальных инструментах под фонограмму русской народной мелодии.

Музыкальный руководитель:  В домах в Рождество совершали обряд -  веником со святой водой подметали пол, чтобы выгнать всю нечистую силу из дома. А в мы  с вами поиграем в веселую игру «Веселая метелка», с загадками.

Предполагаемые действия детей: Дети играют в игру  «Веселая метелка»

- А сказочку мою новогоднюю хотите послушать?

Только помощь мне ваша нужна будет, сказку мы вместе  расскажем.

Предполагаемые действия детей: Дети озвучивают сказку музыкальными шумовыми инструментами.

Слайд 4

Сказочка-шумелка «Ёлочка» (озвучивание сказки шумовыми инструментами)

Росла в лесу ёлочка – стоим на месте, вытянув руки в стороны
По её веточкам прыгали белки–
прыгаем с продвижением вперед (стучим палочкой по ксилофону)
Прилетал дятел -
«летим» или шлепаем руками по бокам.
и громко стучал клювом–
вытягиваем указательные пальцы вперед, барабаним ими по туловищу (стучим палочками). 
Иногда мимо проходил большой медведь–
ходим, переваливаясь с ноги на ногу (медленно стучим ладонями по барабану)
Иногда пробегал маленький зайчик –
подпрыгиваем на месте (играем на ксилофоне) 
Вечером на неё дул ветерок–
 дуем 
Ночью над ней загорались звёздочки–
вытянув указательные пальцы, как бы рисуем точки-звездочки над головой (играем на треугольнике)
Летом около неё летали комарики–
шевелим пальцами в воздухе, приговаривая «з-з-з»
Зимой на неё падали белые снежинки–
рисуя указательными пальцами точки сверху вниз, показываем, как падают снежинки (щипаем струны).
и укрывали ёлочку тёплым снежным одеялом.

Слайд 5

Музыкальный руководитель: Спасибо ребята, интересная у нас получилась сказочка, что даже елочки заслушались в лесу, и захотелось им танцевать.

Предполагаемые действия детей: Дети танцуют ритмический композиция в технике Bоdy percussiоn.

Ритмо-техника Bоdy percussiоn: «В лесу родилась елочка»  (современная обработка в исполнении группы «Балаган Лимитед»)

- А теперь игра не развлечение

А с большим, большим значением

Чтоб был долог колосок

Чтобы лён вырос высок

Прыгайте как можно выше

Можно прыгать выше крыши. 

Русская народная игра «Скакалка»

Предполагаемые действия детей: Дети играют в русскую народную игру «Скакалка»( один из играющих берет веревку и раскручивает ее низко, остальные прыгают через веревку, чем выше тем больше будет доход и богатство)

- Хоть игра, да в ней намёк добрым молодцам урок!

III этап: заключительный

Музыкальный руководитель: Еще одна из традиций святочных вечеров - гадание.

В этой маленькой корзинке
Что угодно для души
Ленты, щепочки, звоночки,
Даже есть карандаши.

Хотите вам погадаю и научу вас!  (подходит к ребенку и предлагает вынуть из корзины один предмет, при этом напевает)

Кому вынется,
Тому сбудется,
Скоро сбудется,
Не минуется.

Предполагаемые действия детей: Дети встают в круг, вынимают из корзины любой предмет, который остается у них в качестве подарка.

Игра "Гадание"

Рефлексия:

Музыкальный руководитель: Как занимательно встретили колядки! (опрос детей: что запомнилось, что понравилось, какие трудности испытывали)

Мы прощаемся ребята,

Говорим: «До новых встреч!»

А крещенские морозы

Нам ведь вовсе не угрозы:

Дружбу нашу укрепляют,

На дела благословляют.

Литература:

1.ОТ РОЖДЕНИЯ ДОТ ШКОЛЫ .Инновационная программа дошкольного образования./Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой.- Издание пятое(инновационное), испр.и доп.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.

2.Звучащие жесты (Body percussion) http://meta-music. ru/method/zvuchashchie-zhesty-body-percussion

3. Интернет ресурсы: Википедия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему:"Колядки,колядки,собрались ребятки"

Непосредственная образовательная деятельность с детьми младшей и подготовительной группы в рамках партнёрского проекта....

Конспект занятия на тему:"Колядки,колядки,собрались ребятки"

Интегрированное занятие с детьми младшей и подготовительной группы в рамках партнёрского проекта...

«КОЛЯДКИ-КОЛЯДКИ - ИГРАЮТ РЕБЯТКИ»

Цель: Воспитывать любовь и интерес к народным праздникам.          Создавать радостное, праздничное настроение....

«Колядки, колядки –собрались ребятки»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13907043","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]...

"Как пришли святки - мы поем колядки"Рождественские колядки. Сценарий фольклорного тематического праздника.

quot;Как пришли святки - мы поем колядки". Рождественкие колядки, сценарий фольклорного тематического праздника....