Роль сенсорного воспитания в подготовке детей к школе
материал (старшая группа)
Какую роль играет сенсорное воспитание дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_sensornogo_vospitaniya_v_podgotovke_detey_k_shkole.docx | 15.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль сенсорного воспитания в подготовке детей к школе.
Когда ребёнок достигает возраста шести - семи лет, а иногда и раньше, многие родители озабочены вопросами, связанными с его поступление в школу. Как сделать так, чтобы ребёнок легко учился, с удовольствием ходил в школу был хорошим (или даже лучшим ) учеником в классе? В этот период родительские амбиции приводят к парадоксальной ситуации, когда ребёнок начинает восприниматься через призму успешности обучения в школе.
Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребёнка до школы? Одни считают, что надо начинать «готовить» ребёнка начиная с трёх лет, другие – за год до поступления в школу. Но, если задуматься, то вся дошкольная жизнь ребёнка – это и есть подготовка к школе. Самое главное – не впадать в крайности. Не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению.
Дошкольный возраст – самый интенсивный период развития мозга, а основным сигналом, импульсом для мозга является слово, именно поэтому своевременно и правильно должна развиваться речь, сам ребёнок буквально должен жить в мире звуков и слов. Речь – одна из центральных, важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Чем богаче и правильнее речь дошкольника, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности (2). К сожалению, родители обращают внимание на недостатки в развитии речи ребёнка только к пяти годам, надеясь на то, что всё «само исправится». Многие родители недооценивают программу младшего дошкольного возраста, но ведь первый опыт коммуникации, социализации, эмоционального развития малыши получают в ясельных группах, а главной задачей – является развитие сенсорного воспитания.
Сенсорное воспитание тесно переплетается с развитием мышления и коммуникацией ребёнка.
Одновременно с формированием сенсорных эталонов дети учатся способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению всё более сложных глазомерных действий. В процессе обследования предметов, у ребёнка увеличивается пассивный и активный словарь. Развивается аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, умение различать форму предметов, выделять отдельные измерения величины. Чем полнее сенсорное представление о предмете, тем полнее и объективнее рассказ о нём.
Исследования зрительного, слухового, осязательного, тактильного восприятия позволяет сделать вывод о том, что у дошкольников с речевой патологией данная психологическая функция отстаёт в своём развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Дети с нарушением речи затрудняются в обследовании предметов из – за недоразвития восприятия. Мелкая моторика плохо развита, поэтому приёмами обследования предмета и усвоением сенсорных эталонов дети овладевают длительное время. Именно обследовательские умения и навыки, сенсорные эталоны необходимо усвоить, прежде чем составить простой рассказ.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие и развитие коммуникативной стороны речи невозможно без опоры на полноценное восприятие. А восприятие можно развивать с помощью сенсорной культуры, которая является одним из направлений сенсорного воспитания.
В детском саду ребёнок обучается разным видам деятельности. Овладение универсальными учебными действиями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учёта и использования. Чем чаще ребёнок самостоятельно, с помощью педагога или родителя обследует и исследует предметы, их свойства, включает в работу все органы чувств, тем богаче активный и пассивный словарный запас ребёнка.
Ни для кого не секрет, что коррекционная работа состоит из триединства: педагог – ребёнок – родители, в связи с этим очень важно сотрудничать не только с родителями логопатов старших групп, но и своевременно предупреждать и корректировать нарушения речи в младших группах. Наиболее распространённые формы для родителей: консультации групповые и индивидуальные, беседы, анкетирование, мастер – классы, открытые занятия и семейный клуб.
Главная цель педагога – активное сотрудничество с родителями, вовлечение в активную жизнь ребёнка и детского сада, развитие родительской компетентности в вопросах развития речи и личности дошкольника. Родители и педагоги только в сотрудничестве смогут развивать и воспитать разностороннюю личность.
Таким образом, сенсорное воспитание является одним из ключиков к развитию речи, чем раньше выявлено нарушение речи, тем раньше начинается коррекция, родители первые помощники педагогов.
Литература:
1. Лаврик, И.П. Готов к обучению к школе / И.П. Лаврик. – Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2004. – 141с.
2. Седых, Н.А. Воспитание правильной речи у детей / Н.А.Седых. – Донецк: Сталкер, 2004. – 279с.
3. Лубоцкий, В.И. Специальная психология / В.И. Лубоцкий, - Москва: Академия. 2003 – 464с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Годы дошкольного детства – это годы интенсивного физического и психического развития детей. Весь воспитательно – образовательный процесс в детском саду направлен на формирование и развитие таких психи...
Доклад для РМО воспитателей дошкольных групп "Роль декоративного рисования при подготовке детей к школе."
В процессе творчества мы можем развить дошкольнику качества необходимые для успешного обучения в школе. ...
Школа для заботливых родителей «Роль исследовательской деятельности в подготовке детей к школе»
Консультация для родителей....
Консультация для родителей «Роль декоративного рисования при подготовке детей к школе».
Декоративно-прикладное искусство является одним из самых древних видов искусств. С раннего детства, занятия с ребенком творческой деятельностью - является неоценимым шансом формирования гармоничн...
Роль семьи в успешной подготовке детей к школе
Роль семьи в успешной подготовке детей к школе подготовила: воспитатель ГБДОУ № 108 Невского района...
Роль дидактических игр в подготовке детей к школе
Содержание дидактических игр.Свойства и виды дидактических игр.Для чего нужны дидактические игры?...
Презентация "Роль музыкального воспитания в подготовке детей к школе"
Представлена презентация на тему "Роль музыкального воспитания в подготовке детей к школе". Прилагаются комментарии к слайдам....