Конспект музейного занятия "Часы-ходики"
проект

Полянская Татьяна Александровна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_muzeynogo_zanyatiya.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект музейного занятия. Экскурсия в музей «Часы-ходики» в форме сюжетно-ролевой игры

Пояснительная записка

Педагогическая актуальность.

Как и в обществе в целом, так и в детском коллективе в особенности вопросы нравственного и духовного воспитания стоят очень остро. Одной из главных задач педагога стоит умение привить ребёнку нравственные и моральные качества, доброжелательность, любовь к истории, стране и т. п.

Так как основным видом деятельности ребят в детском саду является игра, то наилучшая реализация поставленной задачи будет именно по средствам игры.

Поскольку сюжетно-ролевая игра отражает явления окружающей действительности, то появление новых профессий с конкретной деятельностью вызывает потребность создание сюжетно-ролевой игру с новым сюжетом. Игра в музей  «Часы-ходики» актуальна для детей  старшего  и подготовительного дошкольного возраста. Через неё они познакомятся впервые с новыми профессиями, узнают правила поведения в музее. Научатся рассказывать об экспонатах, задавать вопросы, познакомятся с работой работников музея, слушать и относиться с уважением друг к другу.

Дети вместе с родителями редко бывают в музеях, поэтому знания о труде музейных работников очень поверхностны, а то и вовсе отсутствуют. В силу этого проведение сюжетно-ролевой игры в музей «Часы-ходики» поможет как детям, так и родителям в приобретении новых знаний, умений, расширении кругозора и пр.

Возрастная группа: старший, подготовительный возраст ( 6-7 лет)

Место расположения мини-музея «Часы ходики» - групповая комната.

Цель: Формирование умений создавать сюжет игры, развертывать действия связанные с профессией музейных работников: экскурсовода, смотрителя, кассира, директора, реставратора, хранителя музейных ценностей, принятие роли и игровой ситуации, образа; построение сюжета согласно теме.

Задачи:

  • Нацеливать детей на самостоятельное распределение ролей и умение действовать в соответствии с ними;
  • Отображать в игре события общественной жизни, поведения в культурных местах, учить внимательно, доброжелательно относиться друг к другу;

•          Учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего;

•          Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры;

•          Создавать условия для творческого самовыражения.

•          Развивать речь, обогащать словарь детей.

 

Этапы работы.

Подготовительный.

Педагоги.

  • Проводят мониторинг родителей с целью определить отношение к музейной педагогике.
  • Разрабатывают модель мини-музея.
  • Выбирают место для размещения экспозиции.
  • Изучают методическую литературу.
  • Подбирают художественные произведения по теме проекта. Создают картотеку стихов.
  • Создают «Ленту времени». / История появления и развития различных видов часов/.
  • Подбирают иллюстрации для дидактических игр: «Посмотри и назови» /виды часов/, «Что показывают стрелки?» /определение времени по часам/.
  • Готовят макеты необычных часов: солнечных, водных, огневых для демонстрации детям.
  • Собирают экспонаты для создания экспозиции в группе.
  • Готовят информационные стенды для родителей: «Экскурсия в музей», «Проведите время с детьми».
  • Разрабатывают перспективный план работы по знакомству с историческими сведениями о возникновении часов, их видах.
  • Проводят беседу с детьми о значении музея в группе.
  • Проводят посещение музея театральной куклы «Забава» - рассматривание экспонатов;
  • Готовят экскурсоводов для мини-музея.

Родители.

  • Оказывают помощь в сборе экспонатов для музея.
  • Рисуют вместе с детьми различные виды часов.
  • Рассматривают часы в своей квартире.
  • Знакомят детей с материалами о часах из Интернета.
  • Оказывают помощь в подготовке экскурсоводов для музея в группе.
  • Участвуют в изготовлении приглашений, билетов для посетителей, афиши.
  • Вместе с детьми посещают музеи г. Ярославля.

 

Дети.

  • Создают правила поведения в музее вместе со взрослыми.
  • Участвуют в создании экспозиции.
  • Оказывают помощь взрослым в создании билетов, афиши, приглашений.
  • Готовятся к роли экскурсоводов, участвуя в разработке содержания экскурсий в музее, пополняя свои знания о часах.
  • Рисуют разные виды часов для выставки.

Основной этап.

  • Беседа о музеях, выработка правил поведения в них.
  • Праздник «Приглашаю вас в музей». /Открытие мини-музея. /
  • Экскурсии в мини-музей «Часы ходики» детей из других групп, родителей в течение ноября месяца.
  • Сюжетно-ролевая игра «Музей». /Предусмотрена смена ролей в игре при проведении новой экскурсии. /

Заключительный этап.

Дети.

  • Активизировался познавательный интерес, мыслительные процессы.
  • Дети научились определять и называть время по часам с точностью одного часа.
  • Закрепились в памяти названия стрелок на часах, понятие о скорости их обращения по кругу.
  • Расширился запас исторических сведений о возникновении часов, их видах.
  • Получила развитие связная речь, продолжилось формирование смелого речевого поведения.
  • Развилось чувство уверенности в себе, умение свободно держаться при выступлении на публике.
  • Дети получили опыт социализации в окружающем мире.

Родители.

  • Возник интерес к теме «Часы», желание получить новые знания.
  • Возникла заинтересованность в участии в жизни группы.
  • Повысилась понимание значимости совместной деятельности с детьми, выполнения общей работы.

Педагоги.

  • Получили новый опыт организации работы с детьми.
  • Повысили свой уровень знаний по теме «Часы».
  • Выделили методы и приёмы для использования в работе с детьми в других областях знаний.
  • Пополнили развивающую среду группы методическими пособиями: картотекой стихов, «лентой времени», иллюстрационным и текстовым материалом по теме.

Ход

 Воспитатель: Ребята, я сегодня дома нашла часы, смотрите, какие они?

 Дети: Старинные,  на цепочке, наверно их носили в кармане.

 Воспитатель: Как вы думаете, куда их можно отнести, чтобы о них нам рассказали и их все увидели?

 Дети:  В музей или на выставку.

Воспитатель:  я предлагаю вам отнести  их в музей. Ребята, давайте сегодня с вами поиграем в музей. Как вы думаете, что нам понадобиться для игры?

Дети: Распределить роли, купить билеты в музей, выбрать кассира, смотрителя, реставратора, назначить экскурсоводов.

Дети готовят атрибуты для сюжетно-ролевой игры в  музей «Часы-ходики», расходятся по рабочим местам, получают бейджики в соответствии с выбранной ролью-должностью музейного работника. Оставшаяся часть детей превращается в посетителей музея - группу туристов.  

Воспитатель: Здравствуйте! К вам едет группа туристов из города Дзержинского района . Мы слышали, что в вашем детском саду № 240 открылся мини музей "Часы-ходики".

Директор музея Пожалуйста, приезжайте. Мы будем рады видеть вас. Мы работаем с 9.00 до 17.00.

  Уважаемые сотрудники музея (в микрофон), подойдите пожалуйста ко мне в кабинет.

К нам в гости едет группа туристов из города Углича.

Прошу их встретить и рассказать интересные факты о часах. Займите свои места. Сотрудники музея проходят на свои места.

Сотрудник музея, смотритель, встречает гостей, рассказывает о правилах поведения в музее и предлагает купить билеты. (см. приложение)

Смотритель  Меня зовут.... Я слежу за порядком в музее. Сейчас я вам напомню правила поведения в музее.

1.Нельзя громко разговаривать, когда экскурсовод проводит экскурсию.

2. Нельзя руками трогать экспонаты.

3. Нельзя бегать по музею, соблюдайте тишину.

Если у вас будут вопросы, вы можете задать их мне экскурсоводу.  Проходите, пожалуйста, в кассу. (см. приложение)

 Посетители выстраивается очередь в кассу, и  покупают билеты. (см. приложение)

Смотритель музея подводит к первому экскурсоводу, зал «Живые часы». Экскурсовод рассказывает о своей выставке  экспонатов.

Первый экскурсовод (ребенок) (см. приложение)

Сегодня я предлагаю  вам, отправится в прошлое часов. Как вы думаете, зачем нужны часы людям? (ответы детей)

Что было бы, если бы часов ни у кого не было? ( ответы детей)

А вы знаете, как люди раньше определяли время?

Посмотрите, мы говорим о часах, а причем тут петушок?

Оказывается, петух - это тоже "часы". Когда он кукарекает, то всем говорит, что уже наступило утро. Это живой будильник.

А еще живыми часами весной и летом могли быть поющие птицы.

Как вы думаете, как соловьи, жаворонки, зяблики могут нам помочь определить время?

Они поют утром.

Если запел соловей, то значит еще ночь, он поет самый первый.

Позже поет жаворонок, а в 5 утра - зяблик.

А вы знаете, когда начинает чирикать воробей?

Он у нас соня, спит долго и встает в 6 утра. Как воробьи проснулись - значит и нам пора вставать в садик, в школу и на работу.

О растениях - часах вам расскажет....

Второй экскурсовод (ребенок) (см. приложение)

Растения тоже помогают нам определить время.

Но как же цветы могут нам сказать, сколько сейчас времени? Ведь у них нет ни рта, ни языка ?

Цветы "говорят" по другому, сейчас я расскажу вам о них.

Цветы открывают свои лепестки и закрывают их строго в определенное время, как по команде. И они никогда не путаются.

Вьюнок открывается в 9 утра, а закрывается в 8 вечера.

Лютик открывает свои цветки в 7-8 утра, а закрывают в 3-4 часа дня.

Одуванчики открываются ровно в 5.

Люди внимательно наблюдали за цветами и травами, а потом определяли время.

Как вы думаете, чем удобны такие живые часы?

А чем они  не удобны?

Плюсы - живые часы всем доступны , их не надо покупать, они никогда не сбиваются со времени, они красивые и радуют нас.

Минусы - их нельзя взять с собой в комнату, в городах таких часов нет.

Люди стали придумывать другие часы и придумали они солнечные часы.

 Проходите в следующий зал и о них вам расскажет.....

Третий экскурсовод (ребенок) (см. приложение)

Давным-давно человек заметил, что тень, которая падала от дерева на землю не  стоит на месте, а бежит вслед за солнцем.

Наблюдал человек за этим чудом и вот что придумал: вбил в землю столбик, а вокруг столба начертил круг и поделил круг на 12 частей, каждая часть 1 час. Солнце взошло, и тень медленно от столба двигалась по кругу, отмеряя каждый час. Вот так человек изобрел циферблат (круг)..

История часов продолжалась, люди стали придумывать другие часы.

Послушайте еще одну историю. Очень умный житель древнего города Рима, наблюдал за тем, как вода сочилась из кувшина. Капли падали кап...кап... кап... Придя домой, он в донышке сосуда просверлил маленькую дырочку, налил в сосуд воды, и стал следить, как капля за каплей вытекла из сосуда. Так прошел час, уровень воды опустился и он сделал черточку, через час сделал еще одну и продолжал делать черточки до тех пор, пока отметок не стало 12, каждая из которых равнялась одному часу. Вот так в Древнем  Риме изобрели Водяные часы.

А вот песочные часы, они тоже без стрелок и чем - то похожи на водяные, только вместо воды в них песок, и их все время нужно переворачивать

Водяными часами сейчас никто не пользуется, а вот - песочные, можно встретить в больнице, в лабораториях у химиков, биологов.

Дальше зал "Современные часы" и о них вам расскажет...

Четвертый экскурсовод (ребенок) (см. приложение)

Люди стали придумывать новые часы. И придумали много механизмов для часов. Сейчас существует очень много разных часов.

Часы, которые стоят на полу, называются "напольные". Они очень большие и тяжелые, их даже не переставить на другое место.

А часы, которые висят на стене, называют как? (Настенные).

Часы, которые носят на руке, называют - как? (Наручные).

Есть и карманные часы, они раньше были очень дорогими, и могли себе позволить такие часы только очень богатые люди, по форме они напоминали яйцо. Носили такие часы на цепочке в кармане, а заводили специальным ключиком.

Нас по утрам будят часы, которые называют - как? (Будильник).

Еще есть часы на башнях. Их называют... (башенные). В нашей стране самые главные башенные часы - на Красной Площади. Они называются "куранты". Их звон вы могли слышать по телевизору в новогоднюю ночь.

Есть часы механические, их надо заводить.

Есть часы кварцевые. В них вставляют батарейки.

А есть, электронные.

Все эти часы вы можете рассмотреть у нас на выставке.

Часы постоянно совершенствуются. Люди все больше и больше дорожат своим временем, и часы становятся необходимостью для всех людей.

К нам в музей, часы попадают старинные, иногда у них стерся рисунок, циферблат или сломался механизм и стрелки. И у нас в музее им на помощь приходит реставратор.

Давайте пройдем к ним в мастерскую и посмотрим, как они работают.

 Первый реставратор.... (ребенок) (см. приложение)

В наш музей поступили каминные часы. Рисунок на корпусе часов стерся. Я его восстанавливаю.

Второй реставратор... (ребенок)

У этих часов сломаны стрелки и пришли в негодность цифры. Я приклеиваю новые цифры и поставлю другие стрелки.

Третий реставратор... ( ребенок)

Я восстанавливаю кварцевые часы. Под микроскопом чищу механизм часов, ищу неполадку. Решаю, как восстановить механизм.   

Четвертый экскурсовод (ребенок)

Вот и закончилась наша история часов. Надеемся, что дальше она продолжится в вашем творчестве, и вы придумаете часы будущего и принесете к нам в музей.

Дети - туристы благодарят экскурсоводов и реставраторов.

Анализ: Вам понравилось играть в музей?( см. приложение)

 Кто из работников музея вам понравился и почему (мне понравились экскурсоводы, потому что они много знают о чайной посуде, интересно рассказывают; мне понравилась работа реставратора, потому что очень увлекательно работать в мастерской и т.п.).

Источники

  1. И.Мельников. «Про часы и о часах» , «Что такое завтра и вчера»
  2. Б.Зубков. «Что такое завтра и вчера»
  3. Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени»
  4. Т. Коваль. «Мои часики»
  5. Б. Никольский «Солдатские часы»
  6. А. Анофриев. «Тик-так»
  7. С. Берестов. «Без четверти шесть»
  8. С. Баруздин. «Стихи о человеке и его часах»
  9. И.  Мирошникова.  «Песочные часы».
  10. Сказка. «В гостях у гнома – часовщика, или история о том, как не опаздывать в школу»
  11. Степанов «Часы»
  12. Цикл рассказов для детей: «Живые часы», «Похитительница воды следит за временем»; «Часы-свечи»; «Часы без стрелок(песочные часы)»; «Механические часы»; «Электронные часы»; «Живые барометры времени (цветочные часы)»; «Самые известные часы в мире».
  13. Пословицы и поговорки о времени и часах
  14. Загадки
  15. Детская энциклопедия «Про часы и о часах», «Мои часики».
  1. http://rodnaya-tropinka.ru/istoriya-chasov/
  2. https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/606481/
  3. https://ped-kopilka.ru/blogs/elena-leonidovna-alekseva/cikl-besed-o-vremeni-i-chasah-dlja-muzeja-chasov.html
  4. https://multiurok.ru/files/istoriia-vozniknovieniia-chasov-1.html
  5. https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/uroki/znakomstvo_s_chasami


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пресс-релиз в рамках открытого музейного урока «Русь ремесленная. Русь мастеровая» в дошкольном подразделении «Надежда» ГБОУ СОШ № 2092 пройдет тематический день музейной программы.

Пресс-релиз в рамках открытого музейного урока  «Русь  ремесленная. Русь мастеровая» в дошкольном подразделении «Надежда»  ГБОУ СОШ № 2092  пройде...

Конспект музейного занятия на тему «Хохломские ложки»

Обобщить и обогатить имеющиеся знания о народном промысле «Хохлома», об истории появления деревянной ложки....

Конспект музейно-педагогического занятия "История елочной игрушки"

Цель: Сохранение и укрепление семейных традиций.Задачи:1. Развивать познавательный интерес к традициям и обычаям своего народа.2. Познакомить детей с историей новогодней игрушки.3. Показать разнообраз...

Конспект «Музейный квест» в подготовительной группе.

Закрепить знания детей о предметах народного быта-деревянных ложках через организацию экскурсионной-игровой деятельности (Квеста)....

Конспект музейного часа в детском саду «Жил-был самовар»

Музейный час проведен с целью создания условий для повышения интереса дошкольников к традициям русского народа, обряду семейного чаепития....

Конспект музейно-педагогического занятия

Тематическая интерактивная экскурсия (в рамках тематического планирования по Петербурговедению для старшей и подготовительной группы) Тема: «Сторожевые львы Санкт-Петербурга»...

Конспект «Музейная педагогика в патриотическом воспитании дошкольников»

Цель: Знакомство детей с историей флага.Задачи: Дать представление о флаге как государственном символе, познакомить с историей его происхождения, значением в совместной жизни. Организация воспиты...