Паспорт развивающей предметно - пространственной среды в старшей группе "Искорки"
материал (старшая группа)
«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Этот мир должен окружать ребенка…»
В. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_rpps.docx | 51.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Северная сказка»
Паспорт
развивающей предметно-пространственной среды
Воспитатели:
Пронина А.И.
Писарева М.Ю
старшая группа
2023-2024 г. учебный год
«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Этот мир должен окружать ребенка…»
В. Сухомлинский
Дошкольное образование – первое звено в системе непрерывного образования человека. Качество дошкольного образования и образовательных услуг обеспечивается многими условиями, в том числе и рациональным, соответствующим возрасту дошкольников наполнением предметно-развивающей среды детского сада.
Развивающая предметно-пространственная среда – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами; это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса.
В такой среде ребенок-дошкольник активно включается в познавательную творческую деятельность, развивается его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит развитие личности.
Предметная среда детства обеспечивает разные виды деятельности ребенка-дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности.
Мы, педагоги, должны помочь ребенку обнаружить в себе и развить то, что ребенку органично присуще. Поэтому для обучения и саморазвития личности ребенка, его способностей, самостоятельности и инициативности творчества, ставим перед собой следующие задачи:
- конструировать и наполнять предметно-развивающую среду соответствующим содержанием;
- обеспечить продуктивность использования предметно-развивающей среды.
- Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно влиять на дошкольника. Для этого необходимо соблюдать следующие условия. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду должна:
- иметь привлекательный вид;
- выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
- снимать утомляемость;
- положительно влиять на эмоциональное состояние;
- помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
- давать возможность дошкольнику заниматься самостоятельной деятельностью.
В такой среде развивающее обучение осуществляется через личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком, и придерживаться правила: «Вместе с детьми!!!»
Нормативно-правовой базой к отбору оборудования, учебно-методических и игровых материалов являются:
- концепция дошкольного воспитания (1989 г.);
- концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (1993 г.);
- методическое письмо Министерства образования Российской Федерации от 17.05.1995 №61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»;
- требования СанПиН 2.4.1.2660-10 от 01.10. 2010 г.;
- концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) от 17.06.2003 г.;
- письмо Министерства образования РФ от 15.05.2004 № 03-51-46 ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»;
- приказ МО РФ «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей» (26.06.2000 г.)
Показатели оценки развивающей среды:
- положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе;
- отсутствие конфликтов среди детей;
- наличие продуктов детской деятельности;
- динамика развития ребенка;
- невысокий уровень шума.
При построении предметно-пространственной развивающей среды в детском саду должны соблюдаться следующие требования:
Гигиенические – безопасность и комфортность пребывания ребенка в группе и на участке ДОУ для положительного эмоционального тонуса и личностного развития ребенка.
Психолого-педагогические – гендерный подход; приоритетное направление педагогов группы; интересы, склонности, способности; уровни развития детей и возрастные особенности; особенности реализуемой программы и педагогических технологий.
Эстетические – использование детских работ в оформлении интерьера в группах.
Далее хотелось бы выделить ведущие характеристики предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении.
Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. Это снимает стрессообразующее воздействие на ребенка, создает чувство уверенности и безопасности.
Обеспечение богатства сенсорных впечатлений. Предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира, т.е. это естественный природный, бросовый материал, разнообразные бытовые предметы.
Обеспечение самостоятельной индивидуальной детской деятельности достигается через постоянное насыщение пространства разнообразными материалами для приобретения опыта социальной жизни.
Обеспечение возможности для исследования и научения. Детское экспериментирование строится самим дошкольником по мере получения новых сведений о предмете (объекте).
Функциональность предметной среды означает, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию.
Для конструирования предметно - пространственной развивающей среды в дошкольном учреждении использованы следующие принципы:
Принцип уважения к потребностям, нуждам ребенка. У ребенка дошкольного возраста три основные потребности: потребность в движении, потребность в общении, потребность в познании. Среда организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста.
Принцип гибкого зонирования. Пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало детям, не мешая друг другу, в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься разными видами деятельности (двигательной, музыкальной, познавательной, игровой, экспериментальной). Для этого используют разнообразные «маркеры» пространства: ширмы, знаки и символы, стойки с цветами, подвижные перегородки и пр.
Принцип уважения мнения ребенка. ППРС групп комфортна, эстетична, содержательна, удобно расставлено оборудование, учитывать склонности, способности ребенка. Важно также спросить у самого ребенка об увлечениях и вносить в обстановку те игры (игрушки, материалы), которые доставят малышу радость и удовольствие.
Принцип опережающего характера. Воспитатель подбирает в группу те материалы, которые предназначены детям определенного возраста, но, кроме них, надо включать в обстановку приблизительно 15% материалов, ориентированных на детей более старшего возраста.
Принцип стабильности - динамичности. Ребенок, оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается. Естественно, его окружение не может быть застывшим, и также требует изменений. Поэтому развивающая среда не может быть построена окончательно, завтра она уже перестанет стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его. Для этого в проекте среды должна быть заложена возможность ее изменений. Важно помнить, что ребенок не «пребывает» в среде, а преодолевает ее, постоянно меняется, становится другим в каждую минуту.
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Первым условием осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей является установление контакта между ними. Самое задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза».
Принцип детской активности, самостоятельности, творчества. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем (природе, рукотворном мире, других существах), знакомству с музыкой, движениями, красками, пантомимой, поэзией и т.д.
Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Память ребенка – это его интерес. Поэтому на протяжении всего дошкольного периода важно сделать интересным все, что педагог старается организовать для детей.
Принцип открытости - закрытости среды. Развивающая предметная среда должна изменяться, корректироваться, развиваться, т.е. должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
Открытость природе – проявляется во взаимопроникновении с природным окружением.
Открытость культуре – выражается в приобщении к отдельным ее сферам – изобразительному искусству, предметам декоративно-прикладного искусства, фольклору, особенностям и традициям национальных региональных культур, которые способствуют воспитанию патриотизма у детей, гордости за свои родные места, развитию представления о малой Родине и воспитанию чувства любви к ней.
Открытость своего «Я» – выражается в формировании собственного внутреннего мира и способности поделиться им с другими, пополнять его через общение с окружающими, что способствует развитию толерантной личности.
Принцип учета половых и возрастных различий детей. Мальчики и девочки по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и мочат, чувствуют и переживают. Но и девочки и мальчики должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности. Разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников обоего пола.
Определяющим моментом в создании РППС является образовательная программа, которой руководствуется дошкольное учреждение. Создавая предметно-пространственную среду, важно учитывать особенности детей, посещающих каждую конкретную группу: возраст дошкольников, уровень их развития, склонности, способности, интересы, гендерный состав, личностные особенности. Особенности среды также во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя. В зависимости от типа детского учреждения, содержания воспитания, культурных традиций развивающая предметная среда может приобретать неповторимый колорит. С учетом всех требований развивающая предметная среда предполагает вариативность, возникающую на содержательно-педагогическом и проектно-дизайнерском уровнях.
Концептуальная модель развивающей предметно-пространственной среды
В старшей группе № 7 МБДОУ «Детский сад «Северная сказка» используется следующая вариативная модель предметно-пространственной развивающей среды:
- центр игровой деятельности
- центр экологического развития «Эколята»;
- центр исследовательской деятельности «Хочу все знать»;
- центр нравственно-патриотического воспитания «Моя Родина - Россия»;
- центр приобщения к художественной литературе «Мир книги»;
- центр развития театрализованной деятельности «В гостях у сказки»;
- центр развития музыкальной деятельности «Веселые нотки»;
- центр безопасности «Островок безопасности»;
- центр конструктивно-модельной деятельности «Город мастеров»;
- центр познавательной деятельности «Познайка»;
- центр речевого развития «Речевичок»;
- центр художественного творчества «Наш вернисаж»;
- центр физического развития «Физкульт - ура!»;
Игра - ведущая деятельность детей старшего дошкольного возраста, в которой они исполняют роли взрослых, воспроизводя в воображаемых ситуациях их жизни, труде и отношения. Сюжет и роли в игре дети заимствуют во взрослом мире, в обществе. Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих взаимоотношений. Поэтому важным требованием оснащения центра развития игровой деятельности является:
- развивающий характер и соответствие таким принципам, как реализация ребенком права на игру (свободный выбор игрушки, темы, сюжета игры, места и времени ее проведения);
- универсальность предметно - пространственной среды, чтобы дети вместе с педагогами могли готовить и изменять его, трансформировать, согласно замыслу игры и содержания;
- системность, то есть оптимальное соотношение отдельных элементов игры между собой и другими предметами и т.д.
Важно помнить, что игра как специфическая деятельность не однородна, каждый ее вид выполняет свою функцию в развитии ребенка.
В режиссерской игре (можно отнести настольный, теневой, пальчиковый театры) ребенок, как режиссер и одновременно «голос за кадром» организует театрально-игровое поле, актерами и исполнителями в котором являются куклы. В противном случае актерами, сценаристами, режиссерами выступают сами дети. Ребенок создает игровое пространство на плоскости стола, наполняет его фигурками на свое усмотрение. Старается соблюдать последовательность, какой персонаж, за каким идет. Благодаря режиссерским играм, развивается связная речь, сенсорные способности (больше, меньше, много, мало). «Зритель» - дети в свою очередь адекватно и эмоционально реагирует на происходящее. При всем разнообразии творческих игр они имеют общие черты: дети сами или с помощью взрослого (особенно в играх-драматизациях) выбирают тему игры, развивают ее сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Все это должно происходить в условиях тактичного руководства взрослого, направленного на активизацию инициативы детей, развитие их творческой фантазии.
Экологическое развитие в старшей группе осуществляется в специально-созданных условиях – в центре экологического развития «Эколята» педагоги попытались оптимально и эффективно организовать эколого - развивающую среду, которая используется в познавательных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний.
Центр «Эколята» является необходимой составляющей воспитательного процесса в детском саду. Он помогает учить детей старшего дошкольного возраста воспринимать красоту природы, привить милосердие и сострадание к растениям и животным, понимание необходимости беречь природу, другими словами – сформировать экологическую культуру личности.
Основными задачами развития детей в экологическом центре являются:
- формирование у детей умения и навыков по уходу за растениями;
- понимание связей между явлениями природы;
- создание необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых организмов;
- воспитание эстетических и патриотических чувств средствами природы;
- воспитание заботливого отношения к природе путем целенаправленного общения с окружающей средой;
Центр природы совмещен с центром экспериментирования «Хочу все знать», где созданы все условия для развития у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Основными задачами развития детей в исследовательском центре являются:
- расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха, математические представления и т. д.);
- развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т. д.);
- формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения, формирование способов познания путем сенсорного анализа, социально-личностное развитие: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции.
В центре размещены материалы по разделам:
- песок и вода, звук, магниты, бумага, стекло, резина;
- приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема, мерные ложки (от детского питания), сита и воронки, резиновые груши разного объема, мыльницы, ормы для льда, резиновые перчатки и т.д.
- медицинские материалы (пипетки с закругленными концами, шприцы без игл, колбы, деревянные палочки), гибкие пластиковые или резиновые трубочки, трубочки для коктейля, гигиенически безопасные детские шампуни, растворимые, ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки) и т.д.
Персонажи, наделенные определенными чертами, от имени которых моделируются проблемные ситуации.
В современных условиях, когда происходят постоянные изменения в обществе, воспитание патриотических чувств – наиболее актуальное направление работы дошкольного учреждения с воспитанниками. Для полноценной реализации системы воспитания патриотизма у дошкольников, развития их активности и познавательного интереса в нравственно-патриотическом направлении в группе оформлен центр нравственно-патриотического воспитания «Моя Родина - Россия», направленный на ознакомление детей с историей родного города, с государственными символами страны, с русскими народными промыслами. Благодаря материалам, представленным в центре, у детей развивается интерес и уважение к семье, труду людей, трудовым и гражданским подвигам известных людей города и страны.
Образовательные материалы развивающего центра:
- социально-нравственное воспитание (семья, семейные традиции и праздники, ближайшее окружение, генеалогическое древо, взаимодействие со сверстниками, родной дом, детский сад);
- ознакомление с малой Родиной: родной город (село) и его улицы, природа, транспорт, архитектура, достопримечательности родного города, символика и гимн, люди города, стихи и рассказы о городе (селе);
- приобщение к народной культуре: русские игрушки, предметы старины, изделия декоративно-прикладное искусства, русская - народная изба, национальные костюмы, народные праздники, древняя Русь, фольклор, также приобщение к культуре народов Ямала;
- ознакомление с родным краем: символика, животный и растительный мир, достопримечательности, исторические особенности;
Правильно оформленный центр нравственно-патриотического воспитания в группе позволяет привлечь внимание детей к изучению своей страны, дает возможность подобрать материал, основываясь на интересах детей, наладить совместную работу педагогов с детьми и их родителями.
Материалы, размещенные в центре, освещают основные направления по патриотическому воспитанию и включают в себя направления: «Моя семья», «Мой родной край», «Народные промыслы»;
Центр приобщения к художественной литературе «Дом книги» совмещен с центром речевого развития «Речевичок» и центром театральной деятельности «В гостях у сказки», и занимает в группе особое место. Главные условия, которые соблюдены – это удобство и целесообразность. Развивающий центр «Книжкин дом» уютный, привлекательный, располагающий ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению. Именно в дошкольный период ребёнок начинает проявлять интерес к книге. Он копирует поведение взрослых, и если малыш часто видит их читающими, требует книгу и для себя. Целесообразно ежедневно читать и рассматривать с детьми иллюстрированные книжки.
Основные цели приобщения дошкольников к художественной литературе:
- развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы;
- удовлетворение разнообразных литературных интересов детей;
- формирование у дошкольников интереса к художественной литературе;
- создание психологически комфортных условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей в группе;
Задачи:
- развивать умение слушать сказки, рассказы, стихи;
следить за развитием действия, сопереживать героям произведения;
- воспитывать бережное отношение к книгам;
Правила поведения в книжном центре:
- Знакомство детей с центром книги, его устройством и назначением;
- формирование навыков рассматривания книги в специально отведенном месте;
- брать книгу только чистыми руками;
- перелистывать осторожно;
- не рвать, не мять, не использовать для игр;
- после того, как посмотрел – всегда класть книгу на место;
Основные задачи центра речевого развития «Речевичок»:
- осуществление работы по развитию речи детей согласно комплексно – тематического планирования;
- обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;
- обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;
- обеспечение возможности для исследования и экспериментирования в языковой системе;
- обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью детей
Цель построения речевой развивающей среды:
- насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста;
- оказание помощи в освоении содержания основной общеобразовательной программы ДОУ при взаимодействии воспитателя и ребенка, родителей.
Современные дети испытывают трудности в овладении средствами общения, потому что телевизор, компьютер, короткие разговоры по телефону заменяют дружеское общение с взрослыми и сверстниками.
Для развития лексико-грамматической стороны речи приобретены папки с предметными и сюжетными картинами для пересказов, словесные игры и задания по текущей лексической теме. Это способствует развитию речи, расширению представлений об окружающем мире, пространственной ориентации, наблюдательности и воображения.
Для подготовки к обучению грамоте оформлен центр с магнитной доской, магнитной азбукой комплектом цветных магнитов. Также есть опорные схемы для составления рассказов, центр оснащен дидактическими играми как фабричного производства также в нём присутствуют игры, сделанные своими руками.
Центр приобщения к художественной литературе «Дом книги» представлен яркими красочными книжками – малышками, любимыми сказками и стихами, книжками – картинками, книжками – самоделками, говорящими книжками, книгой – ширмой, книгой – панорамой, настольными печатными играми со сказочными персонажами. Ребята могут удобно расположиться, взять любимую книгу и не только рассмотреть иллюстрацию, но и обыграть сюжет. А самое главное – весь материал подобран с учётом возрастных особенностей детей.
В группе также оформлен центр развития театральной деятельности «В гостях у сказки», в котором имеется достаточное количество масок для драматизации сказок, дидактические игры, атрибуты, элементы декорации, костюмы для театральной деятельности, различные виды театров (кукольный, настольный, теневой, на фланелеграфе, пальчиковый и другие). Весь материал эстетически оформлен и соответствует возрастным и индивидуальным особенностям развития детей. Дети имеют свободный доступ к игрушкам и игровому оборудованию, удовлетворяется потребность каждого ребенка в творческой деятельности.
Центр развития театрализованной деятельности совмещен с центром развития музыкальной деятельности «Веселые нотки».
Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей большое значение имеет музыкальный центр в группе. Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Музыкальный центр – это место, где дети познают музыку и её красоту, расположен в освещенном, легкодоступном для детей месте. Пособия центра развития музыкальной деятельности эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними. При оформлении центра учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей.
Центр развития модельно-конструктивной деятельности «Город мастеров».
Конструирование прекрасно развивает мелкую моторику и знакомит дошкольников с сенсорными эталонами. Многие виды изобразительной деятельности, доступные детям, не дают такой четкости образа, как возведение построек.
Конструктивная деятельность оказывает положительное влияние на формирование игровой деятельности детей, так как, сооружая постройки из разных строительных материалов, дети создают что-то новое, подбирают нужный материал для своей конструкции, планируют свои действия, пополняют знания о форме, величине, цвете и расположении предметов в пространстве, согласовывают свои действия с действиями товарищей.
Центры модельно-конструктивной деятельности наполнены комплектами строительных конструкторов, наборами «Полидрон», «Лего» и т.д.
Строительные игры ценны и тем, что доставляют большое эмоциональное наслаждение детям, так как сопровождаются чувством радости и успеха.
Физическое здоровье очень важно в развитии детей, так как позволяет реализовывать их врожденное стремление к движению. Поэтому в центре физического развития «Физкульт – ура!» созданы условия для организации подвижных игр, игровых заданий, музыкально-ритмических упражнений. Центр физического развития оснащен:
- атрибутами для организации подвижных игр;
- массажными ковриками и мячами для профилактики плоскостопия;
- скакалки, канаты, обручи, мячи для упражнений на равновесие и координацию движений;
- альбомы и папки о достижениях российских и ямальских спортсменах в различных видах спорта;
Основной целью центра является обеспечение и регулирование уровня двигательной активности детей в режиме дня.
Задачи:
- приобретение двигательного опыта и физических качеств;
- развитие координации и гибкости;
- правильное формирование опорно-двигательной системы организма;
- развитие равновесия, координации движения мелкой и крупной моторики рук;
- закрепление навыков выполнения основных движений (ходьба, бег, прыжки, повороты в обе стороны);
- формирование начальных представлений о различных видах спорта;
- овладение подвижными играми с правилами;
- становление целенаправленной саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорово образа жизни, овладение элементарными нормами и правилами (в питании, закаливании, при формировании полезных привычек и другое).
Обучение основам безопасности жизнедеятельности происходит в центре безопасности «Островок безопасности» с учетом именно игрового вида деятельности.
Цель центра
- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности;
- формирование предпосылок экологического сознания (безопасность окружающего мира).
Задачи:
- научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке;
- уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения «опасно - безопасно»;
- быть внимательным, осторожным, предусмотрительным (ребенок должен понимать, к каким последствиям могут привести те или иные поступки);
- формировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения.
Детям дошкольного возраста свойственно эмоционально-образное, интуитивное восприятие окружающего. Поэтому в работе используем средства, воздействующие на зрение и слух, на кинестетический (двигательный), обонятельный и тактильный анализаторы, также пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, самомассаж, дыхательные упражнения, психогимнастику.
Так же в своей работе применяем средства наглядности, художественные тексты. Использование художественной литературы заставляет детей задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни. Литература помогает дошкольникам достичь понимания значимости соблюдения правил безопасного поведения, проиллюстрировать возможные последствия их нарушения.
Эмоционально-образное изложение материала находит свое отражение в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, конструировании) и в немалой степени – в процессе свободной самостоятельной деятельности детей. Работая с раскрасками, играя в игры, дети учатся правильно себя вести – вовремя распознавать опасность и ситуации дома и на улице.
В работе с детьми используются пословицы и поговорки. Дети объясняют их значение. Развивает образное мышление применение загадок.
Широко используются кукольные театры и театрализованные игры, которые позволяют создать свободную, комфортно-эмоциональную обстановку и заинтересовать воспитанников.
Подготовлен иллюстративный материал по основам безопасности, личной гигиене, здоровому образу жизни.
Для формирования основ личной безопасности используются сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные игры, игры-драматизации, подвижные игры, спортивные эстафеты, музыкальные развлечения на тематику личной безопасности. Игры способствуют формированию знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в опасных ситуациях.
Таким образом, получаемые при изучении ОБЖ, связанные в единую систему отдельные знания, умения и навыки смогут формировать новую компетентность дошкольников, важнейшую для сохранения в современной жизни. Эта компетентность позволит дошкольникам в дальнейшем обеспечивать здоровье и безопасность, оценивать и строить свою деятельность с позиций собственной безопасности, безопасности общества.
Одним из любимых видов деятельности старших дошкольников является рисование.
Центр художественного творчества: «Наш вернисаж» привлекает ребят разнообразием творческих материалов. Согласно современному образовательному стандарту (ФГОС) оформление центра по художественному творчеству в группе отвечает следующим требованиям:
- центр расположен в хорошо освещённом (недалеко от окна) месте;
- оборудование соответствует возрастным потребностям детей;
- материалы для творчества находятся в свободном доступе детей;
- эстетичность;
Дети чувствуют себя в центре комфортно, испытывают эстетическое наслаждение.
Игровую среду можно видоизменять в зависимости от обучающей ситуации, объединять с другими центрами. В центре созданы условия для индивидуальных и коллективных занятий
(рисование, лепка, аппликация, художественный труд, раскрашивание картинок, рассматривание альбомов, дидактические игры).
Центр познавательного развития «Познайка» способствует развитию и закреплению элементарных математических представлений о форме, величине, пространственном расположении предметов и т. д., содержит разнообразный раздаточный материал (счетные палочки, касса счетных материалов, матрешки, счеты настольные, числовые лесенки, разнообразные развивающие игры: сравни и подбери-сравнение по разным признакам, арифметические тренажеры (закрепление счета, памяти и внимания, цифры - математика на магнитах, набор цифр и знаков, умное домино сложение, мозаика на магнитах, фигуры - вкладыши, игра лото-детям о времени (времена года, месяцы, дни недели, части суток, логические цепочки, развивающие игры на ориентировку в пространстве и т.д.).
Работа с родителями является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Среди множества эффективных методов и средств по обеспечению взаимодействия с семьей - функционирование информационного центра для родителей. Информационный центр в группе содержит:
- разнообразную информацию: правовую, консультативную, практическую, профилактическую, осведомительскую и просветительскую и т.д.:
- характеристику возрастной группы, реализуемой программы, сведения об участниках педагогического процесса;
- выдержки из Конвенции о правах ребенка, Семейного кодекса, Закона об образовании, устава ДОУ;
- консультации, советы, рекомендации специалистов о развитии дошкольников;
- практические игры и упражнения для совместного выполнения с детьми дома в свободное время;
- информация о ПДД;
- объявления о текущих мероприятиях, ежедневное меню;
Информационный центр выполняет ряд функций:
- регламентирует работу группы - режим дня;
- расписание совместной образовательной деятельности детей и педагогов;
- расписание платных образовательных услуг;
- план совместных мероприятий;
А также, функцию по обеспечению «обратной связи» с родителями воспитанников. С одной стороны, мы, педагоги размещаем благодарности за участие в жизни группы и детского сада, фото-отчеты о проведении мероприятий, информируем о деятельности группы. С другой стороны, используем «почтовые ящики», для вопросов предложений и пожеланий к педагогам группы и другим сотрудникам детского сада, для выражения своего мнения к различным аспектам взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
Информация, размещенная в центре, позволяет повысить педагогическую культуру родителей - размещаем тематические подборки литературы, «Семейная библиотека», папки-передвижки, альбомы, которые позволяют глубже раскрыть конкретную проблему, подготовить аудиторию родителей к обсуждению на собрании.
Известно, что обстановка, в которой растёт ребёнок — оформление помещений, мебель, игрушки — оказывает влияние на воспитание и становление личности. Значительную часть времени дети проводят в детском саду. Поэтому стараемся так организовать сферу пребывания ребёнка в детском саду, чтобы она способствовала физическому и психическому развитию маленького человека. Продумываем каждый элемент дизайна, рассматривая его с разных сторон: эстетической, обеспечение безопасности, удобства и полезности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт Развивающей Предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе.
Паспорт РППС для подготовишек, только игровой комнаты группы....
ПАСПОРТ развивающей предметно-пространственной среды старшей группы
ПАСПОРТ развивающей предметно-пространственной среды старшей группы...
Паспорт развивающей предметно-пространственной среды в группе "Почемучки" старшая группа
Паспорт развивающей предметно-пространственной среды в группе "Почемучки" старшая группа...
Паспорт развивающей предметно - пространственной среды старшей группы
Данная разработка представляет собой перечень необходимого оборудования....
Паспорт развивающей предметно-пространственной среды на 2023-2024 г. старшая разновозрастная группа "Зёрнышко " (4-7 лет)
Паспорт развивающей предметно-пространственной среды на 2023-2024 г. старшая разновозрастная группа "Зёрнышко " (4-7 лет)...
Паспорт развивающей предметно - пространственной среды в старшей группе "Искорки"
laquo;Дети должны жить в мире красоты,игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.Этот мир должен окружать ребенка…» В. СухомлинскийДошкольное образование – первое зве...