Дидактическое пособие по художественно-эстетическому развитию для детей дошкольного возраста «Разноцветные чашки»
учебно-методическое пособие (старшая, подготовительная группа)
Дидактическое пособие разработано в соответствии ФГОС ДО, СанПиН для индивидуальных и подгрупповых занятий детей старшего и подготовительного возрастов.
Целью данного пособия является формирование у детей умений и навыков в рисовании, развитие их творческих способностей, знакомство детей с системой образования различных цветов.
Задачами данного пособия являются:
- Развитие сенсорных эталонов;
- Изучение и запоминание цветов;
- Развитие навыков смешивания цветов;
- Развитие навыков получения различных оттенков;
- Развитие памяти, внимания, мышления;
- Развитие мелкой моторики и тактильного восприятия.
Материал: 14 ламинированных чашек с узором в виде кругов различного цвета, на главной большой чашке изображен цветовой спектр Иттена; 13 чашек из белого жесткого фетра с узором в виде съёмных кругов различного цвета, которые крепятся с помощью липучек (3 чашки №1 - для образования цветов вторичного порядка; 6 чашек №2 - для образования цветов третичного порядка; 4 чашки №3 - для образования оттенков, тонов и теней)
Цель
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.08 КБ |
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/04/14/szifcgkh9x0.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/04/14/njwzxmxwaaq.jpg)
Предварительный просмотр:
Дидактическое пособие по художественно-эстетическому развитию
для детей дошкольного возраста
«Разноцветные чашки»
Автор: Виниченко Анна Михайловна,
воспитатель МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с № 7
Дидактическое пособие разработано в соответствии ФГОС ДО, СанПиН для индивидуальных и подгрупповых занятий детей старшего и подготовительного возрастов.
Целью данного пособия является формирование у детей умений и навыков в рисовании, развитие их творческих способностей, знакомство детей с системой образования различных цветов.
Задачами данного пособия являются:
- Развитие сенсорных эталонов;
- Изучение и запоминание цветов;
- Развитие навыков смешивания цветов;
- Развитие навыков получения различных оттенков;
- Развитие памяти, внимания, мышления;
- Развитие мелкой моторики и тактильного восприятия.
Материал: 14 ламинированных чашек с узором в виде кругов различного цвета, на главной большой чашке изображен цветовой спектр Иттена; 13 чашек из белого жесткого фетра с узором в виде съёмных кругов различного цвета, которые крепятся с помощью липучек (3 чашки №1 - для образования цветов вторичного порядка; 6 чашек №2 - для образования цветов третичного порядка; 4 чашки №3 - для образования оттенков, тонов и теней)
Описание
Круг Иттена разделен на 12 цветовых секторов. Всего содержится 3 основных первичных цвета — это синий, желтый, красный. Именно при их смешивании и получается всё многообразие цветового круга.
Опираясь на цветовой круг Иттена, детей можно познакомить с теплыми цветами и холодными. Холодными цветами являются: желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый, синий, сине-фиолетовый, фиолетовый.
К теплым цветам относятся: желтый, желто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный, красно-фиолетовый.
Данную особенность можно показать поступательно от желто-зеленого цвета до фиолетового против часовой стрелки и от желтого до красно-фиолетового по часовой.
Следующие цвета цветового круга носят название составные или вторичного порядка, их тоже 3 — это фиолетовый, оранжевый и зелёный. Эти цвета получаются путём смешивания в равном соотношении цветов первого порядка.
Благодаря смешиванию цветов первичного и вторичного порядка получаем 6 цветов третичного порядка.
Разноцветные чашки передают сочетание двух цветов снизу, при смешении которых получается третий цвет, он находится сверху.
Первичные цвета в пособии имеют наибольший размер в диаметре, вторичные цвета – меньший, третичные цвета (переходные) – еще меньший диаметр. Цвета, отражающие оттенки, тона и тени, имеют самый маленький размер.
При смешивании первичного цвета с первичным цветом получаются такие сочетания:
Желтый+синий=зеленый
Желтый+красный=оранжевый
Синий+красный=фиолетовый
Таким образом, разноцветные чашки передают данную закономерность.
При смешении первичных цветов со вторичными получаются третичные (переходные) цвета. Узоры чашек отражают такие сочетания:
Красный+оранжевый=красно-оранжевый
Желтый+зеленый=желто-зеленый
Синий+фиолетовый=сине-фиолетовый
Красный+фиолетовый=красно-фиолетовый
Желтый+оранжевый=желто-оранжевый
Синий+зеленый=сине-зеленый.
Также детей старшего дошкольного и подготовительного возраста можно познакомить с понятиями оттенков, тонов и теней.
Оттенки получаются при добавлении в основной цвет белого.
Тона получаются при добавлении серого цвета к основному.
Тени получаются при добавлении в основной цвет черного.
На разноцветных чашках такие закономерности применены для 4 цветов: красного, желтого, синего, зеленого.
4 чашки показывают на своих узорах данные цветовые сочетания.
Несколько вариантов дидактических игр, составленных на основе данного пособия:
Дидактическая игра «Тёплые, холодные цвета» Цель: учить детей системе образования различных цветов. Задачи: учить находить теплые и холодные цвета опираясь на цветовой круг Иттена; развивать память, внимание, мышление. Материалы: ламинированная чашка с изображенным на ней кругом Иттена. Ход игры: 1 вариант: педагог просит ребёнка показать на круге тёплые цвета; ребёнок делает поступательные движения от жёлто-зелёного цвета до фиолетового против часовой стрелки, проговаривая вместе с воспитателем названия каждого цвета. 2 вариант: педагог просит ребёнка показать на круге холодные цвета; ребёнок делает поступательные движения от жёлтого до красно-фиолетового по часовой стрелке, проговаривая вместе с воспитателем названия каждого цвета. 3 вариант: воспитатель называет определённый цвет; ребёнок должен самостоятельно определить какой он – тёплый или холодный. | Дидактическая игра «Смешай цвета» Цель: учить детей системе образования различных цветов. Задачи: развивать навык смешивания цветов; учить получать цвета вторичного порядка путём смешивания основных цветов; развивать память и внимание, логическое мышление; развивать мелкую моторику пальцев рук и тактильное восприятие. Материал: чашка из белого жёсткого фетра № 1, большие и средние круги из цветного фетра на липучках. Ход игры: 1 вариант: педагог предлагает ребёнку взять два любых больших круга основных цветов (синий, жёлтый, красный) и расположить их на чашке; задача ребёнка-подобрать круг такого цвета, который получится при смешении основных цветов, выбранных им, и прикрепить его на чашку. Воспитатель следит за тем, чтобы ребенок правильно располагал круги (основные цвета рядом друг с другом, вторичный цвет- наверху) 2 вариант: педагог показывает ребёнку круг цвета вторичного порядка, например, зелёный; ребёнку необходимо подобрать большие круги основных цветов, при смешении которых получится зелёный (т.е. жёлтый и синий) и прикрепить их на чашку. Воспитатель следит за правильным расположением кругов. |
Дидактическая игра «Получи нужный цвет» Цель: учить детей системе образования различных цветов. Задачи: развивать навык смешивания цветов; учить получать цвета третичного порядка путём смешивания основного цвета и цвета вторичного порядка; развивать память и внимание, логическое мышление; развивать мелкую моторику пальцев рук и тактильное восприятие. Материал: чашка из белого жёсткого фетра № 2, большие, средние и малые круги из цветного фетра на липучках. Ход игры: педагог показывает ребёнку два круга – один основного цвета, другой вторичного, просит назвать цвета и предлагает смешать их; ребёнок должен правильно расположить круги на чашке и подобрать маленький круг того цвета, который получится при смешении. Варианты смешения: красный+оранжевый, желтый+зеленый, синий+фиолетовый, красный+фиолетовый, желтый+оранжевый, синий+зеленый, | Дидактическая игра «Добавь к цвету» Цель: учить детей системе образования различных цветов. Задачи: формировать представление о разных оттенках цвета по светлоте; развивать навыки получения различных оттенков; развивать память, внимание и мышление, развивать мелкую моторику пальцев рук и тактильное восприятие. Материал: чашка из белого жёсткого фетра № 3, крупные круги зелёного, красного, жёлтого, синего цвета на липучках, маленькие круги различных оттенков на липучках. Ход игры: 1 вариант: педагог показывает ребёнку крупный круг определенного цвета, ребёнок правильно расположив крепит его на чашку; далее воспитатель предлагает ребёнку найти и прикрепить на чашку маленькие круги нужного оттенка, которые получатся при добавлении цвета, проговаривая при этом какой цвет он «добавляет» - белый, серый или чёрный. 2 вариант: педагог крепит на чашку маленькие круги – оттенки определенного цвета, проговаривая вместе с ребёнком понятия «светлый», «темнее», «тёмный»; ребёнок должен определить круги с оттенками какого цвета располагаются на чашке, найти нужный крупный круг и прикрепить его. |
Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребёнка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/03/picture-824465-1475487283.jpg)
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей младшего возраста «Разноцветные матрешки»
С использованием образовательных технологий- игровые технологии- технологии познавательного развития- технологии личностного-ориентирования взаимодействия педагога с детьми...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/07/picture-30921.jpg)
Дидактическое пособие по художественно - эстетическому развитию кукла Маша
· Продолжать знакомить детей с народным и декоративно-прикладным искусством. · Закрепить знания о цветах спектр...
Дидактическое пособие по художественно-эстетическому развитию: «Веселая пчела»
Данное пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста, является многофункциональным. При создании пособия учитывались современные требования дошкольного образовани...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/19/picture-1039543-1616182265.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Разноцветный мир» (возраст детей 4-5 лет)
Кружок (далее программа) «Разноцветный мир» имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает развития у дошкольников художественно-творческих способностей в процессе ознакомл...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/03/picture-787602-1462253912.jpg)
Дидактические пособия по художественно - эстетическому развитию
Дидактические пособия по художественно - эстетическому развитию...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/19/picture-1156606-1566238060.jpg)
Дидактическое пособие по художественно-эстетическому развитию (театрализованная деятельность) по сказке «Заюшкина избушка»
Дидактическое пособие по художественно-эстетическому развитию (театрализованная деятельность) по сказке «Заюшкина избушка»...
Дидактическое пособие по художественно-эстетическому развитию по сказке «Заюшкина избушка»
Дидактическое пособие по художественно-эстетическому развитию по сказке «Заюшкина избушка»...