Коррекционная работа по развитию активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Особенности формирования словаря у детей с ОНР. Система работы и дидактические игры, используемые для развития и актуализации атрибутивного словаря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizatsiya_slovarya_prilagatelnyh.docx | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие словаря в онтогенезе.
Д.Б. Эльконин указывал, что расширение социальных отношений ребенка, изменение его деятельности и возможностей общения с окружающими взрослыми в дошкольном возрасте приводят к постепенному росту словаря.
Первоначально, новое слово возникает у ребенка, как непосредственная связь между конкретным словом и соответствующим ему предметом.
Количество произносимых слов, которыми пользуется ребенок к концу второго года, у разных детей колеблется от 100 до 300 слов. Чаще всего это существительные - названия игрушек, предметов ближайшего окружения, реже употребляются глаголы, наречия. Из прилагательных, дети используют слова указывающие на размер предмета: большой, маленький (только к концу второго года).
Объем словаря зависит как от условий воспитания ребенка, от частоты объяснения его со взрослыми, а качество - от того, какие слова взрослые чаще употребляют в своей речи, как четко указывают малышу на то, какие действия можно производить с игрушками, предметами, как действует сам ребенок, указывают на признаки окружающих предметов (чашка большая, белая).
Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов) к концу пятого года жизни создает возможность ребенку полнее строить свои высказывания, точнее излагать свои мысли. В речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качества предметов, отражения временных и пространственных отношений; для определения цвета. Кроме основных, дети называют дополнительные цвета (голубой, темный), появляются слова, указывающие на материал, из которого сделан предмет (железный ключ). Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения, которые часто выступают в роли подлежащих; сложные предлоги (из-под, около и др.), появляются собирательные существительные (посуда, одежда, овощи...), однако они употребляется ребенком очень редко. Обогащение и расширение словаря ребенка шестого года жизни осуществляется не только за счет ознакомления с новыми предметами, их свойствами и качествами, новыми словами, обозначающими действия, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов, за счет использования новых суффиксов, приставок, которые дети начинают широко употреблять. Все чаще в речи ребенка появляются обобщающие существительные, прилагательные, обозначающие материал, свойства, состояние предметов. За год словарь увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом). К концу шестого года жизни ребенок более точно дифференцирует обобщающие существительные, например: не только называет слово «животное», но и может указать на то, что лиса, волк - это дикие звери, а корова, лошадь - домашние животные. Дети используют в своей речи отвлеченные существительные, прилагательные, глаголы. Многие слова из пассивного запаса слов переходят в активный словарь.
Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами.
Словарь ребенка все еще недостаточно богат прилагательными, наречиями, глаголами, да и слов, близких по смыслу, дети этого возраста подбирают еще не много.
А. В. Захарова выделила наиболее употребительные знаменательные слова в разговорной речи детей 6 – 7 лет: имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Существительные, это преимущественно, слова, обозначающие людей. Так же А. В. Захарова выявила, что на 100 употребленных детьми слов, приходится примерно 8,65 % имен прилагательных. Анализ показал – больше употреблений прилагательных с широким значением и активной сочетаемостью, антонимов из разных семантических групп: обозначающих размер, оценку; а так же слов с ослабленной конкретностью, слов, входящих в словосочетания. Существенное место в атрибутивной лексике ребенка занимают местоименные прилагательные(такой, весь, каждый, который, всякий, свой, мой, самый).
В речи детей от 6 до 7 лет отмечается регулярная повторяемость прилагательных со значением размера. Особенностью структуры семантического поля прилагательных со значением размера является ассиметричность: прилагательные со значением «большой» представлены гораздо шире, чем со значением «маленький».
При анализе словаря прилагательных детей 6 – 7 лет, выявлено около 40 прилагательных, обозначающих цвет, но, во многих случаях, называемый детьми цвет не соответствует реальному. Наиболее часто употребляемые детьми этого возраста, прилагательные, обозначающие цвет: красный, белый, синий, черный.
Кроме того, в речи детей этого возраста отмечается преобладание отрицательной оценки над положительной, а так же достаточно активное употребление сравнительной степени прилагательных.
В процессе речевого развития ребенок знакомится с языком как системой. Но он не способен усвоить сразу все закономерности языка, всю сложнейшую языковую систему, которую использует взрослый в своей речи. В связи с этим на каждом из этапов развития язык ребенка представляет собой систему, отличающуюся от языковой системы взрослых, с определенными правилами комбинирования языковых единиц. По мере развития речи ребенка языковая система расширяется, усложняется на основе усвоения все большего количества правил, закономерностей языка, что в полной мере относится и к формированию лексической и словообразовательной систем.
Особенности развития словаря прилагательных у детей с ОНР III уровня.
В современной логопедии общее недоразвитие речи (ОНР) определяют, как сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, наличие в речи аграмматизмов, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.
Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.
Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов и объем их пассивного словаря близок к норме. Однако, употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.
Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации предикативного и атрибутивного словаря (глаголов, прилагательных). У дошкольников с ОНР выявляются трудности в назывании многих прилагательных (узкий, кислый, пушистый, гладкий, квадратный и др.).
Среди многочисленных вербальных парафазий у этих детей наиболее распространенными являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю.
Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространенными являются, например, такие замены: высокий – длинный, низкий - маленький, узкий - маленький, узкий - тонкий, короткий - маленький, пушистый -мягкий. Замены прилагательных осуществляются из-за недифференцированности признаков величины, высоты, ширины, толщины.
Выявляются ошибки согласования прилагательного с существительным в роде и падеже («я иглаю синей мятей» — «я играю синим мячом», «у меня нет синей мяти» — «у меня нет синего мяча»); согласования числительного с существительным («два рути» — «две руки», «пять руках» — «пять рук», «пат мидедь» — «пять медведей»); смешение родовой принадлежности существительных («де веды» — «два ведра»). Характерны также ошибки употребления предлогов: опускание («даю тетитькой» — «я играю с сестричкой», «паток лезиттумпе» — «платок лежит в сумке»), замена («кубик упайи тая» - кубик упал со стола»); недоговаривание («посля а уиса» — «пошла на улицу»). [64]
Дети с ОНР не могут спонтанно выйти на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормально развивающимся детям. Развитие речи при ОНР в ряде случаев идет на фоне нарушения деятельности центральной нервной системы. Коррекция речи детей с ОНР – длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения.
Система работы по формированию активного словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Дидактические игры - широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания.
Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание, куда входит и определенная группа слов, которую должны усвоить дети.
Для пополнения и активизации словарного запаса эффективными могут быть словесные игры, которые являются разновидностью дидактических игр, направленных на развитие речи ребёнка. В любой такой игре происходит решение определенной мыслительной задачи, то есть одновременно совершается коррекция как речевой, так и познавательной деятельности. Для решения этих задач рекомендуются различные описания предметов, их изображений, описания по памяти, рассказы по представлению и др. Хорошие результаты дают задания на придумывание и отгадывание загадок.
Игровая задача словесных упражнений заключается в быстром подборе точного слова - ответа ведущему.
Упражнения должны быть кратковременными.
На первых занятиях упражнения проводятся в медленном темпе, т. к. педагогу приходится часто исправлять ответы детей, подсказывать нужное слово, объяснять. В дальнейшем упражнение может стать игрой, в которой участники получают фишки за удачный ответ или выбывают из игры. В такой игре можно использовать мяч, который ведущий бросает по своему усмотрению любому участнику игры.
В словесных играх очень важно правильное объяснение игры, оно обычно включает 2-3 примера выполнения задания. Игровое задание предлагается сразу всем детям группы, затем выдерживается пауза для обдумывания ответа. Вызывается один ребенок или несколько детей по очереди. К оценке ответа постепенно начинают привлекать всю группу детей. Именно такой подход к развитию словаря наиболее продуктивен при коррекционной работе с детьми. Однако коррекция речевой деятельности, особенно словаря должна осуществляться в теснейшей связи с коррекцией познавательной деятельности. Рекомендуется проводить словесные игры и упражнения не только на занятиях, но и на прогулке, во время подвижных игр.
Работа над формированием атрибутивного словаря осуществляется в нескольких направлениях, а именно: накопление пассивного словаря, развитие пассивного и активного словаря, развитие активного словаря прилагательных.
В каждом из выделенных направлений формирования лексики определяются основные задачи, поэтапное содержание, методы и приемы логопедической работы.
Расширение объема атрибутивного словаря.
Последовательность логопедической работы по обогащению атрибутивного словаря должна учитывать частотный словарь детей старшего дошкольного возраста, а так же выявленные особенности атрибутивного словаря у дошкольников с ОНР.
Расширение объема словаря прилагательных проводится параллельно с развитием представлений о цвете, величине, форме, признаках высоты, толщины, на основе умения сравнивать предметы по различным признакам.
На начальном этапе закрепляется связь имеющихся слов-прилагательных с их значением. В дальнейшем осуществляется обогащение словаря по тематическим группам.
В процессе работы над прилагательными и глаголами большое внимание уделяется их закреплению в контексте: в словосочетаниях, предложениях, тексте.
Работа над новым словом включает в себя следующие этапы:
Уточнение семантики слова; закрепление связи звукового образа слова со зрительным, слуховым и др. образом слова.
Уточнение звукового образа, звукового анализа слова.
Выделение семантических дифференцированных признаков данного слова.
Введение данного слова в определенное семантическое поле и уточнение парадигматических связей данного слова в системе парадигматических связей внутри семантического поля.
Закрепление данного слова в контексте, закрепление синтагматических связей.
Формирование структуры значения слова.
При формировании структуры значения слова дети учатся дифференцировать значения слов на основе признаков противопоставления, сходства, аналогии и др.
Развитие лексической системности.
Развитие лексической системности осуществляется на основе усвоения структуры значения слова, овладения парадигматическими связями слов.
На начальном этапе работы проводится группировка, объединение слов по семантическим признакам. В дальнейшем осуществляется дифференциация слов внутри семантического поля, выделение ядра, периферии, установление парадигматических связей на основе противопоставлений и аналогий.
Формирование синтагматических связей слова.
Работая в этом направлении, формируем умение точно употреблять слово в речевом потоке, в словосочетаниях и в предложениях, на основе грамматических правил языка.
Развитие словообразования.
Словообразование представляет собой особый путь развития словаря. Одним из основных средств обогащения атрибутивного словаря является овладение словообразованием прилагательных.
Для правильного понимания имеющегося нарушения и эффективного коррекционного воздействия, для выбора рациональных приемов и методов воздействия необходимо четко определить характер имеющегося у ребенка речевого недоразвития, его глубину и степень, уметь правильно анализировать, какие компоненты речи и в какой степени нарушены или не сформированы.
Для закрепления навыка образование относительных прилагательных можно использовать следующие игры:
1. «Что из чего сделано?»
У детей карточки лото с изображением различных предметов. Взрослый называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например, стакан из стекла. Дети ищут изображение этого предмета на карточках тот, кто его находит у себя на карточке, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного, т.е. ответить на вопрос: «Какой?», «Какая?», «Какое?» (стеклянный стакан) и закрыть картинку фишкой.
Выигрывает тот, кто не ошибался и раньше других закрыл все карточки.
Материал:
Стакан из стекла стеклянный Сковорода из чугуна – чугунная
Ложка из дерева – деревянная Нож из металла – металлический
Ведро из железа – железное Ваза из хрусталя – хрустальная
Платье из шёлка – шёлковое и т.д.
2. Стихотворные тексты для закрепления навыка образования относительных прилагательных:
Из ваты матрасик ватный,
На нём наш котёнок спит,
Он носик прикроет лапкой
И сладко во сне сопит.
Из картона коробка картонная –
В неё можно игрушки сложить.
Из бетона стена бетонная,
Будет долго она служить.
Из плюша мой плюшевый мишка,
Мне нравится с мишкой играть,
Он словно мой младший братишка,
И с ним я не буду скучать.
Купил я хрустальную вазу,
Та ваза из хрусталя.
Понравилась мне она сразу –
Все грани на солнце горят.
Из бумаги кораблик бумажный,
Он спокойно бежит по волнам.
Где же тот капитан отважный,
Что на нём поплывёт в океан?
Из стекла стеклянный стаканчик,
Он прозрачный и небольшой,
Осторожно взял его мальчик
И наполнил прохладной водой.
3. «Четвёртый лишний».
Детям предлагаются картинки: стакан, сковорода, чайник, кастрюля. Необходимо назвать «лишний» предмет и объяснить, почему. Лишний стакан, потому что стакан стеклянный, а кастрюля, чайник, сковорода - металлические.
4. «Поваренок» – закреплять в речи существительные, обозначающие названия круп (гречка, овёс, рис, пшено и т.д.), расширять словарный запас за счёт относительных прилагательных, образованных при помощи продуктивных суффиксов -ов-, -ев-, -н.
Ребенку предлагается картинка с изображением кастрюли и пакетики с различной крупой и макаронными изделиями.
Задание: что это? (Это рис.) Положи в кастрюлю пакетик с крупой и скажи, как называется каша из риса, пшена, гречки и т.д. Как называется суп из гороха, риса и т.д.
5. «Ателье» – активизировать в речи существительные, обозначающие виды ткани и расширять словарный запас за счёт навыков словообразования (образования относительных прилагательных.)
Ребенку предлагаются круги с изображением контуров одежды, образцы тканей, прищепки. Задание: назови ткань, приложи кусочек ткани и скажи, свитер из шерсти какой? Юбка, какая? И т.д.
6. «С какой ветки детки?» - развивать словарный запас, формировать навыки словообразования (относительные прилагательные) и словоизменения (употребление существительных в форме Р. п. ед.ч. с предлогом С).
Детям предлагается большая карточка с изображением деревьев, в центре - плоды и листья, соединённые с деревом лабиринтом. Задание: определи, с какой ветки упал лист (плод) и как называется этот лист (плод). Этот лист упал с берёзы. Это берёзовый лист. Этот жёлудь и лист упал с дуба. Это дубовый лист.
Виды заданий для закрепления согласования, прилагательного с существительным в роде и числе.
а) Игра «Помоги Незнайке».
Логопед предлагает ребенку помочь Незнайке подобрать красивые слова- признаки к существительному, например: зима ... (снежная, холодная, морозная, длинная, ранняя; солнце — ... (яркое, ласковое, теплое); дни... (короткие, длинные, темные, морозные) и т. д.
б) Игра «Пароль».
На доске выставлены картинки, например, зеленый куст; красное солнце; черные варежки; большая сумка; голубая юбка: синее ведро и др. Ребенок должен найти картинку, которой соответствуют слова: она моя, он мой, оно мое, они мои.
в) Игра «Магазин».
Логопед берет на себя роль покупателя, а ребенку предлагает стать продавцом. Логопед задает вопрос, например: «Что у вас есть из меха?», — а ребенок отвечает: В магазине есть меховая шуба, меховой воротник, меховые рукавицы.
г) Составление или отгадывание вопросов-загадок. (Голубое, нарядное, шелковое это кофта или платье? Шерстяная, вязаная, красная это шарф или шапка? Желтое, круглое, сладкое это яблоко или лимон.
д) Игра с мячом «Угадай предмет».
Логопед называет признак предмета и бросает мяч ребенку. Ребенок, поймав мяч, называет предмет, у которого есть данный признак, и возвращает мяч, например, красная -лента, рубашка, шапка, сумка; красный -цветок, шарик, карандаш; красное -солнце, яблоко, платье и т. д.
е) Добавление прилагательного в предложение «Скажи наоборот».
Например: Слон большой, а комар… суп горячий, а компот... Апельсин сладкий, а лимон... Дерево высокое, а трава....
ж) «Волшебный мешочек»Логопед подбирает ряд предметов, знакомых детям. Все предметы складываются в мешок, детям предлагают с закрытыми глазами выбрать предмет, ощупать его, угадать, что это, назвать признак выбранного предмета.
Примерные виды заданий и игровых упражнений для закрепления согласования прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа.
а) Игра «Кому что дадим?». (Закрепление формы дательного падежа существительных по теме «дикие и домашние животные».)
дидактический материал — картинки с изображением животных и корма для них.
Ребенок отвечает на вопрос: «Кому это дадим?» и подбирает соответствующие картинки. Логопед дает образец ответа и просит ребенка его придерживаться. Например: (сено дадим доброй корове. Грибы дадим ловкой белке. Яблоко дадим маленькому ежу. Мед дадим сильному медведю. Молоко дадим ласковой кошке и т. д.
б) добавление слов к глаголу при ответе на вопрос «Чем можно…?». (Закрепление формы творительного падежа.) дидактический материал — картинки или предметы (например, ручка, карандаш, лопата, расческа, мыло, полотенце, топор, пила и т. д.).
Логопед предлагает образец ответа и просит ребенка его придерживаться.
Например: Писать можно красивой ручкой. Рисовать можно красным карандашом. Копать можно большой лопатой. Вытираться можно мягким полотенцем. Умываться можно душистым мылом и т. д.
в) Игра «Угадай, чего (кого) нет».
(Закрепление формы родительного падежа.)
дидактический материал картинки (например, голубое платье; синий цветок; зеленый платок; веселый мальчик; большая бабочка; желтое ведро и т. д.).
Логопед предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки. Затем убирает картинки по одной и просит ребенка сказать: «Кого (чего) нет?», например, нет голубого платья; нет зеленого платка и т. д.
г) Игра «Скажи, не ошибись».
(Закрепление винительного падежа существительных.)
дидактический материал — картинки (например, желтое платье; маленькая шкатулка; дубовый лист; большая книга; белый халат и т. д.) Логопед называет часть предложения, ребенок заканчивает его, используя нужную картинку. Например: мама стирает ... (желтое платье). Мальчик нашел ... (дубовый лист). Девочка уронила на пол ... (маленькую шкатулку). Врач снял... (белый халат) и т. д.
д) Игра «Закончи предложение».
Логопед предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинки. Затем логопед называет часть предложения, а ребенок его заканчивает. Например:
Воду налили ... (в коричневый кувшин)). Цветок растет ... (у высокого забора). Аня съехала ... (с ледяной горы).
е) Игра «Исправь ошибки Незнайке».
Логопед предлагает ребенку внимательно послушать
предложение и найти ошибку: «Вот как Незнайка составил предложения:
(Мама держит тарелку с горячая супом. Это правильно? Заяц убегает от злое волка. А как сказать правильно? Дети пришли к глубокий озеро. Исправь ошибки».
ж) Игра «Что с чем?».
(Закрепление формы творительного падежа с предлогом с.)
дидактический материал — картинки (например, чашка с красным блюдцем; корова с маленьким теленком; ваза с желтым цветком; собака с большой косточкой и т. д.).
Логопед предлагает ребенку назвать картинку и дает образец ответа: кошка с красным клубком.
Примерные виды заданий и игровых упражнений для закрепления согласования прилагательного с существительным во множественном числе.
а) Закончить предложение (с опорой на картинку).
Например: Мама держит ... (желтые цветы). Аня принесла молоко
(маленьким котятам). Папа собрал много ... (красных яблок,). Самолет летел… (над голубыми озерами)
б) Игра «Помоги Незнайке»Логопед читает предложения с неправильными окончаниями прилагательных и просит ребенка исправить ошибки, которые допустил Незнайка. Напр.: Заяц убегает от (злые) волков. Птичка спряталась в (зеленые) кустах. Девочки подошли к (новые) домам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционной работы по развитию крупной и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Предлагаю Вашему вниманию систему коррекционной работы по развитию крупной и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Ведь, как известно, развитие крупной и мелк...
Коррекционная работа по формированию монологической (пересказа) речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня) и её результаты.
Специальные исследования показывают, что связная речь - это особая сложная форма коммуникативной деятельности. У детей с общим недоразвитием речи эта форма самостоятельно не формируется. Связная...
Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому недоразвитию речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами
Статья для сайта "Молодой ученый" в раздел Международные конференции 2012г....
Конспект коррекционного занятия по развитию мелкой моторики рук для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и речи Тема: «В гостях у бабушки».
развитие мелкой моторики рук через занимательные игры и упражнения....
Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста.
Целью игр является закрепление в речи детей употребления относительных, притяжательных прилагательных и способов их образования, слов-антонимов, развитие воображения, памяти....
Методическая разработка "Примерное недельное планирование образовательной деятельности по теме Я познаю мир"при работе в центрах активности на основе самоопределения детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка содержит краткую пояснительную записку, примерный план на неделю по теме "Я познаю мир" , таблицу по педагогическому насыщению центров активности по теме и наглядные ...
Методическая разработка Примерное недельное планирование образовательной деятельности на тему «Мир театра» при работе в центрах активности на основе самоопределения детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка которая включает в себя, краткую пояснительную записку, примерный план на неделю по теме "Мир театра"....