Проект «Воспитание нравственных качеств детей раннего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
проект
Проект «Воспитание нравственных качеств детей раннего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Воспитание нравственных качеств детей раннего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Воспитателя: Сафроновой Н.В.
Введение
Данный проект рассчитан для детей младшего дошкольного возраста и направлен на формирование у детей нравственных качеств посредством приобщения к русским народным сказкам. Этот проект даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания. Проект необходим не только детям, но и их родителям, так как поможет родителям воспитывать у детей такие качество как : милосердие, великодушие, доброта, трудолюбие, справедливость и другие моральные качества. Также привлечение к работе над проектом семей воспитанников позволит улучшить социальное партнерство семьи и ДОУ. В проекте определены цели и задачи, содержание, перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста, прослеживается взаимосвязь разнообразных видов детской деятельности. Ведь сказки созданы многовековой мудростью народа. Наши предки создавали сказочные предания, включая в них опыт жизни человечества.
Актуальность
Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.
Дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.
Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.
В моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.
В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Цель: изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.
• Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
• Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
• Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
• Подобрать диагностические материалы, направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
• Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
• Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
• Выявить особенности нравственного воспитания у детей младшего дошкольного возраста.
• Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
• Разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников.
• Определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей.
Методы формирования нравственных качеств у детей :
-знакомство с содержанием сказки;
- вовлечение детей в деятельность;
- инсценировка сказки
Методы ознакомления со сказкой :
- чтение воспитателя;
- рассказывание;
- дидактические игры;
Приемы формирования восприятия сказки :
-выразительность чтения;
- повторность чтения;
- драматизация и театрализация сказки;
-просмотр иллюстраций
Этапы работы со сказкой :
Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Ожидаемые результаты:
• формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира;
• готовность проявлять совместное сострадание и радость;
• развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками;
План реализации образовательного проекта
Длительность работы над опытом 1 год, осуществляется в три этапа.
1этап – подготовительный (сентябрь-октябрь 2020 г)
Тематика мероприятий (цель) Форма проведения Дата
(месяц)
Ознакомление с нравственными качествами дошкольников. Наблюдение Сентябрь
Изучение передового опыта педагогов и психологов по нравственному воспитанию дошкольников через русские народные сказки. Изучение педагогической, психологической и методической литературы Сентябрь
Изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы по исследуемой проблеме. Изучение и подбор литературы Октябрь
Изучение материалов на сайтах:
- maam.ru;
-nsportal.ru;
-infourok.ru;
-loqopedy.ru.
. Изучение и подбор материала В течение года
Разработка методических материалов по формированию нравственных качеств у дошкольников.
Подобрать материал и разработать консультации для родителей в течение года, педагогов.
В течение года
Пополнение книжного уголка новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дидактическими играми, пальчиковые игры.
2 этап. Практический.
Цель: воспитание нравственных качеств у дошкольников: доброты, отзывчивости, заботы, вежливости, гуманности, милосердия, любовь и уважение к близким, к взрослым и к своим сверстникам через сказотерапию,
беседы, инсценировки, выставки рисунков, прослушивание видеозаписи,
просмотра мультфильмов.
Перспективное планирование по теме: «Воспитание нравственных качеств детей первой младшей группы посредством русских народных сказок»
Сентябрь
1.• Подбор и изучение литературы по теме: дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.
• Мониторинг
2. Ознакомление с русской народной сказки сказкой
«Колобок» Учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки; развивать умение последовательно пересказывать сказку
3. Рассматривание иллюстраций по русской народной сказка «Колобок»
Пересказ сказки по иллюстрациям. Развивать интерес к рассматриванию иллюстраций, умение узнавать сказку по картинке. Побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения.
4. Лепка «Веселый колобок» Закреплять умение детей скатывать шар круговыми движениями между ладоней. Учить доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала. Воспитывать любознательность, интерес к изобразительной деятельности.
Анкетирование родителей: "Cказка в жизни вашего ребенка"
Консультация для родителей: «Как воспитывать ребенка добрым?»
Октябрь
1. Чтение русской народной сказки «Теремок»
Продолжать учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки. Воспитывать умение сопереживать героям сказки. Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо.
2. Показ настольного театра «Теремок» Вызвать у детей интерес к инсценировке сказки, развивать память, выразительность, творческие способности. Воспитывать умение сопереживать героям сказки.
3. Раскрашивание иллюстраций по мотивам русской народной сказки: «Теремок» Вызвать у детей интерес к раскрашиванию героев сказки, развивать память, выразительность, творческие способности.
4. Чтение русской народной сказки «Маша и медведь»
Учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки. Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо. Ознакомить с правилами безопасного поведения в лесу.
Консультация для родителей: «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка».
Ноябрь
1. Просмотр мультфильма «Маша и медведь». Доставить удовольствие от просмотра мультфильма. Учить пересказывать увиденное. Формировать культуру поведения в общественных метах.
2. Лепка «Пирожки для Машеньки» Продолжать учить детей отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладоней и расплющивать пальцем сверху на ограниченном пространстве. Формировать нравственные качества : отзывчивость, доброжелательность, дарить окружающим доброту слова и дела.
3. Повторение русской народной сказки «Колобок». Пальчиковые игры: «Колобок», «Курочка Ряба» (картотека). Напомнить детям сказку, продолжать развивать умение последовательно пересказывать сказку.
Разучить пальчиковые игры: «Колобок», «Курочка Ряба», развитие общей и мелкой моторики рук, слухового внимания, активизация словаря.
4. Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей» Продолжать учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки. Воспитывать умение сопереживать героям сказки. Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо.
Пополнение картотеки дидактических игр: «Из какой сказки герой?». «Сложи картинку»
Консультация для родителей «Особенности чтения сказок о животных»
Декабрь
1. Рассматривание иллюстраций по русской народной сказка «Зимовье зверей»
Пересказ сказки по иллюстрациям. Развивать интерес к рассматриванию иллюстраций, умение узнавать сказку по картинке. Продолжать развивать умение последовательно пересказывать сказку.
2. Раскрашивание картинок по мотивам русской народной сказки : «Зимовье зверей» Вызвать у детей интерес к раскрашиванию героев сказки, развивать память, выразительность, творческие способности.
3. Просмотр мультфильмов про новый год: «Когда зажигаются елки», «Дед Мороз и серый волк» Доставить удовольствие от просмотра мультфильма, создать новогоднее, сказочное настроение. Учить пересказывать увиденное. Формировать культуру поведения в общественных метах.
4. Лепка «Новогодние шарики» Продолжать закреплять умение детей скатывать шар круговыми движениями между ладоней. Учить доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала. Воспитывать любознательность, интерес к изобразительной
деятельности. Формировать нравственные качества: отзывчивость, доброжелательность, дарить окружающим доброту слова и дела.
Изготовление с помощью родителей масок для инсценировок русских народных сказок о животных.
Консультация для родителей: «Как подружить ребёнка с книгой»
Январь
1. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка» Продолжать учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки. Воспитывать умение сопереживать героям сказки. Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо.
2. Показ настольного театра «Заюшкина избушка» Вызвать у детей интерес к инсценировке сказки, развивать память, выразительность, творческие способности.. Воспитывать умение сопереживать героям сказки.
3. Конструирование
«Домик для зайчика» Развивать умение детей, строить домик. Учить выполнять постройку в нужной последовательности. Способствовать формированию совместной игры. Формировать нравственные качества : отзывчивость, доброжелательность,
дарить окружающим доброту слова и дела.
4. Дидактическая игра: «Угадай сказку» Закрепление знания сказок и сказочных героев, развитие связной речи, внимания, наглядного мышления.
Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия»
Февраль
1. Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят» Продолжать учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки. Воспитывать умение сопереживать героям сказки. Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо. Закрепить правила безопасно поведения дома.
2. Рисование «Мой любимый папа» (совместная работа с воспитателем) закрепление знаний о том, что у всех есть папа, даже у животных, закрепление знаний о домашних животных (детенышах и их папах, развитие навыков социального взаимодействия, формирование доброжелательного отношения к окружающим.
3. Раскрашивание
картинок по мотивам русской народной сказки : «Волк и семеро козлят» Вызвать у детей интерес к раскрашиванию героев сказки, развивать память, выразительность, творческие способности.
4. Пальчиковые игры: «Колобок». «Курочка Ряба» (картотека) Разучить пальчиковые игры: «Колобок»,«Курочка Ряба», развитие общей и мелкой моторики рук, слухового внимания, активизация словаря.
Памятка для родителей: «О чём и как беседовать с ребёнком после чтения»
Март
1. Аппликация «Открытка мамочке».
(совместная работа с воспитателем) Формировать умения наклеивать детали на бумагу для открытки, аккуратно пользоваться, клеем. Развивать воображение, чувство композиции, мелкую моторику.
Вызвать у детей чувство радости и эмоциональный всплеск от предстоящего события.
2. Чтение русской народной сказки «Заяц-хваста» Продолжать учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки. Воспитывать умение сопереживать героям сказки. Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо. Закрепить правила безопасно поведения дома.
3. Лепка «Морковка для зайчика» Вспомнить с детьми сказки, где есть герой - заяц. Предложить детям слепить для зайчика морковку. Учить раскатывать из пластилина колбаски, соединять пластилиновые детали путём придавливания, формировать интерес к работе с пластилином, координировать движения обеих рук, развивать мелкую моторику.
4. Рассматривание иллюстраций по русской народной сказка «Заяц-хваста»
Пересказ сказки по иллюстрациям. Продолжать развивать интерес к рассматриванию иллюстраций, умение узнавать сказку по картинке. Продолжать развивать умение последовательно пересказывать сказку.
Консультация для педагогов : «Практические методы и приёмы духовно-нравственного воспитания детей».
Апрель
1. Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Продолжать учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки. Воспитывать умение сопереживать героям сказки. Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо. Закрепить правила безопасно поведения дома.
2. Просмотр русской народной сказки «Гуси-лебеди» Доставить удовольствие от просмотра мультфильма, создать веселое, сказочное настроение. Учить пересказывать увиденное. Формировать культуру поведения в общественных метах.
3. Дидактическая игра: «Назови сказку» Закрепление знания сказок и сказочных героев, развитие связной речи, внимания, памяти, наглядного мышления.
4. Мониторинг качества формирования нравственных качеств у дошкольников
Выставка совместных работ (рисунки, поделки) родителей и детей на тему:
«Наши любимые сказки».
Консультация для родителей: «Роль сказки в развитии детей»
Май
1. Повторение русской народной сказки «Теремок» Продолжать учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки. Воспитывать умение сопереживать героям сказки. Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо.
2. Подготовка инсценировка русской народной сказки «Теремок», совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей, умение интонацией передать своё отношение к содержанию литературной фразы. Воспитывать доброе отношение к родителям, желание доставить им радость.
3. Подготовка инсценировка русской народной сказки «Теремок». совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей, умение интонацией передать своё отношение к содержанию литературной фразы. Воспитывать доброе отношение к родителям, желание доставить им радость.
Показ сказки «Теремок». Воспитывать доброе отношение к родителям, желание доставить им радость.
3 этап – завершающий
Цель: анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.
Тематика мероприятий (цель) Форма проведения
Динамика формирования нравственных качеств у дошкольников до и после проведения мероприятий с использованием сказок. Мониторинг качества формирования нравственных качеств у дошкольников
Эффективность проведенных мероприятий по формированию нравственных качеств у дошкольников : доброты, отзывчивости, заботы, гуманности, милосердия, вежливости, любви и уважения к близким, к взрослым и к своим сверстникам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию 2018-2019 «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Актуальность. Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества....
План самообразования воспитателя по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду....
Список сказок для прочтения детям в младшей группе по теме самообразования «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Материал содержит список сказок для прочтения детям в младшей группе по теме самообразования «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных ска...
Проект по познавательному развитию во второй группе раннего возраста «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Вопрос нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом....
Отчет по самообразованию «Воспитание нравственных качеств детей раннего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Отчет по самообразованию «Воспитание нравственных качеств детей раннего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»...
проект "Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок".
Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей.Ведущая педагогическая идея состоит в том,чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе,род...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Актуальность проекта:Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с ...