Консультация для воспитателей«Уголок занимательной математики как условие самостоятельной деятельности дошкольника»
консультация
«Уголок занимательной математики как условие
самостоятельной деятельности дошкольника»
Уголок занимательной математики как условие
самостоятельной деятельности дошкольника
Уголок занимательной математики - это специально отведѐнное,
тематически оснащѐнное играми, пособиями и материалами и определѐнным
образом художественно оформленное место. Организовать его можно, используя
обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, секретер, обеспечив свободный
доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется
возможность выбирать интересующую их игру, пособие математического
содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой
подгруппой.
“Уголок” - это не только возможность обеспечения детей материалами для
творчества и возможности в любую минуту действовать с ними, но и атмосфера в
коллективе. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребенок знает,
что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства
внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих
начинаний.
В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности
ребѐнка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового
материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе
игры, возникающей по инициативе самого ребѐнка, он приобщается к сложному
интеллектуальному труду.
Задачи “Уголка занимательной математики”:
1. Целенаправленное формирование у детей 4 – 7 лет интереса к элементарной
математической деятельности. Развитие качеств и свойств личности ребѐнка,
необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем:
целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к
достижению положительного результата, настойчивость и находчивость,
самостоятельность.
2. Воспитание у детей потребности занимать своѐ свободное время не только
развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального
усилия играми. Занимательный математический материал в дошкольные и
последующие годы должен стать средством организации полезного досуга,
способствовать развитию творчества.
Успех игровой деятельности в организованном в группе уголке
определяется интересом самого воспитателя к занимательным задачам для
детей. Воспитатель должен владеть знаниями о характере, назначении,
развивающем воздействии занимательного материала, приѐмами руководства
самостоятельной деятельностью с элементарным математическим материалом.
Заинтересованность, увлечѐнность педагога – основа для проявления детьми
интереса к математическим задачам и играм.
Созданию уголка предшествует подбор игрового материала, что определяется
возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголок
помещается разнообразный занимательный материал, с тем, чтобы каждый из
детей смог выбрать для себя игру. Это настольно-печатные игры, игры для
развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат:
“Лиса и гуси”, “Мельница”, “Волки и овцы”; головоломки (на палочках и
механические); логические задачи и кубики, лабиринты; игры на составление
целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур;
игры на передвижение. Все они интересны и занимательны.
В настоящее время во многих детских журналах и газетах имеются рубрики, в
которых сосредоточен занимательный материал. Выбрать его можно также из книг
по занимательной математике для школьников, популярных сборников и других
изданий. Необходимо накапливать, систематизировать его, помещать в
специальные альбомы.
Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципов
доступности игр детям в данный момент, помещать в уголок такие игры и игровые
материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. От усвоения
заданных правил и игровых действий они переходят к придумыванию новых
вариантов игр. Большие возможности для творчества имеются в играх “Танграм”,
“Волшебный круг”, “Кубики для всех” и др. Дети могут придумывать новые, более
сложные силуэты не только из одного, но и из 2 – 3 наборов к игре; один и тот же
силуэт, например, лису, составлять из разных наборов.
Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности дошкольников
необходимо использовать магнитные доски, фланелеграфы с набором фигур,
счѐтных палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составленных
фигур.
В течение года по мере освоения детьми игр следует разнообразить их виды,
вводить более сложные игры с новым занимательным материалом.
Художественное оформление уголков должно отвечать их назначению,
привлекать и заинтересовывать детей. Для этого можно использовать
геометрические орнаменты или сюжетные изображения из геометрических фигур.
Приемлемы сюжеты, действующими лицами которых являются любимые герои
детской литературы: Незнайка, Буратино, Карандаш и др. В оформлении можно
использовать фотографии, увеличенные иллюстрации из книг по занимательной
математике для дошкольников и родителей, детской художественной литературы.
Организация уголка осуществляется с посильным участием детей, что создаѐт у
них положительное отношение к материалу, интерес, желание играть.
Руководство самостоятельной математической
деятельностью в уголке занимательной математики направлено на
поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм. Всю
работу в уголке педагог организует с учѐтом индивидуальных особенностей
воспитанников. Он предлагает ребѐнку игру, ориентируясь на уровень его
умственного и нравственно - волевого развития, проявления активности.
Привлекает малоактивных детей, заинтересовывает их игрой и помогает освоить
еѐ. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребѐнок видит с вои успехи.
Тот, кто составил интересный силуэт, решил задачу, стремится к новым
достижениям. Руководство со стороны педагога направлено на постепенное
развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.
Указания к руководству самостоятельной деятельностью
детей в уголке занимательной математики:
1. Объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действий,
исключая сообщение детям готовых решений. Стимулирование педагогом
проявленной самостоятельности в играх, поощрение стремления детей достичь
результата.
2. Совместная игра воспитателя с ребѐнком, с подгруппой детей. Дети усваивают
при этом игровые действия, их способы, подходы к решению задач. У ребят
вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости
сосредоточиваться, напряжѐнно думать в ходе поисков решения задач.
3. Создание элементарной проблемно – поисковой ситуации в совместной с
ребѐнком игровой деятельности. Воспитатель играет, составляет силуэт,
отгадывает загадку, ходы лабиринта и в это время привлекает ребѐнка к оценке
своих действий, просит его подсказать ему следующий ход, дать совет, высказать
предположение. Ребѐнок занимает активную позицию в организованной подобным
образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков.
4. Объединение в совместной игре детей, в разной степени освоивших еѐ, с тем
чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.
5. Организация разнообразных форм деятельности в уголке: соревнований,
конкурсов (на лучшую логическую задачу, лабиринт, фигуру-силуэт), вечеров
досуга, математических развлечений.
6. Обеспечение единства воспитательно – образовательных задач на занятиях по
математике и вне их. Целенаправленная организация самостоятельной детской
деятельности, с тем, чтобы обеспечить более прочное и глубокое усвоение
дошкольниками программного учебного материала, использование его в других
видах элементарной математической деятельности, играх. Осуществление
всестороннего развития детей, индивидуальная работа с воспитанниками,
отстающими от сверстников в развитии, и теми, кто проявляет повышенный
интерес, склонность к занятиям математикой.
7. Пропаганда среди родителей занимательного математического материала для
занятий с детьми в домашних условиях. Воспитатель рекомендует родителям
собирать занимательный материал, организовывать совместные с детьми игры,
постепенно создавать домашнюю игротеку. Единство в работе детского сада и
семьи будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к
обучению их в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 17.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Уголок занимательной математики как условие
самостоятельной деятельности дошкольника»
Уголок занимательной математики как условие
самостоятельной деятельности дошкольника
Уголок занимательной математики - это специально отведѐнное,
тематически оснащѐнное играми, пособиями и материалами и определѐнным
образом художественно оформленное место. Организовать его можно, используя
обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, секретер, обеспечив свободный
доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется
возможность выбирать интересующую их игру, пособие математического
содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой
подгруппой.
“Уголок” - это не только возможность обеспечения детей материалами для
творчества и возможности в любую минуту действовать с ними, но и атмосфера в
коллективе. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребенок знает,
что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства
внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих
начинаний.
В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности
ребѐнка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового
материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе
игры, возникающей по инициативе самого ребѐнка, он приобщается к сложному
интеллектуальному труду.
Задачи “Уголка занимательной математики”:
1. Целенаправленное формирование у детей 4 – 7 лет интереса к элементарной
математической деятельности. Развитие качеств и свойств личности ребѐнка,
необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем:
целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к
достижению положительного результата, настойчивость и находчивость,
самостоятельность.
2. Воспитание у детей потребности занимать своѐ свободное время не только
развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального
усилия играми. Занимательный математический материал в дошкольные и
последующие годы должен стать средством организации полезного досуга,
способствовать развитию творчества.
Успех игровой деятельности в организованном в группе уголке
определяется интересом самого воспитателя к занимательным задачам для
детей. Воспитатель должен владеть знаниями о характере, назначении,
развивающем воздействии занимательного материала, приѐмами руководства
самостоятельной деятельностью с элементарным математическим материалом.
Заинтересованность, увлечѐнность педагога – основа для проявления детьми
интереса к математическим задачам и играм.
Созданию уголка предшествует подбор игрового материала, что определяется
возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголок
помещается разнообразный занимательный материал, с тем, чтобы каждый из
детей смог выбрать для себя игру. Это настольно-печатные игры, игры для
развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат:
“Лиса и гуси”, “Мельница”, “Волки и овцы”; головоломки (на палочках и
механические); логические задачи и кубики, лабиринты; игры на составление
целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур;
игры на передвижение. Все они интересны и занимательны.
В настоящее время во многих детских журналах и газетах имеются рубрики, в
которых сосредоточен занимательный материал. Выбрать его можно также из книг
по занимательной математике для школьников, популярных сборников и других
изданий. Необходимо накапливать, систематизировать его, помещать в
специальные альбомы.
Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципов
доступности игр детям в данный момент, помещать в уголок такие игры и игровые
материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. От усвоения
заданных правил и игровых действий они переходят к придумыванию новых
вариантов игр. Большие возможности для творчества имеются в играх “Танграм”,
“Волшебный круг”, “Кубики для всех” и др. Дети могут придумывать новые, более
сложные силуэты не только из одного, но и из 2 – 3 наборов к игре; один и тот же
силуэт, например, лису, составлять из разных наборов.
Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности дошкольников
необходимо использовать магнитные доски, фланелеграфы с набором фигур,
счѐтных палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составленных
фигур.
В течение года по мере освоения детьми игр следует разнообразить их виды,
вводить более сложные игры с новым занимательным материалом.
Художественное оформление уголков должно отвечать их назначению,
привлекать и заинтересовывать детей. Для этого можно использовать
геометрические орнаменты или сюжетные изображения из геометрических фигур.
Приемлемы сюжеты, действующими лицами которых являются любимые герои
детской литературы: Незнайка, Буратино, Карандаш и др. В оформлении можно
использовать фотографии, увеличенные иллюстрации из книг по занимательной
математике для дошкольников и родителей, детской художественной литературы.
Организация уголка осуществляется с посильным участием детей, что создаѐт у
них положительное отношение к материалу, интерес, желание играть.
Руководство самостоятельной математической
деятельностью в уголке занимательной математики направлено на
поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм. Всю
работу в уголке педагог организует с учѐтом индивидуальных особенностей
воспитанников. Он предлагает ребѐнку игру, ориентируясь на уровень его
умственного и нравственно - волевого развития, проявления активности.
Привлекает малоактивных детей, заинтересовывает их игрой и помогает освоить
еѐ. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребѐнок видит с вои успехи.
Тот, кто составил интересный силуэт, решил задачу, стремится к новым
достижениям. Руководство со стороны педагога направлено на постепенное
развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.
Указания к руководству самостоятельной деятельностью
детей в уголке занимательной математики:
1. Объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действий,
исключая сообщение детям готовых решений. Стимулирование педагогом
проявленной самостоятельности в играх, поощрение стремления детей достичь
результата.
2. Совместная игра воспитателя с ребѐнком, с подгруппой детей. Дети усваивают
при этом игровые действия, их способы, подходы к решению задач. У ребят
вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости
сосредоточиваться, напряжѐнно думать в ходе поисков решения задач.
3. Создание элементарной проблемно – поисковой ситуации в совместной с
ребѐнком игровой деятельности. Воспитатель играет, составляет силуэт,
отгадывает загадку, ходы лабиринта и в это время привлекает ребѐнка к оценке
своих действий, просит его подсказать ему следующий ход, дать совет, высказать
предположение. Ребѐнок занимает активную позицию в организованной подобным
образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков.
4. Объединение в совместной игре детей, в разной степени освоивших еѐ, с тем
чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.
5. Организация разнообразных форм деятельности в уголке: соревнований,
конкурсов (на лучшую логическую задачу, лабиринт, фигуру-силуэт), вечеров
досуга, математических развлечений.
6. Обеспечение единства воспитательно – образовательных задач на занятиях по
математике и вне их. Целенаправленная организация самостоятельной детской
деятельности, с тем, чтобы обеспечить более прочное и глубокое усвоение
дошкольниками программного учебного материала, использование его в других
видах элементарной математической деятельности, играх. Осуществление
всестороннего развития детей, индивидуальная работа с воспитанниками,
отстающими от сверстников в развитии, и теми, кто проявляет повышенный
интерес, склонность к занятиям математикой.
7. Пропаганда среди родителей занимательного математического материала для
занятий с детьми в домашних условиях. Воспитатель рекомендует родителям
собирать занимательный материал, организовывать совместные с детьми игры,
постепенно создавать домашнюю игротеку. Единство в работе детского сада и
семьи будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к
обучению их в школе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уголок занимательной математики, как условие самостоятельной деятельности дошкольника
Уголок занимательной математики - это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым образом художественно оформленное место. Организовать его можно, испо...
Консультация для педагогов «Использование занимательной математики в непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни»
Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по...
Консультация для родителей «Занимательная математика в развитии логического мышления дошкольников»
Консультация для родителей «Занимательная математика в развитии логического мышления дошкольников»...
Развитие речевой активности в условиях самостоятельной деятельности дошкольников (режимные моменты, дидактические игры, ИКТ)
Одним из условий формирования полноценной личности ребѐнка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе является своевременное овла...
Консультация для педагогов «Использование занимательной математики в непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни»
Консультация для педагогов«Использование занимательной математики в непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни»...
консультация для воспитателей Роль занимательной математики в развитии интегративных качеств дошкольников
Консультация направлена на повышение компетенции педагогов и воспитателей в организации воспттательно-образовательного процесса по формированию элементарных математических представлений и развития инт...