Конспект родительского собрания
план-конспект занятия (старшая группа)

Головина Анна Николаевна

Конспект родительского собрания

      в старшей группе по теме

  «Семейные традиции и их роль в воспитании детей» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_roditelskogo_sobraniya.docx233.28 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

                     Конспект родительского собрания

                                          в старшей группе по теме

                            «Семейные традиции и их роль в воспитании детей»

                                                                       

                                                                                              «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л. Н. Толстой)

https://img.freepik.com/premium-vector/happy-family_29190-3825.jpg?w=996

Цель собрания: содействие сплочению коллектива родителей, способствовать тому, чтобы в семьях соблюдались традиции.

 Подготовка к собранию: 

1. Оформить приглашение на собрание в виде открытки с темой родительского собрания.

2. Приготовить материал для мастер – класса. (Мастер - класс по изготовлению куклы - оберег «Зерновушка, (Крупеничка)».)

3. Подготовка вопросов к викторине: «Праздники и традиции».

4. Провести анкетирование родителей по теме: ««Приобщение детей к истокам русской культуры».

5. Подготовить столы для проведения собрания, разложить на них все необходимое для участия родителей в его работе.

6. Записать на магнитофон ответы детей на вопросы: - Дети, вы любите праздники? А зачем они вам? - Садитесь ли вы за один стол с родителями, когда к вам приходят гости? - Какие праздники для тебя устраивают родители? и т.д.

                                            Ход собрания:

Воспитатель: - Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня на нашем собрании нам предстоит обсудить роль семейных традиций в воспитании и развитии ребенка, поделиться опытом, поговорить о ваших семейных традициях.

Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которая состоит из распорядка дня, обычаев, уклада жизни и привычек его обитателей. Большинство семейных ритуалов несут в себе не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. А теперь давайте поговорим о том, какие вы знаете русские, обычаи, традиции? Какие традиции в ваших семьях сохранились. (Родители рассказывают о том, что проводят в семейном кругу, как приобщают к этому детей)

Воспитатель: - Как вы думаете, детские праздники в семье – это хорошая традиция? Нужны ли они нашим детям? (Ответ родителей).

Включается магнитофонная запись с ответами детей на вопросы: «Вы любите домашние праздники? Какие бывают у вас праздники? Что запомнилось?» Воспитатель: - Ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Пусть каждый припомнит свое детство, и он поймет, что праздник для  ребенка – не то, что для нас, это действительно событие в детской жизни, и ребенок считает дни от праздника до праздника, как считаем мы года от одного важного события нашей жизни до другого. И наоборот, «тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники», как писал К.Д. Ушинский.

Воспитатель: - Великолепно сделать семейной традицией походы и всякого рода «вылазки» на природу, проводить отдых летом совместно с детьми. Субботы и воскресенья даны человеку, для того чтобы он отдыхал вместе со своей семьей. В этом плане горячо агитируем за экскурсии по городу. Чем больше экскурсий, тем больше знаний и впечатлений у дошкольников. Полезно иметь переписку с родственниками. Очень хорошей семейной традицией является ведение летописи своей семьи, ее предков, которую можно оформлять в фотографиях, переписке, описаниях и мемуарных воспоминаниях. Несомненно, полезно иметь в разнообразии своих семейных традиций коллекционирование.

 Ф. Достоевскому принадлежат слова «Человека делают человеком светлые воспоминания детства». И хорошо, если эти воспоминания не отрывочные (купили куклу, ел вкусное мороженое…). Хорошо, если ребенок вынес из детства и сохранил на всю последующую жизнь стойкие семейные традиции. Он их, конечно, постарается перенести в свою семью. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям накопленного житейского и духовного опыта. В современном мире под влиянием и информационных технологий, и западноевропейских культур, русские традиции и обычаи всё больше уходят на второй план. На смену русским народным сказками и их героям пришли Человек - паук и Бэтман, Принцессы Вингс и Черепашки-ниндзя, современные музыкальные направления просто вытесняют русские народные песни. А о своём прошлом мы знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам Конечно, большинство родителей просто не задумывались над этими вопросами в повседневной жизни. Поэтому в настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в данном направлении: повышается интерес к русским культурным традициям. Крайне сложно формировать семейную традицию, если дети уже выросли. Традиции и ритуалы семьи должны рождаться, пока дети маленькие.

Да, если будут семейные традиции – у вас может быть больше уверенности в том, что ребенок будет тянуться домой, будет любить близких, его не перетянет тревожная «улица» со всякими печальными неожиданностями. И дошкольник будет расти, пребывая в эмоциональном благополучии!

                     

                      Конкурс: «Праздники и традиции».

                                            (Приложение №1)

Воспитатель: чтение притчи. Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец на него не смог ответить. И он пошёл на луг, поймал бабочку. Посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?» Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, – живая или мёртвая?» И тогда мудрец сказал «Всё в твоих руках, человек!»

ВЫВОД: Эти простые истины помогут вам приобщить детей к русским традициям, уважению к предкам. От нас, зависит какими вырастут наши дети.

             Мастер - класс по изготовлению куклы - оберег

                             «Зерновушка, (Крупеничка)».

                                                (Приложение №2)

                                 Анкета для родителей

Уважаемые родители. В нашем детском саду проводится исследование по теме: «Приобщение детей к истокам русской культуры

                                                (Приложение №3)

Оценка собрания: У каждого из вас есть сигнальные карточки-смайлики. Те, кто последует нашим советам, у кого после нашей встречи улучшилось настроение - поднимите зелёный “смайлик”. А если нет - то красный.

                                                Приложение №1

                                     ВИКТОРИНА «Праздники и традиции»

1. Какой русский царь выпустил Указ, согласно которому Новый год нужно было отмечать, как во всей Европе, 1 января? (Петр первый).

2. Какое название имеет канун Рождества? (Сочельник)

3. Как называется масленица в церковном календаре? (Сырная неделя).

4. Что символизирует масленичный блин? (Блин – символ солнца, а солнце олицетворяет здоровье, долголетие, богатство и возрождающуюся жизнь, придет весна, все начнет расти).

5.Какую народную зимнюю забаву изобразил на своей картине художник В.И.Суриков? (Взятие снежного городка)

6. Как называется время от Рождества Христова до Крещения? (Святки)

7. В какой балладе В.А.Жуковский описал девичье гадание? («Светлана»)

8. Как называется последний день Пасхальной недели? (Красная горка)

9. Как называется праздник в честь христианского триединства: Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа? (Троица)

10. Назовите главный атрибут праздника Троица? (Береза)

11. Назовите все дни Масленицы. (Понедельник – встреча, вторник – заигрыши, среда – лакомка или перелом, четверг – разгуляй или широкий четверг, пятница – тещины посиделки, суббота – золовкины посиделки, воскресение – прощеный день или прощенное воскресение).

                                             Приложение №2

              Мастер - класс по изготовлению куклы - оберег

                              «Зерновушка, (Крупеничка)».

   Все взрослые когда–то были детьми и любили играть. Только много лет назад игрушки были другие, не похожие на современные. Они были самодельные. Первой и любимой игрушкой была куколка, сшитая из мягких, ярких лоскутков, которую вешали над колыбелькой младенца, чтобы ребенок смотрел и забавлялся.

   По своему назначению традиционные куклы делятся на три группы: обрядовые, игровые и куклы – обереги. В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — «рванки»). В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья. Среди кукол-оберегов выделяются куклы-зерновушки (крупенички).

   Крупеничка – главный оберег семьи. Считалось, что она приманивает в дом достаток, обещает хороший будущий урожай и прибавление в семействе. Кукла обязательно наполнялась ЗЕРНОМ (гречиха, пшеница или зерно разных сортов, чтобы урожай был на все культуры). Первоначально Крупеничка хранила редкие семена урожая—гречиху, но потом стали использовать пшено, горох, пшеницу и появились Зерновушки и Горошинки. Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбереженные силы Кормилицы Земли. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье. В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что эта каша передает силы Матери Земли.

Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда… Основное правило: нельзя брать измельченную крупу или хлопья, обязательно целое зернышко. Т.к. урожай дает земля, то и образ куклы женский. И сегодня эта куколка поможет Вам иметь достаток в доме.

                                       

             Технологическая карта по изготовлению куклы-зерновушки

Материалы:

1. Лен- 12x16 см.

2. Ситец-15x15 см.

 3. Нитки х/б.

4. Крупа перловая.

Инструменты:

1. Линейка.

2. Карандаш (мел).

3. Ножницы.

4. Игла№3.

5. Шаблоны.

                                    Последовательность изготовления:

 1. Обвести шаблоны основы и раскроить два квадрата из ситца.

2. Сложить пополам, сколоть булавками, стачать швом «строчка».

3. Одно отверстие завязать нитками. Мешочек вывернуть.

4. Мешочек наполнить крупой (не полностью).

5. Затянуть мешочек нитками на уровне шеи и сверху.

6. Выкроить платок, повязать. Можно сделать косу и надеть передник.

                       

                           

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=842a7b02413582a626d77b6924c0c3a18b27f1d4-12539610-images-thumbs&n=13

                                                           Приложение №3

                                                  Анкета для родителей

Уважаемые родители! В вашем детском саду проводится исследование по теме «Приобщение детей к истокам русской культуры». Просим Вас ответить на следующие вопросы анкеты с целью выявления интереса всех членов семьи, к историческому прошлому своей Родины традициям народной культуры. Каждое из положений анкеты просим вас оценить, выбрав одно из утверждений: да, нет, затрудняюсь ответить.

  1. Поддерживаете ли интерес в семье к историческому прошлому своей Родины?

______________________________________________________________________

  1. Считаете ли вы необходимым приобщать ваших детей к народной культуре и традициям?

       ______________________________________________________________________

  1. Рассказываете ли Вы ребёнку о своих предках и корнях семьи? ______________________________________________________________________
  2. Существуют ли в Вашей семье русские традиции, праздники?        ______________________________________________________________________
  3. Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях русского народа?     _______________________________________________________________________
  4. Нужно ли ребёнку давать толкования старославянских слов? _______________________________________________________________________
  5. Читаете ли Вы ребёнку русские народные сказки, потешки, и другие виды устного народного творчества?

         ________________________________________________________________________

  1. Играете ли Вы в народные игры?

        _________________________________________________________________________      

  1. Примите ли вы участие в организации и проведении народного праздника в детском саду?

__________________________________________________________________________

  1. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?   ________________________________________________________________

Пол (муж., жен.)________________________________________________

Возраст ________________________________________________________

Большое спасибо за искренний ответ

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

родительское собрание в младшей группе «Сказка учит говорить» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста. «Развитие речи младших дошкольников»

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребПрекрасна речь, когда она, как ручеёк,Бежит среди камней чиста, нетороплива,И ты готов внимать её потокИ восклицать: - О! Как же ты к...

Конспект родительского собрания для средней группы детского сада Родительское собрание «Только вперед»

Собрание проводится в начале учебного года, где родителей поздравляют с началом учебного года, знакомят с новыми семьями, а так же с узкими специалистами. Родителей знакомят с особенностями детей 4-5 ...

План-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»

План-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»...

Конспект родительского собрания "Нетрадиционная форма проведения итогового родительского собрания в подготовительной к школе группе"

Предлагается подборка занимательного материала для родительского собрания в подготовительной к школе группе ДОУ....

План-конспект родительского собрания "Организационное родительское собрание"

План-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»Муртазалиева ЗамираПлан-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»Орган...