Детский страх: норма или патология?
консультация

Повышенная тревожность и страхи у детей дошкольного возраста (4-7 лет) — явление довольно распространенное не только в современном обществе, но и на протяжении всего развития человечества. При воспитании ребенка многие родители беспокоятся, что их малыш часто пугается, по их мнению, без всяких на то причин. Нарушается сон, ребенок теряет в весе, рыдает и просит не оставлять его в одиночестве. Тревожность у дошкольников может быть как вариантом нормального развития, так и поводом обратить внимание на методы и условия воспитания ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskiy_strah.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

Повышенная тревожность и страхи у детей дошкольного возраста (4-7 лет) — явление довольно распространенное не только в современном обществе, но и на протяжении всего развития человечества. При воспитании ребенка многие родители беспокоятся, что их малыш часто пугается, по их мнению, без всяких на то причин. Нарушается сон, ребенок теряет в весе, рыдает и просит не оставлять его в одиночестве. Тревожность у дошкольников может быть как вариантом нормального развития, так и поводом обратить внимание на методы и условия воспитания ребенка.

Детский страх: норма или патология?

Многочисленные исследования подтверждают тот факт, что большинство фобий и невротических реакций у взрослых сформировались еще в раннем детстве. К возникновению какого-либо страха у детей приводят конкретные факторы, которые далеко не всегда являются очевидными для взрослых. Страх — это одна из базовых эмоций человека, естественная реакция организма на ситуацию опасности. Бывают страхи реальные (например, боязнь укуса собаки), а бывают невротические, когда тревожность у дошкольников не обоснована окружающей действительностью. Так, в последнем случае ребенок может бояться звука бытовых приборов, безобидных животных или чего-либо еще, что не относится взрослыми к разряду пугающего. При этом у дошкольника возникают навязчивые состояния, энурез, тики или другие невротические проявления.

Существует понятие возрастных страхов, которые в норме появляются у каждого человека, находящегося на том или ином этапе развития, и носят временный характер. В дошкольном возрасте ведущим страхом является страх смерти — своей или родителей. Его появление свидетельствует об осознании ребенком необратимости происходящих в жизни изменений, неизбежности смерти или переживания утраты.

Другими самыми распространенными фобиями являются следующие: страх крови, уколов, боли, темноты, войн, стихийных бедствий, высоты, глубины, животных и насекомых, персонажей сказок или фильмов ужасов. Основной мотивацией таких страхов является угроза жизни в том или ином виде, а инстинкт самосохранения у детей действует отлично. В норме подобные страхи со временем проходят, но если они тяжело переживаются ребенком, это свидетельствует об определенном неблагополучии в его развитии. При повышенном беспокойстве родителей для выявления нормы или патологии в эмоциональном состоянии ребенка желательно обратиться к компетентному психологу.

Родителям не следует забывать, что маленький ребенок создает в своем воображении сказочный мир, где действуют иные законы, а предметы обладают магическими свойствами. Этот этап развития мышления так и называют — магический. Приписывание различным объектам пугающих свойств может приводить малыша в ужас. Поэтому, чем бы ни был вызван страх дошкольника и как бы он ни проявлялся, взрослые всегда должны серьезно и с уважением относиться к любым реакциям ребенка.

Причины тревожного поведения

В основе любого поведения и реакции находится конкретная причина. Повышенная тревожность у детей дошкольного возраста может быть вызвана следующими факторами:

  1. Реальный случай. Страх и тревожность могут иметь конкретную основу в виде определенной ситуации, случившейся с ребенком. Например, укусила собака, потерялся и теперь боится расставаться с мамой и т.п. Страх повторения подобного случая мешает дошкольнику свободно действовать в ряде ситуаций. Как правило, такие страхи легко поддаются коррекции. Однако у малышей с повышенной мнительностью и тревожностью они могут длиться в течение продолжительного периода времени.
  2. Напряженная атмосфера в семье. Ребенок очень чутко реагирует и на подсознательном уровне улавливает конфликтные отношения между близкими людьми. Часто он винит себя в ссорах родителей и тревожится, как сделать так, чтобы они помирились.
  3. Конфликты со сверстниками. Малыш, посещающий детский сад или развивающие секции, может столкнуться с насмешками или обидными действиями со стороны детского коллектива. В этом случае ребенок может начать бояться посещения подобных мест.
  4. Запугивания, внушения со стороны взрослых, постоянные предупреждения об опасности. В результате ребенок начинает бояться активных действий, медицинского персонала, людей в форме и т.д. Такие страхи детей относятся к разряду надуманных, однако очень прочно закрепляются в сознании дошкольника. Внушенный страх в дальнейшем может преследовать человека на протяжении всей жизни.
  5. Бурная фантазия также способствует возникновению тревожности у дошкольников. Дети часто сами выдумывают страшные ситуации. Так, в темноте обычные вещи превращаются в пугающих существ, а в ванной живет монстр, который засасывает все в свою пучину. Одни дети через некоторое время легко забывают об этом, а для других подобные ситуации являются источником постоянного стресса.
  6. К страхам может приводить и неоправданная строгость родителей в отношениях с детьми, чрезмерная требовательность, физические наказания, игнорирование чувства собственного достоинства ребенка. В результате вырастает мнительный и неуверенный в себе человек.
  7. Расстройства психики. Неадекватная тревожность в дошкольном возрасте может выступать симптомом невроза, когда у ребенка возникают приступы паники или возникают страхи, не соответствующие возрасту.

Для быстрого и эффективного преодоления тревожности у дошкольников важно понимать, какие именно факторы привели к ее возникновению. Определить конкретную причину, вызвавшую страх, поможет диагностическое обследование на приеме у психолога или коррекционного педагога. Специалист скорректирует поведение малыша и даст рекомендации по гармонизации его душевного состояния.

Способы преодоления страхов

Методы коррекции детских страхов у дошкольников могут быть самыми разнообразными — от простого проговаривания и рисования до проигрывания ситуаций и реального взаимодействия с пугающим объектом.

Поскольку дети часто выражают свое эмоциональное состояние при помощи рисования, коррекция страхов посредством рисунков является весьма эффективной. Изображение пугающего объекта часто приводит к снижению тревожности у дошкольников. Важно, чтобы в процессе рисования рядом с ребенком находился подбадривающий его взрослый, оказывающий поддержку и защиту. Если малыш отказывается рисовать, не стоит настаивать, лучше на время отложить это занятие и обратиться к другим методам коррекции.

Нарисовать страх, значит, непосредственно с ним соприкоснуться, что часто очень волнующе для ребенка. С другой стороны, актуализация пугающего объекта и его условное изображение приводят к снижению напряжения, а появляющийся в процессе рисования интерес со временем замещает собой все негативные эмоции.

Упражнения на снятие тревожности у дошкольников могут включать в себя обучение методам релаксации с целью снятия мышечного напряжения, придумывание сказочных историй про страх, инсценировка их с помощью различных игрушек. На помощь может прийти вышеупомянутое магическое мышление, которое в норме призвано снизить тревогу. Родителям можно попробовать вместе с ребенком подумать, чего не хватает страху, почему он так себя ведет, наделить пугающий объект привлекательными чертами и т.п. В дополнение с телесными играми это поможет преодолеть боязнь и гармонизировать эмоциональное состояние дошкольника.

Тревога и страх во многом зависят от душевного состояния ребенка в данный момент. Родителям нужно уметь успокаивать малыша, не оставлять без внимания жалобы, понимать и с уважением относиться к его реакциям на что-либо. Спокойный тон голоса, авторитетное разъяснение, твердая уверенность взрослого развеют тревожные ожидания ребенка. Создание доверительной и поддерживающей атмосферы в семье поможет дошкольнику не загонять страх внутрь, а спокойно обсудить его с близкими. Озвучивание пугающей ситуации уже само по себе снижает напряжение. Именно такой подход лежит в основе воспитания уверенной в себе личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕТСКИЕ СТРАХИ. ПРОФИЛАКТИКА СТРАХОВ У РЕБЕНКА.

Ребенок не критичен к страху, он  не имеет возможности справится с ним самостоятельно. Посеольку воспитание характеризуется прежде всего определенными сторонами отношения родителей к детям, то им...

Консультация «Причины возникновения детских страхов и тревожности у детей. Методы коррекции детских страхов»

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может...

Консультация для воспитателей Детские страхи: виды, причины, способы борьбы с детскими страхами.

Страх –  это острое эмоциональное специфическое состояние, особая чувствительная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже насту...

Детские страхи. Арт-терапия как эффективный метод работы с детскими страхами

Детские страхи. Арт-терапия как эффективный метод работы с детскими страхами            Трудно найти человека, который бы никогда не испытывал ст...

Детские страхи – это проблема, которая волнует многих родителей. Как преодолеть детский страх у ребенка!

Помните, чтобы избежать таких неприятностей,вы всегда должны быть рядом,и только вы можете понять и успокоить своего малыша.Чаще беседуйте со своим ребенком о его настроении, желаниях, интересах и о е...

Детские страхи: патология или норма?

Нелегко найти человека, который никогда бы не испытывал страха.Обеспокоенность, тревога, страх - такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психологической жизни, как и радость, восхищение, ...