Страх – это острое эмоциональное специфическое состояние, особая чувствительная
реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной
и близкой, уже наступившей опасностью. (А. Спиваковская).
Страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании
конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх основан на инстинкте
самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными
физиологическими изменениями ВНД, что отражается на частоте пульса и дыхания,
показателях артериального давления, выделения желудочного сока. (А.И.Захаров).
Различают возрастные и невротические страхи.
Возрастным страхам подвержены практически все дети. Наиболее ярко они
проявляются у эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей
их психического и личностного развития.
Причины возникновения:
наличие страхов у родных и близких, большая часть которых передается
неосознанно (однако есть и внушаемые страхи: Баба Яга, гуси-лебеди, пауки и
другие персонажи, которыми родители обычно запугивают детей, чтобы
добиться их послушания);
тревожность в общении с ребенком;
большое количество запретов;
многочисленные нереализуемые угрозы взрослых;
психологическая травма – испуг, шок;
нервно-психические перегрузки матери как следствие вынужденной подмены
семейных ролей;
конфликтные ситуации в семье.
Невротические страхи – результат длительных и неразрешимых переживаний или
острых психических потрясений, нередко на фоне болезненного перенапряжения
нервных процессов (обычно это страхи темноты, одиночества, животных), а также
недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной самооценки,
психологической защиты, наличия многочисленных страхов.
Такие неврозы оказывают неблагоприятное влияние на формирование характера и
личности ребенка. Для них свойственны эмоциональная интенсивность и
напряженность, длительное течение, постоянство, избегание объекта страха, а также
всего нового и неизвестного, относительная трудность устранения страхов.
Детский невроз страха имеет разнообразные патологические проявления, в
частности ритуалы, нередко шокирующие окружающих. Собственно, по и х наличию
в быту и определяется детский невроз.
Страх условно делится на ситуативный и личностно-обусловленный.
Ситуативный страх. Возникает в необычной, крайне опасной, шокирующей
взрослого и ребенка обстановке (при нападении собаки). Часто проявляется в
результате психического “заражения” паникой группы людей, тревожных
предчувствий членов семьи, конфликтов и жизненных неудач.
Личностно-обусловленный страх. Появляется в незнакомой обстановке, при новых
знакомствах и предопределен особенностями характера ( повышенной
мнительностью).
Такие страхи можно условно разделить на врожденные или приобретенные.
Врожденные (или возрастные) страхи сопровождают определенный возрастной
период развития. После 3 лет у детей бурно развивается фантазия, воображение,
образное мышление; при этом они очень наивны и легковнушаемы. Маленькие дети
могут бояться всего: любого резкого звука, темноты, игрушки. И даже если
взрослому кажется, что ребенок благополучно пережил какую-либо пугающую его
ситуацию, можно ожидать, что, спустя несколько дней, или даже недель у него все
же появятся страхи.
Дети 6-7 лет начинают бояться смерти – своей или своих близких. Ребенок,
осознавая, что человек смертен, страшится любого стихийного бедствия – грозы,
урагана, пожара, которые ассоциируются у него с угрозой для существования.
Одна из причин приобретенных страхов – реально происшедшее событие.
Например, ребенок боится заходить в лифт, потому что он раньше застревал в нем,
испытав при этом ощущение беспомощности, страха, ужаса. Также страх может
быть связан с конкретными объектами, лицами – возникает боязнь отрицательных
персонажей и “нехороших” людей. Такого рода страхи легче других поддаются
коррекции, а если неприятные события не повторяются, то нередко они уходят сами
собой.
Еще одна причина – запугивание.
У детей из конфликтных семей страхи животных, природных стихий, заболеваний,
смерти встречается чаще, чем у их сверстников из благополучных семей, им чаще
снятся кошмары.
Дополнительный источник страхов – телевизор, поэтому обращайте внимание на то,
какую информацию ребенок получает из новостей и других передач, как реагирует
на нее. Не следует недооценивать детскую психику и литературных произведений.
Чем меньше ребенок, тем большее впечатление они на него производят. Именно
поэтому, когда вы решите почитать малышу новую сказку, постарайтесь заранее
познакомиться с ее содержанием.
Страхи также можно делить на реальные и воображаемые, острые и хронические.
Реальные и острые страхи предопределены ситуацией, а воображаемые и
хронические – особенностями личности.