«Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
материал (подготовительная группа)
Экспериментирование является основным видом ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности. И неслучайно в работах многих отечественных педагогов говорится, что именно экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ya_-_issledovatel_1.docx | 275.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД №26 «РАДОСТЬ»
Принята на заседании педагогического совета Протокол №1 от 31.08.2021 | Утверждаю: Директор _________С.В. Давыдова Приказ № от «31» августа 2021 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
естественнонаучной направленности
«Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
для детей 5-7 лет
срок реализации 7 месяцев
Автор-составитель
педагог дополнительного образования Зема А.Л.
г. Нефтеюганск, 2021 г.
Пояснительная записка
Экспериментирование является основным видом ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности. И неслучайно в работах многих отечественных педагогов говорится, что именно экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Нормативно-правовое обеспечение
Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования в РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р, приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01.07.2013 года №68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре», Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09.10.2013г. №413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года» (с изменениями на 30.11.2018); с Концепцией персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04.06.2016 №1224 «Об утверждении правил персонифицированного финансирования в ХМАО-Югре» (с изменениями от 20.08.2018 №1142).
Требования к квалификации педагога дополнительного образования
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения, секции, студии без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу.
Уровень программы стартовый.
Направленность программы
Программа имеет естественно-научную направленность.
Актуальность программы
Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, становление познавательных интересов, развитие продуктивной и творческой деятельности, расширение взаимодействия.
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс дошкольного учреждения.
А с введением федеральных государственных стандартов в систему дошкольного образования меняются требования и к самому педагогу, к методам обучения и воспитания дошкольников. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:
- уметь видеть проблему и ставить вопросы;
- уметь доказывать;
- делать выводы;
- высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить вышеобозначенные задачи. Ведь экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. То есть детское экспериментирование является хорошим средством развития познавательной активности дошкольников и наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.
Новизна программы заключается в разработке авторских планов и конспектов занятий по исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста путём комбинации развивающих игр и проведения опытов в разных видах деятельности.
Цель программы
Развитие познавательной активности детей через исследовательскую деятельность.
Задачи программы
Образовательные:
- Углублять представления детей о живой и неживой природе;
- Расширять представления о физических свойствах окружающего мира (воздуха, воды, почвы, фауны и флоры);
- Формировать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать простейшие закономерности в природных явлениях, делать выводы;
Развивающие:
- Развивать мышление, внимание, память, речь;
- Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность;
- Воспитывать умение работать в коллективе.
Адресат программы
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Педагог своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение.
Условия реализации программы
Возраст детей, участвующих в программе – 5-7 лет. Состав группы – постоянный, в объединение принимаются все желающие, без конкурсного отбора. В группе занимаются 10-12 дошкольников.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 7 месяцев обучения (44 часа).
Режим занятий
Периодичность занятий – два раза в неделю во вторую половину дня.
Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает допустимого объема, установленного СанПиН 2.4.1.3049-13 и составляет 25 минут для детей старшей группы (5-6 лет), 30 мин для детей подготовительной группы.
Формы занятий
Форма организации детей на занятии: групповая.
Планируемые результаты
В результате освоения программы произойдет:
∙ Расширение знаний детей о живой и неживой природе;
∙ Повышение уровня развития любознательности, исследовательских умений и навыков детей;
∙ Повышение уровня развития познавательных процессов;
∙ Обогащение словарного запаса различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умения задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умения строить доказательную речь.
Периодичность оценки результатов и способы определения их результативности
Мониторинг освоения программы проводится по методике Л.Н. Прохоровой, Т.И. Бабаевой, О.В. Киреевой посредством первичной, промежуточной и итоговой диагностики.
Первичная диагностика определяет готовность воспитанников к обучению по программе «Я -исследователь» и проводится в октябре.
Промежуточная диагностика проводится в середине года, определяет динамику развития познавательной активности воспитанников, осуществляется без фиксации результатов, проводится в форме наблюдений за деятельностью воспитанников в ходе исследовательской деятельности.
Итоговая диагностика проводится в конце учебного года, определяет результативность обучения воспитанников по программе «Я - исследователь», проводится в формате «научной лаборатории».
Характеристика уровней познавательной активности.
Высокий уровень развития - дети самостоятельно видят проблему. Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планируют предстоящую деятельность. Осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действуют планомерно. В диалоге со взрослым поясняют ход деятельности. Формулируют в речи: достигнут или нет результат, замечают неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делают выводы.
Средний уровень – в большинстве случаев дети проявляют активный познавательный интерес. Видят проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют непоследовательно, получают частичный результат. Аргументируют свои суждения и пользуются доказательствами с помощью взрослого.
Низкий уровень развития – включается в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.
Учебный план
N п/п | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводная диагностика | 1 | 1 | - | Опрос Наблюдение Индивидуальный дневник исследований |
2 | Лаборатория | 4 | 1 | 3 | |
3 | Вода | 3 | 1 | 2 | |
4. | Воздух | 4 | 1 | 3 | |
5. | Снег | 4 | 1 | 3 | |
6. | Лед | 3 | 1 | 2 | |
7. | Песок и глина | 3 | 1 | 2 | |
8. | Камни | 3 | 1 | 2 | |
9. | Магнит | 3 | 1 | 2 | |
10. | Звук | 3 | 1 | 2 | |
11. | Свет | 3 | 1 | 2 | |
12. | Почва | 2 | 1 | 1 | |
13. | Растения | 7 | 2 | 5 | |
14. | Итоговое занятие «Лаборатория Фиксиков» | 1 | - | 1 | |
Итого часов: | 44 | 14 | 30 |
Календарный учебный график
N п/п | Число/ Месяц | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1.Вводная диагностика | |||||||
1.1 | 19.10 | 16.00 | групповая | 1 | Вводное занятие. | Лаборатория | Опрос |
2. Лаборатория | |||||||
2.1 | 21.10 | 16.00 | групповая | 1 | Знакомство с лабораторией | Лаборатория | Опрос |
2.2 | 26.10 | 16.00 | групповая | 1 | Органы чувств | Лаборатория | Наблюдение |
2.3 | 28.10 | 16.00 | групповая | 1 | Приборы помощники | Лаборатория | Наблюдение |
2.4 | 2.11 | 16.00 | групповая | 1 | Приборы помощники | Лаборатория | Наблюдение |
3. Вода | |||||||
3.1. | 4.11 | 16.00 | групповая | 1 | Вода на Земле Вода и её свойства | Лаборатория | Опрос |
3.2 | 9.11 | 16.00 | групповая | 1 | Вода. Испарение | Лаборатория | Наблюдение |
3.3 | 11.11 | 16.00 | групповая | 1 | Вода в почве | Лаборатория | Наблюдение |
4. Воздух | |||||||
4.1 | 16.11 | 16.00 | групповая | 1 | Воздух Свойства воздуха | Лаборатория | Опрос |
4.2 | 18.11 | 16.00 | групповая | 1 | Движение воздуха | Лаборатория | Наблюдение |
4.3 | 23.11 | 16.00 | групповая | 1 | Горячий воздух | Лаборатория | Наблюдение |
4.4 | 25.11 | 16.00 | групповая | 1 | Холодный воздух | Лаборатория | Наблюдение |
5. Снег | |||||||
5.1 | 30.11 | 16.00 | групповая | 1 | Снег в природе Свойства снега. | Лаборатория | Опрос |
5.2 | 2.12 | 16.00 | групповая | 1 | Защитные свойства. | Лаборатория | Наблюдение |
5.3 | 7.12 | 16.00 | групповая | 1 | Иней. | Лаборатория | Наблюдение |
5.4 | 9.12 | 16.00 | групповая | 1 | Искусственный снег. | Наблюдение | |
6. Лёд | |||||||
6.1 | 14.12 | 16.00 | групповая | 1 | Лёд. Свойства льда. | Лаборатория | Опрос |
6.2 | 16.12 | 16.00 | групповая | 1 | Цветной лед. | Лаборатория | Наблюдение |
6.3 | 21.12 | 16.00 | групповая | 1 | Лёд и вода. | Лаборатория | Наблюдение |
7. Песок и глина | |||||||
7.1 | 23.12 | 16.00 | групповая | 1 | Песок и глина | Лаборатория | Опрос |
7.2 | 28.12 | 16.00 | групповая | 1 | Свойства песка | Лаборатория | Наблюдение |
7.3 | 30.12 | 16.00 | групповая | 1 | Свойства глины | Лаборатория | Наблюдение |
8. Камни | |||||||
8.1 | 1.02 | 16.00 | групповая | 1 | Откуда берутся камни? Свойства камней | Лаборатория | Опрос |
8.2 | 3.02 | 16.00 | групповая | 1 | Живые камни | Лаборатория | Наблюдение |
8.3 | 8.02 | 16.00 | групповая | 1 | Кристаллы | Лаборатория | Наблюдение |
9. Магнит | |||||||
9.1 | 10.02 | 16.00 | групповая | 1 | Магнит на службе у человека Свойства магнита | Лаборатория | Опрос |
9.2 | 15.02 | 16.00 | групповая | 1 | Бабочка | Лаборатория | Наблюдение |
9.3 | 17.02 | 16.00 | групповая | 1 | Рыбалка | Лаборатория | Наблюдение |
10. Звук | |||||||
10.1 | 22.02 | 16.00 | групповая | 1 | Что такое звук? | Лаборатория | Опрос |
10.2 | 24.02 | 16.00 | групповая | 1 | Высокие и низкие Мелодия | Лаборатория | Наблюдение |
10.3 | 1.03 | 16.00 | групповая | 1 | Телефон | Лаборатория | Наблюдение |
11. Свет | |||||||
11.1 | 3.03 | 16.00 | групповая | 1 | Что такое свет? | Лаборатория | Опрос |
11.2 | 10.03 | 16.00 | групповая | 1 | Тень | Лаборатория | Наблюдение |
11.3 | 15.03 | 16.00 | групповая | 1 | Радуга | Лаборатория | Наблюдение |
12. Почва | |||||||
12.1 | 17.03 | 16.00 | групповая | 1 | Что такое почва? Воздух в почве | Лаборатория | Опрос |
12.2 | 22.03 | 16.00 | групповая | 1 | Вода в почве | Лаборатория | Наблюдение |
13. Растения | |||||||
13.1 | 24.03 | 16.00 | групповая | 1 | Семена | Лаборатория | Опрос |
13.2 | 29.03 | 16.00 | групповая | 1 | Могут ли растения дышать? | Лаборатория | Наблюдение |
13.3 | 31.03 | 16.00 | групповая | 1 | Нужен ли корешкам воздух? | Лаборатория | Опрос |
13.4 | 5.04 | 16.00 | групповая | 1 | Что выделяет растение? | Лаборатория | Наблюдение |
13.5 | 7.04 | 16.00 | групповая | 1 | На свету и в темноте | Лаборатория | Наблюдение |
13.6 | 12.04 | 16.00 | групповая | 1 | Лабиринт | Лаборатория | Наблюдение |
13.7 | 14.04 | 16.00 | групповая | 1 | Как увидеть движение воды в растении? Цикл растений | Лаборатория | Наблюдение |
14. Итоговая аттестация | |||||||
14.1 | 19.04 | 16.00 | групповая | 1 | Лаборатория Фиксиков | Лаборатория | Открытое мероприятие |
Содержание
Раздел 1. Вводная диагностика
Первичная диагностика определяет готовность воспитанников к обучению по программе «Я исследователь». Проводится в форме игры «Кто такие ученые?».
Раздел 2. Лаборатория
Тема 2.1: Знакомство с лабораторией
Экскурсия в лабораторию. Рассказ о работе ученых. Рисование «Я – ученый».
Тема 2.2: Органы чувств
Формирование представлений об органах чувств, их значении в жизни человека. Просмотр видеофильма «Как мы познаем мир», игра «Наши помощники».
Тема 2.3: Приборы помощники
Познакомить детей с простейшими измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой, увеличительным стеклом. Показать разницу условной мерки и измерительных приборов. Практическая работа: измерение длины.
Тема 2.4: Приборы помощники
Познакомить детей с простейшими измерительными приборами: мерным стаканом и мерной ложкой, весами. Показать разницу условной мерки и измерительных приборов. Практическая работа: измерение веса.
Раздел 3. Вода
Тема 3.1: Вода на Земле
Вода и её свойства
Дать представление о значении воды для живых существ, работе воды. Просмотр презентации «Вода на Земле». Игра «Вопрос ученому».
Познакомить детей со свойствами воды: прозрачность, текучесть, не имеет цвета и запаха, растворяет соль, сахар. Опытно-экспериментальная деятельность.
Тема 3.2: Вода. Испарение
Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды). В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).
Тема 3.3: Вода в почве
Показать, что в почве есть вода. Проведение опыта: накрыть горшочек с землей пищевой пленкой или стеклом и понаблюдать. Появление капелек воды докажет наличие воды в почве. Опыт: свойства почвы пропускать воду.
Раздел 4. Воздух
Тема 4.1: Воздух
Свойства воздуха
Дать представление о значении воздуха для живых существ, движении и работе воздуха. Просмотр презентации «Воздух на Земле». Игра «Вопрос ученому».
Формировать понятие о том, что такое воздух, зачем он нужен человеку, как можно обнаружить воздух (движение воздуха). Познакомить со свойствами воздуха: невидимый, имеет вес, не имеет запаха, может переносить запахи. Опытно-экспериментальная деятельность.
.
Тема 4.2: Движение воздуха
Изготовление игрушек-оригами: вертушки, парусника. Игрушки работают от движения воздуха.
Тема 4.3: Горячий воздух
Дать представление о том, что воздух может нагреваться. Свойства нагретого воздуха. Изготовление игрушки «Змейка», работающей благодаря теплому воздуху.
Тема 4.4: Холодный воздух
Дать представление о том, что воздух может охлаждаться. Опытно-экспериментальная деятельность «Как надуть воздушный шар». Опыт со свечой.
Раздел 5. Снег
Тема 5.1: Снег в природе. Свойства снега.
Дать представление о снеге, как о твердом состоянии воды. Просмотр презентации «Откуда берется снег». Игра «Вопрос ученому».
Познакомить детей с физическими свойствами снега, превращением снега в воду и пар. Формировать представление о зависимости свойств снега от погодных изменений.
Тема 5.2: Защитные свойства снега.
Рассказ о защитных свойствах снега. Экскурсия «Огород зимой». Опытно-экспериментальная деятельность «Где быстрее застынет вода: в сугробе или на поверхности?».
Тема 5.3: Иней.
Дать представление об инее. Просмотр презентации «Как появляется иней?». Опытно-экспериментальная деятельность «Ветка в инее».
Тема 5.4: Искусственный снег.
Дать представление об искусственном снеге, его предназначении. Опытно-экспериментальная деятельность «Сходства и различия настоящего снега и искусственного».
Раздел 6. Лёд
Тема 6.1: Лёд. Свойства льда.
Дать представление о льде, как о твердом состоянии воды. Просмотр фильма «Как образуется лед?». Игра «Вопрос учёному», «Снег и лёд».
Определение опытным путем свойств льда: холодный, прозрачный, тает при комнатной температуре (плавится), твердый, хрупкий.
Тема 6.2: Цветной лед.
Изготовление цветного льда для украшения прогулочного участка.
Тема 6.3: Лёд и вода.
Выявление опытным путем свойства льда: лёд легче воды. Опустить кусочек льда в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не перельется через край. Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, то есть она тяжелее.
Раздел 7. Песок и глина
Тема 7.1: Песок и глина
Знакомство с песком и глиной в лаборатории. Сравнение песка и глины. Познакомить детей с песком и глиной. Дать представление о происхождении песка и глины. Просмотр презентации «Пустыни мира». Игра «Вопрос ученому».
Тема 7.2: Свойства песка
Познакомить со свойствами песка: сухой песок, мокрый песок. Постройки из «космического песка».
Тема 7.3: Свойства глины
Познакомить со свойствами глины. Изготовление чашки из глины.
Раздел 8. Камни
Тема 8.1: Откуда берутся камни? Свойства камней
Дать представление о происхождении камней. Просмотр презентации о горах и вулканах. Игра «Вопросы ученому».
Выяснить свойства камней опытным путем. Определить цвет камня (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).
Определение размера. Одинакового размера ли ваши камни?
Опыт Определение характера поверхности.
Опыт. Рассматривание камней через лупу.
Опыт. Определение веса.
Опыт. Определение температуры камней.
Тема 8.2: Живые камни
Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми. (Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы). Проверить, что будет, если выдавить на камень сок лимона. Поместить камешек в жужжащий стаканчик, послушать. Рассказать о результате.
Тема 8.3: Кристаллы
Выращивание солевого кристалла.
Раздел 9. Магнит
Тема 9.1: Магнит на службе у человека Свойства магнита
Дать представление о магните. Презентация «Магнит на службе у человека». Игра «Вопросы ученому».
Выяснить опытным путем свойства магнита, свойств разных предметов на предмет притяжения к магниту. Понятие полюсов магнита.
Тема 9.2: Бабочка
Изготовление игры-лабиринта «Бабочка» на основе магнита.
Тема 9.3: Рыбалка
Решение проблемной ситуации «Достань рыбку из воды, не замочив руки».
Раздел 10. Звук
Тема 10.1: что такое звук?
Дать представление о звуковых волнах и их свойствах. Просмотр презентации «Звук». Игра «Вопросы ученому».
Тема 10.2: Высокие и низкие
Мелодия
Выяснить опытным путем, отчего зависит низкий звук или высокий (на примере линейки). Понятие о низких и высоких звуках в музыкальных инструментах.
Дать понятие мелодии, как последовательности низких и высоких звуков. Практические упражнения – игра на музыкальном инструменте металлофон.
Тема 10.3: Телефон
Изготовление игрушечного телефона из картонных стаканчиков.
Раздел 11. Свет
Тема 11.1: Что такое свет?
Дать представление о свете и его источниках. Просмотр презентации «Что такое свет». Игра «Вопросы ученому».
Тема 11.2: Тень
Выяснить опытным путем свойства света (лучи прямые, не могут пройти через непрозрачные предметы, отражаются от блестящих поверхностей). Теневой театр.
Тема 11.3: Радуга
Презентация «Радуга в природе». Выяснить опытным путем, что луч света состоит из 7 цветов. Опыт с зеркалом и водой. Изготовление волчка, раскрашенного в цвета спектра.
Раздел 12. Почва
Тема 12.1: Что такое почва?
Воздух в почве
Показать, из чего состоит почва.
На лист бумаги кладём немного почвы, рассматриваем, определяем цвет, запах, растираем комочки земли, находим остатки растений. Рассматриваем в микроскоп.
В почве живут микробы (они превращают перегной в минеральные соли, столь необходимые растениям для жизни).
Показать, что в почве есть воздух.
Проведение опыта. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Сделать вывод.
Тема 12.2: Вода в почве
Показать, что в почве есть вода. Проведение опыта: накрыть горшочек с землей пищевой пленкой или стеклом и понаблюдать. Появление капелек воды докажет наличие воды в почве. Опыт: свойства почвы пропускать воду.
Раздел 13. Растения
Тема 13.1: Семена
Закреплять знания детей о том, что из семян и плодов вырастают растения, учить определять название по характерным признакам (косточка, орех, луковица, корнеплод, семечка, плод, ягода). Формировать представление о разнообразии плодов и семян.
Тема 13.2: Могут ли растения дышать?
Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. Опыт «Чем дышат растения?». Наблюдение за листьями, смазанными вазелином.
Тема 13.3: Нужен ли корешкам воздух?
Выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями. Опыт «Рыхлая и плотная почва».
Тема 13.4: Что выделяет растение?
Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений. Опыт «Растение под колпаком». Наличие кислорода определяет педагог с помощью горящей спички.
Тема 13.5: На свету и в темноте.
Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. Наблюдение за растениями, находящимися на свету и в коробке. Выводы.
Тема 13.6: Лабиринт.
Установить, как растение ищет свет. Опыт с картонной коробкой с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном – отверстие.
Тема 13.7: Как увидеть движение воды в растении?
Цикл растений.
Опыт: окрашивание белых цветов хризантемы с помощью пищевого красителя.
Проращивание фасоли из семян. Уход за растением. Ведение дневника наблюдения за растением.
Раздел 14. Итоговая аттестация
Открытое мероприятие для родителей «Лаборатория Фиксиков»
Методическое обеспечение
Педагогические методики и технологии
При проектировании образовательного процесса по обучению старших дошкольников учитываются возрастные, индивидуальные, психологические особенности воспитанников. Для этого используются технологии, позволяющие выстраивать образовательный процесс с учетом всех требований к организации процесса развития ребенка в условиях детского сада:
- Личностно-ориентированная;
- Здоровьесберегающая;
- Игровая;
- Технология исследовательской деятельности;
- Деятельностного подхода.
Личностно-ориентированная технология создает такую образовательную среду, где реализуются индивидуальные интересы и потребности реальных детей, эффективно накапливается детьми личный опыт. Образовательная среда ориентирована на природообразность. Личностный подход – это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности в воспитании ребенка. Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса, а следовательно, означает становление субъект – субъектных отношений. Взаимодействие в непосредственно образовательной деятельности строится на личностно-ориентированной основе, используя дифференцированный подход к каждому ребенку. Учитываются его возможности, способности личностно-ориентированная технология предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.
Здоровье сберегающая технология.
Полноценное развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полноценное физическое и психическое, социальное благополучие.
Для воспитания здорового ребенка создаются условия для:
1. Взаимодействие с воспитанниками выстраивается в увлекательной, доброжелательной атмосфере, что создает положительный настрой на обучение.
2. Обеспечение смены деятельности, которое благотворно влияет на физическое и эмоциональное состояние дошкольников.
3. Непосредственно образовательная деятельность проводится в удобном, хорошо проветриваемом помещении с достаточным освещением.
4. Экспериментальная деятельность проводится также на свежем воздухе. Объектами для изучения становятся насекомые, птицы, растения, явления природы
Игровая технология – ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Для развития познавательной активности старших дошкольников я использую игры-экспериментирования:
1. Игры с природными объектами.
2. Игры со специальными игрушками для исследования.
3. Игры с животными
Технология исследовательской деятельности
Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Для исследовательской деятельности выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:
- опыты (экспериментирование) — освоение причинно-следственных связей и отношений;
- коллекционирование (классификационная работа) — освоение родовидовых отношений;
Технология деятельностного подхода. Цель этой технологии: воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом - быть хозяином своей деятельности: ставить цели; решать задачи; отвечать за решения.
Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития - знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом.
Обучать деятельности в воспитательном смысле - это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Методы и приемы
В программе используются как традиционные методы, так и инновационные. Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:
1.Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и т д). В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности я использовала наблюдения разного вида:
- Распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
- За изменением и преобразованием объектов.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию познавательной активности дошкольников успешны такие приёмы, как картосхемы, алгоритмы, модель обследования предмета, рабочие листы, решения проблемных ситуации с персонажами.
2. Словесные (эвристические беседы, чтение художественной литературы)
3. Практические методы. Большое значение придаю ведущей форме деятельности детей – игре (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры). Развивать положительные эмоции помогают игры-превращения, фокусы, занимательные опыты.
Использование инновационных технологий воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ педагога о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель.
Техническое обеспечение
- Проектор;
- ноутбук;
- проектировочный экран;
- столы;
- стулья по количеству детей.
Дидактическое обеспечение
Стол для экспериментирования. Резиновый коврик.
∙ Халаты, передники, нарукавники.
∙ Природный материал: песок, глина, фасоль, минералы, разная по составу земля, кора деревьев, мох, листья, горох, вода, камушки, ракушки, деревяшки, различные плоды, пух, перья и т.д.
∙ Сыпучие продукты (соль, сахарный песок, горох, манка, мука, крахмал).
∙ Пищевые красители.
∙ Ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки.
∙ Микроскоп, лупы.
∙ Песочные часы, безмен.
∙ Технические материалы (болты, гайки, гвозди).
∙ Вспомогательные материалы (нитки, колбы, вата, марля, шприцы без игл) .
∙ Лейки, опрыскиватели, палочки для рыхления почвы.
∙ Схемы, модели, таблицы с алгоритмом выполнения опытов.
∙ Журнал исследований для фиксации детьми результатов опытов.
∙ Настольно –печатные игры для формирования первичных, естественнонаучных представлений.
∙ Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски).
Список литературы
1. Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 127 с.
2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под. ред. В Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.
3. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от3 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2006. – 64 с.
4. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 224 с.
5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособия для работников дошкольных учреждения. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.
6. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – М.: Учитель, 2012.
7. Ребенок в мире поиска «Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста» / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
8. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах / сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 320 с.
9. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 240 с.
10. Открытые мероприятия для детей подготовительной группы. Образовательная область «Познавательное развитие». Практическое пособие для старших воспитателей, методистов и педагогов ДОУ, родителей. / Авт.-сост.: А.В. Аджи. – Воронеж.: ООО «Метода», 2014 – 144 с.
11. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. / Авт.-сост.: З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева, Л.М. Кларина, З.А. Серова. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 160 с.
12. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 20
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
Данная программа направлена на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....
Юнный исследователь
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...
Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .
Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....
Наши почемучки - будущие исследователи!
Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...
Проект "Юные исследователи"
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта: Групповой.Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...
Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"
Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек, стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...
Карапузы - исследователи.
Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...