Выступление в рамках ГМО
материал

Абасова Аида Нажмутдиновна

«Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию экологического развития дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskie_aktsii_v_dou.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:


«Экологические акции в ДОУ как активная форма работы

 по формированию  экологического развития дошкольников»

(доклад и мастер-класс в рамках ГМО)

воспитатель первой категории:

Абасова А.Н.

2022

«Экологические акции в ДОУ как активная форма работы

 по формированию  экологического развития дошкольников»

 

   Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.

     Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.

   Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности.

      Эффективным средством решения задач экологического воспитания дошкольников являются экологические акции. Экологические акции - это событийно - значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой  среди родителей, которые становятся активными помощниками.

     Акции - это комплексные мероприятия, которые реализуются через все виды детской деятельности. Выбор данной формы работы не случаен, так как:
- акции направлены на формирование активной жизненной положительной позиции по отношению к природе и помогают понять ребенку, что от него зависит состояние окружающей нас среды;
- акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе, а осознанных знаний этих правил;
-  акции позволяют детям видеть примеры заботливого отношения к природе со стороны взрослых и самим развивать положительное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

В основе любой акции лежит проблема, для решения которой требуется творческий поиск.Акции - это «игра - всерьез» результаты акции значимы для детей и взрослых.

Обязательные составляющее акции:

  • детская самостоятельность (при поддержке взрослых),
  • сотворчество детей и взрослых,
  • развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение имеющихся знаний и представлений на практике.

      При организации экологических акций придерживаются следующих принципов:

- Осмысленность. Нужно, чтобы все участники понимали, что именно и зачем они делают.

- Отсутствие духа соревнования. Участники акции должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получение лучшего места в рейтинге.

- Безопасность. Нельзя, например, убирать битое стекло и окурки на берегу реки или возле автобусной остановки.

- Разумность. Если акция связана с уборкой леса, то не стоит переносить мусор из одной кучи в другую, изменяя лишь место её расположения. Если идёт сбор батареек, нужно знать, куда их потом можно отправить.

- Системность. Последовательность - обязательная черта акций. Одноразовой акцией многого не достигнешь.

- Гласность. Акция должна найти отклик. Дошкольникам крайне важно знать, что их идеи и результаты работы одобрены окружающими.

      Хочется более подробно остановиться на проведенных акциях в нашем ДОУ.

Акция «Птичья столовая. Синичкин день»

Для птиц зима самое холодное и голодное время. В холодный период года большое количество птиц гибнет. И мы можем помочь им пережить стужу, тем самым сохранить их численность. Заботливое отношение помогает воспитать в юных душах милосердие, сострадание слабым и обездоленным. Ведь мы несем ответственность за тех, кто рядом с нами!

Цель этой акции - воспитание у детей и их родителей эмоционально-положительного отношения к птицам, развить желание помочь им.

Условия: Для того чтобы стать участником акции  детям совместно с родителями предложили сделать необычную кормушку. Родители поддержали эту интересную идею и с удовольствием приносили кормушки. Дети на прогулке самостоятельно повесили их на деревья и всю зиму подкармливали птиц.

Природоохранная акция «Сохраним живую елочку».

 Акция проводится в преддверии новогодних праздников  с целью формирования элементов экологического сознания, воспитания бережного отношения к природе, сохранения ее богатства. Воспитания бережного отношение к хвойным деревьям, желания сохранить их растущими на участке, в сосновом бору, в лесу.

      Дети, совместно с педагогами и родителями создавали плакаты, рисунки в защиту живой ели. Сочиняли рассказы о жизни елочки в лесу, листовки с обращениями - призывами к людям о сохранении живых насаждений, об использовании искусственных елок для «украшения» праздника. Развесили эти листовки  на досках объявлений нашего посёлка.

Акция  «Покажем малышам, как ухаживать за растениями»:

Ребята подготовительной группы показали, как протирать листья, рыхлить землю, правильно поливать растения.  Видеоматериалы с рекомендациями  были переданы воспитателям средней группы для просмотра с детьми. 

Акция по сбору батареек «Спасём ёжика»

Батарейки сделали нашу жизнь удобнее. Одно лишь но: они имеют особенность разряжаться. А задумывались ли мы, куда деваются использованные батарейки? Конечно, выкидываются, и никто не беспокоится об их дальнейшей судьбе: судьбе отравителя почвы и всего в ней и на ней живущего. 1пальчиковая батарейка загрязняет 20 м² почвы, а, соответственно, 2 дерева, 1 ежа и тысячи дождевых червей, а также грунтовые воды, которые питают деревья, плоды, нас. А ведь возможна их переработка!

Воспитанники нашего детского сада присоединились к акции по сбору использованных батареек под девизом «Сдай батарейку - спаси ёжика».

Каждый ребенок, кидая использованные батарейки в бутыли, установленные в раздевалке, приговаривал: «Один ёжик, два ёжика. Я спас 5 ежей». Каждый маленький человек чувствовал себя великим спасателем, спасателем своей планеты и всего живого на ней.

Экологическая акция «Каждую соринку – в корзинку!»

Проводится с целью формирования представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на Земле. Заложить основы навыка поддержания чистоты в различных местах.

       Дети знакомы с поговоркой «Чистота - залог здоровья», имеют культурно -гигиенические навыки ухода за одеждой, своим телом. Им предлагается задуматься о чистоте природы, ее значении для растений, животных, человека, почвы. Делают выводы об источниках загрязнения, об ущербе, наносимом красоте природы, о взаимосвязи: больше выбросов - хуже здоровье человека, меньше растений и животных.

Природоохранная акция «День Земли» (21 марта)

Цель: Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле. Создать условия для сотрудничества родителей и детей, их эмоционального и психического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.

        Ресурсосберегающая акция «Берегите воду!» (22 марта - Всемирный день воды)

Цель: приобщение детей к рациональному использованию водных ресурсов, привлечение внимания общественности к вопросам сохранения водных ресурсов.

Чтобы заинтересовать детей к участию в этой акции проводились беседы, занятия в форме экспериментов и опытов с водой. Дети выполнили агитационный материал в форме аппликации по теме «Берегите воду», который разместили в своих домах, где проживают.

Акция «Берегите птиц!» (Каждому певцу по дворцу) 1 апреля – Всемирный день птиц.

Цель: Привлечь семьи воспитанников ДОУ к решению проблем окружающей среды, улучшению экологии путем привлечения и заботы о птицах.

В ходе акции дети узнали, что домик для птиц изготавливается из дерева; форма домика свободная, основание скворечника должно быть примерно 25 х 25 сантиметров, а высота - 30 сантиметров. Отверстие - около 5 сантиметров в диаметре. А полочка перед ним должна быть небольшой, иначе этим воспользуются хищные птицы. Родители помогли нам в этом деле. Сколько было восторга и радости в глазах детей, что помогли птицам обрести новое и уютное жилье.

Акция «11 апреля – День русской берёзки».

Цель данного мероприятия: познакомить детей с одним из символов нашей Родины – березкой, с произведениями искусства (стихами, частушками, песнями, загадками посвященными березке, а также с русскими обычаями, обрядами,  связанными с эти деревом.  Воспитывать у детей патриотические чувства – любовь, гордость  и уважение к Родине.

Акция «Подарим книге новую жизнь – спасем одно дерево»

В рамках «Недели книги» можно организовать акцию «Подарим книге вторую жизнь – спасем одно дерево!». Во время организованной образовательной деятельности, проведенной в форме бесед, рассказов, наблюдений, презентаций, опытов и исследовательской работы дети узнали о том, как и откуда появляется бумага, в каких сферах деятельности используется. Совместно с детьми было проведено экспериментирование «Сравнение свойств разных видов бумаги и картона». На занятии дети познакомились с разными видами бумаги и картона, в ходе самостоятельного исследования свойств бумаги и картона дети пришли к выводу, что изделия из бумаги и картона требуют бережного к себе отношения. Вместе с детьми мы организовали мастерскую по ремонту книг, где «лечили» старые книжки: подклеивали странички, делали красивые переплёты. Ребята обещали продолжить эту работу дома вместе с родителями. Проведение такой акции для детей способствует бережному отношению к книге.

Акция «Вторая жизнь ненужным вещам»

Цель акции: Знакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционными способами применения различных материалов, формировать интерес к творческой деятельности. Содействовать знакомству родителей с применением различных нетрадиционных материалов в творческой деятельности; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Природоохранная акция «Знаки сделаем мы дружно и расставим там, где нужно, чтобы людям показать, как природу охранять».

Цель акции: пропаганда экологических знаний, формирование экологически грамотного поведения в повседневной жизни, в местах отдыха; повышение уровня экологических знаний родителей и важность экологического воспитания их детей.

          

Заключение: экологические акции как нельзя лучше подходят для формирования активной жизненной позиции по отношению к окружающей среде и являются одной из активных форм работы.

С уверенностью могу сказать, что участвуя в экологических акциях, дети приходят к пониманию природных процессов, осознанно применяют полученные знания на практике. Дошкольники осознают ответственность за последствия действий человека, растут неравнодушными к чужой беде людьми. Акции не только оказывают воспитательное воздействие на детей, так как дошкольники видят, как к этому событию относятся взрослые, участвуют в нем, но и постепенно меняется отношение к природе у родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО–НРАВСТВЕННЫХ НОРМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ" (Выступление в рамках научно-практической конференции)

18.02.2012г. в Конференц-зале храмового комплекса во имя Воскресения Христова по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Гагарина, д.17 прошла городская научно-практическая конференция «Просвещение и нравс...

Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические   аспекты адаптации детей  раннего  возраста  к условиям  дошкольного  образовательного учреждения  в зависимос

Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические   аспекты адаптации детей  раннего ...

Выступление в рамках педагогического совета " Опыт работы по созданию предметно-развивающей среды в группе ДОУ"

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его интересов, склонностей, уро...

Выступление в рамках районного постоянно-действующего семинара педагогов ДОУ

Обучение старших дошкольников способам обследования величин предметов на математических занятиях...

Выступления в рамках педсовета МКДОУ, на районных методических объединениях.

Выступления на семинарах, педсоветах,методических обьединениях....

Выступление в рамках педагогической мастерской для воспитателей ДОО

Особенности технологии сотрудничества как средства формирования эмоционально-волевой сферы у дошкольников...