Выступление в рамках педагогической мастерской для воспитателей ДОО
статья на тему

Гречко Оксана Евгеньевна

Особенности технологии сотрудничества как средства формирования эмоционально-волевой сферы у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_vystuplenie.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление в рамках пед. мастерской

для воспитателей ДОО

 Особенности технологии сотрудничества, как средства формирования эмоционально-волевой сферы дошкольников

Система дошкольного образования в настоящее время ориентирована на подход к ребёнку как развивающейся личности.

Развитие личностных качеств и способностей детей дошкольного возраста определяется направленностью содержания образования на приобретение воспитанниками опыта разнообразной деятельности: познавательной, практической, социальной. Поэтому, при реализации общеобразовательной рабочей программы особое место мы отводим деятельностному содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых воспитанниками знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

В ходе реализации основной общеобразовательной программы ДОУ воспитанники приобретают интегративные качества личности. Одним из таких качеств является овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования навыков сотрудничества, нами были определены основные научные труды, которые легли в основу разработки технологии по развитию у дошкольников навыков сотрудничества друг с другом.

Целью данной технологии является развитие навыков сотрудничества детей друг с другом в непосредственно образовательной деятельности.

Достижение этой цели предполагается посредством решения следующих задач:

- формировать у детей способы взаимодействия в паре, малой группе;

- развивать способность к использованию элементов символизации для выражения своих действий;

- развивать основы самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки по результатам деятельности

        Работа с использованием технологии сотрудничества предполагает последовательное прохождение с детьми ряда этапов. Цель первого этапа работы – освоение элементарных форм учебного сотрудничества (в рамках НОД). Цель второго этапа – освоение правил взаимодействия с взрослым и сверстниками в процессе учебного сотрудничества. Цель третьего заключительного этапа – обучение детей самостоятельному выбору формы организации в НОД.

        Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребёнка в следующий очень важный этап его жизни – поступление в школу. Поэтому существенное место в работе с детьми старшего дошкольного возраста занимает подготовка к школе. И наша задача заключается в том, чтобы на пороге школы, помочь ребёнку построить содержательный образ «настоящего школьника».

Основанием для формирования элементов сотрудничества на развивающих занятиях стали следующие положения:

  1. Сотрудничество должно строится как договор о продуктивном взаимодействии и взаимопомощи, в составлении которого участвуют обе стороны: воспитатель и дети.
  2. Каждый раз, предлагая новую норму «учебных» взаимоотношений, воспитатель предлагает детям ситуацию открытого выбора между правильным и неправильным поведением и представляет каждому возможность попробовать, применить к себе и то, и другое, не на словах, а на деле.
  3. Норма – это всегда разнообразие индивидуальных разнодоступных вариантов. Чтобы помочь ребёнку подогнать общую норму к его индивидуальности, нужен веер допустимых образцов в пределах одной нормы.
  4. Чтобы помочь ребёнку выполнить норму, недостаточно её сформулировать. Необходимо ввести средства для регуляции и саморегуляции нормативного поведения; в данном случае этот разнообразные знаки и жесты, с помощью которых взаимодействия в коллективе строятся как правила уличного движения.
  5. Все нормы коллективных взаимоотношений должны носить общий характер и регулировать не только отношения ребёнок-взрослый, но и отношения ребёнок-ребёнок. При этом нормосообразное поведение складывается не в целой группе, а в малых детских группах, являющихся для ребёнка одновременно и группами эмоциональной поддержки.

Развивающие занятия, включающие технологию сотрудничества, имеют особую структуру:

  1. На первом этапе детям предлагается проблемная ситуация, которая побуждает детей к поиску решения не только поставленной проблемы, но и способов организации для успешного решения, например: «Как мы будем работать?», «Как легче и быстрее выполнить это задание?»

Для поиска решения задачи педагог организует дискуссию, в процессе которой каждый ребёнок хочет высказаться, и роль воспитателя регулировать эмоциональный настрой детей, предлагая правила дискуссии.

  1. Второй структурный элемент развивающего занятия – определение формы организации детей и воспитателя с детьми для решения задачи. Технология сотрудничества предполагает два вида взаимодействия детей друг с другом. Первый вид – это работа в парах. При таком виде сотрудничества дети осваивают действия по правилу (разделение материала по какому-либо признаку) или по роли (разделение функций). Другая форма сотрудничества – деятельность в микрогруппах совместно действующих детей.

Дети должны понять, что успешность выполнения задания зависит от планирования совместных действий, коллективного замысла общего продукта, от работы каждого члена группы.

  1. Следующий, третий этап – непосредственное выполнение задания, воспитатель может включиться в деятельность детей в паре с ребёнком, в группе, или самостоятельно у доски, на отдельном материале.
  2. Последний структурный элемент – организация контроля и оценки предполагает действия контроля и оценки.

Взаимопроверка и взаимооценка осуществляется при работе детей группами, парами, самостоятельно. Анализу подвергается каждая операция и способ её выполнения. Важным шагом в этом становится обучение детей самооценке. Самооценка предполагает, что ребёнок, умеющий учится, должен уметь оценивать свои достижения.

Основными принципами технологии сотрудничества являются:

  1. Обучение носит развивающий характер, воспитатель не даёт готовых образцов действия, а стимулирует и направляет детский поиск на решение поставленной проблемы.
  2. Технология сотрудничества используется на знакомом программном материале, когда дети знакомы со способом решения поставленных задач.
  3. Эффективным толчком является проблемная ситуация, побуждающая к поиску не только решения задачи, но и способов эффективного сотрудничества.
  4. Поиск решения проблемы происходит при помощи вопросов и ответов педагога и детей, выделяется цель, способы и действия решения задачи, а затем, после её достижения подводится итог, т.е. проводится рефлексия.
  5. Чтобы облегчить формирование самоконтроля детям вводятся специальные средства регуляции и саморегуляции нормативного поведения.

Данная технология состоит из трёх этапов:

  1. Первый этап начинается с детьми младшего и среднего возраста со второй половины учебного года. Этому времени дети осваивают определённый объём программного материала.
  2. Второй этап с детьми старшего дошкольного возраста. Продолжается работа по развитию навыков взаимодействия. Вводится новый элемент сотрудничества дискуссия.
  3. Третий этап предполагает обучение детей самостоятельному выбору формы организации в непосредственно образовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на межрегиональной Педагогической мастерской "Социокультурные истоки" 2022 год

Опыт работы по направлению «Развитие воспитательной среды в дошкольной образовательной организации на основе системных направлений программы «Социокультурные истоки» с использованием...