Статья «Ознакомление с новыми музыкальными играми и применение их в повседневной жизни»
методическая разработка
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья «Ознакомление с новыми музыкальными играми и применение их в повседневной жизни»
С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д.
Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, боле важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру.
Слуховое восприятие - очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения.
Слуховое внимание - умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издаваемым предметом.
Слуховая память – умение удерживать в памяти и воспроизводить сложную многоступенчатую инструкцию, ряд действий, слов и т.д.
Для того, чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), понимать и различать любые звуки, он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки. Слуховое внимание, восприятие и память нужно целенаправленно развивать с первых лет жизни. Лучше всего делать это в игре.
Цель игр, приведенных ниже, - открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.
В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей. Это требует от ребенка не только активного восприятия, но и хорошей памяти, внимания, развитого мышления и элементарного музыкального слуха.
Игры для развития слухового восприятия, внимания и памяти.
Кто что услышит?
Цель: Развивать слуховое внимание, память, восприятие, пополнять активный словарь.
Оборудование: Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, барабан и т.п.
Ход: Взрослый за ширмой по очереди издает звуки выше перечисленными предметами и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.
Угадай, что делать
Цель: Развивать слуховое восприятие и память, развивать умение переключать слуховое внимание, развивать координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.
Оборудование: Бубен, два флажка.
Ход: У ребенка в руках два флажка. Если взрослый громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо - опускает флажки вниз.
Важно следить за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение.
Кто внимательный?
Цель: Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.
Оборудование: Кукла, игрушечный мишка, машинка.
Ход: Взрослый сидит около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2 - 3 метров от него. Взрослый предупреждает ребенка: «Я буду говорить шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорит:
- Возьми мишку и посади в машину.
- Возьми мишку из машины.
- Посади в машину куклу.
- Покатай куклу машине.
Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти поручения. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.
Где позвонили?
Цель: Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве.
Оборудование: Колокольчик.
Ход: Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должен указать направление, откуда доноситься звук. Если малыш ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 - 5 раз. Необходимо следить, чтобы ребенок не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.
Угадай, на чем играю?
Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию.
Оборудование: Барабан, бубен, дудочка и др.
Ход: Взрослый поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда взрослый убедится, что малыш усвоил название и запомнил звучание инструментов, игрушки убирает за ширму. Взрослый повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна».
Игра"Кто что услышит? "
Цель. Развитие слухового внимания. Накопление словаря и развитие фразовой речи.
Оборудование. Ширма, разные звучащие предметы:звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба и т. д.
Описание игры. Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т. д., а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.
Игра"Узнай по звуку"
Цель. Развитие слухового внимания и фразовой речи.
Оборудование. Различные игрушки и предметы, которыми можно производить шумы и звуки разными предметами. Если ребенок догадывается, чем произведен звук, он поднимает руки и говорит об этом взрослому, не оборачиваясь.
Шумы можно производить самые разные:бросать на пол ложку, мяч, бумагу;ударять предметом о предмет;перелистывать книгу;рвать или мять бумагу и т. д.
Игра"Кто летит"
Цель. Развитие слухового внимания.
Ход игры. Воспитатель сообщает детям, что он будет говорить слово"летит" в сочетании с другими словами (птица летит, самолет летит) .Но иногда он будет ошибаться (например:собака летит) .Дети должны хлопать только тогда, когда два слова употребляются правильно. В начале игры логопед медленно произносит фразы, делает паузы между нами. В дальнейшим темп речи ускоряется.
Игра"Домашний оркестр"
Чему учиться ребенок:продолжает развивать слуховое внимание, память, чувство ритма;обогащает словарь существительными по лексической теме"Посуда"
Оснащение: чашка, ложка, тарелка, кастрюля
Ход игры:сообщите, что сегодня будет играть на инструментах, но не на музыкальных, а"домашних", и дайте ребенку посуду.
Спросите:"Как можно назвать одним словом эти предметы? "-"Посуда"-"Мы будем играть на посуде. Ты оркестр, а я дирижер. Я буду показывать, как играть, а ты повторяй за мной".
Отстукивайте ритмы, а ребенок должен повторять за вами.
Использование предложенных игр позволит малышу обогатить и расширить представления о звуках окружающего мира, позволит развить и сформировать не только слуховое внимание, слуховое восприятие, слуховую память, но и будет способствовать развитию других познавательных процессов, таких как, мышление, речь, воображение, а это в свою очередь является фундаментом становления познавательной сферы у детей раннего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/08/picture-378605-1420729397.jpg)
Выступление на общем родительском собрании на тему: "Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников". "Применение здоровье сберегающих технологий в повседневной жизни ребенка. Валеологические песенки-распевки".
В статье подняты вопросы здоровье сбережения, воспитания привычки"здорового образа жизни". Даны варианты валеологических песенок-распевок, которые родители могут использовать дома....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/23/picture-612871-1445614078.jpg)
Методическая разработка на тему: " Организация музыкальных игра в повседневной жизни детей и развитие творческой активности дошкольников"
Через игровую деятельность и движение ребенок учиться, и в этом смысле игра может называться вдущим видом деятельности, так как определяет развитие" Л.С.Выгодский...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/16/picture-768748-1458145801.png)
Статья " Развивающие музыкальные игры" Статья знакомит читателей с значением музыки и музыкальных игр в жизни детей
Статья знакомит читателей с значением музыки и музыкальных игр в жизни детей . В статье имеютсяи развивающие музыкальные игры для детей младшего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/20/picture-299698-1379695373.jpg)
Статья на тему: "Значение музыкальной игры для детей 3-4 лет"
Данная статья раскрывает значение музыкальной игры в музыкальном развитии детей младшего возраста. Значение это велико и является одним из средств всестороннего воспитания и обучения дошкольнико...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/26/picture-1174307-1572119718.jpg)
Консультация для педагогов "Применение музыкотерапии в повседневной жизни детского сада"
Консультация для педагогов "Применение музыкотерапии в повседневной жизни детского сада"...
Статья "Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни"
Статья говорит о возможности использования игровых ситуаций в повседневной жизни....